Урок русского языка в 3 классе "Изменение имен существительных по командам вопросов"
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Урок русского языка в 3 классе "Изменение имен существительных по командам вопросов"

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
16.01.2017
Учебный предмет – русский язык Класс – 3 УМК – «Гармония» Авторская программа Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка». - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. Русский язык: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений в 2-х ч. / Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка». - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. Рабочая тетрадь-задачник к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. / Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка». - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015. Данный урок проводится в рамках раздела «Части речи», на который в программе отводится 29 часов. Тема урока: «Изменение имен существительных по командам вопроса».

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

зачетная работа проект урока русского языка Юрина Т.М. Канавинский.doc
Проект урока русского языка Н.Новгород 2016 Общие сведения о проекте Учебный предмет – русский язык Класс – 3 УМК – «Гармония» Авторская программа  Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка». ­ Смоленск: Ассоциация XXI век,  2012.   Русский язык:  учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений в 2­х ч. / Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К  тайнам нашего языка».  ­ Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. Рабочая тетрадь­задачник к учебнику для  3 класса общеобразовательных учреждений. В 2­х ч. / Соловейчик М.С.,  Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка». ­ Смоленск: Ассоциация XXI век, 2015. Данный урок проводится в рамках раздела «Части речи», на который в программе отводится 29 часов.  Тема урока: «Изменение имен существительных по командам вопроса».   Диагностический блок. В результате изучения предыдущих тем раздела «Части речи»,  обучающиеся могут объяснить: какие слова к какой части  речи относятся, что обозначают, могут сравнивать разные части речи, знакомы со словами и разными его формами. Тема урока Изменение имен существительных по командам вопросов Задачи урока  совершенствовать умение определять изученные изменения частей речи;  познакомить с изменением имен существительных по команде вопроса для связи слов в предложении;  познакомить с понятием «падеж» и количеством падежей в русском языке;  дать понятие о форме падежа единственного числа, как начальной форме имени существительного;  способствовать формированию познавательных УУД, построению логических рассуждений, выполнение заданий на анализ и сравнение, классификацию, осуществление поиска информации, обобщение;  способствовать   формированию   регулятивных   УУД   через   обучение   постановки   учебной   задачи,   через прогнозирование (планирование) предстоящей работы, осуществление самоконтроля;  способствовать   формированию   коммуникативных   УУД   через   выполнение   правил   общения   на   уроке,   ведение диалога, через работу в паре;          способствовать формированию личностных УУД через воспитание прилежания, любознательности в процессе          учения. Ожидаемые результаты Предметные:  уметь систематизировать изученные изменения частей речи;  анализировать изменения имен существительных по командам вопросов;  изменять и сравнивать изменения пар существительных (одушевленные и неодушевленные) по команде вопросов;  знать и определять именительный падеж единственного числа, как начальную форму имени существительного. Личностные:  эстетическое восприятие мира;  положительное отношение к обучению. Метапредметные:  принимать и ставить учебно­познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий;  делать выводы в результате совместной работы;  действовать по инструкциям учителя;  осуществлять   поиск   информации,   необходимой   для   решения   учебной   задачи,   из   материалов   учебника   и собственных наблюдений;  понимать информацию, представленную в изобразительной и модельной форме;  применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, классификации построения рассуждений и выводов;  аргументированно отвечать на вопросы, обосновать свою точку зрения;  вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Оборудование урока  Учебник: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., «К тайнам нашего языка», 1 ч, Смоленск, «Ассоциация XXI века» ­  2012  Тетрадь­задачник: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., «К тайнам нашего языка», 1 ч, Смоленск, «Ассоциация XXI  века» ­ 2014  Компьютер  Проектор  Материалы сайта УМК Гармония (umk­garmoniya.ru) План урока с хронометражем 1. Организационный момент – 1 мин 2. Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности – 3 мин 3. Определение учебной задачи – 3 мин 4. Работа по открытию нового знания – 20 мин 5. Закрепление нового материала – 12 мин 6. Рефлексия­ 2 мин 7. Домашнее задание – 3 мин 8. Итог урока – 1 мин Этап урока 1 1.  Организационны й момент Деятельность учителя Деятельность учащихся Теоретическое обоснование Ход урока 2 Ставит учебную задачу,  проверяет готовность учебного  места обучающегося. ­ Ребята, а какие качества человека  помогают добиться успеха?  (трудолюбие, внимание,  усидчивость, взаимопомощь и  т.д.) ­ Я уверена, что вы все на уроке   3 Проверяют готовность  рабочего места (наличие  учебника, печатной тетради,  письменных  принадлежностей) 4 Регулятивные УУД :  ­ контроль за состоянием  рабочего места, эмоционально­ положительный настрой на  урок, создание ситуации  успеха и доверия. Личностные УУД: ­ нравственно­этическая Вспоминают об изученных  изменениях частей речи,  отвечают на вопросы учителя, строят речевые высказывания. Вспоминают ,в какой форме  могут употребляться имена  существительные, имена  прилагательные и глаголы( в  определенной форме),  объясняют свой выбор,  определяют границы знания и  незнания, пытаются  сформулируют тему урока. ориентация, Познавательные УУД: ­синтез как составление целого из частей; ­построение логической цепи  рассуждений, обоснование  выбора. Регулятивные УУД: ­ целеполагание (постановка  учебной задачи на основе  соотнесения того, что изучено  и что не изучено); Коммуникативные УУД:  ­ построение речевого  высказывания. 2. Актуализация знаний.  Мотивация к  учебной  деятельности. будете внимательными,  усидчивыми, трудолюбивыми и  будете помогать друг другу. Желаю вам успехов на уроке!( 1 слайд) Организует повторение  изученного материала: ­ Ребята, что мы с вами уже знаем  про части речи? ( Что они могут  изменяться) ­А какие части речи вам уже  знакомы? ( имя существительное,  имя прилагательное, глагол).( 2  слайд)  Проводит параллель с ранее  изученным материалом.  Подводит обучающихся к  формированию темы урока. ­ Давайте ,ребята, вспомним как  изменяются части речи: имя  существительное, имя  прилагательное, глагол в  определенной форме? ­ А с какой частью речи мы будем  сегодня работать, вы узнаете, если  отгадаете загадку.( 3 слайд) Все предметы в мире 3. Определение  учебной задачи. Оно обозначает. На вопросы  кто? И что? Верно отвечает. ­ О какой части речи идет речь?  Почему? ­ А как изменяются имена  существительные? Уточняет понимание  обучающимися поставленные  цели урока. ­ А вот с каким существительным  мы будем работать? Кто  догадается. ­Кто любит и меня, и братца, Но больше любит наряжаться? – Очень модная она – Моя старшая … (сестра). На доску вывешивается слово  «сестра» с указанием  орфографической задачи. ­ Ребята, давайте запишем  «Двенадцатое декабря. Классная  работа». ­Запишите слова «сестра», решив  орфографическую задачу. Один ученик выходит к доске и  Осуществляют учебное  сотрудничество,  обосновывают свой выбор,  отвечают на вопросы учителя, строят рассуждения,  пытаются определить  учебную задачу. Записывают в рабочих  тетрадях слово «сестра»,  решая орфографическую  задачу. Познавательные УУД: ­ формирование проблемы; самостоятельное­  формулирование  познавательной цели; ­ подведение под понятие. Регулятивные УУД: ­ целеполагание ( принятие и  постановка учебной задачи); ­ прогнозирование; предугадывание. Личностные УУД: ­ смыслообразование:  понимание сущности  усвоенного. Коммуникативные УУД: ­ построение речевого  высказывания . выполняет эту работу на доске. ­Запишите проверочное слово.  Каким способом проверки мы  воспользовались? (один­много) ­Как мы изменили  существительное?( по числам) ­А как еще изменить можно  существительное? ( по команде  вопроса). А вы знаете по командам каких  вопросов изменяется  существительное? _ Какая же тема нашего урока? Кто догадался? ( Изменение имен  существительных по команде  вопросов). ­А какую цель поставим на наш  урок? ( научиться изменять имена существительные по командам  вопросов). Организует устный  коллективный анализ учебной  задачи.( 4 слайд) Побуждает обучающихся к  высказыванию своего мнения. Отмечает степень  4. Работа по  открытию  нового знания. Читают задания к  упражнениям, определяют,  какое задание необходимо  выполнить. Планируют работу по  изучению нового материала. Коммуникативные УУД: ­сотрудничество с учителем и  одноклассниками,   высказывание своего мнения,  обсуждение; ­ инициативное сотрудничество вовлеченности обучающихся в  работу на уроке. ­Я предлагаю вам, ребята,  выполнить упражнение №190 на  стр.76 учебника и узнать еще одну  тайну нашего родного языка. ­Прочитайте задание к упражнению  ( сначала про себя, потом вслух) ­ Где мы будем работать? ( в  тетради­задачнике) ­Какое слово будем вписывать?  (сестра) ­ Вписывая слово «сестра», о чем  необходимо помнить?(оставим  слово в начальной форме или  будем его изменять). Организует учебное  взаимодействие обучающихся в  парах. ­ Над этим упражнением предлагаю вам поработать в парах. Организует самопроверку  задания. ­Если задание выполнено верно,  поставьте «+», если были ошибки   «­». ­Пришлось ли изменить форму  Отвечают на вопросы  учителя, доказывают верность своего ответа. Работают в парах. Вписывают имена  существительные в  предложения, изменяя их по  командам вопросов. Определяют, по командам  каких вопросов изменяются  имена существительные. Выясняют, что при этом  изменяются окончания имен  существительных. Осуществляют самопроверку  (упр.190, упр.191). Оценивают свою работу. Извлекают нужную  информацию из учебника. Читают новые научные  сведения в учебнике,  анализируют содержание  прочитанного, отвечают на  вопросы учителя. Планируют работу на уроке. в поиске и сборе информации; ­ умение слушать и вступать в  диалог, участвовать в  коллективном обсуждении  проблем, строить  сотрудничество со  сверстниками и взрослыми; ­ умение с достаточной  полнотой и точностью  выражать свои мысли. Познавательные УУД: ­ знаково­символические  действия (чтение условных  обозначений учебника); ­ анализ изменения имен  существительных по командам  вопросов; ­ поиск и анализ информации; ­ обобщение. Регулятивные УУД: ­ выделение и осознание  обучающимися того, что уже  усвоено и что еще подлежит  усвоению; ­ контроль в форме сличения  результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий; ­ способность к преодолению  препятствий; ­ планирование: определение  последовательности  промежуточных целей с учетом конечного результата; ­ целеполагание (принятие  учебной задачи),  осуществление самоконтроля и самооценка. Личностные УУД: ­ смыслообразование  (адекватное реагирование на  трудности). слова «сестра»? (Пришлось). ­Для чего? ( что связать слова в  предложении по смыслу). ­Какая часть слова при этом  изменилась? (окончание) ­Выделите окончание в формах  слова «сестра». ­ Проверяем. ­По команде каких вопросов  изменяли слово «сестра»? Вывешивает на доску вопросы  (5 слайд) Кто? Кого? Кому? Кого? Кем? О ком? ­ Перечислите вопросы, по которым изменялось слово «сестра». ­Что происходило со словом  «сестра»? ( мы изменяли  существительное по командам  вопросов). ­В результате работы  что мы  выяснили? (Выяснили, по каким  вопросам изменяется имя существительное). На доску выставляется: «Выяснить» ( 1 пункт плана  работы). ­Предлагаю понаблюдать еще за  одним словом из упр.191. ­Прочтите задание к упражнению. ­Какое слово необходимо вписать? (река). ­Каким образом будем работать над словом? (Будем ставить вопросы  к существительному и  записывать его формы, выделяя  при этом окончания). ­Поработаем в парах и выполним  данное задание. Организует самопроверку  задания. ­Если задание выполнено верно,  поставьте себе «+», если есть  ошибки «­». ­Скажите по порядку, какие  вопросы вы задавали? Что? Чего? Чему? Что? Чем? О чем? ­Сколько раз вам пришлось  изменять форму слова? (6 раз) ­Для чего вы изменяли форму  слова?(Чтобы связать слова в   предложении по смыслу). Обращается к пункту плана  «Выяснить». ­Что мы выясняли? (По каким  вопросам изменяются имена  существительные). ­Значит этот этап работы мы  выполнили. ­А знаете ли вы как называется  изменение имен существительных  по командам вопросов?(нет) ­А где мы можем это узнать? ( В  учебнике, спросить у взрослых,  прочитать в справочной  литературе и т.д.) На доску выставляется 2 пункт  плана. «Узнать». Организует фронтальную  работу по выбору необходимой  информации из учебника. ­Сегодня мы будем получать информацию из учебника. А  поможет нам упр.№192 на с.77. ­Прочтите внимательно задание  упражнения. Что предлагают нам  выполнить? (Прочитать и узнать  новое об изменениях слов). ­Читаем (Про себя, затем вслух). ­Для чего изменяются имена  существительные? (Для связи слов в предложении). ­По командам каких вопросов  изменяются имена  существительные?(При помощи  учебника называют вопросы). ­Как ученые назвали изменения  имен существительных по  командам этих вопросов?  (Изменением по падежам). ­Что обозначает слово «падеж» в  переводе с греческого языка? (Падение). ­Почему?(Изменяясь, имя  существительное как бы падает  со ступеньки на ступеньку). ­Сколько ступенек с вопросами?(6) ­Сколько пар вопросов?(6) ­Сколько падежей в русском языке? (6). ­Продолжим узнавать новое.  Выполним упр.193 на.с.77­78. ­Выясним, какие важные сведения  сообщает наш учебник. ­Что узнали? (Именительный  падеж­ самый главный. Его так  назвали, потому что он дает имя  предмету, требуя ответ на  вопросы: кто? что?). ­Существительное в какой форме  является начальной формой имени  существительного? (В  именительном падеже, в  единственном числе). ­Узнали новые сведения?(Узнали). Ставим отметку о выполнении  пункта плана «Узнать». 5.Закрепление  нового  материала. Организует закрепление  изученного об именительном  падеже имен существительных  в соответствии с планом  работы. ­ У нас на доске пункты плана,  которые мы уже выполнили.  Планируют работу по  изучению нового материала в  ходе урока. Записывают имена  существительные в два  столбика, распределяя по  командам вопросов: кто? что? Регулятивные УУД: ­ планирование: определение  последовательности  промежуточных целей с учетом конечного результата; ­ самооценка: умение  осуществлять познавательную Отвечают на вопросы  учителя, доказывают верность своего ответа. Выясняют, что  существительные в  именительном падеже, во  множественном числе не  стоят в начальной форме. и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: ­ построение речевого  высказывания, осуществление  учебного сотрудничества с  учителем и сверстниками. Познавательные УУД: ­ поиск и анализ информации; ­ анализ слов с целью  выделения признаков имен  существительных; ­ подведение под понятие  «начальная форма имени  существительного»; ­ формулирование выводов. Личностные УУД: ­  оценивание усваиваемого  содержания материала. Перечислите их. (Выяснить.  Узнать.) ­Как вы думаете, какой пункт плана будет 3? (Закрепить наши  знания). На доску вывешивается 3 пункт. «Закрепить». ­ Подберите по три слова в каждый  столбик. На какие вопросы должны  отвечать слова? (кто?что?) Организует индивидуальную  работу. Во время работы детей,  проверяет задание. ­ Почитайте, записанные слова.(3­4  человека). ­Что вы можете сказать об этих  словах?(Это имена  существительные в  именительном падеже). ­ Проверив ваши работы, я  выписала на доску следующие  слова… Организует коллективную  работу по определению  начальной формы имени существительного. Открывает запись на доске: Кто?          Что? кошки         игры клоуны       книги ­ Стоят ли данные имена  существительные в начальной  форме? (Нет). ­Почему? (Потому, что начальная форма имени существительного – именительный падеж,  единственное число. А эти  существительные стоят во  множественном числе). ­ Молодцы, ребята. Мы с вами  закрепили свои знания об  именительном падеже? (Да). ­Значит мы выполнили пункт плана  «Закрепить». Ставит отметку о выполнении  пункта плана «Закрепить». 6.Рефлексия Организует рефлексию, в форме  перекрестного опроса по  Называют основные позиции  материала (что получилось,  что не получилось). Познавательные УУД: ­ рефлексия. изученному материалу. ­ Какой пункт плана будет 4? (Подвести итоги). На доску выставляется 4 пункт  плана «Подвести итоги». ­ Ребята, какая тема урока у нас  была? (Изменение имен  существительных по командам  вопросов). ­Какую цель мы ставили на уроке? ( Научиться изменять имена  существительные по командам  вопросов). ­ С каким новыми научными  сведениями познакомились? ­Какое задание вам показалось  трудным? ­Какое задание было интересным? ­Как вы думаете, что мы будем  изучать на следующих уроках? ­ Оцените свою работу на уроке при помощи 6 слайда «Шкала успеха». Организует  домашнюю работу  с целью закрепления изученного  материала. ­ Дома поработайте с желтой  рамочкой «Расскажи дома, что  7.Домашнее  задание Строят речевое  высказывание. Осуществляют самооценку. Коммуникативные УУД: ­ постановка вопросов,  построение речевого  высказывания. Личностные УУД: ­ смыслообразование Читают задание рамки в  учебнике и выясняют, какое  домашнее задание им  предстоит выполнить. Коммуникативные УУД:  ­ умение с точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: теперь знаешь» на с.78 учебника и  выполни упр.194 8. Итог урока ­ Вы очень хорошо поработали.  Спасибо вам за урок! ­ поиск и выделение  информации. Регулятивные УУД: ­ составление плана и  последовательности действий. Личностные УУД: ­ понимание сущности  усвоенного.
скачать по прямой ссылке