Урок русского языка в 3 классе тема "Имя существительное", презентация к уроку
Оценка 4.9

Урок русского языка в 3 классе тема "Имя существительное", презентация к уроку

Оценка 4.9
Презентации учебные +1
docx
русский язык
3 кл
27.04.2017
Урок русского языка в 3 классе тема "Имя существительное", презентация к уроку
Презентация к уроку русского языка в 3 классе, тема "Имя существительное"
Открытый урок по русскому языку 3 класс.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Ныр Тужинского района Кировской области «Имя существительное»  (космическое путешествие к созвездию имени Существительного)      открытый урок русского  языка                          в 3 классе разработала и                     провела учитель начальных               классов Кульпина                                 Ирина Михайловна Цели урока:  Обучающая:  систематизировать,  обобщить и закрепить изученный материал по теме: «Имя  существительное» – повторить морфологические признаки им. сущ. (грамматическое  значение, одушевлённые, неодушевлённые, собственные/нарицательные, род, число)  посредством игры. Развивающая  развивать связную устную и письменную речь, орфографическую зоркость, навыки  грамотного письма, внимание, воображение;  учить сравнивать, выделять главное, анализировать, делать выводы; развивать  творчество и заинтересованность учащихся в приобретении знаний;   создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс  познания. Воспитательная:  пробудить у детей  интерес к русскому языку;  воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное отношение;   прививать навыки работы в группах, в парах,  доброжелательность,  самостоятельность; чувство взаимопомощи и сотрудничества; осуществлять  проверку, самопроверку, умение слушать других. Тип урока: урок обобщения знаний Форма урока: нетрадиционная (урок­игра, космическое путешествие) Оборудование: компьютер, проектор, презентация PowerPoint, бортовые журналы  путешествия, цветные звёздочки для оценивания, космические карточки с заданием,  разноуровневые карточки с д/заданием (дифференциация по объёму и степени сложности), карточки с тестами. Педагогические технологии: игровая технология  Планируемые результаты:  ­ учащиеся научатся выделять морфологические и грамматические признаки имени  существительного;  ­ научатся находить в тексте имена существительные, определять их род, число;  ­ научатся грамотно излагать свои мысли и самостоятельно оценивать свои знания.  Ход урока 1. Организационный этап (психологический настрой на урок).  ­ Урок русского языка.   ­ Скажите, ребята, а вы любите путешествовать? (Да) Дорогие мои ребятишки, Давайте возьмем в руки книжки, Приглашаю я вас путешествовать – Знанья свои совершенствовать. Сегодня у нас урок немного необычный, мы совершим путешествие к звёздам – в космос. А  кто знает, что обозначает слово космос?  Слайд № 2 ­ Давайте откроем «Толково­этимологический словарь», найдём это слово и прочитаем его  значение. КОСМОС – вселенная. Ещё об этом слове у вас записано на стр.17 в учебнике, где страничка для любознательных. Давайте откроем и прочитаем. (Читают о космосе на  стр.17 учебника). – А кто такой космонавт? ­ Давайте откроем «Толковый словарь», который у вас в конце учебника русского языка на  стр.153 и прочитаем значение этого слова.  ­  Космонавт ­ тот, кто совершает полёты в космическом пространстве.  ­ А вы знаете, кто был первым космонавтом, который полетел к звёздам? Слайд № 3 ­ Верно, это был наш советский космонавт – Юрий Алексеевич Гагарин.  12 апреля1961 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль­спутник «Восток», под управлением Юрия Алексеевича Гагарина. Сбылась мечта всего человечества. Впервые житель нашей планеты устремился к звездам. Юрий Гагарин сделал всего один виток вокруг Земли, который длился 108 минут (1 час 48 минут), и открыл новую эру – эру полетов человека в космическое пространство. Когда Гагарин увидел  с орбиты нашу Землю, его первыми словами были слова: «Красота – то какая! Как прекрасна наша планета!»  ­ Вот и мы с вами сегодня отправимся в космос, но вы понимаете, что путешествие наше будет не совсем в «космос», а в такой же таинственный, такой же интересный, как космос, ещё мало изведанный вами  космический мир русского языка.  ­  В путешествие отправятся 2 экипажа знатоков русского языка. В каждом из них есть  капитаны – Даша Гребнева в 1 экипаже и Артём Блинов – во 2 экипаже. Путешествуя по  Галактике, вы будете вести бортовой журнал, который лежит у вас на парте, куда вы  запишите  всё, что увидите и узнаете. Также в бортовых журналах  рядом с каждым  заданием нарисована звёздочка, капитан экипажа или сам член экипажа оценивает задание и закрашивает звёздочку карандашом. Если задание выполнено отлично, без ошибок, то  закрашивает жёлтым цветом, если есть 1­2 ошибки  – зелёным, 3­4 ошибки  – красным  цветом. Но я надеюсь, что никто из вас, ребята, не получит красную звёздочку. Хочу  сообщить, что в центре управления полётом за прохождением нашего путешествия  наблюдают учёные­эксперты – гости на нашем уроке. Руководство полётом разрешите  взять на себя. Слайд № 4 А сейчас откройте свои бортовые журналы и запишите  число – 31 января. ­ А скажите, какое у вас настроение?  ­ Каким бы вы хотели видеть наш урок?  ­ Повернитесь друг к другу, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Давайте создадим  хорошее настроение на уроке. Возьмите друг друга за руки. Скажите:  ­«Я желаю тебе сегодня добра.  Ты желаешь мне сегодня добра.  Если будет трудно, я тебе помогу».  2. Актуализация знаний. Мотивация (самоопределение)  к учебной деятельности.  Итак – мы с вами космонавты и летим в космос. Значение слова космос, космонавт  мы с вами выяснили. А ещё слово Космос – это словарное слово. Посмотрите, как оно пишется и запомните.   космос ­ У меня на доске записаны ещё слова. Прочитайте их: Космонавт, земля, звёзда, планета, солнце, ракета, месяц. Слайд №  5 ­ Какие из этих слов являются словарными и их написание нужно запомнить, а какие слова­ орфограммы и их написание можно проверить? (Дети называют: словарные – космонавт,  планета, ракета, месяц, орфограммы – земля, звезда, солнце.)  ­ Ребята сейчас посмотрите ещё раз на эти слова и скажите, что их все объединяет, что в них общего? Верно это всё имена существительные.  Слайд № 6  И мы сегодня с вами совершим путешествие к созвездию имени Существительного. ­ Чтобы не заблудиться во время космического путешествия нам нужна карта звёздного неба. Вот  она, перед вами – карта нашего путешествия.                                                                                                             Созвездие  3. 1. 2. 4.                                          Существительного имени                                                                                                            ­Это звёзды и созвездие Существительного. Но для того, чтобы отправиться в полёт,             нам нужен космический корабль. Сейчас  мы попробуем его сконструировать. Для              этого мы повторим всё, что знаем об имени существительном, ведь мы летим к созвездию  Существительного.  Я задаю вопросы – вы отвечаете. (Отвечая на вопросы дети  конструируют на доске ракету.)                               Что такое имя существительное?                 Что оно обозначает?                                      На какие вопросы отвечает?                         Как изменяется имя существительное?     Что ещё вы знаете о имени существительном?                          3. Определение темы урока и постановка целей урока (Целеполагание). Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. (Дети пробуют сформулировать  тему урока).  Тема урока: Имя существительное                                             Слайд № 7 ­ Как вы считаете, какие цели мы должны поставить на урок? Давайте их вместе  с вами  сформулируем:   Слайд № 8  закрепить знания об имени существительном;                                 уметь находить и распознавать имена существительные  среди других частей речи;       уметь правильно определять род и число имён существительных;  уметь правильно писать имена существительные с шипящим звуком на конце  мужского и женского рода.                                                                                                    ­ Цели мы поставили, в конце урока подведём итоги. 4. Работа по теме урока. Включение в систему знаний и повторение (систематизация и  обобщение знаний, закрепление изученного материала). ­ У нас всё готово к полёту. Летим к 1 Звезде. Ракета есть, экипажи готовы? Да! Внимание! Взлет! И наша ракета мчится вперед. Прощально мигнут и растают вдали Слайд № 9 Огни золотые любимой Земли.  Я  начинаю отсчёт: 5 – 4 – 3 – 2 – 1. Хором: 5, 4, 3, 2, 1... пуск!  Закрываем глазки, летим. (Включается музыка)          Слайд № 10 ­ Вот мы с вами и прилетели к 1 звезде. Здесь  нас встречают известные вам герои. Кто они? Да, это жители деревни Простоквашино. Они  играют на улице и лепят из снега снеговика. Нам они тоже предлагают немного поиграть.  А вы любишь зимой играть на улице? В какие игры ты играешь? (ответы ребёнка). Герои  нам предлагают поиграть в снежки, только мы будем кидать не снежками, а стрелочками.   Работа в парах на космической карточке. Игра «Снежки­стрелочки». Я вам выдаю космические карточки. На них записаны слова – имена существительные. Вам  нужно распределить слова, отвечающие на вопросы: кто? – одушевлённые имена  существительные и вопрос – что? – неодушевлённые. Работаем в парах – проводим  карандашом стрелочки к нужным словам: снеговик                                                почтальон Печкин кот Матроскин         КТО?                 дерево     солнышко                 ЧТО?                дядя Фёдор пёс Шарик                                            мороз снег                                                       деревня Простоквашино морковка ­Когда слова соедините стрелочками, то подчеркните слова – имена существительные  собственные. Когда всё сделаете, то проверим. Слайд № 11 После выполнения задания идёт проверка и дети  делают вывод: одушевлённые имена  существительные обозначающие людей, животных отвечают на вопрос – кто? А все  остальные имена существительные неодушевлённые на вопрос – что? Имена, отчества,  фамилии людей, клички животных, географические названия (стран, городов, рек, озёр,  морей), названия улиц, площадей, художественных произведений – это имена  существительные собственные. Остальные называются нарицательными. Имена  собственные пишутся с заглавной буквы. Дети оценивают себя, свою работу и в бортовом  журнале, где 1 задание раскрашивают звёздочку нужным цветом. ­ Мы прощаемся с нашими героями и летим дальше к следующей звезде. Закрываем глаза,  летим. (Под музыку летим ко 2 звезде)                  Слайд № 12 ­ Вот мы и прилетели  ко 2 звезде. Сюда же прилетел герой – весёлый человечек Незнайка.  Незнайка просит нас помочь ему вернуться домой. Его ракета не может взлететь, она  сломалась, а чтобы она полетела нужно вспомнить число имён существительных. Только  после того как мы справимся с заданием и сделаем всё верно ракета Незнайки и наша  ракета может лететь дальше. Вы готовы помочь? Очень хорошо! Работать будем в группах  – экипажах. У меня на доске записан текст. Такие же тексты на карточках я выдаю  каждому экипажу. Вам нужно внимательно его прочитать и выписать из текста 1 группа –  слова в единственном числе и 2 группа – во множественном числе. Слова записываем в  бортовой журнал, где 2 задание – звезда 2. Потом проверим.           Слайд № 13  Групповая работа. Выборочное письмо – из текста выписывают им.  существительные в единственном и множественном числе.  Текст: Стояли трескучие морозы. Каждый день ребята  выносили  птицам корм: крошки, семена,  зёрнышки.  Однажды у кормушки дети увидели синичку. Она лежала на спинке. Ребята   принёсли  птичку в комнату. Очень скоро она открыла глазки и ожила. Дети  поили и  кормили свою пташку. А когда  синичка поправилась, они её выпустили.                                  Слайд № 14 После написания идёт проверка. Группы­экипажа взаимно оценивают друг друга  смайликами. Затем в бортовом журнале закрашивают нужную звёздочку. (Также  проводится небольшая беседа о помощи птицам зимой).  ­ Молодцы! Задание выполнили, Незнайке помогли. Значит, мы можем лететь дальше и мы  летим к 3 звезде. В этот раз мы не просто полетим, а будем выполнять движения, т.е.  немного отдохнём. Слайд № 15  Физкультминутка. А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракет На носки поднимись, А потом руки вниз, Раз, два, три, четыре –  Вот летит ракета ввысь. Раз – подняться, подтянуться, Два – согнуться, разогнуться,                                           Три – в ладоши три хлопка. Головою три кивка. На четыре – руки шире Пять – руками помахать. Шесть – на стульчик тихо сесть. И вот незаметно мы прилетели к 3 звезде.  Здесь нас встречают инопланетяне. Они предлагают вам немного поиграть. Игра  называется « Группы слов». Вам нужно распределить имена существительные в 3 группы –  по родам: м.р., ж.р, ср.р.                       Слайд № 17 Слайд № 16       Работа по электронному приложению к учебнику «Русский язык».  Игра «Группы слов». ­Работаем каждый индивидуально, по очереди выходим к доске и распределяем  существительные по родам: м.р., ж.р, ср.р. Но сначала повторим, что мы знаем о роде имён  существительных.                               Слайд № 18 Дети выходят к доске, распределяют слова по родам, повторяется материал о роде им.  сущ, сразу проводится проверка и идёт оценивание. Каждому – по 2 ­ 3 слова. м.р.                     ж.р. дедушка ремень гвоздь магазин              лестница комбайн картофель ср. р. озеро чувство варенье сообщение полотенце зеркало лошадь скамейка дверь зелень молния После проверки дети закрашивают в бортовом журнале звёздочку в 3 задании.    ­ Мы прощаемся с инопланетянами и летим к последней 4звезде. Закрываем глаза, летим.  (Включается музыка, летим)                     Слайд № 19 ­Открываем глаза, но что такое? Ребята, здесь нас встречает  корабль космических    пиратов, они напали на нас и  хотят испытать нашу силу. Каждый экипаж получает  задание. Если мы это задание выполним, то можем лететь дальше.  Слайд № 20  Работа в учебнике. с. 33 упр.57. Групповая работа. А задание записано в учебнике. Открывайте учебник на стр.33 упр. 57. Дети читают    задание, разбирают его. В каких словах пропущен мягкий знак? 1 экипаж –  выписывают в бортовой журнал, где 4 задание, им.  существительные  одушевлённые, 2 экипаж – неодушевлённые.  Прежде чем писать, давайте вспомним  правило о правописании мягкого знака на конце сущ.  после шипящих. На конце  сущ. ж.р. после шипящих ь пишется, на конце сущ. м.р. –   не пишется. Одушевлённые Товарищ Клещ Дочь Силач Москвич Сторож Молодёжь Мышь Малыш                                                                   дичь После выполнения идёт проверка и оценивание.                    Слайд № 21 ­ Молодцы, ребята, вы мужественно сражались с пиратами.  Все задания выполнили, летим дальше к Созвездию Имени Существительного.  (Закрываем глаза, летим).                                  Слайд № 22 ­ Вот мы и подошли к концу нашего путешествия. И перед нами Созвездие имени Существительного.  Неодушевлённые вещь помощь ночь рожь чертёж шалаш брошь кирпич  Тест «Имя существительное»                                        Слайд № 23 Здесь вас  ждёт очень серьёзное испытание – нужно выполнить тест. Вот он перед вами. Я  каждому раздаю тесты, берём карандаши, читаем задания теста и выбираем правильные  ответы. Здесь работает каждый индивидуально. Затем проверим. Тест  «Имя существительное» 1. Укажите ряд, в котором все имена существительные одушевлённые: а) сапог, кошка, дверь    б) цветы, воробей, гусеница          в) собака, женщина, врач 2. Укажите существительные женского рода: а) тополь б) змея 3. Укажите существительные мужского рода: а) мальчик б) море в) дерево г) река в) дневник  г) сестра 4. Укажите существительные среднего рода: а) поле б) земля                  в) яблоко г) орех 5. Укажите существительные, которые имеют форму  единственного числа: а) школа                                                             в) ягода б) цветы                                                             г) грибы 6. Укажите существительные, которые имеют форму множественного числа: а) ручки б) стекло 7. В каких существительных не нужен Ь: а) помощ… б) ключ…      в) лещ… 8. В каких существительных нужен Ь: а) обруч… б) мощ…    в) листья    г) палец    в) камыш…    г) полноч… После выполнения теста идёт проверка. Дети оценивают себя и в бортовом журнале  закрашивают звёздочку в 5 задании. 5. Итог урока. Рефлексия деятельности.         Слайд № 24 ­ Молодцы! А сейчас  домашнее задание. Давай его разберём. Д/задание будет сегодня вам  дано на карточках в 3­х вариантах ­ разных уровней. Они помечены разными цветами.  Для 1 группы детей (с низким уровнем обучаемости) используется дифференциация  по степени и характеру помощи (карточки с проверочными словами) – красный цвет. 1 группа: Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Озаглавьте текст. Определите у имён  существительных  число и род. Трещат м…розы. Ин…й запушил д…ревья. На ёлке и …синке лежат ша…ки снега. Вот белка прыгает с ветки на ветку. Дятел стучит на в…рхушке дерева своим крепким клювом. Моро…      затянул пру…      л…дом. Мягкий белый к…вёр покрыл холодную землю.  Для детей 2 группы (средний уровень обучаемости) используется дифференциация  по степени сложности. Операционный компонент. Развитие мыслительных операций  анализа и синтеза – зелёный цвет.      2 группа Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу имена существительные, используя слова  для справок. Определить у них число и род. Озаглавьте  текст. Трещат              . Ин…й запушил              .   На        и …синке лежат             снега. Вот прыгает с ветки на        . Дятел стучит на                 дерева своим крепким        . Моро… затянул         л…дом. Мягкий белый             покрыл холодную              . Слова для справок:   м…розы, д…ревья, ёлке, ша…ки, белка, ветку, в…рхушке, клювом, пру…, к…вёр, землю.  Для детей 3 группы (высокий уровень обучаемости) используется дифференциация  по  уровню творчества. Операционный компонент. Развитие творческого мышления.   Мотивационный компонент – жёлтый цвет.       3 группа Составь текст, используя данные  слова: Трещат,  иней,  запушил,  на ёлке, осинке,  шапки, снега, белка,  с ветки, на ветку, дятел, стучит, на верхушке, крепким,  клювом, мороз, затянул, пруд, льдом, мягкий, белый, ковёр,  покрыл,  холодную, землю. Озаглавь полученный текст. У имён существительных определи число, род. ­ А сейчас, ребята, нам пора возвращаться обратно на землю. (Закрываем глаза летим  домой).                   Слайд № 25 Возвращаться нам пора, По местам мои друзья! Из полета возвратились,  Мы на землю приземлились. ­ Ребята, сегодня на уроке мы с вами очень плодотворно поработали. Сделали очень много.  Давайте подведём итог нашего урока.  ­ Какая тема урока была сегодня?  ­ Какие цели мы ставили в начале урока?  ­ Достигли мы этих целей?  ­ У меня на доске предложения. Дополните их, пожалуйста. Пусть каждый из вас скажет,  что он сегодня для себя с урока взял.              Слайд № 26 (Дети дополняют предложения.  Рефлексия содержания учебного материала.)   • Сегодня на уроке я научился… • Своей работой на уроке я … • Урок заставил меня задуматься о … • А особенно мне удалось … • Я понял, что … • Мне было интересно, потому что … ­ А сейчас давайте оценим свои достижения на уроке. В течение всего урока вы в своём  бортовом журнале после каждого выполненного задания раскрашивали звёздочки.  Посмотрите внимательно каких звёздочек у вас получилось больше.  Используется рефлексия «Звёздочки  успеха».              Слайд № 27 На звёздное небо дети  прикрепляют звёздочки разного цвета, оценивают как они работали  на уроке. А учитель подводит итоги и говорит какие оценки за урок он поставил детям. ­  Красный цвет – 3 – 4 ошибки ­ Зелёный цвет – 1 – 2 ошибки ­ Жёлтый цвет – ошибок нет.  ­ Наше космическое путешествие состоялось! Ребята, вам понравилось путешествие? Какое настроение у вас после урока? ­ Что запомнилось? Ребята, в конце нашего урока, если вы получили удовольствие от общения друг с другом,  со мной, если вы считаете, что уносите в душе хорошее настроение, если на уроке вам было хорошо, интересно, если вам было легко работать и если вы для себя с урока унесли, хотя  бы частичку нового знания, то улыбнитесь друг другу, гостям и громко похлопайте в  ладоши. А на память о нашем путешествии я дарю вам вот такую яркую звёздочку. Повесите её  дома и когда посмотрите на неё, то будете вспоминать наш урок. Будьте всегда таким же старательными и внимательными, как сегодня, хорошо работайте и  всегда получай только хорошие оценки.            Слайд № 28 ­ Всего вам доброго. Урок закончен.

Урок русского языка в 3 классе тема "Имя существительное", презентация к уроку

Урок русского языка в 3 классе тема "Имя существительное", презентация к уроку

Урок русского языка в 3 классе тема "Имя существительное", презентация к уроку

Урок русского языка в 3 классе тема "Имя существительное", презентация к уроку

Урок русского языка в 3 классе тема "Имя существительное", презентация к уроку

Урок русского языка в 3 классе тема "Имя существительное", презентация к уроку

Урок русского языка в 3 классе тема "Имя существительное", презентация к уроку

Урок русского языка в 3 классе тема "Имя существительное", презентация к уроку

Урок русского языка в 3 классе тема "Имя существительное", презентация к уроку

Урок русского языка в 3 классе тема "Имя существительное", презентация к уроку

Урок русского языка в 3 классе тема "Имя существительное", презентация к уроку

Урок русского языка в 3 классе тема "Имя существительное", презентация к уроку

Урок русского языка в 3 классе тема "Имя существительное", презентация к уроку

Урок русского языка в 3 классе тема "Имя существительное", презентация к уроку

Урок русского языка в 3 классе тема "Имя существительное", презентация к уроку

Урок русского языка в 3 классе тема "Имя существительное", презентация к уроку

Урок русского языка в 3 классе тема "Имя существительное", презентация к уроку

Урок русского языка в 3 классе тема "Имя существительное", презентация к уроку

Урок русского языка в 3 классе тема "Имя существительное", презентация к уроку

Урок русского языка в 3 классе тема "Имя существительное", презентация к уроку

Урок русского языка в 3 классе тема "Имя существительное", презентация к уроку

Урок русского языка в 3 классе тема "Имя существительное", презентация к уроку

Урок русского языка в 3 классе тема "Имя существительное", презентация к уроку

Урок русского языка в 3 классе тема "Имя существительное", презентация к уроку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2017