Урок русского языка в 3 классе. Тема: "Типы текстов".
Оценка 4.9

Урок русского языка в 3 классе. Тема: "Типы текстов".

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
02.10.2017
Урок русского языка в 3 классе. Тема: "Типы текстов".
Цель: формировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Предметные задачи урока: - познакомить с особенностями текста-повествования и формировать умение распознавать текст описание, повествование, рассуждение; - показать словообразующую роль приставки в слове; - учить выражать собственное мнение, обосновывать его; - способствовать использованию в монологическом высказывании разные типы речи. Метапредметные задачи урока: - формировать интерес к познанию русского языка, способность к самооценке (личностные); - развивать умение контролировать и оценивать свои действия в работе с текстами при сотрудничестве с учителем и одноклассниками (регулятивные); - способствовать развитию умения дифференцировать типы текста в зависимости от выбранной ситуации (познавательные); - воспитывать умение приходить к общему решению в работе группами, умение договариваться в работе парами, воспитывать ответственность, чувство коллективизма (коммуникативные
2015.10.11.docx

 

 

Урок русского языка в 3 классе

Тип урока: комбинированный

Тема: "Типы текстов".

Цель: формировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

Предметные задачи урока:

- познакомить с особенностями текста-повествования и формировать умение распознавать текст описание, повествование, рассуждение;

- показать словообразующую роль приставки в слове;

- учить выражать собственное мнение, обосновывать его;

- способствовать использованию в монологическом высказывании разные типы речи.

Метапредметные задачи урока:

- формировать интерес к познанию русского языка, способность к самооценке (личностные);

- развивать умение контролировать и оценивать свои действия в работе с текстами при сотрудничестве с учителем и одноклассниками (регулятивные);

- способствовать развитию умения дифференцировать типы текста в зависимости от выбранной ситуации (познавательные);

- воспитывать умение приходить к общему решению в работе группами, умение договариваться в работе парами, воспитывать ответственность, чувство коллективизма (коммуникативные).

Оборудование: учебник «Русский язык», 3 класс (автор Канакина); компьютер, проектор, презентация; «Словарь русского языка» (в 4 томах); опоры: таблички с надписями «Рассуждение», «Описание», «Повествование».

Ход урока:

1. Организационный момент (Включение обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне)

Наш урок   хотелось бы начать с пословицы 

«Без русского языка не сколотишь и сапога».

- Как вы её понимаете?

II Актуализация знаний (кластер)

Что знаю?                                               Что хочу узнать?                                                                     Что узнал?

Текст – это                                             В литературе исполь-                   

два или несколько                             зуются    разные                                                                            ?

предложений, связан-                       виды  текстов

ных между собой по

смыслу. Текст можно

озаглавить         

III Сообщение темы урока.

- Сегодня у нас не обычный урок русского языка, а мастерская.

- Как вы понимаете, что такое мастерская?

- Кто в ней работает?

- Я предлагаю вам, стать мастерами, по выпуску школьных газет и совместно выпустить первый номер нашей классной  газеты.(Показ заготовки газеты.)

IV Систематизация знаний.

- Что же такое газета? (Работа с толковым словарём)

- Какие вам известны профессии людей, которые трудятся над выпуском газет?( словарная работа)

-Люди, которые выпускают газеты и журналы, должны хорошо уметь работать с текстом. Хорошо уметь определять тип текста и подбирать определённый тип в зависимости от ситуации.

-Тексты, как вы знаете, бывают разными.

В одних рассказывается о том, что произошло, другие словами « рисуют» картины природы, людей, животных и даже удивительные заморские страны. А в третьих, авторы размышляют о чём- нибудь важном и интересном, иногда даже спорят.

 Мы сегодня будем продолжать, учится работать с текстами, которые понадобятся нам при выпуске газеты.

1) Определение типа текста.

- Начнем мы нашу работу с того, что вспомним, что такое текст и какие бывают тексты.

- Дайте определение, что такое текст.

а) чтение текста учениками

Однажды щенок Мурзик полез в лодку и нашёл там единственную вещь, которую можно было сжевать, - резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, выпускавший воздух из надувной лодки. Мурзик лёг, зажал пробку между лапами и заворчал – пробка ему начинала нравиться.

- О чём этот текст?

- Давайте вспомним, как называется  текст, в котором повествуется о событиях, поступках героев?

Вывешивается табличка красного цвета, на которой написано – ПОВЕСТВОВАНИЕ.

б) чтение текста учеником.

Я поднял голову и при свете костра увидел мохнатую, мокрую от слёз Мурзикову морду.Он визжал от радости, но не забывал извиняться – всё время подметал хвостом сухую хвою на земле. На шее его болтался обрывок разгрызенной веревки. Он дрожал, в шерсть его набился мусор, глаза покраснели от усталости и слёз.

- А о чём этот текст?

- Что можно представить, читая его?

- Так как же называются тексты, в которых описываются люди, природа, предметы?

Вывешивается табличка синего цвета, на которой написано – ОПИСАНИЕ.

в) чтение текста учеником.

И взрослым, и мальчику стало жаль Мурзика, потому что все поняли, какой трудный путь он проделал в ночном лесу. Ведь ему, щенку, было страшно, он слышал крики совы, может быть, вой волка, не раз сбивался с дороги, прежде чем нашёл своих хозяев.

- Что объясняется в этом тексте?

- Как называются тексты, в которых объясняются причины событий, явлений, доказывается что–либо?

Вывешивается табличка зелёного цвета, на которой написано – РАССУЖДЕНИЕ.

- Автором текстов, с которыми мы с вами работали, является Константин Паустовский. Он в своих произведениях часто рассказывает о забавных приключениях животных. С некоторыми из них мы знакомились на уроках литературного чтения.

- Итак, мы повторили, что такое текст и вспомнили с какими типами текстов мы знакомы. Как вы думаете, пригодятся ли нам эти знания в работе над нашей газетой?

2) Определение типа текста в зависимости от ситуации. (работа в паре)

а) Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка..

б) Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.

в) По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.

г)На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает , накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.

д)Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.

е)Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий  свет ослепляет их.

- Для чего нужно различать типы текстов? (Чтобы грамотно подбирать в зависимости от ситуации).

- Если мы с вами сегодня мастера слова, должны не только отлично различать типы текстов, но и уметь переделать один тип текста в другой.

3) Работа в группах.

- Есть такая детская песенка:

Сто тысяч «почему?» живут на белом свете,

Сто тысяч «почему?» гуляют по планете…

Действительно, очень много вокруг «почему?». Есть загадочные «почему?»- почему птицы летают. Почему летом идёт дождь, а зимой снег? Есть сердитые – почему не приготовил урок? Есть внимательные «почему?» - почему ты такой грустный сегодня? Вот такие разные «почему?» - и все требуют ответа. А ответить – объяснить и доказать  - нелегко.

а) Почти в каждой газете есть вопросы, над которыми должен задуматься каждый. Придумайте и запишите несколько таких «почему?» для нашей газеты. (1 группа)

б)- А еще в каждой газете есть реклама. Соедините предложения так, чтобы прорекламировать наш класс.(2 группа)

Наш класс самый лучший, потому что…                 Нам уютно и хорошо вместе

Наш класс очень хороший, потому что…                Здесь учатся мои друзья

Наш класс особенный, так как…                               Нам легко и весело

Наш класс замечательный потому, что…                 Мы поддерживаем друг друга, когда

                                                                                                  трудно           

в) Заполните пропуски в тексте так, чтобы получился рассказ о нашем классе.(3 группа)

                                          Дружные, добрые и весёлые.

Уже 3 года мы вместе, вместе учимся в одном классе! Наше утро начинается с того, что мы говорим друг другу___________________. Каждый день мы рады видеть своих________________________________. Мы скучаем, когда долго ________________.

В нашем классе учится 22 __________________ и 8_________________. Девочки _________ и ________________ ,а мальчики ___________________ и _________________. В нашем классе никогда не бывает ____________________.

-г)И конечно, в каждой газете есть фотоснимки. Сделайте небольшой фотомонтаж «Наше будущее».(4 группа)

Учащиеся делают коллаж из заранее приготовленных картинок с изображением людей разных профессий и знаменитостей.

Все «статьи» приклеиваются в газету.

д) отчет групп о созданном продукте(статьи к газете)

V Итог.

- Перед вами первый выпуск нашей классной газеты.

- Что вы чувствуете, глядя на него?

- Подумайте, почему она называется «Классная газета»? (Всем классом, о нашем классе)

- А еще почему «классная»? (лучшая, замечательная)

- Значит мы какие? (классные)

- Покажите это друг другу!

 


 

Урок русского языка в 3 классе

Урок русского языка в 3 классе

Как вы её понимаете? II Актуализация знаний (кластер)

Как вы её понимаете? II Актуализация знаний (кластер)

Определение типа текста. - Начнем мы нашу работу с того, что вспомним, что такое текст и какие бывают тексты

Определение типа текста. - Начнем мы нашу работу с того, что вспомним, что такое текст и какие бывают тексты

Итак, мы повторили, что такое текст и вспомнили с какими типами текстов мы знакомы

Итак, мы повторили, что такое текст и вспомнили с какими типами текстов мы знакомы

А еще в каждой газете есть реклама

А еще в каждой газете есть реклама
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2017