Урок русского языка в 3 классе
Тип урока: комбинированный
Тема: "Типы текстов".
Цель: формировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Предметные задачи урока:
- познакомить с особенностями текста-повествования и формировать умение распознавать текст описание, повествование, рассуждение;
- показать словообразующую роль приставки в слове;
- учить выражать собственное мнение, обосновывать его;
- способствовать использованию в монологическом высказывании разные типы речи.
Метапредметные задачи урока:
- формировать интерес к познанию русского языка, способность к самооценке (личностные);
- развивать умение контролировать и оценивать свои действия в работе с текстами при сотрудничестве с учителем и одноклассниками (регулятивные);
- способствовать развитию умения дифференцировать типы текста в зависимости от выбранной ситуации (познавательные);
- воспитывать умение приходить к общему решению в работе группами, умение договариваться в работе парами, воспитывать ответственность, чувство коллективизма (коммуникативные).
Оборудование: учебник «Русский язык», 3 класс (автор Канакина); компьютер, проектор, презентация; «Словарь русского языка» (в 4 томах); опоры: таблички с надписями «Рассуждение», «Описание», «Повествование».
Ход урока:
1. Организационный момент (Включение обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне)
Наш урок хотелось бы начать с пословицы
«Без русского языка не сколотишь и сапога».
- Как вы её понимаете?
II Актуализация знаний (кластер)
Что знаю? Что хочу узнать? Что узнал?
Текст – это В литературе исполь-
два или несколько зуются разные ?
предложений, связан- виды текстов
ных между собой по
смыслу. Текст можно
озаглавить
III Сообщение темы урока.
- Сегодня у нас не обычный урок русского языка, а мастерская.
- Как вы понимаете, что такое мастерская?
- Кто в ней работает?
- Я предлагаю вам, стать мастерами, по выпуску школьных газет и совместно выпустить первый номер нашей классной газеты.(Показ заготовки газеты.)
IV Систематизация знаний.
- Что же такое газета? (Работа с толковым словарём)
- Какие вам известны профессии людей, которые трудятся над выпуском газет?( словарная работа)
-Люди, которые выпускают газеты и журналы, должны хорошо уметь работать с текстом. Хорошо уметь определять тип текста и подбирать определённый тип в зависимости от ситуации.
-Тексты, как вы знаете, бывают разными.
В одних рассказывается о том, что произошло, другие словами « рисуют» картины природы, людей, животных и даже удивительные заморские страны. А в третьих, авторы размышляют о чём- нибудь важном и интересном, иногда даже спорят.
Мы сегодня будем продолжать, учится работать с текстами, которые понадобятся нам при выпуске газеты.
1) Определение типа текста.
- Начнем мы нашу работу с того, что вспомним, что такое текст и какие бывают тексты.
- Дайте определение, что такое текст.
а) чтение текста учениками
Однажды щенок Мурзик полез в лодку и нашёл там единственную вещь, которую можно было сжевать, - резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, выпускавший воздух из надувной лодки. Мурзик лёг, зажал пробку между лапами и заворчал – пробка ему начинала нравиться.
- О чём этот текст?
- Давайте вспомним, как называется текст, в котором повествуется о событиях, поступках героев?
Вывешивается табличка красного цвета, на которой написано – ПОВЕСТВОВАНИЕ.
б) чтение текста учеником.
Я поднял голову и при свете костра увидел мохнатую, мокрую от слёз Мурзикову морду.Он визжал от радости, но не забывал извиняться – всё время подметал хвостом сухую хвою на земле. На шее его болтался обрывок разгрызенной веревки. Он дрожал, в шерсть его набился мусор, глаза покраснели от усталости и слёз.
- А о чём этот текст?
- Что можно представить, читая его?
- Так как же называются тексты, в которых описываются люди, природа, предметы?
Вывешивается табличка синего цвета, на которой написано – ОПИСАНИЕ.
в) чтение текста учеником.
И взрослым, и мальчику стало жаль Мурзика, потому что все поняли, какой трудный путь он проделал в ночном лесу. Ведь ему, щенку, было страшно, он слышал крики совы, может быть, вой волка, не раз сбивался с дороги, прежде чем нашёл своих хозяев.
- Что объясняется в этом тексте?
- Как называются тексты, в которых объясняются причины событий, явлений, доказывается что–либо?
Вывешивается табличка зелёного цвета, на которой написано – РАССУЖДЕНИЕ.
- Автором текстов, с которыми мы с вами работали, является Константин Паустовский. Он в своих произведениях часто рассказывает о забавных приключениях животных. С некоторыми из них мы знакомились на уроках литературного чтения.
- Итак, мы повторили, что такое текст и вспомнили с какими типами текстов мы знакомы. Как вы думаете, пригодятся ли нам эти знания в работе над нашей газетой?
2) Определение типа текста в зависимости от ситуации. (работа в паре)
а) Ослик был очень симпатичный: серенький, маленький, с беленькими мягкими ушками. Он забавно вертел хвостом. На конце хвостика крутилась пушистая кисточка..
б) Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.
в) По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.
г)На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает , накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.
д)Сколько разных цветов на земле! Гвоздика красивый цветок. У неё узкие листья и тонкий, хрупкий стебель. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие огоньки.
е)Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий свет ослепляет их.
- Для чего нужно различать типы текстов? (Чтобы грамотно подбирать в зависимости от ситуации).
- Если мы с вами сегодня мастера слова, должны не только отлично различать типы текстов, но и уметь переделать один тип текста в другой.
3) Работа в группах.
- Есть такая детская песенка:
Сто тысяч «почему?» живут на белом свете,
Сто тысяч «почему?» гуляют по планете…
Действительно, очень много вокруг «почему?». Есть загадочные «почему?»- почему птицы летают. Почему летом идёт дождь, а зимой снег? Есть сердитые – почему не приготовил урок? Есть внимательные «почему?» - почему ты такой грустный сегодня? Вот такие разные «почему?» - и все требуют ответа. А ответить – объяснить и доказать - нелегко.
а) Почти в каждой газете есть вопросы, над которыми должен задуматься каждый. Придумайте и запишите несколько таких «почему?» для нашей газеты. (1 группа)
б)- А еще в каждой газете есть реклама. Соедините предложения так, чтобы прорекламировать наш класс.(2 группа)
Наш класс самый лучший, потому что… Нам уютно и хорошо вместе
Наш класс очень хороший, потому что… Здесь учатся мои друзья
Наш класс особенный, так как… Нам легко и весело
Наш класс замечательный потому, что… Мы поддерживаем друг друга, когда
трудно
в) Заполните пропуски в тексте так, чтобы получился рассказ о нашем классе.(3 группа)
Дружные, добрые и весёлые.
Уже 3 года мы вместе, вместе учимся в одном классе! Наше утро начинается с того, что мы говорим друг другу___________________. Каждый день мы рады видеть своих________________________________. Мы скучаем, когда долго ________________.
В нашем классе учится 22 __________________ и 8_________________. Девочки _________ и ________________ ,а мальчики ___________________ и _________________. В нашем классе никогда не бывает ____________________.
-г)И конечно, в каждой газете есть фотоснимки. Сделайте небольшой фотомонтаж «Наше будущее».(4 группа)
Учащиеся делают коллаж из заранее приготовленных картинок с изображением людей разных профессий и знаменитостей.
Все «статьи» приклеиваются в газету.
д) отчет групп о созданном продукте(статьи к газете)
V Итог.
- Перед вами первый выпуск нашей классной газеты.
- Что вы чувствуете, глядя на него?
- Подумайте, почему она называется «Классная газета»? (Всем классом, о нашем классе)
- А еще почему «классная»? (лучшая, замечательная)
- Значит мы какие? (классные)
- Покажите это друг другу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.