Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное"
Оценка 4.9

Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
24.02.2017
Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное"
Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное" разработан в соответствии с ФГОС. Урок подготовлен и проведен в форме семинара. Обучающиеся готовили доклады-сообщения по теме урока: Происхождение слова «прилагательное»; Роль имени прилагательного в речи. Подготовлены разнообразные упражнения по теме.
Имя прилаг Обобщение 4 кл.docx
Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном. Форма проведения урока: урок­семинар. Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний. Технологии: самооценка, проекты. Цель урока: обобщить знания учащихся об имени прилагательном. Задачи:       Образовательные    :  Обобщить знаний учащихся об имени прилагательном; развивать умение правильно  употреблять их в речи.  Углубить знания учащихся о данной части речи.  Формировать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.       Развивающие    :  Развивать монологическую речь посредством обогащения и усложнения словарного  запаса.  Развивать познавательный интерес и причинное объяснение при анализе фактов и  явлений окружающей среды.  Развивать мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и  систематизировать.       Воспитательные    :  Воспитывать у учащихся любовь к родному языку  Воспитывать гуманность и товарищество.  Воспитывать у учащихся чувство ответственности за выполнение заданий. Оборудование: толковые словари, карточки с заданиями, презентация, спокойная музыка.  I. Организационный момент Вот звонок веселый смолк, Посадив всех на урок. Время нам нельзя терять, Будем работать начинать. Ход урока 1 Сейчас открыли все тетради И записали дату в них. Нет, стоп! Проверьте­ка сначала, Как положили вы мне их. Пряма ли спинка? Чтоб ручка свой конец направила в плечо. Поставьте ноги все на место. Готовы. Пишем хорошо.     (запись даты)  II. Актуализация знаний. Чистописание.                        На доске: Урок­семинар. ­ Обратите внимание на слово «семинар». Выпишите только гласные в соединении. А теперь только согласные.       (еиа     смнр) Чередуя пишем до конца строки. Словарная работа. ­   Запишите   слово   СЕМИНАР   в   тетрадь.   Что   это   такое?   (работа   со   словарём). Обозначьте   ударение,   подчеркните   орфограммы.   Какой   может   быть   семинар? Напишите. ­   Познакомились   с   определением.   По   какой   теме   будет   семинар   узнаете   выполнив упражнение. III. Формулирование темы и целей урока.  Вычеркните лишние буквы.  SIИDМYЯNПРGИЛURАГWАТQЕЛЬVZНОLЕ На доску карточку ИМЯ  ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ «Имя прилагательное – самая чувственная, самая живая часть речи»                     ­  Русский   язык   действительно   очень   богатый,   меткий   и   выразительный.   С   русским языком можно творить чудеса. Нет таких образов, звуков, мыслей, для которых не нашлось   бы   в   нашем   языке   точного   выражения.   И   помогают   в   этом   имена прилагательные. № 1 2 3 Я знаю, я умею, я могу. На начало урока на конец урока Я знаю, что такое имена прилагательные. Я знаю непостоянные признаки  прилагательных. Я умею находить прилагательные в  2 предложении. 4 5 Я могу определить, какую роль выполняет  прилагательное в предложении. Я знаю, что имена прилагательные бывают  полные и краткие. Количество баллов: Приём «Кластер»  (что знаем об имени прилагательном) составляется на доске. ­ Какие цели поставим перед собой? Чего мы должны достичь к концу урока? IV. Работа по теме урока. ­  При   подготовке   к   семинару   вы   разобрали   два   вопроса.   Каждый   из   вас   готовил индивидуально ответ на свой вопрос. Вопрос № 1: Происхождение слова «прилагательное».                                             Что такое имя прилагательное. ­ Как звучит правило о прилагательном в нашем учебнике? а) Именем прилагательным называется часть речи, которая обозначает признак  предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? или чей?  Например: снег (какой?) белый, страна (какая?) огромная, желание (какое?) сильное,  голос (чей?) дядин, любовь (чья?) материнская. б) Из истории. Прилагательные могут быть в краткой и полной форме.  Например: чистое поле, чисто поле.  Но краткая форма является более древней. Следы старого склонения сохранились до  сих пор в отдельных выражениях: на босу ногу, среди бела дня, по белу свету.  Такие формы часто встречаются в народной поэзии: сел на добра коня, заплету русу  косу, шелкова трава. в) Имя прилагательное – необыкновенная часть речи. 3 Полные прилагательные в предложении, обычно, служат (слайд)  о п р е д е л е н и я м и:  Красивый деревянный домик стоял на берегу реки.   Краткие обычно, являются в предложении   с к а з у е м ы м и:  Ветерок свеж и душист  .    УСТНЫЙ ВЫВОД: прилагательное в предложении является определением или  сказуемым. Работаем в тетрадях. (слайд) ­ Прочитайте текст, спишите, разберите предложения по членам. Солнце льет на землю теплые лучи. Воздух прозрачен и свеж. В лесу звучат птичьи голоса. Взаимопроверка простым карандашом соседом по парте. г) Прилагательные чаще всего образуются  суффиксальным способом:    болото — болотный.  Также могут образовываться приставочным: небольшой. Приставочно­суффиксальным способом: подводный.  Прилагательные также образуются путём словосложения основ: бледно­ розовый, трёхлетний. д) Прилагательные могут сочетаться с наречием : очень вкусный. Почти от каждого прилагательного можно образовать наречие. Например: холодный – холодно. Физминутка Гимнастика для активизации деятельности головного мозга. Гимнастика для снятия мышечного напряжения. – Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и  прилагательные мужского, женского и среднего рода. Если словосочетания мужского  рода – хлопаете, женского рода – топаете, среднего рода – поднимаете руки вверх. 4 Белое поле, новогодний праздник, прозрачная льдинка , большой сугроб, зимнее утро, морозный воздух , ледяная горка, снежный барс. Вопрос № 2: Роль имени прилагательного в речи. Роль   прилагательных   в   художественном   тексте так   же   велика.   Обилие прилагательных создает образную, живописную картину. Позволяет читателю увидеть природу   в   разнообразии   красок.   Именно   эта   часть   речи   позволяет   живо   описать природу и ее явления. Употребление имен прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и особую выразительность.   - Следим за текстом и находим существительные вместе с прилагательными, точно и  метко описывающими данные существительные. (слайд) Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься: очень тихо, не видно ни лесных зверей, ни птиц, все спрятались в своих норках. Мохнатые ели стоят все в снегу, как будто они одели тёплые  шубы. А белые березы растворились на фоне снега   и   их   почти   не   видно.   Солнце   редко   заглядывает   в   лес.   А   когда   оно появляется,   то  снег  становится  искристым.   Зимой  лес  очень  красивый, холодный и загадочный.      б) Имя   прилагательное  обозначает   различные   признаки   предмета,   это   помогает охарактеризовать   его   с   разных   сторон   (по   цвету,   форме,   размеру,   весу,   росту, пространству) и выделить из ряда подобных,  заключает в себе авторскую оценку. ­   Следим за текстом и находим существительные вместе с прилагательными, которые  описывают цвет данного предмета. (слайд) Лиса  –  дикое  животное.   Среди   лис  много  разновидностей.  Самая популярная – рыжая лисица. Она распространена по всему земному шару.                Роста зверек небольшого, как обыкновенная собака. На лапках у нее  чёрные сапожки.   Шерсть  бархатная,   рыжая.   Хвост   пушистый.   Грудка  белая.   Ушки острые. Глазки у неё зоркие, а зрачки, как у кошки.           Питается лисичка мышами, не брезгует кузнечиками. Лиса хитрая, умеет запутывать следы. Она ­ хороший пловец. в) Все прилагательные по значению разнообразны. Поэтому они широко используются  при создании и портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевного состояния и внешнего вида.    ­   Следим за текстом и находим существительные вместе с прилагательными, которые  описывают внешний вид героя сочинения. (слайд)                У меня много товарищей, но настоящий друг—один, его зовут Артём. Лицо у него  овальной формы с большими глазами зеленого цвета и густыми бровями, 5 выгнутыми   в   форме   дуги.   Волосы   прямые,   темно­каштановые,   средней   длины. Губы   крупные,   а   когда   он   улыбается,   то   на   его   щеках   появляются  небольшие круглые ямоч    ки. Артём  среднего роста и крепкого те    лосложения.                 Кроме того, что мой друг хорошо учится, он интересуется мотоциклами, музыкой (причем различной), любит читать. А еще мы с ним любим играть в ком­ пьютерные игры.  г)  При употреблении прилагательного в переносном значении его принадлежность к  лексико­грамматическому разряду нередко меняется. (слайд) Например: "золотые слова"– прекрасные (очень хорошие) слова; "золотые листья"–  ярко­желтые листья; "рыцарский поступок"– самоотверженный, благородный,  великодушный поступок; "кошачья походка"– легкая, бесшумная походка.  д) Эпитеты могут быть выражены разными частями речи, но чаще это прилагательные.  Это распространённое в литературе понятие, без них невозможно представить ни  одного художественного произведения.  Эп тетии  - определение при слове, влияющее на его выразительность. Например: нестерпимая боль и жуткая боль, сильный мороз и ядрёный мороз. Работа со стихотворением С.А. Есенина «Белая береза» слайд ­ Выписать эпитеты через запятую, определить падеж имени прилагательного. Эпитеты­ белая береза И.п., на пушистых ветках П.п., новым серебром Т.П., в золотом  огне П.п., снежною каймой Т.п., в сонной тишине П.п. Физкультминутка в движении.    Потрудились, отдохнём  Встанем, глубоко вздохнём! Руки в стороны, вперёд, Вправо, влево поворот. Руки плавно опустили,  Всем улыбки подарили! Самостоятельная работа по карточкам (писать в карточке грамотно). Работа с недописанным текстом.   ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.                                                   – Прочитайте, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные.       6 Этот_______ зверёк живёт в лесу. У него  __________ уши,________ хвост.  Передние лапы ________, а задние _____________. Шубка у зверька летом  _________,а зимой __________. Морковь, _____________ капуста – любимые  лакомства животного. А зимой и ____________ кора хороша.       – Впишите точные прилагательные по тексту, выделите у них окончания. е) Работая со словарями синонимов и антонимов, мы выяснили, что прилагательные составляют большую часть этих словарей. Например   синонимы   к   слову  неразборчивый  ­  нечёткий,   неясный,   невнятный, неотчётливый, неконтрастный, плохо различимый, расплывчатый. Антонимы могут возрастать или убывать и доходить до противоположного. Поэтому особенно много антонимов среди имен прилагательных, выражающих (слайд)  понятия качества (хороший — плохой),  различные ощущения  (твердый — мягкий, горячий — холодный, мокрый — сухой, сладкий — горький),  объема,   протяженности,   размера  (толстый   —   тонкий,   большой   —   маленький, широкий — узкий, высокий — низкий, длинный — короткий, просторный — тесный),  веса (тяжелый — легкий),  формы (острый — тупой),  цвета  (белый — черный, светлый — темный), психологических оценок (добрый — злой, нежный — грубый, веселый — печальный, храбрый — трусливый),  времени (ранний — поздний), пространства (близкий—далекий), возраста (молодой — старый) и т. д. Пальчиковая гимнастика Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! По коленкам – шлеп. Шлеп! Вправо можем! Влево можем! И крест – накрест руки сложим. ­ Зачем нам нужно знать и уметь подбирать синонимы и антонимы? 7 Вывод: чем больше синонимов и антонимов знает человек, тем точнее он выражает  свои мысли.    Вопрос № 3:     Непостоянные признаки имён прилагательных. Прилагательное относится к существительному и согласуется с ним, то есть ставится в  том же падеже, числе и роде, в котором стоит это существительное, с которым оно  связано. Прилагательное изменяется:                                И.п.                                 Р.п.                                     Д.п. по падежам (интересный рассказ, интересного рассказа, интересному рассказу и  так далее),                          ед.ч.                               мн.ч. по числам (интересный рассказ– интересные рассказы),                                                                              м.р.                               ж.р. по родам только в единственном числе (интересный рассказ, интересная книга,         с.р. интересное описание).  ­ На какие вопросы отвечают прилагательные в ед.ч. ж.р., м.р., с.р.,  во мн.ч.  ? ­ Помогают ли нам эти вопросы в написании прилагательных?  Разберём текст, исправляя ошибки. Определить у имен прилагательных число,  род и падеж. (работают, затем идет обсуждение выполненной работы, взаимопроверка  и самооценка). Я в лесу весенний (­ем, м.р., П.п.)был. Яркий (­ое, с.р., И.п.) солнце мне светило. Ветер в свежее (­их, П.п.) травах играл. Сердце радостью переполняло.                                                                                                  – От чего зависит число, род и падеж имен прилагательных? Практическая работа ­ Из текста, записанного на карточке № 2, выписать  в столбик  словосочетания имен существительных   с   именем   прилагательным,   определить   число,   род,   падеж   имен прилагательных, записав через тире:     Первой вызвалась написать картину Зимушка – зима. Растянула по небу серые тучи и давай покрывать землю пушистым снегом. Тонким льдом покрыла зимушка 8 речку, чудесное покрывало накинула на поля и долины. Чудная картина получилась у седой чародейки!     V. Итог урока                                                                                                                               1) Игра «Веришь – не веришь».                                                                                                    – А верите ли вы, что род, падеж, число прилагательных зависит от  существительного? ДА.                                                                                                             – А верите ли вы, окончания прилагательных определяют по имени сущ. НЕТ.( по  вопросу)                                                                                                                                          ­ А верите ли вы, что у прилагательных  ж. р. окончания ый, ий, ой? НЕТ. (ая­яя)        ­ А верите ли вы, что у прилагательных ср.р. окончания ое, ее? ДА.                                  – А верите ли вы, что прилагательные отвечают на вопрос что делать? НЕТ. (какой, какая, какое)                                                                                                                                 ­ А верите ли вы, что прилагательные изменяются по родам. Да.                                    – А верите ли вы, что прилагательное обозначает предмет? Нет. ( признак) ­ Какая основная работа прилагательного? Вывод: 1. Основная «работа» имени прилагательного – обозначать, то есть  «сообщать» признаки имени существительного. 2. «Работать» ему приходится много, потому что у любого, даже самого  маленького предмета, масса всяких признаков и каждый из них  положено обозначить.     2) Что необычного было на уроке? (урок в виде семинара, как у взрослых).  VI.  Рефлексия ­ Оцените личную работу на уроке. (потрудились, старались рассказать что­то  новое)  ­ Оцените работу друг друга на уроке. Объясните свою оценку. (много полезного  услышали, повторили то, что знали и немного нового) – Я узнал…                                 слайд – Я повторил… – Я умею… – Мне было интересно…  –Какую оценку поставите себе за знания об имени прилагательном? (таблица) Домашнее задание Попробуйте отгадать, Кого пыталась я описать. 9 Огромный, толстокожий, хоботоносный, толстоногий….Стоп!.. Вы уже догадались? (ответы детей)  Теперь откроем дневники,        Запишем в них задание.        Дома загадку сочинить,        При этом только прилагательные употребить. Или: Р.т. стр. 28 упр. 63 10

Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2017