Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
24.02.2017
Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное" разработан в соответствии с ФГОС. Урок подготовлен и проведен в форме семинара. Обучающиеся готовили доклады-сообщения по теме урока: Происхождение слова «прилагательное»; Роль имени прилагательного в речи. Подготовлены разнообразные упражнения по теме.
Имя прилаг Обобщение 4 кл.docx
Тема урока: Обобщение знаний об имени прилагательном.
Форма проведения урока: уроксеминар.
Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний.
Технологии: самооценка, проекты.
Цель урока: обобщить знания учащихся об имени прилагательном.
Задачи:
Образовательные
:
Обобщить знаний учащихся об имени прилагательном; развивать умение правильно
употреблять их в речи.
Углубить знания учащихся о данной части речи.
Формировать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.
Развивающие
:
Развивать монологическую речь посредством обогащения и усложнения словарного
запаса.
Развивать познавательный интерес и причинное объяснение при анализе фактов и
явлений окружающей среды.
Развивать мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и
систематизировать.
Воспитательные
:
Воспитывать у учащихся любовь к родному языку
Воспитывать гуманность и товарищество.
Воспитывать у учащихся чувство ответственности за выполнение заданий.
Оборудование: толковые словари, карточки с заданиями, презентация, спокойная музыка.
I. Организационный момент
Вот звонок веселый смолк,
Посадив всех на урок.
Время нам нельзя терять,
Будем работать начинать.
Ход урока
1 Сейчас открыли все тетради
И записали дату в них.
Нет, стоп! Проверьтека сначала,
Как положили вы мне их.
Пряма ли спинка?
Чтоб ручка свой конец направила в плечо.
Поставьте ноги все на место.
Готовы. Пишем хорошо. (запись даты)
II. Актуализация знаний.
Чистописание.
На доске: Уроксеминар.
Обратите внимание на слово «семинар». Выпишите только гласные в соединении. А
теперь только согласные. (еиа смнр) Чередуя пишем до конца строки.
Словарная работа.
Запишите слово СЕМИНАР в тетрадь. Что это такое? (работа со словарём).
Обозначьте ударение, подчеркните орфограммы. Какой может быть семинар?
Напишите.
Познакомились с определением. По какой теме будет семинар узнаете выполнив
упражнение.
III. Формулирование темы и целей урока.
Вычеркните лишние буквы.
SIИDМYЯNПРGИЛURАГWАТQЕЛЬVZНОLЕ
На доску карточку ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
«Имя прилагательное – самая чувственная, самая живая часть речи»
Русский язык действительно очень богатый, меткий и выразительный. С русским
языком можно творить чудеса. Нет таких образов, звуков, мыслей, для которых не
нашлось бы в нашем языке точного выражения. И помогают в этом имена
прилагательные.
№
1
2
3
Я знаю, я умею, я могу.
На начало урока
на конец урока
Я знаю, что такое имена прилагательные.
Я знаю непостоянные признаки
прилагательных.
Я умею находить прилагательные в
2 предложении.
4
5
Я могу определить, какую роль выполняет
прилагательное в предложении.
Я знаю, что имена прилагательные бывают
полные и краткие.
Количество баллов:
Приём «Кластер» (что знаем об имени прилагательном) составляется на доске.
Какие цели поставим перед собой? Чего мы должны достичь к концу урока?
IV. Работа по теме урока.
При подготовке к семинару вы разобрали два вопроса. Каждый из вас готовил
индивидуально ответ на свой вопрос.
Вопрос № 1: Происхождение слова «прилагательное». Что
такое имя прилагательное.
Как звучит правило о прилагательном в нашем учебнике?
а) Именем прилагательным называется часть речи, которая обозначает признак
предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? или чей?
Например: снег (какой?) белый, страна (какая?) огромная, желание (какое?) сильное,
голос (чей?) дядин, любовь (чья?) материнская.
б) Из истории. Прилагательные могут быть в краткой и полной форме.
Например: чистое поле, чисто поле.
Но краткая форма является более древней. Следы старого склонения сохранились до
сих пор в отдельных выражениях: на босу ногу, среди бела дня, по белу свету.
Такие формы часто встречаются в народной поэзии: сел на добра коня, заплету русу
косу, шелкова трава.
в) Имя прилагательное – необыкновенная часть речи.
3 Полные прилагательные в предложении, обычно, служат (слайд)
о п р е д е л е н и я м и: Красивый деревянный домик стоял на берегу реки.
Краткие обычно, являются в предложении
с к а з у е м ы м и: Ветерок свеж и душист
.
УСТНЫЙ ВЫВОД: прилагательное в предложении является определением или
сказуемым.
Работаем в тетрадях. (слайд)
Прочитайте текст, спишите, разберите предложения по членам.
Солнце льет на землю теплые лучи.
Воздух прозрачен и свеж.
В лесу звучат птичьи голоса.
Взаимопроверка простым карандашом соседом по парте.
г) Прилагательные чаще всего образуются
суффиксальным способом: болото — болотный.
Также могут образовываться приставочным: небольшой.
Приставочносуффиксальным способом: подводный.
Прилагательные также образуются путём словосложения основ: бледно
розовый, трёхлетний.
д) Прилагательные могут сочетаться с наречием : очень вкусный.
Почти от каждого прилагательного можно образовать наречие.
Например: холодный – холодно.
Физминутка
Гимнастика для активизации деятельности головного мозга.
Гимнастика для снятия мышечного напряжения.
– Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и
прилагательные мужского, женского и среднего рода. Если словосочетания мужского
рода – хлопаете, женского рода – топаете, среднего рода – поднимаете руки вверх.
4 Белое поле, новогодний праздник, прозрачная льдинка , большой сугроб, зимнее утро,
морозный воздух , ледяная горка, снежный барс.
Вопрос № 2: Роль имени прилагательного в речи.
Роль прилагательных в художественном тексте так же велика. Обилие
прилагательных создает образную, живописную картину. Позволяет читателю увидеть
природу в разнообразии красок. Именно эта часть речи позволяет живо описать
природу и ее явления. Употребление имен прилагательных придает речи не только
точность и меткость, но и особую выразительность.
- Следим за текстом и находим существительные вместе с прилагательными, точно и
метко описывающими данные существительные. (слайд)
Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься: очень тихо, не видно ни
лесных зверей, ни птиц, все спрятались в своих норках. Мохнатые ели стоят все в
снегу, как будто они одели тёплые шубы. А белые березы растворились на фоне
снега и их почти не видно. Солнце редко заглядывает в лес. А когда оно
появляется, то снег становится искристым. Зимой лес очень красивый,
холодный и загадочный.
б) Имя прилагательное обозначает различные признаки предмета, это помогает
охарактеризовать его с разных сторон (по цвету, форме, размеру, весу, росту,
пространству) и выделить из ряда подобных, заключает в себе авторскую оценку.
Следим за текстом и находим существительные вместе с прилагательными, которые
описывают цвет данного предмета. (слайд)
Лиса – дикое животное. Среди лис много разновидностей. Самая
популярная – рыжая лисица. Она распространена по всему земному шару.
Роста зверек небольшого, как обыкновенная собака. На лапках у нее чёрные
сапожки. Шерсть бархатная, рыжая. Хвост пушистый. Грудка белая. Ушки
острые. Глазки у неё зоркие, а зрачки, как у кошки.
Питается лисичка мышами, не брезгует кузнечиками. Лиса хитрая, умеет
запутывать следы. Она хороший пловец.
в) Все прилагательные по значению разнообразны. Поэтому они широко используются
при создании и портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений,
душевного состояния и внешнего вида.
Следим за текстом и находим существительные вместе с прилагательными, которые
описывают внешний вид героя сочинения. (слайд)
У меня много товарищей, но настоящий друг—один, его зовут Артём. Лицо
у него овальной формы с большими глазами зеленого цвета и густыми бровями,
5 выгнутыми в форме дуги. Волосы прямые, темнокаштановые, средней длины.
Губы крупные, а когда он улыбается, то на его щеках появляются небольшие
круглые ямоч
ки. Артём среднего роста и крепкого те
лосложения.
Кроме того, что мой друг хорошо учится, он интересуется мотоциклами,
музыкой (причем различной), любит читать. А еще мы с ним любим играть в ком
пьютерные игры.
г) При употреблении прилагательного в переносном значении его принадлежность к
лексикограмматическому разряду нередко меняется. (слайд)
Например: "золотые слова"– прекрасные (очень хорошие) слова; "золотые листья"–
яркожелтые листья; "рыцарский поступок"– самоотверженный, благородный,
великодушный поступок; "кошачья походка"– легкая, бесшумная походка.
д) Эпитеты могут быть выражены разными частями речи, но чаще это прилагательные.
Это распространённое в литературе понятие, без них невозможно представить ни
одного художественного произведения.
Эп тетии
- определение при слове, влияющее на его выразительность.
Например: нестерпимая боль и жуткая боль, сильный мороз и ядрёный мороз.
Работа со стихотворением С.А. Есенина «Белая береза» слайд
Выписать эпитеты через запятую, определить падеж имени прилагательного.
Эпитеты белая береза И.п., на пушистых ветках П.п., новым серебром Т.П., в золотом
огне П.п., снежною каймой Т.п., в сонной тишине П.п.
Физкультминутка в движении.
Потрудились, отдохнём
Встанем, глубоко вздохнём!
Руки в стороны, вперёд,
Вправо, влево поворот.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили!
Самостоятельная работа по карточкам (писать в карточке грамотно).
Работа с недописанным текстом. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.
– Прочитайте, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные.
6 Этот_______ зверёк живёт в лесу. У него __________ уши,________ хвост.
Передние лапы ________, а задние _____________. Шубка у зверька летом
_________,а зимой __________. Морковь, _____________ капуста – любимые
лакомства животного. А зимой и ____________ кора хороша.
– Впишите точные прилагательные по тексту, выделите у них окончания.
е) Работая со словарями синонимов и антонимов, мы выяснили, что прилагательные
составляют большую часть этих словарей.
Например синонимы к слову неразборчивый нечёткий, неясный, невнятный,
неотчётливый, неконтрастный, плохо различимый, расплывчатый.
Антонимы могут возрастать или убывать и доходить до противоположного. Поэтому
особенно много антонимов среди имен прилагательных, выражающих (слайд)
понятия качества (хороший — плохой),
различные ощущения (твердый — мягкий, горячий — холодный, мокрый — сухой,
сладкий — горький),
объема, протяженности, размера (толстый — тонкий, большой — маленький,
широкий — узкий, высокий — низкий, длинный — короткий, просторный — тесный),
веса (тяжелый — легкий),
формы (острый — тупой),
цвета (белый — черный, светлый — темный), психологических оценок (добрый —
злой, нежный — грубый, веселый — печальный, храбрый — трусливый),
времени (ранний — поздний), пространства (близкий—далекий), возраста (молодой —
старый) и т. д.
Пальчиковая гимнастика
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам – шлеп. Шлеп!
Вправо можем! Влево можем!
И крест – накрест руки сложим.
Зачем нам нужно знать и уметь подбирать синонимы и антонимы?
7 Вывод: чем больше синонимов и антонимов знает человек, тем точнее он выражает
свои мысли.
Вопрос № 3: Непостоянные признаки имён прилагательных.
Прилагательное относится к существительному и согласуется с ним, то есть ставится в
том же падеже, числе и роде, в котором стоит это существительное, с которым оно
связано.
Прилагательное изменяется:
И.п. Р.п. Д.п.
по падежам (интересный рассказ, интересного рассказа, интересному рассказу и
так далее),
ед.ч. мн.ч.
по числам (интересный рассказ– интересные рассказы),
м.р. ж.р.
по родам только в единственном числе (интересный рассказ, интересная книга,
с.р.
интересное описание).
На какие вопросы отвечают прилагательные в ед.ч. ж.р., м.р., с.р., во мн.ч. ?
Помогают ли нам эти вопросы в написании прилагательных?
Разберём текст, исправляя ошибки. Определить у имен прилагательных число,
род и падеж. (работают, затем идет обсуждение выполненной работы, взаимопроверка
и самооценка).
Я в лесу весенний (ем, м.р., П.п.)был.
Яркий (ое, с.р., И.п.) солнце мне светило.
Ветер в свежее (их, П.п.) травах играл.
Сердце радостью переполняло.
– От чего зависит число, род и падеж имен прилагательных?
Практическая работа
Из текста, записанного на карточке № 2, выписать в столбик словосочетания имен
существительных с именем прилагательным, определить число, род, падеж имен
прилагательных, записав через тире:
Первой вызвалась написать картину Зимушка – зима. Растянула по небу серые
тучи и давай покрывать землю пушистым снегом. Тонким льдом покрыла зимушка
8 речку, чудесное покрывало накинула на поля и долины. Чудная картина получилась
у седой чародейки!
V. Итог урока
1) Игра «Веришь – не веришь».
– А верите ли вы, что род, падеж, число прилагательных зависит от
существительного? ДА.
– А верите ли вы, окончания прилагательных определяют по имени сущ. НЕТ.( по
вопросу)
А верите ли вы, что у прилагательных ж. р. окончания ый, ий, ой? НЕТ. (аяяя)
А верите ли вы, что у прилагательных ср.р. окончания ое, ее? ДА.
– А верите ли вы, что прилагательные отвечают на вопрос что делать? НЕТ. (какой,
какая, какое)
А верите ли вы, что прилагательные изменяются по родам. Да.
– А верите ли вы, что прилагательное обозначает предмет? Нет. ( признак)
Какая основная работа прилагательного?
Вывод: 1. Основная «работа» имени прилагательного – обозначать, то есть
«сообщать» признаки имени существительного.
2. «Работать» ему приходится много, потому что у любого, даже самого
маленького предмета, масса всяких признаков и каждый из них
положено обозначить.
2) Что необычного было на уроке? (урок в виде семинара, как у взрослых).
VI. Рефлексия
Оцените личную работу на уроке. (потрудились, старались рассказать чтото
новое)
Оцените работу друг друга на уроке. Объясните свою оценку. (много полезного
услышали, повторили то, что знали и немного нового)
– Я узнал… слайд
– Я повторил…
– Я умею…
– Мне было интересно…
–Какую оценку поставите себе за знания об имени прилагательном? (таблица)
Домашнее задание
Попробуйте отгадать,
Кого пыталась я описать.
9 Огромный, толстокожий, хоботоносный, толстоногий….Стоп!.. Вы уже догадались?
(ответы детей)
Теперь откроем дневники,
Запишем в них задание.
Дома загадку сочинить,
При этом только прилагательные употребить.
Или: Р.т. стр. 28 упр. 63
10
Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное"
Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное"
Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное"
Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное"
Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное"
Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное"
Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное"
Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное"
Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное"
Урок русского языка в 4 классе по теме "Обобщение по теме "Имя прилагательное"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.