Урок русского языка в 4 классе по теме: «Склонение имен прилагательных во
множественном числе».
Цель урока: формирование умения определять падеж имен прилагательных во множественном числе; учить правильно писать
падежные окончания имен прилагательных во множественном числе.
Задачи:
открытие знаний о склонении имён прилагательных во множественном числе, организовать деятельность учащихся по
знакомству и отработке навыков правописания падежных окончаний имен прилагательных во множественном числе;
развитие мыслительных операций: анализа, сопоставления; умения аргументировать своё мнение; познавательной активности,
мышления, наблюдательности, внимания, памяти; умение давать самооценку своей деятельности;
воспитание интереса к обучению, любовь и уважение к русскому языку; чувства сотрудничества и сплоченности, культуры
общения и поведения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Прогнозируемые результаты.
Предметный: овладение знаниями о склонении имён прилагательных во множественном числе;
формирование умения определять падеж и окончание имени прилагательного во множественном числе;
Метапредметные:
Личностные: Принятие и освоение роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности; формирование личностного
смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной
деятельности; развитие навыков сотрудничества с взрослыми, сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций; формирование установки к работе на результат.
Регулятивные: определение цели, формулировка проблемы; планирование деятельности; умение работать по плану (алгоритму),
сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки; умение оценить степень успешности достижения цели.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой
информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями
коммуникации, развитие умения излагать свое мнение и принимать позицию другого, участвовать в диалоге;
развитие умения использовать речевые средства в соответствии с ситуацией;
умение работать в группе.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, схемы, карточки для работы в малых группах, оценочные листы, карточки для
дифференцированной домашней работы, материал для рефлексии.
1Структура, УУД
1.Организационный момент.
Психологический настрой
учащихся.
Цель: создание благоприятной
рабочей обстановки.
Включение учащихся в деятельность.
2. Самоопределение к учебной
деятельности.
Цель:
мотивировать учащихся к учебной
деятельности, посредством создания
эмоциональной обстановки.
Личностные:
смыслообразование,
самоопределение
(формирование мотивации к обучению
и целенаправленной познавательной
деятельности).
Регулятивные:
(управление своей деятельностью).
Коммуникативные:
развитие продуктивного
взаимодействия и сотрудничества со
сверстниками и учителем.
3. Актуализация знаний и
фиксация затруднения в
пробном действии
Цель:
1 Актуализировать учебные
знания и умения необходимые
Деятельность учителя
Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка
проведу у вас я. Зовут меня Елена Александровна.
Проверьте, все ли у вас готово для урока.
Я очень хочу, чтобы вы улыбались,
Работаю нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех
И каждый из нас ощутит свой успех.
Я думаю, что каждый из вас сегодня порадует себя и меня
своей работой на уроке. Итак, приступаем.
Сели красиво, открыли тетради, положили с наклоном,
ручки взяли правильно.
Сегодня 19 февраля. Запишите в тетрадь дату, классная
работа.
– Каким бы вы хотели видеть урок? Подберите эпитеты к
существительному «урок».
– От кого это зависит?
– Какой частью речи выражены эпитеты?
– Что вы знаете об именах прилагательных?
Деятельность учащихся
Дети проверяют, всё ли
приготовили к уроку на
столе.
Настраиваются на работу
Познавательным,
интересным, веселым,
содержательным.
От учителя и учащихся и
их взаимопонимания
Именами
прилагательными
Имена прилагательные –
это часть речи, которая
обозначает признак
предмета и отвечает на
2для восприятия нового
материала; повторить
особенности имен
прилагательных в
единственном числе
(склонение, изменение по
родам).
2 Актуализировать
мыслительные операции
необходимые и достаточные
для восприятия нового
материала: аналогия,
обобщение.
3 Зафиксировать необходимость
введения правила изменения
имен прилагательных во
множественном числе по
падежам.
их,
Отвечают на вопросы, строят свои
высказывания, обосновывают ответы,
анализируют
сравнивают,
выделяют общие признаки, делают
вывод
анализа
основе
(познавательные УУД);
учатся слышать, уважать чужую точку
зрения, участвуют
в обсуждении
(коммуникативные УУД).
на
С какими именами прилагательными вы уже работали?
Как они изменяются?
Занесите в схему.
Посмотрите на экран.
С глубок… сугробами, снегов… шуб, над белоснежн…
полями, по дальн… дорожкам, о зимн… лучах.
Что объединяет данные словосочетания?
– Как определили, что это прилагательные во
множественном числе?
Посмотрите на схему. Что вы можете в нее еще
записать.
Заполняют.
Посмотрите на эти словосочетания и вспомните, что вы
уже знаете про имена прилагательные множественного
числа:
Синие тучи, синие шары, синие моря.
Что отметим в схеме?
Вернемся к словосочетаниям с пропущенными
окончаниями. Ребята, а как вы определяли окончание у
имен прилагательных в единственном числе?
Как вы думаете, в этом случае нам поможет это
правило?
Чтобы им воспользоваться, что нужно знать?
вопросы какой?, какая?,
какое?, какие?
С именами
прилагательными в
единственном числе. Они
изменяются по родам и
падежам.
Пропущены окончания у
прилагательных.
Словосочетания: сущ. +
прилаг.. Имена
прилагательные
употреблены во
множественном числе.
По существительным, с
которыми эти
прилагательные связаны,
они также употреблены во
множественном числе.
Имена прилагательные во
множественном числе по
родам не изменяются.
По вопросу.
Не знаем.
На какие вопросы
отвечают имена
3 А что для этого нужно сделать?
4. Постановка учебной задачи
Какие цели поставите перед собой на уроке?
Цель:
1 Организовать коммуникативное
воздействие, в ходе которого
выявляется и фиксируется
необходимость введения
правила изменения имен
прилагательных
множественного числа по
падежам.
Кто сформулирует тему нашего урока?
2 Согласовать цель и тему урока.
Учатся оформлять свои мысли в
устной форме;
определяют и формулируют тему,
цель урока, ищут способы
достижения цели (регулятивные
УУД).
5. Построение проекта выхода
из затруднения
Цель:
1 Организовать коммуникативное
воздействие для наблюдения
над особенностями склонения
имен прилагательных
множественного числа.
2 Зафиксировать алгоритм
склонения в знаковой и
вербальной форме.
Отвечают на вопросы, опираясь на
Итак, как же узнать, какие окончания у прилагательных во
множественном числе.
Я думаю, что у вас сегодня после урока будут крепкие
знания. Просклоняем это словосочетание.
Фронтальная работа у доски, остальные в тетради.
И. п. (какие?) Крепкие знания
Р. п. (каких?) Крепких знаний
Д. п. (каким?) Крепким знаниям
В. п. (какие?) Крепкие знания
Т. п.
(какими?)
П. п. (о
Крепкими знаниями
О крепких знаниях
прилагательные во
множественном числе.
Просклонять имена
прилагательные во
множественном числе.
Узнать, какие окончания у
прилагательных во
множественном числе.
Научиться склонять имена
прилагательные во
множественном числе.
Склонение имен
прилагательных во
множественном числе.
Нужно их просклонять.
4наблюдения
собственные
и
приобретённые знания. Строят свои
высказывания, формулируют вывод на
основе анализа. Учатся представлять
полученные знания в сжатом виде
(схема) (познавательные).
Учатся слышать, уважать чужую точку
зрения, участвуют
в обсуждении
(коммуникативные УУД).
каких?)
Получилось у нас просклонять имена прилагательные во
множественном числе?
Вывод
Заполните схему
Подошло ли правило написания окончаний имен
прилагательных во множественном числе, как и в
единственном?
Откройте учебник с.33, проверьте, правильно ли вы
записали падежные вопросы имен прилагательных во
множественном числе.
Какие еще могут быть окончания у имен прилагательных
во множественном числе?
– В каких падежах имена прилагательные множественного
числа имеют одинаковые окончания?
И. п., В. п. Р. п., П. п. Д. п. Т. п.
ые, ие ых, их ым, им ыми, ими
Теперь мы можем вставить пропущенные окончания?
Вставим.
– Как можно определить падеж прилагательного?
– Что нового узнали о прилагательном множественного
числа?
6. Первичное закрепление во
внешней речи
Цель:
Зафиксировать особенности
– Давайте проверим, согласны ли с нами авторы учебника.
Откроем учебник на странице 34. Сравните свои выводы с
данными в учебнике.
– Прочитайте правила про себя и вслух.
Да.
Имена прилагательные
изменяются по падежам
(склоняются)
Да, какое окончание в
вопросе, такое окончание и
в прилагательном.
Ученики сравнивают свои
выводы с научными.
Называют окончания имен
прилагательных во
множественном числе.
Падеж имени
прилагательного можно
узнать по падежу имени
существительного
Имена прилагательные во
множественном числе
изменяются по падежам
или склоняются. Род у
прилагательных
множественного числа не
определяется
Ученики сравнивают свои
выводы с научными.
5изменения имен
прилагательных
множественного числа в
громкой речи.
– Что узнали об изменении прилагательных во
множественном числе?
своих
Слушают и находят ошибки в
формулировках, учатся доказывать
правильность
суждений,
опираясь на имеющиеся знания;
учатся оформлять свои мысли в
устной форме; слушать и понимать
речь других. Отвечают на вопросы;
проверяют и оценивают работу свою и
своих товарищей, определяют
затруднения свои и своих товарищей
(познавательные, регулятивные,
коммуникативные УУД).
7. Физминутка
Цель:
создать условия для снятия
напряжения.
8. Включение в систему знаний и
закрепление.
Цель:
1. Тренировать способность к
самопроверке и самоконтролю.
2 Проверить умение определять
падеж имен прилагательных во
множественном числе.
3 Воспитывать чувства
коллективизма.
– Как определить падеж прилагательных во множественном
числе?
Я буду называть словосочетания, в состав которых входят
существительные и прилагательные. Если я называю имена
прилагательные во множественном числе, вы приседаете,
если в единственном числе – прыжок на месте. Будьте
внимательны.
Верные друзья, лесное растение, высокий сугроб, яркие
звезды, глубокие реки, огромный город, интересные
книги, темная пещера.
1.Работа в группах.
Объединитесь в малые группы. У вас на столе лежат
карточки. Догадайтесь, что нужно сделать.
Не забудьте распределить роли и помните о правилах
поведения в группе.
За воздушными шарами – Т. п.
О летних каникулах – П. п.
К соседским мальчишкам – Д. п.
Из колючих кустов – Р.п.
С трескучими морозами – Т. п.
До первых заморозков – Р. п.
Имена прилагательные во
множественном числе
изменяются по падежам
или склоняются. Род у
прилагательных
множественного числа не
определяется
Падеж имени
прилагательного можно
узнать по падежу имени
существительного
Ученики выполняют
физкультминутку.
Вставить и выделить
окончания, определить
падеж
6Работают самостоятельно, в группах
(с последующей самопроверкой).
Учатся применять полученные знания
на практике.
Оценивают правильность выполнения
действия.
Формируют самооценку на основе
критерия успешности учебной
деятельности (регулятивные УУД).
Учатся
необходимые
коррективы в действие после его
завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок,
проверяют и оценивают работу свою и
своих
определяют
затруднения свои и своих товарищей
(регулятивные,
коммуникативные
УУД).
товарищей,
вносить
На музыкальных инструментах – П. п.
По речным волнам – Д. п
Проверим по эталону.
На доске
Какая группа выполнила точно так же?
Если вы принимали активное участие в работе группы, в
оценочном листе поставьте 3 балла, если не совсем
довольны своей работой в группе – 2 балла и если совсем не
довольны своей работой, то ставьте 1 балл.
Как определить падеж прилагательных во множественном
числе?
2. Ребята! Посмотрите глазками вниз, наверх, влево, а
теперь в окошко и на экран.
На доске
Зима не хочет уступать свои права весне. Доказательство
тому красивейшие зимние дни с морозом и солнцем!
Составьте предложение, используя слова на слайде.
На доске
Сверкает, искрами, снег, разноцветными, на, солнце,
ярком.
Запишите предложение.
Подчеркните главные члены предложения. Определите
род и падеж имен прилагательных.
Поменяйтесь тетрадями.
Посмотрите на доску, проверьте.
На доске.
Верните тетради.
Если вы не допустили ни одной ошибки, в оценочный лист
поставьте 3 балла, если вы допустили хотя бы одну ошибку,
то ставьте 2 балла, у кого больше двух ошибок – поставьте
1 балл.
Ученики в группах
проверяют выполненную
работу по эталону.
Самооценка.
Падеж имени
прилагательного можно
узнать по падежу имени
существительного
Снег сверкает
разноцветными искрами на
ярком солнце.
Самооценка.
3. Прочитайте текст упражнения 343.
Учащиеся выполняют
79. Дифференцированное
домашнее задание
Слушают, анализируют, отвечают на
вопросы, выбирают домашнее задание
в соответствии с самооценкой
(познавательные,
коммуникативные, регулятивные,
личностные УУД).
самостоятельную работу.
Проверяют. Выполняют
самооценку.
Учащиеся выбирают
карточку для домашнего
задания.
Какое задание нам предлагают выполнить авторы
учебника.
Приступаем к самостоятельной работе.
Проверка на доске.
Если вы все сделали правильно, то поставьте в оценочный
лист 3 балла, если у вас 1 ошибка, то вы поставьте 2 балла
и если у вас больше двух ошибок, то у вас 1 балл.
Перед вами текст.
На доске
Прочитайте его.
Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В
… лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.
Какая часть речи пропущена?
Кто может самостоятельно подобрать подходящие по
смыслу прилагательные, возьмите карточку зеленого цвета.
Кому нужны слова – помощники, берите карточку желтого
цвета.
Кто не уверен в своих силах, возьмите синюю карточку.
Задания на этих карточках вы выполните дома.
Зеленая карточка.
Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу
прилагательные. Определите падеж прилагательных
множественного числа.
Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В
… лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.
Желтая карточка
Спиши текст, добавляя подходящие по смыслу слова.
Определите падеж прилагательных множественного числа.
Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В
… лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.
Слова для справок: трескучие, лютые, шумные, зимний,
звериные, глубокие.
Синяя карточка.
Спиши текст, вставляя пропущенные окончания
8прилагательных. Определите падеж прилагательных
множественного числа.
Пришла зима с трескуч… морозами, шумн… вьюгами,
глубок… сугробами. В зимн… лесу на снегу видны узоры
зверин… следов. Трещат, лют… морозы.
Согласовать домашнее задание.
Вспомните тему нашего урока. Посмотрите на схему,
которую мы с вами составили.
Как изменяются имена прилагательные во множественном
числе?
Как не изменяются имена прилагательные
множественного числа?
Как определить падеж имени прилагательного во
множественном числе?
Посмотрите оценочный лист. Если вы набрали 9 или 8
баллов, то поставьте в графе оценка – 5, если 7, 6, баллов,
то поставьте – 4, если меньше 5, то ставьте 3. Сегодня я
могу поставить оценки….
А это большое сердце – знак того, что вашей работой на
уроке я была очень довольна. А у вас на парте лежат три
маленьких сердечка: красное знак хорошего настроения на
уроке, того, что вы довольны своей работой, оранжевое
знак того, что вы увидели небольшие недочеты в своей
работе, и холодное синее сердце знак того, что вы на
уроке оставались равнодушными, и у вас было плохое
настроение, и ничего не получалось. Прикрепите ваши
сердечки на большой плакат, и мы увидим, как удачно мы
поработали.
10. Итог урока.
Цель:
1 Зафиксировать особенности
изменения имен
прилагательных во
множественном числе.
2 Оценить результаты учебной
деятельности.
Учатся оформлять свои мысли в
устной форме; слушать и понимать
речь других.
Подводят итоги урока.
Формируют самооценку на основе
критерия успешности учебной
деятельности (коммуникативные,
регулятивные, личностные УУД)
11. Рефлексия учебной
деятельности
Цель: сравнение целей, поставленных
в начале работы, с полученным
результатом, подведение
объективного результата работы
Личностные:
Адекватное понимание причин успеха
(неуспеха) в учебной деятельности.
Смыслообразование (сформированность
мотивации к дальнейшему обучению)
Самоопределение
Формирование ценностных ориентаций
Только по падежам
Не изменяются по родам
Как и в ед. ч., падеж
прилагательного
определяется по падежу
имени существительного, к
которому оно относится
Ученики оценивают свою
деятельность на уроке.
9(саморегуляция, стимулирование,
достижение) и математической
компетентности.
Познавательные:
Использование индуктивного умозаключения,
рефлексия способов и условий действия.
Регулятивные: управление своей
деятельностью, контроль и коррекция.
Коммуникативные:
достижение общего решения в совместной
деятельности.
10