Урок русского языка в 4 классе.
Тема: «Три склонения имен существительных».
Цель: ознакомление учащихся с грамматической категорией имени существительного
– склонение.
Обучающие цели:
введение понятие трёх типов склонения имён существительных в единственном
числе;
установление отличительных признаков имён существительных 1го, 2го и 3го
склонения;
определение типов склонения имен существительных в зависимости от их рода и
окончания в начальной форме.
Развивающие:
формирование учебнопознавательной деятельности;
формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной
деятельности;
развитие речи, умения слушать.
развитие внимания и орфографической зоркости;
развитие умения делать выводы на основе наблюдений, формулировать правила;
развитие интереса к предмету.
Воспитывающие:
воспитание навыка самостоятельной работы;
воспитание навыка работы в парах;
воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности.
Задачи:
• Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имён
существительных и наличие у существительных трёх склонений.
• Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной
форме.
• Формировать универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
формирование учебнопознавательного интереса к новому учебному материалу;
осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат;
готовность открыто выражать свою позицию на уроках, формировать адекватную
самооценку;
Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и
последовательность действий; умение контролировать свою деятельность
способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс
и результат деятельности.
Познавательные УУД:
умение строить устные высказывания: формулирование проблемы и её решение;
поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и
построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация
объектов; установление причинноследственных связей. Коммуникативные УУД:умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в
диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно
оценивать себя, работу в паре, формулировать собственное мнение.
Ожидаемые результаты: умение определять тип склонения имён существительных.
Тип урока урок изучения нового материала.
Вид урока: урокисследование.
Основные методы – проблемнодиалогический, наглядный, частичнопоисковый,
самостоятельная работа.
Формы организации: познавательной деятельности индивидуальная, работа в парах,
дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.
Формы организации работы учителя:
контролирующая.
Приемы ТРКМ (принципы технологии развития критического мышления):
«Верные и неверные утверждения», «Инсерт», «Кластер», «Шапка для размышлений».
Средства обучения учебник, презентация.
Оборудование: карточки с заданиями, толковый словарь, мультимедийный проектор,
экран, компьютер, учебник, тетрадь, ладошки 3х цветов, лист самооценки.
организационная,
регулирующая,
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).
1. Психологический настрой детей.
Мы будем на уроке думать? (да)
Мы будем рассуждать? (да)
А может, будем спать? (нет)
И в облаках летать? (нет)
Друг другу будем помогать?
И трудности преодолевать? (да)
Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением.
Садитесь, ребята!
Руки – на месте,
ноги – на месте,
локти – у края,
спинка – прямая.
Пусть такое приподнятое настроение сопровождает вас на протяжении всего урока.
2. Мозговая гимнастика.
«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия, речь):
А чтобы вам лучше думалось, «наденьте шапку», мягко заверните уши от верхней
точки до мочки. Проделайте три раза.
Прежде чем начать урок, обратите внимание, перед вами лежат листы оценивания.
Подпишите их. В течение урока вы будете самостоятельно оценивать себя за каждую
работу на уроке. Оценки можно ставить: 5,4,3. В конце урока вы сдадите мне листы
оценивания. Я выведу среднюю оценку и поставлю ее вам за урок.
Откройте тетрадь и запишите число, классная работа.
Минутка красивого письма. ал, оло_______________________ II. Актуализация знаний и постановка задачи урока
Слайд 2. Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения»
У вас на столах лежат листы, на которых начерчена таблица. Вы обсуждаете в парах.
Если согласны, то ставите «+», если не согласны «», если у вас возникнет спор, то
обведите этот номер в кружок.
Слайд 3. Но, прежде чем вы будете работать, давайте, вспомним правила работы в
парах.
(карточка № 1) Работа в парах.
Слайд 4.
– Давайте, вспомним, что вы знаете об имени существительном?
Какие знаете постоянные признаки им.существительного?
Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор? Почему?
Как иначе назвать «изменение имен существительных по падежам»? (склонение)
Значит, мы с вами еще не все знаем об имени существительном.
Как вы думаете, о каких признаках мы будем говорить сегодня на уроке?
(склонение)
К таблице и этому высказыванию мы вернемся позже.
Попробуем сегодня ответить на эти вопросы.
Сформулируйте тему урока.
Слайд 5. Цель нашего урока: формирование понятия склонения.
III. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
Прочитайте предложение, записанное на доске.
Книги учат нас смелости и дружбе.
Найдите однородные члены в этом предложении. Пишу на доске эти слова
Определите их род и падеж.
Что можно сказать об окончаниях? Какие они?
Запишите их в тетрадь, выделите окончания.
Чем же отличаются эти имена существительные?
Так почему же род, число, падеж одинаковые, а окончания разные?
Можем ответить на этот вопрос?
Запись на доске:
Смелости – ж. р., ед. ч., в Д. п.
Дружбе – ж. р., ед. ч., в Д. п.
Попробуем ответить на этот вопрос. Проведем исследование.
Прежде чем начать наше исследование, давайте с вами поиграем.
IV. Физкультминутка. (можно хлопать, по обстановке)
Если я назову существительное ж. рода – присядут девочки,
если м. рода – присядут мальчики,
если с. рода – хлопок,
приготовились:
дочь, луч, окно, капля, костёр, поле, газета, ремонт, яблоко, тетрадь, стол,
серебро.
Молодцы, ребята, я вижу, вы хорошо определяете род имен существительных.
Итак, ребята, нам надо ответить на вопрос, почему у этих слов разные окончания. Слайд 6. На доске записаны слова: зима, дядя, земля, стол, море, конь,
братишка, окно, осень, дочь.
Прочитайте слова, найдите в них общее. (Все слова существительные в
единственном числе.)
На какие три группы, по какому признаку можно разделить эти слова? (по родам)
Слайд 7. Для этого возьмите карточку №2 и заполняйте, ориентируясь на указания.
Назовите существительные мужского рода с окончанием а, я. (братишка,
дядя.)Запишите в 1 –ый столбик….
Назовите существительные женского рода с окончанием а, я. (зима, земля).Запишите
Назовите существительные мужского рода. (Стол, конь.) Выделите в них окончания.
Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончание. (Окно, море.)
Определите род у оставшихся имён существительных. Что вы можете про них сказать?
(это сущные ж.р. с мягким знаком на конце: осень, дочь) Запишите в 3ий столбик
Слайд 8. (карточка № 2)
М.р.
Ж.р.
Ср.р.
Братишка, дядя
стол, конь
Зима, земля
Осень, дочь
Окно, море
Назовите существительные, которые вы записали в первую группу? (зима, земля,
братишка, дядя)
Чем отличаются и чем похожи эти имена существительные.
Назовите существительные второй группы. (стол, конь, море, окно)
Назовите существительные третьей группы. (осень, дочь)
По каким признакам группировали имена существительные? (По их роду и
окончанию.)
Оцените свою работу. (самооценка)
С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его
склонение.
Существительные бывают 1, 2, 3го склонения.
Сделайте вывод, какие существительные относятся к 1му склонению, 2 и 3.
Напишите, в таблице, 1ый столбик – это 1 склонение…..
Слайд 9.
1 склонение
Братишка, дядя
Зима, земля
М.р.
Ж.р.
Ср.р.
2 склонение
стол, конь
Окно, море
3 склонение
Осень, дочь
ВЫВОД:
Слайд 10. В русском языке существует три склонения имен существительных. В
одном и том же падеже у имен существительных могут быть разные окончания, если
эти имена существительные относятся к разным склонениям.
ПРОГОВАРИВАЮТ ДЕТИ: К 1му склонению относятся имена существительные женского и мужского
рода с окончаниями –а, я в именительном падеже: сосн , вод , дедушк .
Ко 2му склонению относятся имена существительные мужского рода с
нулевым окончание: дом , конь и имена существительные среднего рода с
окончаниями –о, е в именительном падеже: пол , окн .
К 3му склонению относятся имена существительные женского рода с
нулевым окончание в именительном падеже: степь , рожь .
о
е
а
а
Прием «ИНСЕРТ» (по ходу чтения правила заполняется карандашом таблица).
Сколько склонений у имен существительных? (3)
Что нужно сделать, чтобы определить к какому склонению относится
существительное?
Для этого откройте учебник на стр.17 и прочитайте сообщение Самоварова и по
ходу чтения найдите главное и подчеркните карандашом.
Слайд 11. Прием ТРКМ «Составление кластера»
И так, что нужно сделать, чтобы определить к какому склонению относится
существительное?
Вернемся к той проблеме, которая была поставлена в начале урока.
Книги учат нас смелости и дружбе.
Почему в словах смелости и дружбе – разные окончания? ( Это зависит от
склонения этих существительных).
Склонение существительных являются постоянным морфологическим
признаком. Например, если существительное относится ко второму
склонению, то оно не может стать первым склонением.
Слайд 12. Релаксация.
А теперь немного отдохнем. (Под тихую музыку). Закройте, пожалуйста, глаза.
Наберите грудью побольше воздуха и ощутите солоноватый запах моря. Морской
воздух свежий и немного влажный. Вы слышите, как кричат чайки, и чувствуете себя
сейчас совершенно спокойно и безмятежно. Потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза
и снова будьте здесь, свежи и полны бодрости.
V. Первичное закрепление знаний.
а) Практическая работа упр.№ 25, стр.17.
Упражнение выполняется коллективно (комментированное письмо)
Задание: определить склонение существительных и записать в 3 столбика.
Выразите свое отношение! Оцените свою работу. (самооценка)
б) Игра «Третье лишнее»
Идет работа в группах.
Каждая группа получает конверт с заданием.
Задание: определить склонение существительных и в каждом ряду убрать лишнее
слово и доказать свою точку зрения.
Весна, река, стекло.
Стена, сверло, озеро.
Скворец, гора, звонок.
Вьюга, ласточка, рысь.
Дочь, конь, ночь.
Гусь, баран, лошадь.
Тетрадь, линейка, ручка.
Проверка: учащиеся называют лишние слова и доказывают свою точку зрения.
в) Отгадывание загадок.
Самостоятельная работа в тетрадях.
Задание: отгадать загадки, записать отгадки и определить склонение.
Семь одежек,
Все без застежек. (капуста)
Белая вата
Поплыла кудато. (облако)
Зимой спит,
Летом ульи ворошит. (медведь)
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая. (морковь)
Я землю копала —
Ничуть не устала.
Кто мной копал,
Тот и устал. (лопата)
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумейка! (тетрадь).
Слайд 13. Контроль: взаимопроверка. Учащиеся обмениваются тетрадями и
проверяют по образцу.
Оцените свою работу. (самооценка)
VI. Стадия рефлексии.
Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения»
(Вернуться к карточке № 1 «знаю, не знаю»).
Теперь давайте вернемся к карточке № 1 и ответим на 5 и 6 вопросы.
Знаете ли вы, что в русском языке есть три типа склонения?
Вывод:
Какие существительные относятся к 1 – ому, 2 – ому, 3 – ому склонению?
Как определить склонение существительного?
VII. Обобщение и систематизация знаний.
Слайд 14. Какую цель мы поставили на уроке?
Достигли ее?
Что нового узнали на уроке? Сколько же склонений у существительных?
Склонение – это постоянный признак имени существительного?
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Что у вас получалось сегодня лучше всего?
В чём испытали затруднения?
Оцените результаты своего труда на уроке (лист самооценки)
Ребята, поставьте себе одну общую оценку за урок.
Слайд 15. А сейчас покажем результаты труда всего класса.
(ребята поднимают ладошки:
зеленые – оценка – 5, все получилось;
красные – оценка – 4, нужно еще постараться;
желтые – оценка – 3, предстоит много трудиться).
IX. Информация о домашнем задании. Слайд 16.
1 уровень – кто хорошо понял, что такое склонение, написать 5 существительных 1,2,
3 склонения.
2 уровень – кто не совсем усвоил понятие склонение, выполнить упр.27.
Урок русского языка в 4 классе по теме: "Три склонения имени существительного"
Урок русского языка в 4 классе по теме: "Три склонения имени существительного"
Урок русского языка в 4 классе по теме: "Три склонения имени существительного"
Урок русского языка в 4 классе по теме: "Три склонения имени существительного"
Урок русского языка в 4 классе по теме: "Три склонения имени существительного"
Урок русского языка в 4 классе по теме: "Три склонения имени существительного"
Урок русского языка в 4 классе по теме: "Три склонения имени существительного"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.