Урок русского языка в 4 классе по теме: "Три склонения имени существительного"
Оценка 4.9

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Три склонения имени существительного"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
02.03.2017
Урок русского языка в 4 классе по теме: "Три склонения имени существительного"
Урок русского языка в 4 классе.docx
Урок русского языка в 4 классе. Тема:  «Три склонения имен существительных». Цель: ознакомление учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение. Обучающие цели:  ­     введение понятие   трёх типов склонения имён существительных в единственном числе; ­   установление   отличительных   признаков   имён   существительных   1­го,   2­го   и   3­го склонения; ­ определение типов склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме. Развивающие:      ­ формирование учебно­познавательной деятельности;  ­ формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной     деятельности; ­ развитие речи, умения слушать. ­ развитие внимания и орфографической зоркости; ­ развитие умения делать выводы на основе наблюдений, формулировать правила; ­ развитие интереса к предмету. Воспитывающие:   ­ воспитание навыка самостоятельной работы; ­ воспитание навыка работы в парах; ­ воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности. Задачи: • Создать   условия   для   «открытия»   учащимися   понятия   склонение   имён существительных и наличие у существительных трёх склонений. • Формировать умение  определять склонение  имён существительных  в начальной форме. • Формировать универсальные учебные действия: Личностные УУД: формирование учебно­познавательного интереса к новому учебному     материалу; осознание   смысла   учения   и   личной   ответственности   за   будущий   результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, формировать адекватную самооценку; Регулятивные УУД: умение   формулировать   тему   и   цели   урока;   умение   составлять   алгоритм   и последовательность   действий;   умение   контролировать   свою   деятельность способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности. Познавательные УУД: умение строить устные высказывания:  формулирование проблемы и её решение; поиск   и   выделение   необходимой   информации;   структурирование   знаний   и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно­следственных связей. Коммуникативные УУД:умение слушать и слышать учителя, ученика;  вступать в диалог;   сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач;   адекватно оценивать себя, работу в паре, формулировать собственное мнение. Ожидаемые результаты: умение определять тип склонения имён существительных. Тип урока ­ урок изучения нового материала. Вид урока: урок­исследование. Основные   методы  –  проблемно­диалогический,   наглядный,   частично­поисковый, самостоятельная работа. Формы организации: познавательной деятельности ­ индивидуальная, работа в парах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная. Формы   организации   работы   учителя: контролирующая. Приемы   ТРКМ   (принципы  технологии  развития  критического  мышления): «Верные и неверные утверждения», «Инсерт», «Кластер», «Шапка для размышлений». Средства обучения ­  учебник, презентация. Оборудование: карточки с заданиями, толковый словарь, мультимедийный проектор, экран, компьютер, учебник, тетрадь, ладошки 3­х цветов, лист самооценки.  организационная,   регулирующая, Ход урока. I. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент). 1. Психологический настрой детей. ­ Мы будем на уроке думать? (да) ­ Мы будем рассуждать? (да) ­ А может, будем спать? (нет) ­ И в облаках летать? (нет) ­ Друг другу будем помогать? ­ И трудности преодолевать? (да) ­ Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением. ­ Садитесь, ребята! Руки – на месте,  ноги – на месте,  локти – у края,  спинка – прямая. ­ Пусть такое приподнятое настроение сопровождает вас на протяжении всего урока. 2. Мозговая гимнастика. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия, речь):  ­ А чтобы вам лучше думалось, «наденьте шапку», мягко заверните уши от верхней  точки до мочки. Проделайте три раза. ­Прежде чем начать урок, обратите внимание, перед вами лежат листы оценивания. Подпишите их. В течение урока вы будете самостоятельно оценивать себя за каждую работу на уроке. Оценки можно ставить: 5,4,3. В конце урока вы сдадите мне листы оценивания. Я выведу среднюю оценку и поставлю ее вам за урок. ­ Откройте тетрадь и запишите число, классная работа. ­ Минутка красивого письма. ал, оло_______________________ II. Актуализация знаний и постановка задачи урока   Слайд 2. Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения» ­ У вас на столах лежат листы, на которых начерчена таблица. Вы обсуждаете в парах.  Если согласны, то ставите «+», если не согласны «­», если у вас возникнет спор, то  обведите этот номер в кружок. Слайд 3. ­ Но, прежде чем вы будете работать, давайте, вспомним правила работы в  парах.  (карточка № 1) Работа в парах.   Слайд 4.  – Давайте, вспомним, что вы знаете об имени существительном? ­ Какие знаете постоянные признаки им.существительного? ­ Есть ли такие высказывания, которые вызвали спор? Почему? ­ Как иначе назвать «изменение имен существительных по падежам»? (склонение) ­ Значит, мы с вами еще не все знаем об имени существительном. ­ Как вы думаете, о каких признаках мы будем говорить сегодня на уроке?  (склонение) ­ К таблице и этому высказыванию мы вернемся позже. ­ Попробуем сегодня ответить на эти вопросы. ­ Сформулируйте тему урока. Слайд 5. ­ Цель нашего урока: формирование понятия склонения.  III. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) ­ Прочитайте предложение, записанное на доске. Книги учат нас смелости и дружбе. ­ Найдите однородные члены в этом предложении. Пишу на доске эти слова ­ Определите их род и падеж. ­ Что можно сказать об окончаниях? Какие они? ­ Запишите их в тетрадь,  выделите окончания. ­ Чем же отличаются эти имена существительные?  ­ Так почему же род, число, падеж одинаковые, а окончания разные? ­ Можем ответить на этот вопрос? Запись на доске: Смелости – ж. р., ед. ч., в Д. п. Дружбе – ж. р., ед. ч., в Д. п. ­ Попробуем ответить на этот вопрос. Проведем исследование. ­ Прежде чем начать наше исследование, давайте с вами поиграем. IV. Физкультминутка. (можно хлопать, по обстановке) Если я назову существительное ж. рода – присядут девочки, если м. рода – присядут мальчики, если с. рода – хлопок, приготовились: дочь, луч, окно, капля, костёр, поле, газета, ремонт, яблоко, тетрадь, стол, серебро. ­ Молодцы, ребята, я вижу, вы хорошо определяете род имен существительных. Итак, ребята, нам надо ответить на вопрос, почему  у этих слов разные окончания. Слайд 6. ­ На доске записаны слова: зима, дядя, земля, стол, море, конь,  братишка, окно, осень, дочь. ­ ­   Прочитайте   слова,   найдите   в   них   общее.  (Все   слова   ­   существительные   в единственном числе.)   На какие три группы, по какому признаку  можно разделить эти слова? (по родам) Слайд 7. ­Для этого возьмите карточку №2 и заполняйте, ориентируясь на указания. ­ Назовите существительные мужского рода с окончанием ­а, ­я. (братишка,  дядя.)Запишите в 1 –ый столбик…. ­ Назовите существительные женского рода с окончанием ­а, ­я. (зима, земля).Запишите ­ Назовите  существительные мужского рода. (Стол, конь.) Выделите в них окончания. ­ Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончание. (Окно, море.) ­ Определите род у оставшихся имён существительных. Что вы можете про них сказать?  (это сущ­ные ж.р. с мягким знаком на конце:  осень, дочь) Запишите в 3­ий столбик Слайд 8. (карточка № 2)  М.р. Ж.р. Ср.р. Братишка, дядя стол, конь Зима, земля Осень, дочь Окно, море ­ Назовите существительные, которые вы записали в первую группу? (зима, земля, братишка, дядя)  ­ Чем отличаются и чем похожи эти имена существительные. ­ Назовите существительные второй группы. (стол, конь, море, окно) ­ Назовите существительные  третьей группы. (осень, дочь)  ­ По каким признакам группировали имена существительные? (По их роду и  окончанию.)  ­ Оцените свою работу. (самооценка)   ­   С   помощью   рода   и   окончания   существительного   мы   можем   определить   его склонение. ­ Существительные бывают 1, 2, 3­го  склонения.  ­ Сделайте вывод, какие существительные относятся к 1­му склонению, 2 и 3. ­ Напишите, в таблице, 1­ый столбик – это 1 склонение….. Слайд 9. 1 склонение Братишка, дядя Зима, земля М.р. Ж.р. Ср.р. 2 склонение стол, конь Окно, море 3 склонение  Осень, дочь ВЫВОД: Слайд 10.­ В русском языке существует  три склонения  имен существительных. В одном и том же падеже у имен существительных могут быть разные окончания, если эти имена существительные относятся к разным склонениям. ПРОГОВАРИВАЮТ ДЕТИ: К 1­му склонению относятся имена существительные женского и мужского  рода с окончаниями –а, ­я в именительном падеже: сосн      , вод      , дедушк      .             Ко 2­му склонению относятся имена существительные мужского рода с  нулевым окончание: дом     , конь      ­ и имена существительные среднего рода с  окончаниями –о, ­е в именительном падеже: пол     , окн       .              К 3­му склонению относятся имена существительные женского рода с  нулевым окончание в именительном падеже: степь    , рожь    .  о е а а Прием «ИНСЕРТ» (по ходу чтения правила заполняется карандашом таблица).  Сколько склонений у имен существительных? (3)  Что нужно сделать, чтобы определить к какому склонению относится  существительное?  Для этого откройте учебник на стр.17 и прочитайте сообщение Самоварова и по  ходу чтения найдите главное и подчеркните карандашом. Слайд 11. Прием ТРКМ «Составление кластера»  И так, что нужно сделать, чтобы определить к какому склонению относится  существительное? ­ Вернемся к той проблеме, которая была поставлена в начале урока. Книги учат нас смелости и дружбе.  Почему в словах смелости и дружбе – разные окончания? ( Это зависит от  склонения этих существительных).   Склонение существительных являются постоянным морфологическим  признаком. Например, если существительное относится ко второму  склонению, то оно не может стать первым склонением. Слайд 12. Релаксация. ­ А теперь немного отдохнем. (Под тихую музыку). Закройте,  пожалуйста, глаза.  Наберите грудью побольше воздуха  и ощутите солоноватый запах моря. Морской  воздух свежий и немного влажный. Вы слышите, как кричат чайки, и чувствуете себя  сейчас совершенно спокойно и безмятежно. Потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза  и снова будьте здесь, свежи и полны бодрости. V. Первичное закрепление знаний. а) Практическая работа упр.№ 25, стр.17. Упражнение выполняется коллективно (комментированное письмо) Задание: определить склонение существительных и записать в 3 столбика. ­ Выразите свое отношение! ­ Оцените свою работу. (самооценка)   б) Игра «Третье лишнее» Идет работа в группах. Каждая группа получает конверт с заданием. Задание: определить склонение существительных и в каждом ряду убрать лишнее  слово и доказать свою точку зрения. Весна, река, стекло. Стена, сверло, озеро. Скворец, гора, звонок. Вьюга, ласточка, рысь. Дочь, конь, ночь. Гусь, баран, лошадь. Тетрадь, линейка, ручка. Проверка: учащиеся называют лишние слова и доказывают свою точку зрения. в) Отгадывание загадок. Самостоятельная работа в тетрадях. Задание: отгадать загадки, записать отгадки и определить склонение.  Семь одежек, Все без застежек. (капуста)  Белая вата Поплыла куда­то. (облако)  Зимой спит, Летом ульи ворошит. (медведь)  Расту в земле на грядке я, Красная, длинная, сладкая. (морковь)  Я землю копала — Ничуть не устала. Кто мной копал, Тот и устал. (лопата)  То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей­ка! (тетрадь). Слайд 13. Контроль: взаимопроверка. Учащиеся обмениваются тетрадями и  проверяют по образцу.  ­ Оцените свою работу. (самооценка)   VI. Стадия рефлексии.  Прием ТРКМ «Верные и неверные утверждения»  (Вернуться к карточке № 1 «знаю, не знаю»). ­ Теперь давайте вернемся к карточке № 1 и ответим на 5 и 6 вопросы. ­ Знаете  ли вы, что в русском языке есть три типа склонения? Вывод: ­ Какие существительные относятся к 1 – ому, 2 – ому, 3 – ому склонению? ­ Как определить склонение существительного? VII. Обобщение и систематизация знаний. Слайд 14. ­ Какую цель мы поставили на  уроке? ­ Достигли ее? ­ Что нового узнали на уроке? ­ Сколько же склонений у существительных? ­ Склонение – это постоянный признак имени существительного? VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. ­ Что у вас получалось сегодня лучше всего? ­ В чём испытали затруднения? ­ Оцените результаты своего труда на уроке (лист самооценки) ­ Ребята, поставьте себе одну общую оценку за урок. Слайд 15. ­ А сейчас покажем результаты труда всего класса. (ребята поднимают  ладошки:  зеленые – оценка – 5, все получилось;  красные – оценка – 4, нужно еще постараться;  желтые – оценка – 3, предстоит много трудиться).   IX. Информация о домашнем задании. Слайд 16. 1 уровень – кто хорошо понял, что такое склонение, написать 5 существительных 1,2,  3 склонения. 2 уровень – кто не совсем усвоил понятие склонение, выполнить упр.27.

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Три склонения имени существительного"

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Три склонения имени существительного"

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Три склонения имени существительного"

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Три склонения имени существительного"

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Три склонения имени существительного"

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Три склонения имени существительного"

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Три склонения имени существительного"

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Три склонения имени существительного"

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Три склонения имени существительного"

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Три склонения имени существительного"

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Три склонения имени существительного"

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Три склонения имени существительного"

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Три склонения имени существительного"

Урок русского языка в 4 классе по теме: "Три склонения имени существительного"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2017