Урок русского языка в 5 классе "Алфавит"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок русского языка в 5 классе "Алфавит" - игровой урок. в ходе которого учащиеся повторяют алфавит, знакомятся с историей возникновения букв, с историческими изменениями в составе алфавита, учатся пользоваться алфавитом. Особый интерес у ребят вызывают такие задания как "Шифровальщик", "Тавтограмма". "Загадка"
Иконка файла материала Алфавит.doc
Тема. Алфавит Цель: повторить алфавит; познакомить ребят с историей возникновения букв, с историческими  изменениями в составе алфавита; пользоваться алфавитом. Тип урока. Комбинированный Вид урока. Урок общеметодической направленности Методы и приемы обучения: частично­поисковый, репродуктивный. Оборудование: мультимедийная презентация. Этапы урока Ι .Оргмоме нт. Ход урока ­ Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть сегодня.  Стряхните сон и напряжение. У нас много интересной работы: мы  будем узнавать новое, рассуждать, доказывать. 1. .Актуал ΙΙ изация  знаний.  ­ Какой раздел науки о языке мы изучаем? ­ Что изучает фонетика? (звуки речи) ­ Что вы знаете о звуках речи? ­ Перечислите, пожалуйста, всегда твердые звуки [ж, ш, ц]. Всегда мягкие [ч, щ, й]. Всегда глухие [х, ц, ч, щ]. Сонорные [р, л, м, н, й]. 2. ­ Сегодня мы продолжим работу по изучению «Фонетики». Но для того, чтобы узнать тему урока вам придется немного поработать. На  доске записаны слова с пропущенными буквами, вставьте эти буквы и объясните орфограммы. Словарно – орфографическая работа: Схв…тить, кол…екция, ше…ский, зап…х, верё…ка, прож…вать (в  городе), чес…ный.  ­ Посмотрите, какое слово получается из вставленных букв?  (Алфавит). ­ Назовите тему нашего урока? ­ Правильно, тема нашего урока «Алфавит».     ­  Ребята, скажите, пожалуйста, где  требуется знание алфавита, зачем нужно знать алфавит? (Размещение слов в словарях и справочниках, названия  учреждений и фамилий жителей в телефонном справочнике, фамилии авторов в библиотечной картотеке) ­ А теперь скажите, чем же мы с вами будем заниматься на уроке? (Сегодня мы не будем учиться писать буквы, а посмотрим, умеете ли вы правильно называть буквы русского алфавита, узнаем, какое  большое значение в жизни человека имеет знание алфавита,  познакомимся с историей возникновения букв) (записывается в тетради число, классная работа и тема урока  «Алфавит») Формирование УУД и технология оценивания Коммуникативные  УУД: строить речевое  монологическое  высказывание в  соответствии с  поставленными  задачами. Познавательные  УУД:  1. делать выводы,  обобщения; 2. осуществлять  самоконтроль и  самооценку; 3. преобразовывать  информацию из  одной формы в  другую.Коммуникативные  УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными  задачами.  3. Оформлять свои  мысли в устной  форме. ΙΙI.Форму лирование проблемы. Открытие нового  знания. ­ Как вы думаете, что такое алфавит? (Буквы, расположенные в определенной последовательности,  составляют алфавит)  ­ Назовите синоним к слову «алфавит». (Азбука) Работа с учебником ­ Ребята, откройте свои учебники на стр.136, давайте прочитаем  текст упражнения 300. мудрости ступенька».) ­ Определите тему данного текста. (Алфавит и азбука) ­ Какова основная мысль текста? (Говорят: «Азбука – к  ­ Ребята, объясните постановку знаков препинания в данном  предложении, начертите схему. ­ Алфавит раньше выглядел по­другому. А что же открывают  нам начертания букв славянского алфавита? Узнать это нам поможет  Рыгина Настя. Начертания букв славянского алфавита дают нам  возможность увидеть мир глазами наших пращуров. Создатели  славянского алфавита Кирилл и Мефодий не случайно давали  наименования буквам. Они хотели, чтобы азбука звучала  осмысленно, утверждая ценность слова и мысли. И хотя для  современных читателей буква есть буква, пусть даже  декоративно украшенная, для древнерусского книжника понятие  декоративности было чуждым. Он не просто украшал букву  орнаментом, он, прежде всего, передавал и украшал мысль. Он не  считал букву просто обозначением звука, для него очень много  значило, которое таило в себе чертеж мира. Буква УК. Начертание этой буквы  орнаментальное, оно пронизано  символикой огня, заключенного внутри.  Слева на рисунке изображена чаша  мудрости, в которой мы видим огонь, а  справа – заключено солнце.  Буква УК обозначала учение. Буква АЗ. Аз – причудливый  человекообразный зверь напоминает нам  изображение знаменитых симургов.  Симурги, соединяющие в себе свойства  птицы, зверя и человека, представляли  соединение трех царств: неба, земли и  царства подземного. Такие звери,  наподобие древнеегипетских сфинксов,  символизировали собою вечность,  мироздание, а также солнце и  изначальный свет. Аз – первая буква  алфавита, свет – основа мира. В  древнерусской культуре буква Аз имела  особое значение. От нее произошло самоназвание  ­ азбука. Буква РЦЫ. На картинке мы видим  человечка, в руках у него жезл  премудрости с трилистником на конце.  Он трубит, о чем­то возвещая. О чем?  Символ становится понятным, ведь буква Рцы означает одновременно глагол  повелительного наклонения: рцы значит  говори. Здесь мы видим премудрость,  трубящую рог и одновременно  созывающую слушателей: говори и слушай премудрость. Таково значение начертания этой буквы. ­Спасибо, Настя! Вот, оказывается, какие тайны хранит старая  азбука.  ­ А знаете ли вы алфавит? Давайте проверим. (Чтение алфавита по памяти) ­ А теперь проверьте себя по учебнику, упр.290 ­ Ребята, как вы считаете, все ли буквы русского алфавита  появились одновременно? А если нет, то какая буква самая молодая?  Послушайте сообщение вашего одноклассника. Самая молодая. Буква ё – самая молодая в русском алфавите. Известен её  создатель, у неё есть «день рождения», и в 2013 году ей  исполнится 216 лет. В 1797 году писатель и историк Николай  Михайлович Карамзин издал второй альманах стихов «Аониды», в  котором впервые использовал букву ё. До этого для обозначения  ударного [о] после мягких согласных использовали диграф  (письменный знак, состоящий из двух букв и употребляющийся для обозначения на письме фонем) io, введенный в 1735 г., например,  слioзы, всio. А ещё раньше, в древнерусском языке, звук [о] после  мягких согласных вообще не употреблялся. Вместо мёд, слёзы,  нёс, Пётр  произносили мед, слезы, нес, Петр с  [э]. В 18 и в начале 19 века такое произношение было свойственно высокому стилю. У буквы ё особое положение в русском письме. Она и есть, и  её как бы нет. Действительно её встретишь не в любом тексте,  чаще всего она встречается в специальной литературе, на письме  же её часто заменяют буквой е. Но мы с вами должны помнить,  что это разные буквы и каждая буква должна выполнять свои  обязанности.VΙ .  Развитие  умений –  применен ие знания. 1. ­ Давайте проверим ваше знание алфавита. Для этого выполним  упражнение 298. ­ А теперь попробуйте составить алфавитный список  одноклассников, сидящих с вами на одном ряду. ­ Для чего мы выполняли эти задание? 2.  ­   Ребята,   вы   все   любите   приключения   и   тайны.   Сегодня   нам предстоит немного потрудиться: разгадать зашифрованные слова. И в этом   вам   поможет   знание   алфавита.   Вам   хорошо   известно,   что   в русском алфавите 33 буквы. Каждая буква имеет свое место: первая буква – А, вторая – Б, третья – В и так далее, пользуясь данной информацией, расшифруйте представленный слова. Шифровальщик. Прочитайте и запишите зашифрованные слова.  9,1,4,1,5,12,1    (загадка) 9,3,21,12,10      (звуки) 2,21,12,3,29      (буквы) 22,16,15,6,20,10,12,1  (фонетика) 1,13,22,1,3,10,20     (алфавит) ­ Чтобы правильно и быстро выполнить это упражнение, какими  знаниями нужно владеть? Расшифруйте текст: 23,16,14,12,1\ 23,16,14,12,1\23,16,14,33,25,16,12\ 17,16,13,16,19,1,20,6,15,30,12,10,11\2,16,25,16,12\ 23,16,14,12,1\18,1,15,6,15,30,12,16\3,19,20,1,7,20\ 27,7,25,12,10\14,16,6,20\ 26,6,11,12,21\20,18,7,20\ (физкультминутка «Хомка») Зашифруйте самостоятельно по 3 слова. 3.  ­ А в этих словах буквы забыли о том, что у них есть свои места, разбрелись   и   разломали   слова.   Поставьте   буквы   в   алфавитном порядке и восстановите слова. Например: хоулп – лопух. Шуть, ытон, кёжи, шёр, отен, тосмы, сон, нибыт. (Тушь,  ноты, ёжик, ёрш, енот, мосты, нос, бинты) Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? –  Сейчас   мы   вместе   с   …   (имя   ученика)   учились   оценивать   свою работу. 4.  ­ Ребята, вы любите отгадывать загадки? Давайте проведем  Предметные  результаты научиться  составлять  различные списки в  алфавитном  порядке Познавательные  УУД:  1. Объяснять  языковые явления,  процессы, связи и  отношения,  выявляемые в ходе  работы с алфавитом Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение. 2. Оценивать  учебные действия в  соответствии с  поставленной  задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую  работу. 4. Осуществлять  познавательную и  личностную  рефлексию. Личностные  результаты 1. Развиваем умения выказывать своё  отношение,  выражать свои  эмоции. 2. Оценивать  поступки в  соответствии сопределённой  ситуацией. 3. Формируем  мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. буквенный диктант. Быть нам рядом не годится! Можешь в этом убедиться ­ Посмотри на алфавит, Между нами «ы» стоит! (Ь ­ Ъ)             В этой букве нет углов И она бы укатилась, Если масса разных слов Без нее бы обходилась!  (О) Две соседки в алфавите Так похожи, ой­ой­ой! Их почти не различите, Только точки у одной!  (Е ­ Ё) Ею можем обозначить Что в задачке неизвестно, А взглянув на все иначе, В ней увидим просто крестик! (Х) Эта буква как жучок Растопырила шесть ног, И, конечно, знаешь ты, С ней не дружит буква «ы». (Ж) Взяли «эн» и справа ножку Растянули мы немножко, Да свернули буквой «о»­ Ну, и что произошло? (Ю)  «Пэ» в другую букву можно Очень быстро превратить ­ Перекладинку немножко Надо только опустить!  (Н)               5.                                        ТАВТОГР ММА   АА ­   игровое   стихотворение,   в   котором   все слова начинаются с одной и той же буквы, например:  Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно четко.     Павел Петрович пошёл погулять,     Поймал перепёлку, пошёл продавать,     Просил полтинник­     Получил подзатыльник. Кот Котофей крадётся к канарейке.Света с Сашей считали сорок. Самостоятельное составление учащимися тавтограмм – предложений или текстов. V. Итог  урока.  ­ Ребята, теперь вы знаете про алфавит немного больше. Вы славно  поработали. И я думаю, что информация, полученная сегодня на  уроке, вам пригодятся в жизни. ТОУУ – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня работал лучше всех и достоин хорошей оценки? – Поставьте каждый себе ту оценку, которую вы заслужили. VI.  Домашнее задание Прочтите веселые стихи. Африка Вдоль по жаркой Африке Бегают жирафики, Наизусть жирафики Знают карту Африки – Как посмотрят сверху вниз: Вот Марокко, вон Тунис,  Сенегал, Ангола, Гана, Чад, Нигерия, Гвиана, Того, Ливия, Заир, Эфиопия, Алжир, Конго, Кения, Уганда, Мавритания, Руанда, Камерун, Кот­д`Ивуар, Мозамбик, Нигер, ЮАР, Вот Либерия и Гамбия, Танзания и Замбия, Свазиленд и Сомали, Джибути, Судан, Мали, С высоты жирафьей шеи Видно сразу две Гвинеи. Вот Ботсвана, вот Габон, Вот Бенин, Зимбабве вон. Если б мне могли на час Шею дать жирафью, Я бы выучил тотчас Эту географию.                        (А.Усачев)­ Возьмите географическую карту и проверьте, все ли страны Африки выучили наизусть жирафики. Какие страны не упоминаются в  стихотворении? А вы могли бы посоревноваться с жирафиками и  выучить наизусть страны жаркого континента? Расположите названия африканских государств из этого  стихотворения по алфавиту. Именно так поступают составители  географических атласов. Зачем они это делают, мы думаем, вы  знаете.

Посмотрите также