Урок русского языка в 5 классе "Однородные члены предложения"
Оценка 4.7

Урок русского языка в 5 классе "Однородные члены предложения"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
24.04.2017
Урок русского языка в 5 классе "Однородные члены предложения"
Публикация является частью публикации:
Однородные члены предложения.docx

Однородные члены предложения.

Класс: 5

Предмет: Русский язык. Преподавание ведется на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта

Цели:

Обучающая:  - повторение и углубление знаний об однородных членах предложения, полученных в начальной школе;

- закрепление навыка нахождения однородных членов предложения в тексте;

Развивающая: развитие познавательного интереса учащихся, самостоятельного мышления, умения анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы;

Воспитательная: воспитание уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, привитие навыков самостоятельной деятельности, воспитание умения работать в группе, формирование умения слушать и слышать друг друга, воспитание любви к родному слову,  к своей Родине.

УУД:

Личностные: самоопределение, формулирование проблемы

Регулятивные: целеполагание, выполнение учебного действия, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, достижение договоренности, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью,

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, анализ объекта с целью выделения признаков, извлечение необходимой информации из текста, структурирование знаний, использование знаково-символических средств, рефлексия.

 Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы обучения: проблемный, исследовательский, частично-поисковый.

Технологии обучения:

- проблемное обучение (создание проблемной ситуации)

- исследовательская деятельность ( постановка цели, анализ языкового материала, эксперимент)

- моделирование (составление схем предложений)

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, самостоятельная работа.

Оборудование: компьютерная презентация, мультимедийное оборудование, доска, раздаточный материал

Ожидаемый результат:

- Ученики закрепят умение находить однородные члены предложения и определять их синтаксическую роль  в текстах. Научатся соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами и обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами. Научатся использовать однородные члены предложения как средство выразительности речи.

- Учащиеся зафиксируют проблему, сформулируют цели, проанализируют текст, сделают выводы, проведут рефлексию деятельности. В ходе работы над текстом применят способы мыслительной деятельности: сравнение, анализ, обобщение, смогут сделать выводы, доказать свою точку зрения.

- В ходе целеполагания и групповой  работы произойдет дальнейшее формирование умения слушать и слышать друг друга, умение взаимодействовать.

Ход урока:

I.             Орг. момент

Здравствуйте! Сегодня хороший зимний день, надеюсь, что у вас все замечательно. Я предлагаю сегодня начать урок с речевой разминки, которая поможет  настроиться на плодотворную работу.

Ребята, повторяйте за мной: (Слайд 1. Весёлый смайлик)

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы умные!

Мы добрые!

Мы отлично учимся!

             Все у нас получится!    1мин

Учитель: Молодцы! Я уверена, что все у вас сегодня получится и вы получите много новых ценных знаний.

Открыли тетради, записали число, классная работа.

II.         Повторение

1.            Ученик выполняет синт. разбор предложения

Ра…писной Собор Василия Блаженного уд..вляет чудесным сочетанием красок. (повеств., невоскл., простое, двусост., распростр.)

Индивид. Задания

Карточка №1

Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу предложений и определения.

Ст..ят последние дни поз..ней ос..ни. На синем неб… в..сят белые обл..ка.

Карточка №2.

Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу предложений и определения

В пр..зрач..ном воздух.. плывут тонкие нити паутины. На высокой ел… уселась стайка ч..рных др..здов..

2.            Класс

Синтаксическая разминка. «Собери слово». 5 мин

Возьмите из предложенных слов только указанную морфему и составьте новое слово.

Безрадостный  -  приставку      слайд

Ошибка  -  корень слайд

Беспорядочный  -  суффиксы    слайд

Красная  -  окончание        слайд

- Какое слово получилось?  (Безошибочная) -слайд

- Составьте словосочетание с этим словом, назовите главное слово и укажите строение словосочетания, вид словосочетания.

- Подберите синоним к слову безошибочная. (правильная, грамотная)

  Именно такой должна быть наша устная и письменная речь,  и над этим мы работаем на каждом уроке.

- Проверка учащегося у доски. 4 мин

Забрать работы у ребят, которые работали индивидуально!!!!!!!!!

 

III.           Проблемная ситуация. Определение темы урока. Целеполагание.

Ребята, а кто знает, где находится Собор Василия Блаженного? (В Москве на Красной площади)

Ребята,  предлагаю вам посмотреть на слайд (Слайд 2) -2 щелчка

(ученики видят черно-белую фотографию Храма Василия Блаженного в Москве)

 Это Храм Василия Блаженного в Москве, на Красной площади, но у нас черно-белая фотография.   Я предлагаю вам раскрасить эту картинку. Для этого давайте вспомним, как он выглядит, и подберем определения, называющие цвета. (ученики называют цвета, опираясь на знания об этом памятнике архитектуры).

 

Ребята, вы сейчас раскрасили Собор Василия Блаженного. Слайд - цветное фото

Посмотрите на предложение. Слова какой части речи вы сейчас назвали? 1 мин (прилагательные). Составьте предложение.

Переливаются купола  на солнышке зелеными, желтыми, красными ,голубыми и оранжевыми цветами.

 А слова эти не простые, им есть название в русском языке, и именно о таких словах пойдет речь на нашем уроке.

- Я хочу продолжить урок стихотворением, которое поможет вам догадаться, что это за слова, и назвать тему нашего урока. Послушайте его внимательно.

Слайд 4


Слова есть в русской речи,

Не очень-то внешне похожие,

Но полномочия на них

Поровну возложены.

И подчеркнуть в строке

Их нужно одинаково,

И между ними правильно

Должны расставить знаки мы.

Шагают вереницею

 Они за словом главным,

Оно ими командует

И за собой их тянет.

Наверное, вы поняли,

Слова те благородные

Все называют в языке

Конечно…


Ученики: Однородные.

Записываем тему урока    слайд

Однородные члены предложения.- записываем

Целеполагание.

Эта тема вам немного знакома из курса начальной школы.

Каковы же цели нашего сегодняшнего урока?

Что предстоит вспомнить на уроке? (Что такое ОЧП. На какие вопросы отвечает?, Каким членом предложения является? Какие части речи могут быть однородными? Как их находить и как правильно ставить знаки препинания. )

. Итак, сегодня на уроке мы будем учиться Слайд

-             находить однородные члены предложения и       определять их синтаксическую роль;

-         обосновывать постановку знаков препинания;

-         соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами;  

-          читать и составлять   схемы предложений с однородными членам.

IV.            Изучение новой темы

Учитель:  Ребята, а что значит слово «однородные»?  Где можно найти эту информацию? (в Толковом словаре)

Учитель: Предлагаю найти в словаре ответ на этот вопрос одному из учеников.

  А мы пока разберем это слово по составу Однородные (одинаковое)

Учитель: предлагаю выслушать сообщение ученика, поработавшего  со словарем. (выполняют одинаковую синтаксическую функцию)

Какую, нам и предстоит выяснить.

А чтобы работа была успешной и продуктивной и мы достигли поставленных целей, мы  объединим свои усилия и поработаем в группах.  Вам предстоит поработать с текстами, и выступить в роли исследователей.  На столе у каждой группы лежит карточка с заданием и инструкцией по его выполнению.

А чтобы вам было интереснее работать, коли сегодняшний наш разговор зашел о Москве,  тексты для вас я подобрала об архитектурных сооружениях Красной площади и Кремля.

Чтобы ответить на вопросы карточки, я вам дам теоретические подсказки, но они представлены схематически.

Попробуйте прочитать учебный материал по  схемам.

 


1.       Х            О,   О,  О   

        ( слово)

              

                 один и тот же

2.                  (?)   (?)   (?)

              перечислительная  интонация

3.     О/  О/  О 

Задание:

1.    Найти и выписать предложение с однородными членами.  Определить на какие вопросы они отвечают и к какому слову относятся.

2.    Определить какой частью речи и членом предложения  являются.

3.    С какой интонацией произносятся?

4.    Выбрать  из предложенных схем ту, которая соответствует предложению с однородными членами. Выяснить постановку знаков препинания.  

[O, О и О],  [О, а О]  [О, но О], [O, О, О],  [О и О]

 

1 группа: Собор Василия Блаженного - главный храм Красной площади.  Он построен в середине XVI века по указу Ивана Грозного в честь взятия Казани.   С тех пор народ дивится искусному зодчему, благодарит Бога и славит царя,  который подарил им красивейший храм.

 

2.     группа:  Самая знаменитая Кремлевская башня – это Спасская. С давних времен Спасская башня была главным входом в Кремль. Через Спасские ворота въезжали великие князья,  цари, иноземные посланцы.

 

3 группа: На Соборной площади (главная площадь Московского Кремля) располагается златоглавый Благовещенский собор. Торжественное сочетание белого цвета стен с золотом куполов придают Благовещенскому собору нарядность и изысканность.   


4 группа : Государственный исторический музей в Москве – крупнейший музей России.  Собрание музея отражает историю и культуру страны. В здании музея помимо выставок демонстрируются исторические и документальные фильмы.

 

5 группа: Успенский собор – православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружен в 15 веке. Несколько веков этот храм был духовным и политическим центром страны.  Собор служил образцом при строительстве многих храмов в городах и монастырях Руси.

 

Физминутка

 Проверка СЛАЙДЫ

1 группа

1.                 Однородные члены предложения дивится, благодарит и славит. Относятся к подлежащему народ, отвечают на одинаковые вопросы (что делает?)

2.                 Являются глаголами, член предложения- сказуемое

3.                 Произносятся с интонацией перечисления

4.                  [O, О и О]. Объяснение запятых.- Когда нет союзов ставим запятую, если союз и – запятая не ставится.

Какое слово непонятное встретилось. Зодчий – то же , что и архитектор.

2группа

1.                 Однородные члены предложения князья, цари, посланцы.  отвечают на одинаковые вопросы (кто?)

2.                 Являются сущ.,  член предложения-подлежащее.

3.                 Произносятся с интонацией перечисления

4.                 [O, О, О]. Нет союзов, ставим запятые.

3группа

1.                 Однородные члены предложения  нарядность и изысканность. Относятся к глаголу придают, отвечают на одинаковый вопрос  что?

2.                 Являются существительными, член предложения- дополнение

3.                 Произносятся с интонацией перечисления

4.                 [О и О]. Запятые не ставим

4группа

1.     Однородные члены предложения   исторические и документальные. Относятся к сущ. фильмы. Отвечают на одинаковый вопрос какие

2.                 Являются прилаг., член предложения – определение.

3.                 Произносятся с интонацией перечисления

4.                 [О и О]. Запятые не ставим

 

5группа

1.     Однородные члены предложения   духовным и политическим. Относится к слову центром. Отвечают на вопрос каким.

2.     Являются прилаг., член предложения – определение.

3.     Произносятся с интонацией перечисления

4.     [О и О]. Запятые не ставим

 

1.     Однородные члены предложения   в городах и монастырях. Относятся к глаголу служил. Отвечают на одинаковый  вопрос где?

2.                 Являются сущ., член предложения- обстоятельство

3.                 Произносятся с интонацией перечисления

4.     [О и О]. Запятые не ставим

 

Ребята, а если вы были внимательны и слушали ребят других групп, то вы еще кое-что должны были заметить. Что? (Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения) слайд

     Помогла вам подсказка в работе?

Итак, сделаем вывод. Что же такое однородные члены предложения.

Продолжите предложения:

1.     Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос (или разные)

2.     Однородные члены  являются одним и тем же членом предложения (или разными)

3.     Однородные члены предложения выражены одной и той же частью речи (или разными)

4.     Однородные члены предложения относятся к одному и тому члену предложения (или к разным)

5.     Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления.

6.     Однородные члены предложения соединяются союзами или интонационно.

 

А теперь давайте сравним наши исследования с теоретическим материалом учебника (Параграф 60, стр. 169)

Совпадает? (да)

Посмотрите на обозначения однород. членов предложения на стр. 170

Обратим внимание на упр.470 стр. 170. Рассмотрите схемы однородных членов предложения.

-  Какие схемы предложений с однородными членами не встретились вам не встретились при выполнениии работы.

- Какой вывод сделаем? (Перед союзом а, и но между однородными членами ставиться запятая)

 

V.               Закрепление

        Упр. 473 (2- предложения вместе, остальные -самостоятельно)

Взаимопроверка.

- Внимательно послушайте два предложения. (учитель зачитывает предложения  без однородных членов предложения и те же предложения, но с однородными членами предложения)

Весенняя Москва,  шумевшая  листвой деревьев, поразила приезжих. Слайд 5-6

Весенняя Москва,  шумевшая молодой зеленой листвой деревьев, поразила приезжих своей красотой, молодостью, шумом голосов и суматохой.

Наша столица может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление.

Наша столица может произвести на душу впечатление.

 

Учитель: Сделайте вывод о том, для чего служат в речи  однородные члены предложения?( являются средством выразительности, делают речь ярче и богаче).

VI.            Подведение итогов

§  Давайте вспомним, какую задачу мы ставили на сегодняшний урок?

§  Удалось ли нам достичь, сформулированных в начале урока  задач? Они перед вами на экране Слайд  

§  Да, все цели достигнуты

VII.        Рефлексия слайд

 На партах у вас лежат ладошки, подпишите  фамилию, определите свою позицию, разрисовав палец.

·         большой –информация на уроке была важной  и интересной

·         указательный- я получил на уроке новые знания

·         средний - мне было трудно на уроке, но интересно

·         безымянный – мне было неинтересно на уроке

·         мизинец- для меня было недостаточно полученной информации

 

У нас есть такое солнце без лучиков, давайте с помощью ваших ладошек, подарим солнышку лучики, и пусть оно засияет для нас.

Домашнее задание

П. 60 стр.170 упр. 472

 

 

 

 

 

 

 


 

Однородные члены предложения.

Однородные члены предложения.

Ход урока: I.

Ход урока: I.

Забрать работы у ребят, которые работали индивидуально!!!!!!!!!

Забрать работы у ребят, которые работали индивидуально!!!!!!!!!

I. Изучение новой темы

I. Изучение новой темы

Собор Василия Блаженного - главный храм

Собор Василия Блаженного - главный храм

Произносятся с интонацией перечисления 2

Произносятся с интонацией перечисления 2

Внимательно послушайте два предложения

Внимательно послушайте два предложения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2017