Урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова »
Оценка 4.7

Урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова »

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
02.08.2018
Урок  русского языка  в 5 классе по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова »
Тип урока: урок открытия нового знания Оборудование: кейс с заданием для работы в паре и группе, компьютер, мультимедийный проектор, экран Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.Учащиеся получают кейс, в котором размещены правила, задания. Работают индивидуально, в группе. Составляют опорный конспект в группах, представляют его классу. Обсуждают предложенные варианты конспекта, составляют единый конспект. Проговаривают правила в парах. Далее- работа по заданиям, данным в кейсе.
Урок русского языка в 5 классе по теме Гласные в корнях с чередованием.docx
Урок  русского языка  в 5 классе по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова » Учитель:   Абих   Татьяна   Ивановна,   учитель   русского   языка   и   литературы   МБОУ Нижнеингашской средней общеобразовательной школы №1 имени кавалера ордена Славы трех степеней П.И.Шатова Тип урока: урок  открытия нового знания   Цели: Дидактическая цель урока: ­знакомство  учащихся с правописанием гласных в корнях с чередованием; ­ отработка способа действия при выборе написания гласной в корне слова с чередующейся гласной. Планируемые результаты: Личностные:  Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.  Создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.  Формирование понятия о красоте окружающей нас природы и   необходимости бережного отношения к ней уметь  распознавать изученную орфограмму и правильно писать буквы  в корнях  слов с чередующейся гласной, действуя по алгоритму.  Предметные:  Матапредметные. Регулятивные:  Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.  Проговаривать последовательность действий на уроке.   Уметь работать по коллективно составленному плану.    Вносить   необходимые   коррективы   в   действие   после   его   завершения   на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.  Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные :  Обогащать словарный запас.  Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.  Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.  Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.    Познавательные:  Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.  Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.  Развивать мыслительные процессы и память(анализ, синтез, обобщение, группировка и классификация) Оборудование: кейс   с   заданием   для   работы   в   паре   и   группе,   компьютер, мультимедийный  проектор, экран Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная. Ход урока. 1. На слайде­запись изложение­излагать вырасти­выросли касаться­коснулся заря­зорька собирать­соберу Задание: выделите корни в словах. Подчеркните гласную в корне. Как называется такой процесс в русском языке? Знаем ли мы, как определить написание гласной в корне? 2.  Формулирование темы урока. Целеполагание. Так какой же  будет тема урока? Учащиеся формулируют тему. Тема урока­ написание гласной в корнях с чередованием. Какова цель урока? Научиться писать гласную в корнях с чередованием. Каковы задачи урока? ­познакомиться с правописанием гласных в корнях с чередованием; ­ научиться  применять  изученные правила  на практике при выборе написания гласной в корне слова с чередующейся гласной. 3. Работа по реализации  цели и задач. Учащиеся   получают   кейс,   в   котором     размещены   правила,   задания.   Работают индивидуально,   в   группе.   Составляют   опорный   конспект   в   группах,   представляют   его классу.   Обсуждают предложенные варианты конспекта,   составляют единый конспект. Проговаривают  правила в парах. Далее­ работа по заданиям, данным в кейсе. Задания для 1 группы. Правила. 1. В корнях –лаг­ ­лож­ перед буквой г пишется  а ,перед ж­буква о. (например, излагать, изложить) 2. В   корнях   –рос­,­раст­,ращ­   перед   буквой   щ   и   буквосочетанием   ст   пишется буква а, перед буквой с­ пишется буква о. ( Например, расти, выращенный, выросли) Исключение: росток, отрасль, ростовщик, Ростов 3. В корнях ­кос­,­кас­  буква а пишется, если есть суффикс А. Если суффикса а нет, пишется буква о. ( Например, касаться, коснулся) 4. В корнях –гар­ ­гор­ под ударением пишется буква а, без  ударения­ пишется буква о (Например, загар,загореть) 5. В корнях –зор—зар­   под ударением пишется буква о, без ударения пишется буква а. (Например, заря, зорька) 6. В   корнях   –бир­,бер­,мир­,­мер­,жиг­,­жег­,   тир­   ­тер_   и   других,   буква   и пишется, если в слове есть  суффикс а. Если суффикса а нет, то пишется буква е. (Например, собирать­соберу, вытирать­ вытер) 1. Сформулируйте правило, когда гласная зависит от суффикса после корня, приведите примеры. 2. Составьте опорный конспект. 3. Из  предложенных  слов Прилагательное,     сжигать,   приложение,   упираться,   отмереть,     касание, прикоснулся, пригореть, угарный, отпирать,   запер, слагаемое, сложение, вырасти, прикосновение,  растение,  касательная, поросль,  разрослись, угореть, замирать   выбрать слова для иллюстрации правила правописания  гласной в корне, где написание ее зависит от суффикса после корня. 4. Задание: прочитайте пословицу хором, дружно, всей командой. Объясните ее смысл. Объясните написание корней с чередующимися гласными.         Соб…рай по ягодке – наб…решь кузовок. Ленивому некогда л…житься, он сидя спит. 5. Кто больше? Придумайте и запишите слова с корнями –рос­,­раст­,­ращ­6. 6.Отгадайте  слово с чередующейся гласной в корне по его толкованию, запишите, объясните  орфограмму.       Птичка, поющая на зорьке (            ) 7. Конкурс «Орфографию знаю я на «пять». Задание: поставить крестики в тех клетках  таблицы, где в корне нужно написать гласную ­ «о» 1 2 3 4 5 6 7 л...жится Р...стислав р...сток з...ря заг...реть к...саться к...снулся выр...щенный приск...кать подр...сли накл...нился р...внина пол...гать к...сательная сл...гаемое р...стовщик разг...релся ур...вень изл...жение выск...чить водор...сли 8.Математический диктант.  Записать  вместо слов цифры:  в корне О – 1, в корне А – 2.  Прил…гать усилия  Сл…жить вещи  К­сательная линия  Возл…гать надежды  Выр­щенная рассада  Радостное предпол…жение  Заг­реть на солнце  Прик­снуться к горячему 9.  Лингвистический   эксперимент.           Перед   вами   текст   с   пропущенными   словами. Восстановите его, вставив подходящие   по смыслу слова с чередующимися О­А в корне слов.Расставьте   пропущенные   знаки   препинания.   (Можно   пользоваться   словами   для справок).          Наслаждаешься просторами земли   русской   и …перед величием и красотой родного края. Душа… добром теплом светом. В сердце …искра нежности, …чувство любви к своему Отечеству.           Слова для справок: рождаться, преклоняться, загораться, озаряться.  Как одним словом можно назвать чувство любви к своему Отечеству? (             ) 10. Рефлексия тест «Пятерочка».  Оцените свои знания, обведя все буквы а.   Предл..гать, пол..гаться, распол..гать;  Сл..гаемое, изл..жение, распол..жение;  Выр..стить, выр..щенной, прор..сти;  Пол..жительный, выр..сли, к..сание;  Прик..сновение, предпол..жить, выр..стить   Задания для 2 группы. Правила. 1. В корнях –лаг­ ­лож­ перед буквой г пишется  а ,перед ж­буква о. (например, излагать, изложить) 2. В   корнях   –рос­,­раст­,ращ­   перед   буквой   щ   и   буквосочетанием   ст   пишется буква а, перед буквой с­ пишется буква о. ( Например, расти, выращенный, выросли) Исключение: росток, отрасль, ростовщик, Ростов 3. В корнях ­кос­,­кас­  буква а пишется, если есть суффикс А. Если суффикса а нет, пишется буква о. ( Например, касаться, коснулся) 4. В корнях –гар­ ­гор­ под ударением пишется буква а, без  ударения­ пишется буква о (Например, загар,загореть) 5. В корнях –зор—зар­   под ударением пишется буква о, без ударения пишется буква а. (Например, заря, зорька) 6. В   корнях   –бир­,бер­,мир­,­мер­,жиг­,­жег­,   тир­   ­тер_   и   других,   буква   и пишется, если в слове есть  суффикс а. Если суффикса а нет, то пишется буква е. (Например, собирать­соберу, вытирать­ вытер) 1.Сформулируйте   правило,   когда   гласная   зависит   от   согласной   в   корне,   приведите примеры. 2. Составьте опорный конспект.     3. Из  предложенных  слов      Прилагательное,     касание, прикоснулся, пригореть, угарный, отпирать,   запер, слагаемое, сложение, вырасти, прикосновение,  растение,  касательная, поросль,  разрослись, угореть, замирать выбрать слова для иллюстрации правила правописания  гласной в корне, где написание ее зависит от согласной в корне.   сжигать,   приложение,   упираться,   отмереть,   4. Задание: прочитайте пословицу хором, дружно, всей командой. Объясните ее смысл. Объясните написание корней с чередующимися гласными.  Без хлопот и труда р…стет не кукуруза, а лебеда. Трудное пол…жение слезами не исправишь. 5. Кто больше? Придумайте и запишите слова с корнями –гор­,­гар­. 6. Отгадайте слово с чередующейся гласной в корне по его толкованию, запишите,  объясните орфограмму.    Часть речи, обозначающая признак предмета (               ) 7.Конкурс «Орфографию знаю я на «пять». Задание: поставить крестики в тех клетках таблицы, где в корне нужно написать определенную гласную   ­ «и» 1 2 3 4 5 6 7 соб...рать выт...рать уст...лать ум...реть заж...гать расст...лить выч...тать ст...рать бл...стеть зам...реть разб...русь оп...реться заж...гание выд...рать 8.Математический диктант бл...стать соч...тание зап...реть ут...раться подж...гать зам...рать зап...рать Записать  вместо слов цифры: в корне О – 1, в корне А – 2.  Прил…гать усилия  Сл…жить вещи  К­сательная линия  Возл…гать надежды  Выр­щенная рассада  Радостное предпол…жение  Заг­реть на солнце  Прик­снуться к горячему 9.  Лингвистический   эксперимент.             Перед   вами   текст   с   пропущенными   словами. Восстановите его, вставив подходящие   по смыслу слова с чередующимися О­А в корне слов.Расставьте   пропущенные   знаки   препинания.   (Можно   пользоваться   словами   для справок).    Наслаждаешься просторами земли  русской  и …перед величием и красотой родного края. Душа… добром теплом светом. В сердце …искра нежности, …чувство любви к  своему Отечеству. Слова для справок: рождаться, преклоняться, загораться, озаряться.  Как одним словом можно назвать чувство любви к своему Отечеству? (           ) 10.Рефлексия тест «Пятерочка».  Оцените свои знания, обведя все буквы а.   Предл..гать, пол..гаться, распол..гать;  Сл..гаемое, изл..жение, распол..жение;  Выр..стить, выр..щенной, прор..сти;  Пол..жительный, выр..сли, к..сание;  Прик..сновение, предпол..жить, выр..стить Задания для 3 группы. Правила. 1. В корнях –лаг­ ­лож­ перед буквой г пишется  а ,перед ж­буква о. (например, излагать, изложить) 2. В   корнях   –рос­,­раст­,ращ­   перед   буквой   щ   и   буквосочетанием   ст   пишется буква а, перед буквой с­ пишется буква о. ( Например, расти, выращенный, выросли) Исключение: росток, отрасль, ростовщик, Ростов 3. В корнях ­кос­,­кас­  буква а пишется, если есть суффикс А. Если суффикса а нет, пишется буква о. ( Например, касаться, коснулся) 4. В корнях –гар­ ­гор­ под ударением пишется буква а, без  ударения­ пишется буква о (Например, загар,загореть) 5. В корнях –зор—зар­   под ударением пишется буква о, без ударения пишется буква а. (Например, заря, зорька) 6. В   корнях   –бир­,бер­,мир­,­мер­,жиг­,­жег­,   тир­   ­тер_   и   других,   буква   и пишется, если в слове есть  суффикс а. Если суффикса а нет, то пишется буква е. (Например, собирать­соберу, вытирать­ вытер) 1.Сформулируйте правило, когда гласная зависит от ударения, приведите примеры. 2. Составьте опорный конспект. 3. Из  предложенных  слов                  Прилагательное,     сжигать,   приложение,   упираться,   отмереть,     касание, прикоснулся, пригореть, угарный, отпирать,   запер, слагаемое, сложение, вырасти, прикосновение,  растение,  касательная, поросль,  разрослись, угореть, замирать  выбрать слова для иллюстрации правила правописания  гласной в корне, где написание ее зависит от ударения.  4. Задание: прочитайте пословицу хором, дружно, всей командой. Объясните ее смысл. Объясните написание корней с чередующимися гласными.  Добрые ум…рают, да дела их живут. Не беречь пор…сли – не видать и дерева. 5. Кто больше? Придумайте и запишите слова с корнями –кас—кос­. 6. Отгадайте слово с чередующейся гласной в корне по его толкованию, запишите,  объясните орфограмму.     Маленький отросток (             ). 7. Конкурс «Орфографию знаю я на «пять».  Задание: поставить крестики в тех клетках таблицы, где в корне нужно написать  гласную ­ «а» 1 пл...вучий пол...гать оз...рение 2 3 4 5 6 7 подр...сти вым...кнуть к...сание з...рница Р...стов зар...сли р...внина скл...нилось изл...гать пл...вец накл...нить прир...внять величины сл...жить отск...чить р...стущий ск...чок отр...сль зар...стать 8.Математический диктант.   Записать  вместо слов цифры: в корне О – 1, в корне А – 2.  Прил…гать усилия  Сл…жить вещи  К­сательная линия  Возл…гать надежды  Выр­щенная рассада  Радостное предпол…жение  Заг­реть на солнце  Прик­снуться к горячему 9.  Лингвистический   эксперимент.           Перед   вами   текст   с   пропущенными   словами. Восстановите его, вставив подходящие   по смыслу слова с чередующимися О­А в корне слов.Расставьте   пропущенные   знаки   препинания.   (Можно   пользоваться   словами   для справок). Наслаждаешься просторами земли  русской  и …перед величием и красотой родного края. Душа… добром теплом светом. В сердце …искра нежности, …чувство любви к своему Отечеству. Слова для справок: рождаться, преклоняться, загораться, озаряться. Как одним словом можно назвать чувство любви к своему Отечеству? (              ) 10.Рефлексия тест «Пятерочка».  Оцените свои знания, обведя все буквы а.   Предл..гать, пол..гаться, распол..гать;  Сл..гаемое, изл..жение, распол..жение;  Выр..стить, выр..щенной, прор..сти;  Пол..жительный, выр..сли, к..сание;  Прик..сновение, предпол..жить, выр..стить; 4. Представление работы в группах. 5. Подведение итогов. Рефлексия. ­Итак, над правописанием какой орфограммы мы работали? ­Чему научились? ­Вернитесь к нашей цели и  к задачам. Удалось ли нам их достичь? ­Рефлексию своих результатов работы проводят  некоторые учащиеся ( по их желанию) ­Посчитайте количество  набранных вами за урок баллов. Поставьте   в листах достижений себе  оценку. 6.В листе  самооценке сделайте отметку  (+ или ­) Критерии: 1.Моя готовность к уроку. 2.Я определял цели, задачи урока. 3.Я хорошо выполнял работу на уроке. 4. Я активно работал на уроке. 5.Я понял материал. 6.Я преодолевал трудности, добивался достижения результата. 7.Я активно работал в паре. 8.Я анализировал, обобщал, делал выводы. 9. Я осознавал ответственность за достижение результата. 10. На уроке мне было комфортно. 7.Рефлексия (цветочная) по содержанию урока. А теперь мы с вами создадим свое дерево. Каждый   из   вас   возьмет   листочек(   на   партах   бумага   в   форме   листа   дерева).  Кому понравилось на уроке, кто уходит довольный, прикрепите синие и зелёные цветочки.  Кому не понравилось, он огорчён­ прикрепите красный цветочек. 8.Учитель дает домашнее задание, благодарит учащихся за урок.

Урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова »

Урок  русского языка  в 5 классе по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова »

Урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова »

Урок  русского языка  в 5 классе по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова »

Урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова »

Урок  русского языка  в 5 классе по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова »

Урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова »

Урок  русского языка  в 5 классе по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова »

Урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова »

Урок  русского языка  в 5 классе по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова »

Урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова »

Урок  русского языка  в 5 классе по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова »

Урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова »

Урок  русского языка  в 5 классе по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова »

Урок русского языка в 5 классе по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова »

Урок  русского языка  в 5 классе по теме «Правописание чередующихся гласных в корне слова »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.08.2018