Урок русского языка в 5 классе по теме «Второстепенные члены предложения»
Оценка 5

Урок русского языка в 5 классе по теме «Второстепенные члены предложения»

Оценка 5
Работа в классе
docx
русский язык
5 кл
06.02.2017
Урок русского языка в 5 классе  по теме «Второстепенные члены предложения»
Цель урока: формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению второстепенных членов в предложении, в ходе группового и коллективного взаимодействия. Задачи: 1. Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся. 2. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме «Второстепенные члены предложения» 3. Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме 4. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.
Второстепенные члены предложения.docx
Урок русского языка в 5 классе  по теме «Второстепенные члены предложения»  Цель урока: формирование ценностного отношения к совместной познавательной  деятельности по определению второстепенных членов в предложении, в ходе  группового и коллективного взаимодействия. Задачи: 1. Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать  раскрытие творческих возможностей учащихся. 2. Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению  знаний по теме «Второстепенные члены предложения» 3. Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе  актуализации знаний по данной теме 4. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство  взаимопомощи. Планируемые результаты в ходе урока: Личностные: Предметные: Регулятивные: Познавательные:             развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному  достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка; адекватно использовать  речь для планирования и регуляции своей деятельности; определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной),  последовательность действий, оценивать достигнутые результаты уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не  враждебным для оппонентов образом. научить узнавать второстепенные члены предложения, отличать их от главных. дать понятие о «подчинении» второст.чл.главным и другим второстепенным членам. отработка навыка построения схем предложений. закрепление изученного материала по теме. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,  классификации и по родовидовым признакам установления аналогий и причинно­ следственных связей, построения, рассуждений, отнесения к известным понятиям. осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или  самостоятельно); находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых  понятий. Коммуникативные: уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую  взаимопомощь; уметь работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать;  определять цели и функции участников, способствовать продуктивной кооперации. Тип урока: комбинированный (систематизация, повторение, контроль). Ход урока I. Организационный момент  (слайд 1) Приветственное слово учителя: ­ Добрый день, ребята. Наш урок русского языка мне хотелось бы начать стихотворением:  Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся. И чаще награждаемся подарками судьбы. ... ­  Давайте   улыбнёмся   друг   другу,  и   пусть   подарками   судьбы   станут   только   отличные оценки. ­ А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке.  Будьте не только активны, но и внимательны, т.к. в конце урока вам нужно будет оценить  свою работу.    ­ Перед тем, как писать, вспомним правила письма (произносим хором) (слайд 2)                      Я тетрадь свою открою                      И наклонно положу.                      Я, друзья, от вас не скрою                      Ручку  я вот так держу.                      Сяду прямо, не согнусь,                      За работу я возьмусь. (Дети записывают число и классная работа) II. Проверка домашнего задания Терминологический диктант.  ­  Я   буду   зачитывать   развёрнутые   определения,   а   вы   отвечать   одним   словом,   без   ошибок старательно записывать в тетрадях в строчку через запятую. А потом проверим, как вы справились с этим заданием. ­ Как называется раздел науки о языке, в котором изучается словосочетание и предложение?  (синтаксис) ­ Как  называется  главный член  предложения,  который  обозначает то,  о чем говорится  в предложении (подлежащее) ­ Как называется предложение, в котором имеется оба главных члена? (двусоставное) ­ Как называется предложение, в котором содержится сообщение? (повествовательное) ­   Как   называется   предложение,   в   котором   есть   хотя   бы   один   второстепенный   член? (распространённое)      ­ Как называется предложение, в котором имеется одна грамматическая основа? (простое) ­   Как   называется   предложение,   в     котором   выражены   какие­либо   сильные   чувства? (восклицательное) Взаимопроверка (слайд 3) А     теперь   обменяйтесь   тетрадями   и   проверьте,   как   вы   справились   с   этим   заданием. Ошибки исправьте карандашом. III. Выявление темы урока (слайд 4)                                                                                   цветов                                                                         запах                                                           нежный                                                  лугов                                               с                           доносит            ветерок лёгкий ­ Ребята, что вы можете сказать об увиденной записи на экране? /ПРЕДЛОЖЕНИЕ/ ­ Что вы можете сказать о каждом слове? ­ На какие группы вы можете разделить эти слова? Определите принадлежность каждого слова к группе. 1 гр. Это слова, принадлежащие к им.существ., им.прилаг., глагол, предлог. 2 гр. Самостоятельные части речи и служебные части речи. 3 гр. Главные члены предложения и второстепенные члены предложения. ­ Над каким подразделением группы мы не работали на уроках 5 класса? ­ Ребята, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. Запись темы урока: ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  (слайд 5) ­ Сегодня мы узнаем нечто новое о том, что вам уже известно. Целеполагание:  Определите цель нашего урока. Эта тема вам знакома? Достаточно ли будет   только   записи   темы   для   того,   чтобы   правильно   сформулировать   цель   урока,   я предлагаю заполнить таблицу (слайд 6) Знаю Хочу узнать Узнал ­ Что я знаю?  ­ Что хочу узнать? (зачем нужны втор. члены и какую роль выполняют в предложении)  IV. Работа над новой темой урока Чтение правил в учебнике Обратимся к учебнику, прочитайте и вспомните данный материал в учебнике, подготовьте вопросы по теме своим одноклассникам: п.37,38,39 стр.83 (слайд 7) Опрос. Три ученика в роли учителя выходят к доске и спрашивают ребят. ­ На какие вопросы отвечает дополнение? Определение? Обстоятельство? ­ Что обозначает? ­ Какими частями речи может выражаться?  ­ Как подчёркивается? (слайд 8) Второстепенный член  предложения Дополнение Определение Обстоятельство На какие вопросы  отвечает? На вопросы косвенных  падежей Какой? Чей? Где? Куда? Откуда? Как?  Когда? Какими частями речи  могут быть выражены? Сущ., мест. Прил. Сущ., нар. Вернемся к нашему предложению (слайд 9) ­ Ребята, как вы думаете, почему я записала предложение в виде лесенки? (в предложении все   слова   взаимосвязаны,   они   дополняют   друг   друга,   поясняют   сведения, содержащиеся в подлежащем, в сказуемом) ­   А   если   мы   пропустим   какое­то   слово,   что   будет?  (теряется   смысл,   точность, образность картины) Так и в жизни бывает, поднимаясь вверх по лестнице знаний, мы приобретаем новые знания, успешность в наших делах. Это лесенка нашего успеха. ­ Назовите слова, отвечающие на вопрос что? (ветерок, запах) ­   Какое   слово   является   подлежащим?   Почему?  (это   предмет,   о   котором   идет   речь   в предложении)  ­ Какое действие выполняет этот предмет? (доносит)  ­ Каким членом предложения оно является? (сказуемое) ­ Какие слова остались? (легкий, с лугов, запах, нежный, цветов)  ­ Как называются они в предложении? (второстепенные) ­ Какое слово поясняет подлежащее? (легкий) ­ Какие слова поясняют сказуемое? (с лугов, запах) ­ Какие слова определяют второстепенный член предложения запах?  (чего? цветов; какой? нежный) 1 ученик работает у доски, записывает и разбирает предложение, остальные в тетрадях. (слайд   10)  (нераспространенные) ­   Ребята,   чем   эти   предложения   отличаются   от   предыдущего? Задание: Распространите их второстепенными членами. 1 Выпал снег. (Сегодня ночью выпал пушистый снег.) 2 Птицы улетели. (Осенью птицы улетели в тёплые края.) 3 Подул ветер. (Подул сильный ветер.) 4 Закружились снежинки. (В холодном воздухе закружились снежинки.) ­ Зачем нужны второстепенные члены в речи? (слайд 11) ­ уточняют место, время, образ действия ­ обозначают признаки предметов ­ дополняют предложения 4 ученика работают у доски, записывают составленные предложения и разбирают по членам и частям речи, остальные в тетрадях. ­ Русский язык необычайно красив. Есть еще одно значение второстепенных членов.  Закройте глаза, послушайте стихотворение Сергея Есенина и попробуйте представить себе  картину, описанную поэтом (слайд 12) Белая береза  Под моим окном Принакрылась снегом,  Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза  В сонной тишине И горят снежинки В золотом огне. ­ Какую березу вы представили себе? ­ А теперь посмотрите, как выглядит это стихотворение без второстепенных членов. Береза принакрылась. Распустились кисти. Стоит береза. Горят снежинки. ­ Смог автор передать всю красоту русской березы?  ­ Какую роль играют имена прилагательные? (слайд 13) ­ передают красоту, помогают создать образ Русский   язык   –   единственный   язык   в   мире,   который   обладает   таким   богатством, разнообразием и красотой. «О великий, могучий русский язык!», писал Иван Сергеевич Тургенев   и   наша   с   вами   задача   сохранить   его,   не   загрязнять   бранными   и   ненужными словами. V. Закрепление полученных знаний ТЕСТ 1 В каком предложении неверно определено обстоятельство? (слайд 14) A. Звезды гаснут в небе. B. Небо отражается в реке. C. Смолою пахнет в лесу. D. Девочка сбросила пальто. 2 В каком предложении неверно определено дополнение? (слайд 15) A. Вишни зацвели в саду. B. Мальчик нашел гриб. C. Путник перепрыгнул через ручей. D. Мы читали книги. 3 В каком предложении неверно определено подлежащее? (слайд 16) A. В саду растет липа. B. Альбом листает мальчик. C. Мальчик нашел гриб. D. Роза расцвела в саду. КЛЮЧ 1 2 3 D A C Запишите эти предложения в тетрадь и правильно подчеркните члены предложения. Игра «Верные – неверные утверждения» (работа в тетрадях) В   строчку   запишите   цифры   от   одного   до   восьми.   В   зависимости   от   правильности услышанного утверждения по теме «Синтаксис» учащиеся ставят «+» или «­». 1. Раздел науки о языке, в котором изучаются    словосочетания  и члены предложения, называется фонетика. 2.   По   цели   высказывания   предложения   бывают   повествовательные,   вопросительные   и восклицательные. 3. По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и повествовательные. 4. Словосочетание дополняют подлежащее и сказуемое. 5. Грамматическая основа предложения ­ это подлежащее и сказуемое. 6.Предложение, распространенным. 7.Члены   предложения, второстепенными. 8. Предложения, имеющие второстепенные члены называются распространенными. Обменяйтесь тетрадями и проверьте (карандашом) правильность выполнения задания. Слайд 17 (ответы)   состоящее   только   из   грамматической   основы,   называется   не   входящие   в   грамматическую   основу,   называются 1 ­ 2 ­ 3 ­ 4 + 5 + 6 ­ 7 + 8 + Взаимопроверка.   Нахождение   и   исправление   ошибок,   формулировка   правильных утверждений. Творческое применение знаний. Синквейн. ­   Что   такое   синквейн?   (стихотворение   из   пяти   строк,   подчинённое   определённым правилам: 1.  Первая стока заключает в себе одно слово, обычно существительное, которое  обозначает объект. 2.  Во второй строке ­ два слова, чаще всего прилагательные, дающие описание  признаков и свойств объекта. 3.  Третья строка образована тремя глаголами.  4.  Четвёртая – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора  синквейна к описываемому предмету. 5.  В пятой – содержится одно слово, характеризующее суть предмета. Выполняют задание, записывая в тетрадь. Предложения распространённые, нераспространённые составляем, разбираем, подчёркиваем предложения состоят из слов   мысль VI. Задание на дом. п. 37, 38, 39, упр.180, подготовить вопросы по теме  своему товарищу. (слайд 18) VII. Рефлексия деятельности на уроке: (слайд 19) 1. Сегодня на уроке я узнал… 2. Сегодня на уроке я научился… 3. Сегодня на уроке мне было трудно… 4. После урока мне захотелось… 5. Сегодня на уроке я похвалил бы себя за…            Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек (слайд 20) Красный цвет: СТОП! КАРАУЛ! Материал не понят!  Зеленый цвет: ВПЕРЕД! Нет проблем! Я все понял(а), могу идти дальше! Желтый цвет: ВНИМАНИЕ! Испытываю затруднения! Справился с помощью  учителя. Выставление оценок. ­ Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке (слайд 21)

Урок русского языка в 5 классе по теме «Второстепенные члены предложения»

Урок русского языка в 5 классе  по теме «Второстепенные члены предложения»

Урок русского языка в 5 классе по теме «Второстепенные члены предложения»

Урок русского языка в 5 классе  по теме «Второстепенные члены предложения»

Урок русского языка в 5 классе по теме «Второстепенные члены предложения»

Урок русского языка в 5 классе  по теме «Второстепенные члены предложения»

Урок русского языка в 5 классе по теме «Второстепенные члены предложения»

Урок русского языка в 5 классе  по теме «Второстепенные члены предложения»

Урок русского языка в 5 классе по теме «Второстепенные члены предложения»

Урок русского языка в 5 классе  по теме «Второстепенные члены предложения»

Урок русского языка в 5 классе по теме «Второстепенные члены предложения»

Урок русского языка в 5 классе  по теме «Второстепенные члены предложения»

Урок русского языка в 5 классе по теме «Второстепенные члены предложения»

Урок русского языка в 5 классе  по теме «Второстепенные члены предложения»

Урок русского языка в 5 классе по теме «Второстепенные члены предложения»

Урок русского языка в 5 классе  по теме «Второстепенные члены предложения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2017