Урок русского языка в 5 –ом классе
Тема: Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»
Задачи:
Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделе «Синтаксис и пунктуация»
Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями.
Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность. Воспитание любви к родному языку.
Планируемые результаты:
- личностные УУД:
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
Следование в поведении моральным и этическим требованиям;
-регулятивные УУД:
Понимать и строить планируемые действия;
Проговаривать вслух последовательность производимых действий.
- коммуникативные УУД:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- познавательные УУД:
Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.
Оборудование урока :раздаточный материал, дополнительный материал на доске
Урок литературы в 8 классе
Дума К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»
Эпиграф к уроку: «Я ль буду в роковое время позорить гражданина сан»
К. Ф. Рылеев
Цели урока: Развитие познавательных способностей в процессе изучения нового
поэтического жанра – думы с использованием инновационных методов
обучения и ИКТ.
Учить выразительному чтению, артистичности и коммуникативным
качествам общения.
Формирование навыков чтения, используя различные виды чтения,
развитие словарного запаса, используя литературные понятия, развитие
связной речи.
Воспитание нравственных качеств через историческое прошлое,
воспитание культуры речи, эмоционального восприятия текста.
Оборудование урока: Портрет К.Ф.Рылеева, эпиграф к уроку, словарь терминов
Ход урока
1. Вступительное слово учителя о судьбе К.Ф.Рылеева
А) К.Ф.Рылеев и декабристы.
2 Знакомство с понятием жанра дума.
3 Работа с учебником. Чтение статьи стр.
А) Определение черт нового жанра.
1. Знакомство с презентацией учителя о думах К.Ф.Рылеева
В 1821–1823 годах Рылеев пишет цикл исторических дум – небольших стихотворных
рассказов, в которых отразилась русская история от 10 до начала19 веков. Всего
К.Ф.Рылеев написал 31 думу. В них воспеваются люди смелые, сильные, готовые всем
1пожертвовать ради счастья родного края. Это– Олег Вещий, Дмитрий Донской, покоритель
Сибири Ермак, Иван Сусанин.
1. Работа над думой «Смерть Ермака»:
А) Чтение про себя.
Б) Выразительное чтение вслух
В) Словарная работа (народная речь)
6 Слово учителя:
Дума Рылеева «Смерть Ермака» была частично положена на народную музыку и стала
русской народной песней
1. Прослушивание думы в музыкальном исполнении хора имени Пятницкого
2. Работа над эмоциональным восприятием думы: Какие чувства испытывали при
прослушивании?
Статья
Бассараб Тамара Мухитдиновна 218837442
21. Самостоятельная работа: Найдите и определите виды троп в думе.
2. Повторение знаний об изобразительных средствах языка и их значении
для выразительности речи сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты, звукопись,
«высокая» лексика
11 Ввод новых понятий, запись в тетрадь: аллитерация — повторение одинаковых или
однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность
ассонанс – повторение одинаковых гласных
звукопись повтор звука, повтор фонетически близких звуков,
противопоставление фонетически контрастных звуков.
312 Повторение понятий
Статья
Бассараб Тамара Мухитдиновна 218837442
Метафора — вид тропа, употребление слова в переносном значении; словосочетание,
характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому
явлению
Эпитет – троп, определение при слове, которое изменяет его значение, украшает слова.
Олицетвор ниеее
— поэтический троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых
предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении
природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.
Сравнение — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления
другому по какомулибо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте
сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.
Высокая лексика лексика, частотная в поэзии и ораторском искусстве: кончина – смерть,
титанический – большой. Культурная традиция ценила и оберегала высокую лексику. Она
зафиксирована во множестве текстов художественной литературы VIII и XIX веков.
1. Обобщение по теме урока: Кто же может называть себя гражданином?
Почему К.Рылеев может считать себя гражданином?
Какое «роковое время» переживал народ?
14 Тренировка в выразительном чтении думы
15 Домашнее задание: Прочитать статью стр.
Выразительное чтение думы «Смерть Ермака»
Повторить определения изобразительных средств речи
45