Цели урока: совершенствовать навыки правильного употребления глаголов и написания их безударных окончаний, определяя спряжение; повторение сведений об антонимах.
Предполагаемые результаты:
Личные: Умение ставить цели; Определять степень успешности своей работы и работы коллектива
Предметные: умение определять спряжение глагола; умение правильно писать безударные личные окончания глаголов; умение извлекать информацию, предоставленную в разных формах;
Метапредметные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Урок. Правописание окончаний глаголов.
Цели урока: совершенствовать навыки правильного употребления глаголов и написания их
определяя спряжение; повторение сведений об антонимах.
безударных окончаний,
Предполагаемые результаты:
Личные: Умение ставить цели; Определять степень успешности своей работы и работы
коллектива
Предметные: умение определять спряжение глагола; умение правильно писать безударные
личные окончания глаголов; умение извлекать информацию, предоставленную в разных формах;
Метапредметные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение учитывать разные мнения и
стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Ход урока.
1. Оргмомент. Сообщение темы урока.
О чём мы говорили с вами на предыдущем уроке? На сегодняшнем уроке мы продолжим
тренироваться в правописании безударных личных окончаний глаголов в настоящем и
будущем времени.
2. Целеполагание. Продолжите фразу: «Сегодня мне нужно…»
3. Синтаксическая «пятиминутка» (1 человек у доски выполняет синтаксический разбор
предложения, вставляет пропущенные буквы)
Ч..ловек от лени боле_т, от труда зд..рове_т.
3. Формирование навыков правописания безударных личных окончаний глаголов.
Наш сегодняшний урок не совсем обычный в качестве учебного материала мы будем использовать только
произведения устного народного творчества. Как вы думаете, с чем нам предстоит сегодня работать?
Вспомните жанры устного народного творчества.
Пословицы и поговорки существуют в нашем языке с незапамятных времен. Они приучают нас к краткости
и простоте речи. Жизнь отбирает для них самые точные слова, шлифует силу мысли. Для нас пословица –
концентрация народной мудрости.
Задание 1. Восстановить пословицы:
1 уровень – с опорой на слова для справок. 2 уровень – самостоятельно
Эти пословицы построены на противопоставлении. Скажите, какие глаголы вам надо
использовать?
Что такое антонимы?
Мир строит, война разрушает.
Горьким лечат, сладким калечат.
Труд кормит, а лень портит.
Смелый побеждает, а трус погибает.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Дождик вымочит, а солнышко высушит.
Каким алгоритмом пользовались при определении гласной в окончании глаголов? (если
окончание безударное, спряжение определяем по суффиксу инфинитива)
Задание 2. Самостоятельная работа. Списать пословицы в тетрадь. Вставить окончание
глаголов. Определить спряжение. С последующей взаимопроверкой
Труд не кнут, а человека подгоняет.
Трудом Родину славим, трудом ее украшаем.
И споем, и спляшем, только поле вспашем.
Упустишь время – потеряешь урожай.
Без заботы и репу не вырастишь.
Рабочие руки не знают скуки.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Какая тема объединяет все эти пословицы?
4. А теперь отдохнем. ФизминуткаБуквой Л поставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо.
Получается на славу.
Молодцы!
5. Турнир грамотеев. (Класс делится на 3 команды, от каждой по одному эксперту)
Народные приметы мы часто используем в своей современной жизни, чаще всего в определении
погоды, в сельском хозяйстве. Некоторые из народных примет вам хорошо знакомы. (Учащиеся
получают карточку с предложениемприметой, вставляют окончание, сдают эксперту)
Дым из трубы поднима_тся столбом вверх – к стуже, стел_тся по земле без ветра – к снегу или
дождю. Ворона карка_т к снегопаду. Когда зацвета_т акация, время сажать огурцы.
Соль станов_тся влажной – к дождю. Треск деревьев в лесу усилива_тся – к сильным морозам. На
Пасху небо ясное и солнце игра_т – к хорошему урожаю и красному лету.
Собака ката_тся на спине – к ветру.
какой глаголисключение вам встретился?
6. – Сказка самый любимый жанр устного народного творчества. Предлагаю вам написать
выборочнораспределительный диктант по этому тексту. Что вы будете распределять?
у доски выписывают гллы 1 и 2 спр.)
Как поп себе работницу нанимал.
(2 человека
Зовет поп себе девушку в работницы и молв_т: «Житьё тебе у меня буд_т лёгкое. Не столько
работа_шь, сколько отдыха_шь. Утром встан_шь до свету. Избу вымо_шь, двор и хлев вычист_шь,
коров подо_шь, в поле выпуст_шь и спи, отдыхай. Завтрак состряпа_шь, самовар согре_шь, нас
завтраком накорм_шь – и спи, отдыхай. Днём в поле поработа_шь, в огороде пропол_шь, коли
зимой – за дровами, за сеном съезд_шь – и спи, отдыхай. Вечером коров встрет_шь, напо_шь,
подо_шь – и спи, отдыхай. Ночью попрядёшь, поткёшь, повяж_шь, повышива_шь – и опять спи,
отдыхай».
7. Рефлексия. Подведение итогов.
Домашнее задание.
Упражнение 400, 402.