Урок русского языка в 5 классе "Секреты корня слова"
Оценка 4.8

Урок русского языка в 5 классе "Секреты корня слова"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
30.01.2017
Урок русского языка в 5 классе "Секреты корня слова"
Урок русского языка в 5 классе "Секреты корня слова" Цели урока: Метапредметная : Расширить изучение понятия «однокоренные слова» Предметная: Обобщить знания обучающихся о корне слова Метапредметные задачи Развитие универсальных учебных действий обучающихся: Познавательных Общеучебных: 1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы; 2. Искать и выделять необходимую информацию Логических: 3. Устанавливать причинно-следственные связи; 4. Строить логические цепи рассуждений; 5. Выдвигать гипотезы Постановка и решение проблем: 6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера; Личностных 1. Уметь слушать и вступать в диалог; 2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами; Коммуникативных 1.Проявлять любознательность при получении знаний; 2.Проявлять интерес к изучению родного языка; 3.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки. Регулятивных 1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже "мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать"; 2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; 3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата; 4. Оценивать - осознавать качество и уровень усвоения нового знания; Предметные задачи Образовательные: конкретизация полученных знаний о корне и однокоренных словах; закрепить умение распознавать однокоренные слова; обогащать речь детей. Развивающие: развивать орфографическую зоркость; развивать познавательные процессы: мышление (все виды), логическое, ассоциативное, критическое; внимание, память (зрительную, ассоциативную); развивать кругозор учащихся.Урок русского языка в 5 классе "Секреты корня слова"
Конспект урока корень слова.doc
"Секреты корня слова" Цели урока: Метапредметная : Расширить изучение понятия «однокоренные слова»  Предметная: Обобщить знания обучающихся о корне слова Метапредметные задачи Развитие универсальных учебных действий обучающихся: Познавательных Общеучебных: 1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности  при решении проблемы; 2. Искать и выделять необходимую информацию Логических: 3. Устанавливать причинно­следственные связи; 4. Строить логические цепи рассуждений; 5. Выдвигать гипотезы Постановка и решение проблем: 6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера; Личностных 1. Уметь слушать и вступать в диалог;  2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи,  конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами; Коммуникативных 1.Проявлять любознательность при получении знаний; 2.Проявлять интерес к изучению родного языка; 3.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки. Регулятивных 1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже "мне известно и что ещё не  известно, но предстоит узнать"; 2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным  эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; 3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата; 4. Оценивать ­ осознавать качество и уровень усвоения нового знания; Предметные задачи Образовательные: конкретизация полученных знаний о корне и однокоренных словах; закрепить умение распознавать однокоренные слова; обогащать речь детей.  Развивающие: развивать орфографическую зоркость; развивать познавательные процессы: мышление (все виды), логическое, ассоциативное,  критическое; внимание, память (зрительную, ассоциативную); развивать кругозор учащихся. Оборудование: волшебный сундучок, Словообразовательный словарь Тихонова, Толковый словарь С. И. Ожегова, макет дерева со словами, текст сказки, тестовые задания,  смайлики. I. Организационный этап.          Эмоциональный  настрой. Ход урока Слово учителя.       Итак, друзья, внимание ­       Ведь прозвенел звонок.       Садитесь поудобнее       Начнем  скорей урок. Мотивация.  «Собери фразу» («В одиночку – слабы, вместе – сильны»).­Пусть эта пословица станет  нашим девизом. ­ Ребята, сегодня мы с вами продолжим совершать увлекательное путешествие по стране  “Морфемика” и продолжим знакомиться с её жителями. II. Актуализация знаний. ­ Вспомним, что это за страна Морфемика? Кто её жители? Составление Кластера. Убирают лишние термины . (Лексика, буква, звук, фонетика, корень слова, ударение, слог, морфема,  алфавит,синонимы, омонимы, антонимы,многозначные  и  однозначные  слова,приставка,  суффикс, окончание) Задание: продолжите предложение: Морфемика – это наука, которая изучает... (морфемы). Морфема – это... (значимая часть слова). Я знаю морфемы: ... (приставка, корень суффикс, окончание). Итак, мы с вами снова в стране Морфемике. А теперь попробуйте угадать, кто ждет  сегодня нас в гости, чтобы поделиться своей мудростью? Чьи секреты мы сегодня будем  собирать? III. Мотивационный этап. Введение в тему урока. ­ Начнём знакомство с загадки. Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту, Я не вверх, а вниз расту. ­ Что это? (Корень ­ многозначное слово)  ­ Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (о корне слова). ­ Верно, сегодня на уроке речь пойдёт о корне слова. Сегодня на уроке вы должны быть внимательны и активны: мы отправляемся в гости к  КОРНЮ слова, чтобы заглянуть в волшебный сундучок и узнать его секреты, которые  помогут нам лучше разобраться в теме урока и правильно выполнить задания. Сообщение темы урока. ­ Назовите тему нашего урока. (Корень слова) Запишите её в тетрадь. ­ Каковы цели нашего путешествия? (Познакомиться с корнем слова, научиться выделять  его в словах). Целеполагание. Сформулируйте их, используя незаконченные  предложения (Дети записывают цели в тетради, опираясь на записи на доске)  Цели урока: Я хочу узнать …новое о корне слова Мне надо учиться… находить корень слова и однокоренные слова по их лексическому  значению Я хочу развивать…орфографическую грамотность Актуализация знаний – Вспомните, какое определение корня вы давали в начальных классах? Какую колонку вы заполните в конце урока? Начните заполнять таблицу, которая у вас на листочках Знаю Хочу узнать Узнал новое, научился IV. Усвоение новых знаний и первичное закрепление. 1. Работа над определением “корень слова”. 1. Выяснение лексического значения слова КОРЕНЬ. Работа с толковым словарём С. И. Ожегова. Каждой группе предлагаются листы с информацией: словарные статьи из толковых  словарей С.И. Ожегова и В.И. Даля. Словарь С.И. Ожегова Корень – 1. Подземная часть растения, через которую оно всасывает соки из почвы. 2. Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба (корень зуба), волоса, ногтя. 3. Начало, источник, основа чего­то (перенос.) (корень зла). 4. В грамматике: основная часть слова без ¬ и ^. 5. В математике: математический квадратный корень. Словарь В.И. Даля Корень – 1. Подземная часть всякого растения. 2. Корень зуба, волоса, ногтя, пера – та часть, которая вросла в тело. 3. Мой корень – родина. 4. Корень слова – слог или звук, от которого слово произошло. 5. Математический корень. ­ Как называются слова, имеющие несколько лексических значений? (Многозначные). ­ О каком значении этого слова мы будем говорить на уроках русского языка? (Корень – это часть слова) 2.Раскрываем Корень – часть слова.    Для того чтобы раскрыть первый секрет, нужно выполнить задание: угадайте слово. ­  Посмотрите внимательно, какие морфемы вы видите? (Варианты слова демонстрируются  по очереди). Попробуйте прочитать слова без корня     Слов на свете нам не счесть, в каждом слове корень есть.       первый секрет!             ­ Без какой морфемы невозможно понять значение слова? (Без корня) ­ Какая  часть для растения самая главная? (Корень.) Почему? (Без корня растение не  может жить). У слов тоже самая важная, самая главная часть – корень. Запись на доске :    Зри в корень!                                                         ­ Как  вы понимаете это выражение? ( Это значит, что надо смотреть на                            самое важное,синоним этого слова смотри) Правильно. Потому что в корне заключён главный смысл всех родственных  слов. 1) Раскрываем первый секрет! Корень – главная значимая часть слова. 3. ­ Послушайте стихотворение: Как­то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым – Был он только словом. Это слово – слово корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада Вам рассада, Вот ещё посадки рядом, А вот садовод. С ним садовник идёт. Очень интересно Гулять в саду словесном. Лингвистическая сказка. Давно это было. Нашли люди корень ­сад­ и подумали: “Что с ним делать?” А корень и  говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое дерево”. Посадили люди корень, стал  он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий... Много ростков появилось  от корня­сад­. Вот такое выросло Чудо­дерево, на котором вместо фруктов растут новые слова.  (Вывешивается иллюстрация дерева с корнем ­сад­). ­ Какие слова выросли из корня ­сад­? ­ Что общего у всех слов? (Значение) ­ Как называются слова этого дерева? (Однокоренные или родственные) ­ В какой морфеме заключено общее лексическое значение однокоренных слов? (В корне) 2)Раскрываем   В корне заключено общее значение всех однокоренных слов.     второй секрет! Создание проблемной ситуации(образовательной задачи) 4. Для того чтобы раскрыть следующий секрет корня, нужно выполнить задание: заполните таблицу, выбирая из предыдущего задания однокоренные слова, относящиеся к  определенным частям речи.   сад­ (Словообразовательное гнездо ­ слова, происходящие от одного корня) Существительное (кто? что?)   Садовник, садовница, садовод, садик, садовничество Прилагательное (какой?)   Садовый, садовнический   садовничать     третий секрет! Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а  Глагол (что делать?) ­ Какой частью речи могут быть однокоренные слова? 3)Раскрываем   могут относиться к разным частям речи. ­ Как же корням удаётся обзавестись большой роднёй? Все слова похожи на корень, но и своё в каждом есть. ­ Чем они отличаются? 5. Задание: выделите корни, суффиксы, приставки в выписанных словах. Когда у Корня спрашивали, как ему удалось обзавестись такой большой родней, он  уточнял: “Вас, наверное, интересует словообразование?” И был прав: одно слово, как в  сказке, может превратиться в другое, стоит к нему приставить приставку или суффикс. ­ С помощью каких морфем (частей слова) корням удаётся обзавестись большой роднёй?  (Корням на помощь приходят суффиксы и приставки). 4)Раскрываем   Однокоренные слова образуются с помощью суффиксов и приставок. 6. Потренируемся! Игра “Волшебное дерево”. Давайте посадим дерево с корнем –цвет­ .  ­  Интересно, какие слова вырастите вы на этом дереве? Вот мы поливаем дерево водой. И появляется росток, еще росток...(Дети записывают слова на листочках, а учитель прикрепляет их к дереву). ­ Любые ли слова могут вырасти на нашем дереве? (Нет, только родственные, т.е.  однокоренные).  Работа над омонимичными корнями.  ОМОНИМИЧНЫЕ КОРНИ Чтение сказки “Чужак”. (Тексты распечатаны).     четвертый секрет! Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке  греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою  семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать? – Подчеркните родственников Воды. – Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Водитель). – Почему гости не сразу приметили чужака? (В этих словах одинаковый корень –ВОД­. Но  смысл этих слов разный. Вода – это прозрачная жидкость, водитель –тот, кто водит  машину. Следовательно, однокоренные слова у этих слов будут разные.) ­ Не поможете ли вы слову “водитель” найти своих родственников? (Водитель ­ водит,  водительский, вождение) ­ Как вы думаете, сколько бывает родственных слов? Оказывается, от большинства корней можно образовать несколько десятков слов, например с  корнем – чист ­ около шестидесяти, а с корнем – да ­ можно найти больше ста слов!  «Исторически родственные слова» (со временем перестали быть родственными): победа и беда (В древнерусском языке это слово, кроме современного значения, имело значения «война» и даже  «поражение» . А образовано оно от глагола ПОБЕДИТИ «начать принуждать, сражаться» .  Этот глагол возник с помощью приставки ПО­ от глагола БЕДИТИ, имевшего в славянских  языках значения «принуждать» , «бедствовать» , «бороться» , «губить» и другие. Сам же глагол  БЕДИТИ – отымённое образование от существительного БЕДА – «несчастье, горе» ,  «принуждение» , «необходимость» , восходящего к индоевропейской основе bheidho [БхЭЙДхО]  «клятва» , «принуждение» , «союз» , «договор» , «убеждение» .) Этимологический словарь     пятый секрет! Секрет родственных слов. 5)Раскрываем   Слова, звучащие похоже или одинаково, не обязательно однокоренные: между ними должна быть ещё связь по смыслу. Корни называются омонимичными, если они одинаковые по произношению и написанию, но разные по лексическому значению. Игра  «Хлопаем в ладоши»  Сейчас я буду называть пары слов. В одних парах  однокоренные, в других­ не  однокоренные. Если я назову однокоренные слова  вы хлопаете в ладоши, если я назову не  однокоренные то вы поднимаете руки. Лес –  лесник  Дом – дым Вода –  водопад Поле – море Сад­  садовник Обед­  стол Родина­ родной Природа­ край Зима­  Зимний Друг­  дружба Практическая работа (на карточках­ задание №2)     шестой секрет! 6)Раскрываем   Чтобы найти корень слова и не ошибиться в его написании, нужно подобрать  однокоренные слова. 7. Физкультминутка. Я называю главное слово в “семье” и пытаюсь собрать его “родственников”. Если слово  является однокоренным, то поднимаем ручки вверх и хлопаем. Если нет, то опускаем  ручки вниз и хлопаем. ПОЛЕ – полевой, полюшко, полочка, половик, поля; ПЕЧЬ – печка, печать, печурка,  печень; СОР – соринка, сорняк, сорвал, насорил; ПАР – парилка, парик, испарили, парк,  паруса. 9. Потренируемся! Сделаем остановку, поиграем в игру “Третий лишний”. Я слова читаю вам. Вы прислушайтесь к словам. Может, лишние попали? Докажите, как узнали. ­ Являются ли данные слова в каждой строчке однокоренными? (Слова записываются в  тетрадь) Белка, беленький, белить. Левый, лев, налево. Косичка, косить, покос. (Корень у слов одинаковый, а лексическое значение разное)  ­ Как называются слова, одинаковые по произношению и написанию, но разные по  лексическому значению? (Омонимы) 10.  Разрешите спор: кто прав? Два друга Артур и Антон поспорили. Артур говорит: КОТ и КОТЕНОК – родственные  слова. Антон доказывает, что СОБАКА и ЩЕНОК тоже родственные слова. ­ Кто из них прав? Докажите, вспомнив секреты однокоренных слов. (Смысл, значение  одинаковое, корни разные) ­ Подберите родственные слова к слову СОБАКА ­ собачка, собачонок. 11. Игра “Зоркий глаз”. Прочитайте скороговорку и найдите однокоренные слова. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали. ­ Что же надо сделать, чтобы правильно выделить корень слова? (Подобрать однокоренные  слова) V. Закрепление изученного материала. Проверочная работа. Тест. ­ Хорошо ли вы запомнили секреты корня? Выполните самостоятельно задания. Выбери верное утверждение. 1. Корень – это... А) главная значимая часть слова Б) часть речи В) часть предложения. 2. В корне заключено... А) значение одного слова Б) значение предметности В) общее лексическое значение однокоренных слов. 3. Чтобы найти корень, нужно... А) изменить слово Б) подобрать однокоренные слова 4. Однокоренные слова... А) могут быть только одной частью речи, Б) могут быть только разных частей речи, В) могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи. 5. В какой строке записаны однокоренные слова? А) (длинная) коса, косить (траву), косой (заяц); Б) купить, купаться, купание В) трава, травяной, травинка. Ү. Самостоятельная индивидуальная работа учащихся   по группам.     І группа                                                                                                            Задание:   соберите  в копилку как можно больше родственных слов с корнем.                                Лес­                               Род­                               Уч­ ІІ группа   Задание:   Образуйте группу слов, связанных со словами  школа, дом.  школа,  дом, домовой, школьник, домашний, школьница,  пришкольный,домик                                                            дом ІІІ  группа Задание: назовите одним словом 1. Небольшая мелкая рыба. 2. Рыбная ловля. 3. Человек, занимающийся рыбной ловлей. 4. Ловить рыбу. Слова для справок:  рыбалка, рыбка, рыбачить, рыбак. Работа в парах VI. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия). ­ Что узнали на уроке? ­ Чему научились на уроке? ­ Что такое корень слова? ­ Как называются корни, одинаковые по написанию, но одинаковые по значению? ­ Как называются корни, одинаковые по написанию, но разные по значению? ­ Было ли вам интересно? На уроке отвечали,  Все мы корень изучали, А теперь без промедленья  Покажите настроенье. (Ребята показывают “смайлики” настроения) VII. Домашнее задание. Дома каждый из вас превратится в садовода и вырастит свою  ромашку. Это будет необычная ромашка – ее лепестки будут состоять из родственных слов с корнем ­чуд­ (чудо) и –стар­ (старый). Раскрой  «секреты»  корня. I часть – теоретическая Задание:  Выбери и подчеркни  верное утверждение проверка  1.        Корень – это А)    главная   значимая  часть слова Б)    часть речи В)    часть предложения  2.        В корне заключено  А)    значение одного слова Б)    значение предметности В)    общее  лексическое  значение однокоренных слов.   3.        Чтобы найти корень, нужно  А)     изменить слово Б)      подобрать  однокоренные  слова В)     объяснить значение слова. 4.         Однокоренные слова  А)     могут быть только одной  частью речи Б)      могут быть только разных частей речи В)     могут быть одной частью речи, а могут относится           к разным частям  речи. Задание:  Какие из двух предлагаемых написаний вы выберете в следующих предложениях? Почему? Запишите проверочные слова. II часть – практическая 1.  На   скалу   набрасывались   яростные    во/алы. (___________) 2. Ветер   разви/евает   праздничные   флаги.  (_______________) 3. Я   да/ою   сигнал. (____________) 4. Яков   настойчиво   разви/евает   силу. (______________) 5. Я   да/ою   корову.  (____________) 6. У   реки   пасутся   во/алы. (___________) сад груз вар 4  задание Существительное (кто?) Существительное (что?) Прилагательное (какой?) Глагол (что делать?) Маршрутный лист Цели урока: Я хочу узнать …новое о корне слова Мне надо учиться… находить корень слова и однокоренные слова по их лексическому  значению Я хочу развивать…орфографическую грамотность Знаю Хочу узнать Узнал новое, научился информация: словарные статьи из толковых словарей С.И. Ожегова и В.И. Даля. Словарь С.И. Ожегова Корень – 1. Подземная часть растения, через которую оно всасывает соки из почвы. 2. Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба (корень зуба), волоса, ногтя. 3. Начало, источник, основа чего­то (перенос.) (корень зла). 4. В грамматике: основная часть слова без ¬ и ^. 5. В математике: математический квадратный корень. Словарь В.И. Даля Корень – 1. Подземная часть всякого растения. 2. Корень зуба, волоса, ногтя, пера – та часть, которая вросла в тело. 3. Мой корень – родина. 4. Корень слова – слог или звук, от которого слово произошло. 5. Математический корень.  Самостоятельная индивидуальная работа учащихся   по группам.   І группа                                                                                                            Задание:   соберите  в копилку как можно больше родственных слов с корнем.                                Лес­                                Род­                                Уч­ ІІ группа   Задание:   Образуйте группу слов, связанных со словом  дом.  ( дом, домовой,  домашний,  домик.....)                                                              дом ІІІ  группа Задание: назовите одним словом 1. Небольшая мелкая рыба. 2. Рыбная ловля. 3. Человек, занимающийся рыбной ловлей. 4. Ловить рыбу. Слова для справок:  рыбалка, рыбка, рыбачить, рыбак. ­ Прочитайте скороговорку и найдите однокоренные слова. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

Урок русского языка в 5 классе "Секреты корня слова"

Урок русского языка в 5 классе "Секреты корня слова"

Урок русского языка в 5 классе "Секреты корня слова"

Урок русского языка в 5 классе "Секреты корня слова"

Урок русского языка в 5 классе "Секреты корня слова"

Урок русского языка в 5 классе "Секреты корня слова"

Урок русского языка в 5 классе "Секреты корня слова"

Урок русского языка в 5 классе "Секреты корня слова"

Урок русского языка в 5 классе "Секреты корня слова"

Урок русского языка в 5 классе "Секреты корня слова"

Урок русского языка в 5 классе "Секреты корня слова"

Урок русского языка в 5 классе "Секреты корня слова"

Урок русского языка в 5 классе "Секреты корня слова"

Урок русского языка в 5 классе "Секреты корня слова"

Урок русского языка в 5 классе "Секреты корня слова"

Урок русского языка в 5 классе "Секреты корня слова"

Урок русского языка в 5 классе "Секреты корня слова"

Урок русского языка в 5 классе "Секреты корня слова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017