Урок русского языка в 5 классе.Что такое профессиональные и диалектные слова.

Темы: Разработки уроков Русский язык

Светлана Рябенко Сертификат автора

Урок 66 Дата: Тема урока: Что такое профессиональные и диалектные слова. Тип урока: усвоение новых знаний. Цели: - дать понятие о профессиональных и диалектных словах; - сформировать умение объяснять их значение; - познакомить со словарём В.И,Даля; - развитие интереса к живой народной речи и устному поэтическому творчеству; - воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка. Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной и коммуникативной компетентностей. Универсальные учебные действия (УУД): Личностные: оценивают важность различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «пре¬красном» и отрицания «безобразного». Регулятивные: соотносят результат своей дея¬тельности с целью и оценивают его. Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи. Коммуникативные: учатся критично относиться к собственному мнению. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД 1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.) Цель:  мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;  осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке. 1.Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности) Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка) 2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.) Цель:  актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;  актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;  зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия 2.Проверка домашнего задания. 3. Мозговой штурм. - Беседа о том, чем отличаются друг от друга слова – омонимы. - Одинаковы ли значение, состав и способ образования слов стрЕлок и стрелОк, хлОпок и хлопОк? Докажите. - Продолжите ряд слов. Используя их, докажите, что ударение служит средством смыслового различения слов одной или разных частей речи, средством отличия форм одного и того же слова. Атлас - атлАс, Окна – окнА…. - Беседа о правописании о-ё в корнях слов по схеме. 4.Знакомство с профессиональными словами, терминами разных наук. 1)Изучение основного теоретического материала по учебнику на стр. 116-117. Отвечают на вопросы. Работают с учебником. Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме. 3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.) Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого. Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости, контроль выполнения задания; организация индивидуальной, групповой и коллективной форм работы. 2)Выполнение упр. 327, 328 3)Нахождение профессиональных слов. - Послушайте. Какие из слов используются преимущественно в речи военных? Являются ли эти слова профессиональными или они стали общеупотребительными? Какова основная мысль текста? Федя с наганом. В одной из траншей, поворачивая против танкистов их же замолкший и оставленный здесь пулемёт, краснофлотцы нашли возле него тело советского бойца. Он был в каске, в защитной гимнастёрке. Но когда в поисках документов расстегнули ворот, под ним увидели знакомые сине – белые полоски флотской тельняшки. И молча сняли моряки свои бескозырки, обводя глазами место неравного боя. Кругом валялись трупы фашистов – весь пулемётный расчёт, и те, кто, видимо, подбежал сюда на выручку. В груди унтер – офицера торчал немецкий штык. Откинутой рукой погибший моряк сжимал немецкую гранату. Вражеский автомат, все пули которого были выпущены в фашистов, лежал рядом. За пояс был заткнут пустой наган, аккуратно прикреплённый к кобуре ремешком. И тогда кто – то негромко сказал: - Это, верно, тот… Федя с наганом… Фамилии его не узнали: документы были неразличимо залиты кровью, лицо изуродовано выстрелом в упор. О нём знали одно: он был моряком. Это рассказали сине – белые полоски тельняшки, под которыми кипела смелая и гневная морская душа, пока ярость и отвага не выплеснули её из крепкого тела. Л.Соболев. Находят профессиональные слова. Анализируют текст в парах. Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения) Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки) Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме) Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия) Динамическая пауза (2 мин.) Цель: сменить вид деятельности. Для хорошей работы головного мозга (Потереть носик ладошкой, потереть влево 5–10 раз, вправо – 5–10 раз) Учащиеся выполняют упражнения. Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. 4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.) Цель:  мотивировать учащихся к деятельности;  координировать деятельность учащихся;  контролировать выполнения заданий Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания 5.Понятие о местных или диалектных словах. - Довольно часто в разговорном стиле художественной литературы можно обнаружить местное, диалектное слово. В научном и деловом стилях это признаётся недопустимым. - В художественной речи диалектизмы используются главным образом как средство речевой характеристики. - Представьте себе, что вы приехали в гости к бабушке, которая живет в деревне. Наступил вечер, и зазвучала сказка Жила-была кыцанька. У нее было две манюшки. Она каждый день ходила на дровосек, мать-то их, им пекла шанюшки. Говорит она манюшкам: «Как я уйду дровцы cечь. Так вы дверь держите крепче и сами не спите. Крепче замыкайтесь! Как Егибовна к вам будет подходить, так она вам будет петь толстым голосом, а я как буду подходить, так я вам буду петь тонким голосом. Как мне, так открывайте, а Егибоване не открывайте. Как Егибовна будет петь: «Куда ваша маменька пошла да в каку дороженьку», а вы скажите Егибовне, что влево ушла, а я вправо уйду, а то она меня съест». Она и ушла дровцы сечь, вправу дорожку. Приходит Егибовна и кричит « Ба-а-а, кыцаньки, ба-а, маленьки, откройте воротица, я ваша маменька, вы мои деточки, откройте воротица!» А манюшки и говорят: «Слышим, слышим не маминькин голосочек!» Она тогда: « Куда ваша маменька ушла?» Они говорят: « В левую дорожечку, дровцы сечь!» И поехала Егибовна на железной ступе в лес, с железным крюком, и хвощет лес-то. Да и говорит: «Съем кыцаньку, съем серебрянку!» - О ком в сказке идет речь? (О кошечке с котятами и Бабе Яге) - А почему вы не угадали? - Какие слова вам показались незнакомыми или необычными? - Где их могут употреблять? Таким образом, слова, которые употребляются людьми определенной местности, называются диалектными. . См. Теоретический материал в учебнике «Русский язык. 5 класс» под редакцией М.М.Разумовской, с. 118 Люди в старину ездили мало, часто человек ни на один день не покидал города или деревни, где родился. Вместе с людьми неподвижно жили слова. Были слова общие, понятные каждому человеку на Руси, а были местные, их знали понимали жители одного края, одной области. - А зачем изучать то, что не является литературным языком? Вывод: народные говоры - свидетели русской истории. Они сохранили названия предметов крестьянского быта, пищи, орудий труда, традиционной одежды. Выполнение упр. 330. Значение диалектных слов. Работа со словарями 1. Чтение текста по ролям. - Где Люба? - По батожья ушла? - По что? - Ну, по столбцы. - По что? - Ну, по петушки. - По что? По что? - По стебени. - Не понимаю вас. - Ах, батюшка, какой ты бестолковый…(щавель) Можем ли мы сказать, что собирала в лесу Люба? А почему? - А где мы с вами можем узнать значение диалектных слов? - А какое диалектное слово, обозначающее щавель, знаете вы? (кислинка). 2. Работа со словарями: со словарем Даля «Толковый словарь живого великорусского языка». 1) Презентация «В.И.Даль» 2) Упр. 331. - Выпишите предложения, в которых заключается основная мысль текста или сформулируйте сами. - Каких еще известных русских лингвистов вы знаете? (Ломоносов, Виноградов, Ованесов, Бодуэн де Куртэне) 3. Отгадайте загадку Он длиннущий, он большущий Он от тучки до земли Пусть идет он пуще, пуще, Чтоб грибы быстрей росли. - Знаете ли вы диалектные слова, обозначающие это природное явление? Чтение отрывка из словаря Даля. Упр. 332 - Какие диалектные слова встретились в тексте? - Выпишите однокоренные слова к слову дождь, разберите их по составу. Какие из них употребляются в разговорной речи? - А давайте откроем Толковый словарь в учебнике (с.308) - Кто нашел диалектные слова? Какой пометой («обл») они встречаются? Приведите примеры. Вывод По правде сказать, жаль диалектных слов. С ними уходит из языка какой-то особый привкус, аромат. Потерять диалектные слова - значит потерять для науки, для истории нашего народа значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течении многих столетий. Чтение учеником наизусть стихотворения С.Я. Маршака «Словарь» Вот почему наш долг, наша задача, обязанность - сохранить эти бесценные сокровища живой народной речи. Выразительное чтение стихотворение учеником Какое красивое слово «Присады»! Что значит по-русски «Деревья вдоль сельской дороги». Какие неисчислимые вклады скрывает Славянский колодец глубокий. Слова берегите – они самоцветы, они самокаты, они самоходы, они самобеги всегда и вовеки. (О.Шестинский) Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Работают с теорией учебника. Читают теорию в учебнике. Учащиеся выполняют упражнение по заданию. При проверке оценивают себя. Учащиеся выполняют упражнение по заданию. При проверке оценивают себя. Работают со словарем. Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок) Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) 5.Рефлексия. (5 мин.) Цель:  оценить результаты собственной деятельности  повторить способ нового знания Рефлексия Фронтальный опрос: -Какие слова называются диалектными? - Какие слова называются профессиональными? - Удалось решить поставленную задачу? - Каким способом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? - Оцените свою работу на уроке. Работу класса Оценки получают ученики, отвечавшие домашнее задание, работавшие у доски и активно дополнявшие с места. Домашнее задание: § 41, упр. 327(2), 329, 333(у) Отвечают на вопросы учителя. Учащиеся высказывают свое впечатление от урока. Каким сегодня был урок? Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве) Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование) Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

Все файлы материала:
66.doc
Получить свидетельство
Медианары для учителей с выдачей свидетельства