ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Светлана Сапрыкина Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство Скачивание доступно только автору
Урок русского языка в 5 классе.Фонетика. Слог. Ударение»

Урок русского языка в 5 классе.Фонетика. Слог. Ударение»

Урок 44. Дата: Тема: Фонетика. Слог. Ударение» Цели: образовательные: повторить понятие «слог», «ударение», раскрыть особенности русского ударения, помочь уяснить роль ударения в слове; развивающие: развивать интерес к русскому слову, творческое умение работать со словом, развивать речь, мышление, логику; воспитательные: воспитывать любовь к русскому слову. План урока: І. Начало урока. ІІ. Подготовка к восприятию материала через создание проблемной ситуации. ІІІ. Постановка цели и задач. ІV. Проверка изученного материала. V. Знакомство с новым материалом с параллельным закреплением. VІ. Физминутка. VІІ. Итог. VІІІ. Домашнее задание. Ход урока І. Начало урока. ІІ. Подготовка к восприятию нового материала через создание проблемной ситуации. - Ребята, послушайте, пожалуйста, забавную историю про маленького Петю, который прочитал однажды в газете странную заметку под названием «Путаница». «Однажды Петя открыл газету и прочитал: «Недавно в город Ярославль приехали немецкие специалисты, чтобы отремонтировать единственный в городе орган. Скоро он снова будет радовать жителей города своим великолепным звучанием. Особенно рада этому хозяйка органа – заслуженная артистка Российской Федерации Л. Шишханова». Петя очень удивился. «Мама, - спросил он. – Почему во всем Ярославле только один орган? Ведь орган есть у каждого человека, и не один. И какой орган вылечили – сердце, почки? Какая-то странная заметка!» - Какие же слова спутал Петя? Почему возникла путаница? ( Итак, орган – это музыкальный инструмент и орган – это часть организма человека, слайд 2) - А нет ли среди наших учеников таких, которые, спутав ударение, могут попасть в забавную ситуацию? - Итак, тема нашего урока называется «Слог, ударение» (слайд 3). ІІІ. Постановка цели и задач. - Сегодня мы узнаем, какими особенностями обладает наше русское ударение, все ли слова имеют ударение, для чего нужно правильно ставить ударение. ІV. Проверка материала, изученного в начальных классах. Теория (слайд 5). 1.Что такое ударение? 2.Что такое слог? Практическое задание на повторение. Работа с карточками. 1.Играем в игру «Кто быстрее». Я называю слово, вы поднимаете карточку с той цифрой, которая указывает количество слогов в названном слове. Слог, фонетика, звуки, голос, шум, речевой, речь, устно, гласный, согласный. 2. Игра «Самый быстрый». Карточкой указать номер ударного слога. Звуки, фонетика, голос, речевой, устно, согласный, звуки, гласный. - Вижу, что новую тему можно с вами начинать усваивать. V. Объяснение нового материала с параллельным закреплением. 1. В литовском, китайском, вьетнамском языке ударяемый слог выделяется с помощью повышения голоса. В русском языке ударяемый слог произносится с большой силовой, поэтому его называют СИЛОВЫМ. - Попробуем показать это на примерах. (слайд 6) - Прочитаем слова с правильным ударением, показывая, что русское ударение силовое. - Составьте предложения с любыми из этих слов. (Ученик сегодня обязательно повторит правило. На уроке ученики учили алфавит. Я поняла наконец новый материал.). 2. Во французском языке ударение всегда падает на последний слог: одеколон, шампиньон, кашне, пломбир… - Что же в русском ударении? ( слайд7) Задание. Работа по рядам. Прочитать слова. Составить предложения. 1 ряд – осень, листья; 2 ряд – дождливо, ненастно; 3 ряд – золотой, листья. Вывод: ударение в русских словах может падать на первый, второй и третий слог. - Итак, правильно, русское ударение – РАЗНОМЕСТНОЕ. VІ. Физминутка. 3. (слайд 8) - Прочитайте пары слов, соблюдая правильное ударение. - Скажите, это разные по лексическому значению или разные по форме слова? (формы слова) - Правильно, это формы слова, но что происходит с ударением в словах? ( передвигается) - Итак, третья особенность русского ударения – подвижность. Задание. Подберите собственные примеры доказательства подвижности ударения 4. Все ли слова в русском языке имеют ударение? (слайд 9) - Прочитайте стихотворные строки и ответьте на вопрос. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь – И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле… Ф. И. Тютчев Вывод: не все слова имеют ударение. Служебные части речи не имеют его. 5.Итак, какими особенностями обладает русское ударение? (слайд 10) 6. Какую роль играет ударение в слове, точнее, правильная постановка его. (слайд 11) - Для того чтобы разобраться в этом, выполним ряд заданий. А) (слайд 12). Прочитайте каждое слово с ударением на 1-ом, а затем на 2-ом слоге. Что у вас получится? Иглы, стены, руки, ноги, воды, земли, реки, доски, волны. Вывод: получаются разные формы слова. Б) Следующее задание. Прочитайте слово, изменяя в нем ударение. Изменилось ли лексическое значение? (слайды 13-19) Атлас, замок, ирис, гвоздики, духи, засыпать. Запишите примеры словосочетаний (для сильных – предложений) с данными словами. - Итак, какую роль играет ударение в слове? (слайд 20) (Ударение помогает различить смысл слова - смыслоразличительная функция) - Для чего нам нужно соблюдать правильную постановку ударения? (слайд 21) VІІ. Итог урока. - Что нового вы узнали сегодня по теме «Слог, ударение»? VІІІ. Домашнее задание.

  • Разработки уроков
  • Русский язык
  • 5 кл.

Все файлы материала:
закрыть
НОВОЕ СООБЩЕНИЕ
Администрация «Знанио»
Здравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:

- выберите тему
- пройдите небольшой тест
- получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ