ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское свидетельство о публикации в СМИ
нужно еще 1
Свидетельство
о создании эл. портфолио
нужно еще 5
Секретный
подарок
нужно еще 10
Грамота за
информатизацию образования
нужно еще 12
Рецензия
на любой материал бесплатно
нужно еще 15
Светлана Рябенко Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство Скачивание доступно только автору
Урок русского языка в 5 классе.Фонетика. Слог. Ударение»

Урок русского языка в 5 классе.Фонетика. Слог. Ударение»

Урок 44. Дата: Тема: Фонетика. Слог. Ударение» Цели: образовательные: повторить понятие «слог», «ударение», раскрыть особенности русского ударения, помочь уяснить роль ударения в слове; развивающие: развивать интерес к русскому слову, творческое умение работать со словом, развивать речь, мышление, логику; воспитательные: воспитывать любовь к русскому слову. План урока: І. Начало урока. ІІ. Подготовка к восприятию материала через создание проблемной ситуации. ІІІ. Постановка цели и задач. ІV. Проверка изученного материала. V. Знакомство с новым материалом с параллельным закреплением. VІ. Физминутка. VІІ. Итог. VІІІ. Домашнее задание. Ход урока І. Начало урока. ІІ. Подготовка к восприятию нового материала через создание проблемной ситуации. - Ребята, послушайте, пожалуйста, забавную историю про маленького Петю, который прочитал однажды в газете странную заметку под названием «Путаница». «Однажды Петя открыл газету и прочитал: «Недавно в город Ярославль приехали немецкие специалисты, чтобы отремонтировать единственный в городе орган. Скоро он снова будет радовать жителей города своим великолепным звучанием. Особенно рада этому хозяйка органа – заслуженная артистка Российской Федерации Л. Шишханова». Петя очень удивился. «Мама, - спросил он. – Почему во всем Ярославле только один орган? Ведь орган есть у каждого человека, и не один. И какой орган вылечили – сердце, почки? Какая-то странная заметка!» - Какие же слова спутал Петя? Почему возникла путаница? ( Итак, орган – это музыкальный инструмент и орган – это часть организма человека, слайд 2) - А нет ли среди наших учеников таких, которые, спутав ударение, могут попасть в забавную ситуацию? - Итак, тема нашего урока называется «Слог, ударение» (слайд 3). ІІІ. Постановка цели и задач. - Сегодня мы узнаем, какими особенностями обладает наше русское ударение, все ли слова имеют ударение, для чего нужно правильно ставить ударение. ІV. Проверка материала, изученного в начальных классах. Теория (слайд 5). 1.Что такое ударение? 2.Что такое слог? Практическое задание на повторение. Работа с карточками. 1.Играем в игру «Кто быстрее». Я называю слово, вы поднимаете карточку с той цифрой, которая указывает количество слогов в названном слове. Слог, фонетика, звуки, голос, шум, речевой, речь, устно, гласный, согласный. 2. Игра «Самый быстрый». Карточкой указать номер ударного слога. Звуки, фонетика, голос, речевой, устно, согласный, звуки, гласный. - Вижу, что новую тему можно с вами начинать усваивать. V. Объяснение нового материала с параллельным закреплением. 1. В литовском, китайском, вьетнамском языке ударяемый слог выделяется с помощью повышения голоса. В русском языке ударяемый слог произносится с большой силовой, поэтому его называют СИЛОВЫМ. - Попробуем показать это на примерах. (слайд 6) - Прочитаем слова с правильным ударением, показывая, что русское ударение силовое. - Составьте предложения с любыми из этих слов. (Ученик сегодня обязательно повторит правило. На уроке ученики учили алфавит. Я поняла наконец новый материал.). 2. Во французском языке ударение всегда падает на последний слог: одеколон, шампиньон, кашне, пломбир… - Что же в русском ударении? ( слайд7) Задание. Работа по рядам. Прочитать слова. Составить предложения. 1 ряд – осень, листья; 2 ряд – дождливо, ненастно; 3 ряд – золотой, листья. Вывод: ударение в русских словах может падать на первый, второй и третий слог. - Итак, правильно, русское ударение – РАЗНОМЕСТНОЕ. VІ. Физминутка. 3. (слайд 8) - Прочитайте пары слов, соблюдая правильное ударение. - Скажите, это разные по лексическому значению или разные по форме слова? (формы слова) - Правильно, это формы слова, но что происходит с ударением в словах? ( передвигается) - Итак, третья особенность русского ударения – подвижность. Задание. Подберите собственные примеры доказательства подвижности ударения 4. Все ли слова в русском языке имеют ударение? (слайд 9) - Прочитайте стихотворные строки и ответьте на вопрос. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь – И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле… Ф. И. Тютчев Вывод: не все слова имеют ударение. Служебные части речи не имеют его. 5.Итак, какими особенностями обладает русское ударение? (слайд 10) 6. Какую роль играет ударение в слове, точнее, правильная постановка его. (слайд 11) - Для того чтобы разобраться в этом, выполним ряд заданий. А) (слайд 12). Прочитайте каждое слово с ударением на 1-ом, а затем на 2-ом слоге. Что у вас получится? Иглы, стены, руки, ноги, воды, земли, реки, доски, волны. Вывод: получаются разные формы слова. Б) Следующее задание. Прочитайте слово, изменяя в нем ударение. Изменилось ли лексическое значение? (слайды 13-19) Атлас, замок, ирис, гвоздики, духи, засыпать. Запишите примеры словосочетаний (для сильных – предложений) с данными словами. - Итак, какую роль играет ударение в слове? (слайд 20) (Ударение помогает различить смысл слова - смыслоразличительная функция) - Для чего нам нужно соблюдать правильную постановку ударения? (слайд 21) VІІ. Итог урока. - Что нового вы узнали сегодня по теме «Слог, ударение»? VІІІ. Домашнее задание.

  • Разработки уроков
  • Русский язык
  • 5 кл.

Все файлы материала: