Конспект урока русского языка в 6 классе
Тема: «Главные и второстепенные члены предложения»
Цели: повторить и обобщить сведения о главных и
второстепенных членах; отработать умение проводить разбор
предложения; развивать внимание к слову и творческие способности
учащихся.
Ход урока.
1. Слово учителя.
Тема урока. Цели и задачи.
2. Словарная работа.
Не будем изменять нашей традиции, начнем с
орфографической разминки. Воспользуемся для этого, да простит
он нас, стихотворением Е. Авдиенко. Прочитаем стихотворение
выразительно. Основное настроение и грустное, и радостное, потому
что 2 первые строчки унылая пора, а следующие две строчки –
очей очарованье.
(Чтение стихя)
Облетели листья с клена.
Клен от холода дрожит.
На дорожке у балкона
Золотой ковер лежит.
Задание: списать, вставив пропущенные буквы.
(Работа ребят)
РЕБЯТА, А ИЗ СКОЛЬКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ СОСТОИТ ЭТА
СТИХОТВОРНАЯ СТРОФА?(3)
3. А теперь вспомним все о предложении.
Расскажем о предложении, используя тезисный план.
4. Итак, перейдем непосредственно к теме урока. Тема эта
знакома: «Главные и второстепенные члены предложения».
Вспомним все, что нам известно, опираясь на схему на стр. 49.
1(Рассказы ребят)
5. Поверим свои знания. Выполним упражнение 111. Читаем 1ую
часть задания. Прочитаем выразительно текст. Запишем и разберем
1ое предложение. (У доски ученик)
Ребята, а сколько в этом предложении слов и членов
предложения?
Что мы можем сказать о предлоге? (Предлог входит в состав
второстепенных членов, т.к. это служебная часть речи служит не
только для связи слов в словосочетании и предложении, но и для
образования падежных форм.)
Ребята, есть в этом предложении слово, которое мы очень
редко употребляем в речи. Назовем его (багряный). Подберем
синонимы к этому слову…
Следующие 2 предложения разберем самостоятельно.
Проверим разбор.
Перейдем к разбору слов. (У доски ученик)
Торжественную тишину околдовывает
Прочитаем текст еще раз, найдем ключевые слова и определим
основную мысль, которую хотел донести до читателя Константин
Бальмонт.
Какова же основная мысль текста? (Таинственное колдовство
осени).
6. А вот ребята, картина «Золотая осень» известного вам
художника Левитана, под которой можно подписаться словами
великого поэта А.С. Пушкина.
Вспомним же вместе эти очаровательные строки и не лишим
себя в удовольствии озвучить их.
2Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
А это картина Левитана « Золотая осень. Слобода»,
написанная в 1889 г.
«Я никогда еще не любил так природу, не был так чуток к ней»,
писал в эти гг. художник А.П.Чехову.
7. Ребята, у каждого возраста свое восприятие осени.
Передать же это восприятие так, как это могут поэты, не каждому
дано, но стремиться к этому нужно.
Составим свои сочиненияминиатюры. Даже если у вас получился
текст из 23 предложений, уже хорошо.
За что же мы с вами любим осень?
Я люблю осень… так начинаем первое предложение.
Запишем это и продолжим работу, используя записанные на слайде
сл/соч.
Заканчиваем работы.
Посмотрим, что у нас получилось (чтение 23 работ).
Молчалива аллея, золотой ковер листьев, шелест
падающих листьев, серебристый туман, влажная дымка воздуха,
огненный куст георгинов, горящие гроздья рябины.
8.Ну что ж, в принципе неплохо.
А сейчас откроем дневники и запишем д/з: упр. 112.
И вновь вернемся к стихотворению, с которого начали
урок. На материале его мы сначала повторили орфографию, а сейчас
закрепим знания по теме урока.
Итак, задание: выполнить разбор 1 предложения.
Заканчиваем работу, сдаем тетради.
34