Урок русского языка в 6 классе
Оценка 4.6

Урок русского языка в 6 классе

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
12.05.2017
Урок русского языка в 6 классе
Тема урока. Условное наклонение Тип урока: Урок «открытия» нового знания Цель урока. Познакомить с грамматическими особенностями условного наклонения, образовывать формы условного наклонения, развивать творческие способности. Воспитательная: воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к труду взрослых . Планируемые результаты: знание понятия условного наклонения глагола; грамматические особенности изъявительного и условного наклонения; умения распознавать глаголы в изъявительном и условном наклонении; личностные УУД: воспитание интереса и любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как основному средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности познавательные УУД: построение логической цепи рассуждений, формулирование проблемы, выдвижение гипотез, смысловое чтение, поиск и выделение нужной информации, самостоятельное создание способа решения проблемного задания, построение речевого высказывания в письменной форме; коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске информации, владение монологической речью, умение выражать свои мысли, принятие решения, умение отвечать на вопросы;
мой урок 6 класс поведительное наклонение.doc
Тема урока. Условное наклонение Тип урока:  Урок «открытия» нового знания Цель   урока.   Познакомить   с   грамматическими   особенностями   условного наклонения,   образовывать   формы   условного   наклонения,   развивать творческие способности. Воспитательная: воспитывать  любовь к Родине,  бережное отношение к труду взрослых . Планируемые   результаты:   знание   понятия   условного   наклонения   глагола; грамматические особенности изъявительного и условного наклонения; умения распознавать глаголы в изъявительном  и условном наклонении;  личностные   УУД:  воспитание   интереса   и   любви   к   русскому   языку, сознательного   отношения   к   языку   как   основному   средству   общения   и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности познавательные   УУД:    построение   логической   цепи   рассуждений, формулирование проблемы,  выдвижение гипотез, смысловое чтение, поиск и выделение нужной информации, самостоятельное создание способа решения проблемного   задания,   построение   речевого   высказывания   в   письменной форме; коммуникативные   УУД:  сотрудничество   в   поиске   информации, владение   монологической   речью,   умение   выражать   свои   мысли,   принятие решения, умение отвечать на вопросы; Регулятивные действия:  ­  высказывать предположения на основе наблюдений, ­ формулировать вопрос (проблему) урока, ­ искать пути решения проблемы, ­  осуществлять познавательную и личностную рефлексию, ­ соотносить цели и результаты своей деятельности, ­  вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Оборудование: ИКТ( презентация). I. Мотивация учебной деятельности. Ход урока ­ Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть,  хочу начать работу с вами. Для того, чтобы наш урок прошел успешно, давайте дадим себе следующие установки (слайд 1): Я смогу выполнить все задания! У меня все получится! Желаю успехов себе и друзьям!                                      (Дети читают хором) ­ А я желаю вам сегодня удачи! Интрига. Чтение лингвистической сказки  У Глагола было 3 сына с совершенно разными характерами. Старший сын был самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что происходит на самом деле, происходило и будет   происходить.   Средний   был   мечтатель,   романтик   и фантазёр.   Третий­   очень   уверенный   в   себе   и   в   своих   силах, умеющий   только   приказывать,   поучать   и   побуждать   к действию.   Когда они стали взрослыми, каждый получил свой город и начал править в нём в соответствии со своими взглядами .   Девизом   жизни   всех   горожан   первого   города   ,   в   котором правил старший сын, были слова: «Было! Есть! Будет!». У среднего брата жители существовали под девизом: «Если бы да кабы!». Обитатели третьего города подчинялись девизу: «Так точно! Будет сделано!» Каждый  год  сыновья  отчитывались   перед  королём   о  своей работе.   На   вопрос   короля,   как   они   заботятся   о   своих жителях,   старший   отвечал:   «Помогал,   помогаю,   буду помогать!».   Средний   вздыхал:   «Помогал   бы…»   И   тут   же выдвигал   свои   условия.   А   последний   сын   приводил   своих подчинённых и давал им приказы: «Помогай! Помогайте!» ­ О каких 3­х братьях идет речь?  ­ Город, в котором градоначальником был старший сын назывался… (Изъявительное наклонение) ­ Как назывался город среднего сына? (условное наклонение)  ­ Город младшего сына… (Повелительное наклонение) ­ Кто из вас любит мечтать? ­ Мы с вами сегодня отправимся в город мечтателей и фантазёров, город   Условного   (сослагательного)   наклонения,   познакомимся   со структурой,   глаголов   условного   наклонения,   их   значением   и правописанием.                              Отправляясь в гости к среднему из братьев, нужно знать кое­что о старшем. II. Актуализация знаний  1. Блицопрос. –   Если   утверждение   правильное,   поставьте   знак   «+»,   если неправильное –  «–», если не знаете ­ ?(вопросительный знак) 1)   Наклонение   –   это   постоянный   морфологический   признак глагола. 2) Глаголы имеют три наклонения. 3) Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. 4)   Глаголы   в   изъявительном   наклонении   обозначают   действия, которые происходили, происходят или  будут происходить на самом деле. 5) Глаголы с суффиксом ся (­сь) являются возвратными. 6) Глаголы с суффиксом ся (­сь) обычно непереходные 7)Глаголы   обозначают   действия,   желаемые   или   возможные   при определенных условиях 8) Рабочий строит дом, строит в изъявительном наклонении 9) Рабочий строил бы дом, если бы у него были кирпичи. Строил бы глагол условного наклонения  1­; 2+;  3+; 4+; 5+; 6+; 7­? ; 8+; 9­? Ребята,  почему в 7 и 9 предложениях у вас ­? Открытие нового знания. Да,   вы   их   не   знаете.   О   каком   наклонении   я   говорила   в   9 предложении? ­ Да, ребята, условное наклонение. Как называется тема нашего урока? Какие   задачи   мы   поставим   перед   собой   сегодня   на   уроке? (Познакомиться,   как   образуется   условное   наклонение,   его грамматические   особенности,   научиться   распознавать   такие глаголы, правильно их писать и употреблять в речи). III. Изучение нового материала Мы с вами на окраине города Условного наклонения  и должны быть очень   внимательны   к   прохожим,   чтобы   коренных   жителей   не спутать с заезжими гостями. Для это нужно очень хорошо знать их приметы. 1. Наблюдения учащихся «Бы» (слайд № 4) Если бы печь не топилась в избе, Искры бы прыгать не стали в трубе. Если бы ветер так сильно не дул, Он бы из искры огня не раздул. Если бы крыша железной была, Вспыхнуть бы свечкой она не смогла. Если бы рядом стояла вода, Люди бы сбили огонь без труда. А если бы Не было этого «бы», Не плакал бы дед у сгоревшей избы.                                    (Г. Граубин) ­ При каких условиях не сгорел бы дом у деда?  – Это глаголы условного наклонения. Они обозначают действие,  которое может произойти при определённых условиях. ­ Что общего у всех глаголов условного наклонения? ­ Где может находиться частица бы по отношению к глаголу? Как  она пишется? ­ У жителей этого города есть традиция: всегда ходят парами.  Рядом с глаголом всегда частица бы. Она либо бежит за глаголом,  либо отстает, пропуская несколько слов, либо перегоняет его и  стоит впереди, но всегда верна глаголу. 2. работа по учебнику  ­ А теперь давайте узнаем историю их дружбы. 1. Давайте посмотрим, как образуется условное наклонение? Наблюдение   над   образованием   форм   условного   наклонения (работа   с   презентацией).   Два   глагола   образуют   с   учителем, остальные   –   сами,   дети   делают   вывод   об   образовании условного наклонения.   Основа неопределен ной формы Бежа­ть Повея­ть Мо­чь Улыба­ть­ся Бежала бы Повеял бы Бы(б) суффикс частица Условное наклонение л л л л Сдела­ть л Вывод: как образуются глаголы условного наклонения? Как пишутся частицы с глаголами? Как изменяются глаголы условного наклонения? А   сейчас   откройте   учебники   и   читайте   п.   92.   Что   еще   можете добавить об этом наклонении? III.  Закрепление изученного материала ­ А теперь узнаем, о чём мечтают жители города Условного  наклонения. 1. выборочное письмо  Выписать глаголы условного наклонения  со словами, к которым они относятся 1 ряд «Если б я был рыцарем» 2 ряд «Если бы я был муравьем» 3 ряд «Если бы у меня были сапоги­скороходы» Проверка Физминутка.  Устали, ребята? Давайте выполним следующие физические упражнения: «руки вверх» ­ тянемся к знаниям, «руки назад» ­ оставляем позади неудачи, «руки прижимаем к себе» ­ забираем накопившийся опыт, «пожать   руки   друг   другу»  ­   делимся   своими   знаниями   и опытом Задание 2. Даны   предложения. Вам нужно выписать только те, в которых есть глаголы в условном наклонении. Знаки препинания в предложениях тоже не расставлены, подумайте над их постановкой. (Работа парами. Даю карточки.) Предложения: 1) Жизнь человека замерла бы на одной точке если бы юность не мечтала. 2) Весеннее солнце светит высоко в небе и краски вокруг кажутся особенно яркими. 3).Если бы ягоды прихватил мороз горьковатый привкус калины смягчился бы. 4).Клюква растет на торфяных кочках а ягоды лежат прямо на мху.  ­ Кто все правильно сделал (нашел предложения с глаголом в условном   наклонении,   расставил   запятые)   ставит   на   полях   в тетрадях «+». Если же есть ошибки, то – «­». Правильные предложения: 1)   Жизнь   человека   замерла   бы   на   одной   точке,   если   бы юность не мечтала.   2) Если бы ягоды прихватил мороз, горьковатый привкус калины смягчился бы.    Р/Р.   Устраните      ошибки   в   употреблении   глаголов Задание   3.   условного наклонения (устно). Даю карточки, работают группами А). Если бы я был садоводом, я вырастил для северных районов морозоустойчивые сорта яблонь и груш. Б). Я сшил бы для дедушки мягкие, удобные туфли, и он ходил в них, не уставая. А) Жизнь на Земле угасла  , если перестало бы светить Солнце. Б) Если растения не получали  солнечных лучей, они не смогли бы поглощать углерод и насыщать воздух кислородом.  Задание 4. Упр.543 Задание 5. творческая работа. «Парк мечтателей» А) Цветик­семицветик 1. Если бы я был миллионером… 2. Если бы я был директором школы… 3. Если бы у меня была волшебная палочка… 4. Если бы я был верблюдом… 5. Если бы я был отличником… Задание 6.  Составить предложение ­ “заветное” желание. Записать в тетради Что   бы   вы   сделали,   если   бы   в   руки   к   вам   попала   сказочная волшебная палочка? …. Языковые параллели Жители города Условного наклонения живут дружно со своими  соседями. Так и мы, жители многонационального государства, чтим  и уважаем традиции всех народов. Категория наклонения присутствует и в русском, и в английском языках. Признаки одинаковы: предположительность действий, совершение  действий, содержат приказ, просьбу и совет. Но…   Сколько б конь ни скакал, В стойло свое приплетётся, Сколько б человек ни ездил, На родину вернётся. (Казахская пословица)  ­ И нам пора возвращаться из удивительного города мечтателей. И несмотря на выражение «мечтать не вредно», хочется пожелать  вам, чтобы ваши мечты, пусть даже очень маленькие, сбывались. Итог урока и рефлексия Итак, что нового мы узнали о глаголах условного наклонения? ­ Что они обозначают? ­ Как образуются? ­ Как изменяются? ­ Каким членом предложения бывают? ­ Как пишется со словами частица БЫ, Б? ­ Где в предложении может находиться частица БЫ? V. Заключительное слово учителя Я решил бы... Я сказал бы... Поспешил бы... Написал бы... До чего же замечательное Наклоненье сослагательное! Никогда не чертыхается, не скандалит, не кричит, В кресло мягкое забьётся и мечтательно журчит: Я б турецкий изучил... Я бы радио включил... Нет, постойте­ка! Вначале я сыграл бы на рояле... Я сыграл бы, Коль умел бы, Если  мог бы, Полетел бы, Я бы съел вагон пирожных, Если только их имел бы!..   ( Дж. Родари) VI. Подведение итогов.  Домашнее задание ­ Согласны ли вы с тем, что условное наклонение действительно  можно назвать замечательным? ­Какой этап урока показался интересным? ­ Что было трудно? ­ Достигли ли целей урока? Карта самоконтроля № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Вид заданий Самооценка Словарный   диктант.   А)   правильно нашел пропуски букв; Б)определение спряжений; В) Разбор по членам Блиц­ опрос Образование   глаголов   в   условном наклонении Самостоятельная работа – упр.543 Работа в группах Устраните ошибки (устно) «Заветное» желание Работа с текстом Домашнее задание : П.92, Повышенный уровень. Упр.547 Написать мини­сочинение на тему «Если бы я был (ла) директором школы». Подчеркнуть глаголы   в   условном   наклонении,  указать   их  синтаксическую роль. Упр.544.   Объясните   смысл   стихотворения.   Выпишите   глаголы   в условном наклонении. Обозначьте суффикс­ л­ и окончания. Приложение Если бы я был рыцарем Если б рыцарем я был, То полы бы я не мыл: Воевал бы я, сражался – В общем, делом занимался. А мои б доспехи в мире Лучшими, бесспорно, слыли, У меня б был верный конь, Глаз горел бы, как огонь! Я бы стал силен, красив И отважен, горделив. Я бы был такой большой, Что хоть падай ты, хоть стой! Я б душою не кривил, Я б мечом врагов разил, Дам красивых я б любил И в походы бы ходил. И на рыцарском турнире, И на королевском пире Был бы первый удалец! Но... не рыцарь я... Конец! (Мазуров Алеша) Если бы я был муравьем Если б я был муравьем, Мне бы жук показался конем. В муравейник соломинки я бы таскал И, как бревна, их ставил, хотя и устал. Я бы боялся сетей паутины, Как в шторм моряк плохой парусины. Мне газон показался бы лесом, наверно, А кочка была бы с гору примерно. Если бы я был муравьем, Пролезал бы в любой я проем. Если залез бы я в нос бегемоту, Бегемот бы чихнул и нырнул в болото, Болото бы вышло из берегов, В испуге бежало бы стадо слонов! Вот был бы топот и гром, Если б я был муравьем! (Левыкин Антон) Если бы у меня были сапоги­скороходы Если бы у меня были сапоги­скороходы, Я бы бегал быстрее звука; И не видели бы меня пешеходы, Только слышали бы отзвуки стука. Если бы у меня были сапоги­скороходы, Я бы мог обежать всю сушу Быстрее, чем облетят ее самолеты, И быстрее, чем школьник слопает грушу. Если бы у меня были сапоги­скороходы, Я бы, конечно, работал на почте, Я б доставлял посылки на пароходы Быстрее, чем ученик поставит точку. (Смирнов Женя) Если бы я был великан Если бы я был великан, Я бы пел, как гремит вулкан. Я бы кирпичи лепил, как горы, Зато мыши не рыли бы норы. Я бы расставлял свои ботинки На десять стволов осинки, Я бы разломил ствол сосны, Как последнюю льдинку во время весны. Мне снились бы сны пять секунд, Ведь я бы спал несколько минут. Я носорога раздавил бы, словно он жук! (Но избавлю его от этих мук!) Я слов больше не найду... Пора уж... Подкрепиться на кухню пойду, Налью молока в огромный стакан, Ведь я и есть великан! (Шуняев Ваня)

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2017