Урок русского языка в 6 классе "Сочинение на лингвистическую тему"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
04.06.2019
Личностные УУД
– выражать положительное отношение к процессу познания:
- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность;
Метапредметные –
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану; выполнять учебное задание в соответствии с целью;
Познавательные:
осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию,
определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; формирование умения вести самостоятельный поиск информации.
Коммуникативные:
формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, обосновывать свою точку зрения
Предметные:
Знать и различать типы речи, основные их признаки; уметь строить свой текст в соответствии с типом речи и заданной темой на лингвистическую тему.
Урок 114. Р.р. Сочинение на лингвистическую тему. Устное публичное выступление..docx
6 класс, 28.01.19.
Урок 114. Р.р. Сочинение на лингвистическую тему. Устное публичное
выступление.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные УУД
– выражать положительное отношение к процессу познания:
проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность,
инициативу, ответственность;
Метапредметные –
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать
по плану; выполнять учебное задание в соответствии с целью;
Познавательные:
осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию,
определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; формирование
умения вести самостоятельный поиск информации.
Коммуникативные:
формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить
общее решение, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, обосновывать свою
точку зрения
Предметные:
Знать и различать типы речи, основные их признаки; уметь строить свой текст в
соответствии с типом речи и заданной темой на лингвистическую тему.
Оборудование: школьная доска, учебник.
Ход урока
I. Организационный момент.
II.Сообщение темы урока.
Учитель: Сегодня мы попробуем написать с вами сочинение-рассуждение.
III. Беседа.
Учитель: Мы знаем три типа речи. Какие?
Ученики: описание, повествование, рассуждение.
Учитель: Хорошо. Как различаются типы речи? Что вам известно о тексте повествовании?
Ученики: В повествовании рассказывается о последовательных действиях. Что было
вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких
рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего.
Учитель: Каковы особенности описания?
Ученики: В описании даются признаки, качества, свойства предмета (Какой он). Это
можно отразить в одном рисунке.
Учитель: Рассуждение имеет свои особенности.
Учитель: В этом типе текста выявляются причины событий, их связь.
Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что потом
объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие
тезис. Показать в рисунке нельзя.
IV. Работа с раздаточным материалом.
Учитель: Это упражнение предлагает задание завершить текст на лингвистическую тему
(об употреблении в речи собирательных числительных).
(чтение учителем текста)
Петя читает вслух какой-то рассказ. В комнату входит старший брат Пети, студент,
будущий учитель русского языка. Он слышит только последнюю фразу, которую
прочитал Петя: «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их
верёвками».
— Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины, — сказал брат.
Петя удивлённо посмотрел на него:
— Точно! Но как ты догадался? Ведь ты не читал рассказ?
— Нет, не читал. А секрет тут простой: в этой фразе упоминаются необычные
числительные, которые имеют одну особенность... Учитель: Нам предлагается ответить на вопросы: о каких числительных идёт речь в
тексте? Какую особенность имеют эти числительные? Даётся задание: пересказать текст
письменно, продолжив ответ старшего брата Пети.
V. Собирание материала к сочинению, составление плана.
Учитель: Поиск ответа на сформулированные после текста вопросы является
определённым сбором материала для выполнения задания.
Ученики: В предложении используются собирательные числительные. Их особенность
заключается в том, что они не сочетаются с существительными, называющими лиц
женского пола.
(Если учащиеся испытывают затруднения, целесообразно будет вновь обратиться к
материалу на странице (рубрика «Советы помощника»)).
Учитель: Определённую сложность вызывает задание пересказать текст, содержащий
диалог.
(Учащиеся должны уметь сокращать содержание, передавая часть информации в виде
косвенной речи).
Вариант ответа учеников может быть таким:
Петя читал вслух рассказ, в котором была такая фраза: «Двое заколачивали щели новыми
досками, шестеро удерживали их верёвками». Старший брат Пети, будущий учитель
русского языка, услышал это и сказал: «Уверен, что среди восьмерых работавших не
было ни одной женщины». Петя удивился и попросил брата объяснить, как он догадался
об этом. Старший брат ответил, что секрет очень прост, ведь в этом предложении
упоминаются собирательные числительные.
Учитель: Итак, хорошо. Продолжение ответа должно строиться по модели сочинения-
рассуждения.
(учитель записывает на доске)
Учитель: Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему представляет собой
рассуждение, включающее следующие смысловые части: тезис, аргументы, вывод.
Учитель: Что же такое тезис?
Ученики: Тезис — ответ на вопрос, сформулированный в исходном тексте или в задании.
Учитель: Хорошо, а что такое аргументы?
Ученики: Аргументы — определение нужного грамматического понятия, примеры из
текста;
Учитель: Да, правильно и вывод, который может и отсутствовать.
(Текст, предъявляемый учащимся в задании, является неким стимулом для обсуждения
проблемы и содержит необходимый фактический и языковой материал для создания
собственного речевого высказывания.)
Учитель: Итак, давайте определим тезис.
Ученики: Тезис: «Особенность собирательных числительных в том, что они не сочетаются
с существительными женского рода».
Учитель: Хорошо, какие же аргументы мы можем привести?
Ученики: Аргументы: «Собирательные числительные обозначают количество предметов
как целое и сочетаются, например, с существительными — названиями детёнышей
животных, с существительными мужского и общего рода, которые называют лиц
мужского пола. Например, можно сказать „семеро зайчат“, „трое мужчин“. Когда брат
Пети говорит о „восьмерых работавших“, нам то-же понятно, что это лица мужского
пола».
VI. Написание сочинения-рассуждения.
VII. Итоги урока. Рефлексия.
VIII. Д о м а ш н е е з а д а н и е: закончить работу над сочинением, повторить изученный
материал. .
Урок русского языка в 6 классе "Сочинение на лингвистическую тему"
Урок русского языка в 6 классе "Сочинение на лингвистическую тему"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.