Урок русского языка в 6 классе "Сочинение на лингвистическую тему"
Оценка 4.7

Урок русского языка в 6 классе "Сочинение на лингвистическую тему"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
04.06.2019
Урок русского языка в 6 классе "Сочинение на лингвистическую тему"
Личностные УУД – выражать положительное отношение к процессу познания: - проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; – оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность; Метапредметные – Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану; выполнять учебное задание в соответствии с целью; Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; формирование умения вести самостоятельный поиск информации. Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, обосновывать свою точку зрения Предметные: Знать и различать типы речи, основные их признаки; уметь строить свой текст в соответствии с типом речи и заданной темой на лингвистическую тему.
Урок 114. Р.р. Сочинение на лингвистическую тему. Устное публичное выступление..docx
6 класс, 28.01.19. Урок 114. Р.р. Сочинение на лингвистическую тему. Устное публичное выступление. Планируемые образовательные результаты: Личностные УУД – выражать положительное отношение к процессу познания: ­ проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; – оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность,  инициативу, ответственность; Метапредметные –  Регулятивные:  принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать  по плану; выполнять учебное задание в соответствии с целью; Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную информацию, определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; формирование  умения вести самостоятельный поиск информации. Коммуникативные:  формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить  общее решение, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, обосновывать свою  точку зрения Предметные: Знать   и   различать   типы   речи,   основные   их   признаки;   уметь   строить   свой   текст   в соответствии с типом речи и заданной темой на лингвистическую тему. Оборудование: школьная доска, учебник. Ход урока I. Организационный момент. II.Сообщение темы урока. Учитель: Сегодня мы попробуем написать с вами сочинение-рассуждение. III. Беседа. Учитель: Мы знаем три типа речи. Какие? Ученики: описание, повествование, рассуждение. Учитель: Хорошо. Как различаются типы речи? Что вам известно о тексте повествовании? Ученики: В повествовании рассказывается о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего. Учитель: Каковы особенности описания? Ученики: В описании даются признаки, качества, свойства предмета (Какой он). Это можно отразить в одном рисунке. Учитель: Рассуждение имеет свои особенности. Учитель: В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис. Показать в рисунке нельзя. IV. Работа с раздаточным материалом. Учитель: Это упражнение предлагает задание завершить текст на лингвистическую тему (об употреблении в речи собирательных числительных). (чтение учителем текста) Петя читает вслух какой-то рассказ. В комнату входит старший брат Пети, студент, будущий учитель русского языка. Он слышит только последнюю фразу, которую прочитал Петя: «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их верёвками». — Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины, — сказал брат. Петя удивлённо посмотрел на него: — Точно! Но как ты догадался? Ведь ты не читал рассказ? — Нет, не читал. А секрет тут простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность... Учитель: Нам предлагается ответить на вопросы: о каких числительных идёт речь в тексте? Какую особенность имеют эти числительные? Даётся задание: пересказать текст письменно, продолжив ответ старшего брата Пети. V. Собирание материала к сочинению, составление плана. Учитель: Поиск ответа на сформулированные после текста вопросы является определённым сбором материала для выполнения задания. Ученики: В предложении используются собирательные числительные. Их особенность заключается в том, что они не сочетаются с существительными, называющими лиц женского пола. (Если учащиеся испытывают затруднения, целесообразно будет вновь обратиться к материалу на странице (рубрика «Советы помощника»)). Учитель: Определённую сложность вызывает задание пересказать текст, содержащий диалог. (Учащиеся должны уметь сокращать содержание, передавая часть информации в виде косвенной речи). Вариант ответа учеников может быть таким: Петя читал вслух рассказ, в котором была такая фраза: «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их верёвками». Старший брат Пети, будущий учитель русского языка, услышал это и сказал: «Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины». Петя удивился и попросил брата объяснить, как он догадался об этом. Старший брат ответил, что секрет очень прост, ведь в этом предложении упоминаются собирательные числительные. Учитель: Итак, хорошо. Продолжение ответа должно строиться по модели сочинения- рассуждения. (учитель записывает на доске) Учитель: Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему представляет собой рассуждение, включающее следующие смысловые части: тезис, аргументы, вывод. Учитель: Что же такое тезис? Ученики: Тезис — ответ на вопрос, сформулированный в исходном тексте или в задании. Учитель: Хорошо, а что такое аргументы? Ученики: Аргументы — определение нужного грамматического понятия, примеры из текста; Учитель: Да, правильно и вывод, который может и отсутствовать. (Текст, предъявляемый учащимся в задании, является неким стимулом для обсуждения проблемы и содержит необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.) Учитель: Итак, давайте определим тезис. Ученики: Тезис: «Особенность собирательных числительных в том, что они не сочетаются с существительными женского рода». Учитель: Хорошо, какие же аргументы мы можем привести? Ученики: Аргументы: «Собирательные числительные обозначают количество предметов как целое и сочетаются, например, с существительными — названиями детёнышей животных, с существительными мужского и общего рода, которые называют лиц мужского пола. Например, можно сказать „семеро зайчат“, „трое мужчин“. Когда брат Пети говорит о „восьмерых работавших“, нам то-же понятно, что это лица мужского пола». VI. Написание сочинения-рассуждения. VII. Итоги урока. Рефлексия. VIII. Д о м а ш н е е з а д а н и е: закончить работу над сочинением, повторить изученный материал. .

Урок русского языка в 6 классе "Сочинение на лингвистическую тему"

Урок русского языка в 6 классе "Сочинение на лингвистическую тему"

Урок русского языка в 6 классе "Сочинение на лингвистическую тему"

Урок русского языка в 6 классе "Сочинение на лингвистическую тему"
Скачать файл