Урок 79
УПОТРЕБЛЕНИЕ ГЛАГОЛОВ В РЕЧИ
Цель: формирование умений точно и выразительно употреблять глаголы, в том числе в этикетных формах выражения просьбы, видеть глаголы в переносном значении и анализировать их.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
1. Беседа.
Учитель. За время каникул вы отдохнули, набрались сил, впечатлений. «Отдыхал» и наш кабинет. Но очень скоро ему стало скучно без вас, он затосковал, тоска скопилась в кабинете. Чтобы от неё избавиться, надо открыть окна и выпустить её, пригласив хороший настрой на успешную работу.
В упр. 357 на с. 156 подчеркните и прочитайте те предложения, которые уместно произнести в этой ситуации. Придумайте ситуации, в которых было бы уместно использование других примеров. Назовите те, которые нежелательны для употребления в речи.
2. Работа в парах.
Учитель. Придумайте разные формы выражения какой-нибудь просьбы.
3. Исследование языкового материала.
Учитель. Какая часть речи была в основе ваших предложений?
Учащиеся. Глагол.
Учитель. В упр. 341 на с. 149 найдите высказывания о глаголе, прочитайте их выразительно. Запишите понравившееся вам высказывание, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. На полях запишите схему вашего предложения с прямой речью, выбрав ту, которая подходит: А: «П.» (1-е и 3-е предложения); «П!» – а. (2-е предложение.)
4. Упр. 342: прочитать, выполнить второе задание, используя толковый словарик. Записать, восстановить знаки препинания (первая схема).
5. Упр. 344: устно.
II. Анализ языкового материала.
1. Беседа.
Учитель. Вспомните, когда глаголы употребляются в переносном значении?
Учащиеся. При придании неживому качеств живого.
Учитель. Тогда мы говорим об олицетворении.
2. Выполнение упр. 345.
– Прочитайте, ответьте на вопросы, выполните задание 2.
3. Выборочный диктант.
Задание: из отрывков из стихотворений С. Есенина выпишите те глаголы, которые употреблены в переносном значении. (Сначала читается весь отрывок, затем по строчкам.)
Весенний вечер
1) Тихо струится река серебристая
В царстве вечернем зелёной весны.
Солнце садится за горы лесистые,
Рог золотой выплывает луны.
Слушает ласково песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звёзды далёкие
И улыбается небу земля.
2) Даль подёрнулась туманом,
Чешет тучи лунный гребень.
Красный вечер за куканом
Расстелил кудрявый бредень.
Это четверостишие можно записать полностью.
Сделать вывод о роли глаголов в тексте для придания ему образности, выразительности.
На стенде вывесить названия стихотворений С. Есенина, которые можно использовать при выполнении домашнего задания:
«Поёт зима – аукает…», «И. Д. Рудинскому», «Восход солнца», «Зима», «Ночь», «Лебёдушка», «Русь», «Месяц рогом облако бодает…».
Домашнее задание: упр. 343 (2), 344 (3), зсп-9 записать без ошибок; найти в стихотворениях С. Есенина или других поэтов глаголы в переносном значении, выучить не менее 8 строк (это к контрольной работе).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.