Урок русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение"
Оценка 4.6

Урок русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
10.05.2018
Урок русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение"
Дать определение возвратного местоимения. Обратить внимание на то,что местоимение "себя" не имеет именительного падежа, рода и числа. Работа над содержанием параграфа 78 учебника Т.А.Ладыженской. Работа над упражнением . Необходимо вместо пропусков вставить в нужной форме местоимение "себя". Устная работа с фразеологизмами. Объяснения значения фразеологизмов, в которых есть возвратное местоитмение
Конпект урока. Возвратное местоимение себя.docx
   1. 2.   3. 4. 5. Конспект урока по русскому языку Тема: Возвратное местоимение себя Тип урока: урок открытия новых знаний Цели урока: деятельностная: формирование способности опознавать и  классифицировать опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты  (различные формы местоимения – существительного себя), оценивать их с точки  зрения нормативности образовательная: расширение понятийной базы о местоимениях­ существительных, предупреждение возможных речевых и грамматических ошибок  в употреблении местоимений, развитие речи и мыслительной деятельности  учащихся, коммуникативных умений и навыков, оценивание речи с точки зрения её правильности, исправление речевых недочетов, редактирование текстов воспитательная: воспитание сознательного отношения к русскому языку  как к духовной ценности, средству общения. Планируемые результаты: Коммуникативные (договариваться о совместной деятельности,  оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, оформлять свои  мысли в устной и письменной форме, , выступать с сообщениями перед  коллективом сверстников). Предметные: языковая компетенция опознавать местоимения – существительные в  тексте, отличать местоимения –существительные от имен  существительных, разграничивать разные разряды местоимений – существительных, изменять по падежам, выявлять их синтаксическую роль в  предложении; коммуникативная компетенция: продуцировать и редактировать  собственный текст; Метапредметные: уметь анализировать, сравнивать, делать выводы,  строить рассуждения; Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с  поставленной задачей, осуществлять самопроверку письменных текстов; Личностные: развивать интерес к языку, созданию собственных  текстов, анализировать использование разных форм возвратного местоимения­ существительного себя (в пословицах, фразеологизмах, живом общении),  употреблять формы личных и возвратных местоимений в собственных  текстах. 1.Организационный момент Ход урока Добрый день, дорогие ребята! Долгожданный дан звонок –  Начинается урок.  Снова сесть за парты рады.  Приступать к учебе надо. 2.Актуализация знаний. Беседа по вопросам ­ Мы с вами сейчас прослушаем аудиозапись отрывка из песни «Родина моя» в исполнении Софии Ротару. Слушаем внимательно Я, ты, он, она, Вместе ­ целая страна. Вместе ­ дружная семья, В слове "мы" ­ сто тысяч "я" Большеглазых, озорных, Черных, рыжих и льняных, Грустных и веселых В городах и селах! Над тобою солнце светит, Родина моя, Ты прекрасней всех на свете, Родина моя! Я люблю, страна, твои просторы, Я люблю твои поля и горы, Сонные озера и бурлящие моря… Вопросы по тексту.  ­ Ребята, скажите, пожалуйста, о чем поется в этой песне. ­ Кто представляет дружную семью нашей Родины? ­ К какому разряду относятся данные местоимения? 3. Объяснение нового материала ­   Правильно.   А   сегодня   нас   ожидает   знакомство   с   одним   уникальным местоимением.  Это   себялюбивое   местоимение   живет   в   гордом   одиночестве   в роскошном   особняке   в   стране   Местоимений.   Одно   –   одиношенько   составляет целый   разряд,   у   этого   местоимения   нет   никаких   других   родственников.Оно   – единственный   представитель   старинного   аристократического   рода   возвратных местоимений. Он нам написал письмо, давайте мы с вами его прочитаем. Слушаем меня внимательно.  «Письмо возвратного местоимения». ­ «Здравствуйте,   ребята!   Я  –  возвратное   местоимение  «себя».   Хоть   и   не очень скромно так говорить о себе, но я – удивительное местоимение. В вашем учебнике нашли для меня место. Выбрало я там работу по себе: сижу у себя в строчке в обнимку с правилом. А правило такое: ­ Возвратное местоимение «себя» указывает на то, что совершающий действие   направляет   его   на  самого   себя.   Оно  же   не   имеет   именительного падежа,   рода   и   числа. Вы   про   себя   это   правило   прочитайте   и   хорошенько запомните. А не выучите его, так я долго не смогу прийти в себя от горя. Конечно, есть такие ребята, которые меня неправильно напишут. А ведь тогда я само на себя не похоже. А иногда я хитрю и скрытничаю, ну прямо себе на уме.Когда же ребята ленятся, я ужасно расстраиваюсь. Вот сегодня: мою страничку даже не открыли, я вне себя.Иногда я так сержусь, что могу выйти из себя. А вдруг не вернусь обратно!Всем ведь будет трудно без меня. Так что не огорчайте меня, не выводите из себя, пишите грамотно, чтобы я само на себя было похоже. С дружеским приветом – от себя». ­ Открываем учебник  Работа над содержанием $78 стр.69 ­ А теперь, обратите внимание, пожалуйста, на слова, которые записаны на доске.  Умываюсь            Извиняюсь                         СЕБЯ Улыбаюсь             Стираюсь ­ Давайте посмотрим, что общего между словами и чем они отличаются? ­ Мы видим, что в  первый столбик записаны слова: Умываюсь, улыбаюсь–глаголы возвратные   –   обозначают   возврат   действия.   Во   второй   столбик   записаны: извиняюсь,   стираюсь   –   слова   –   глаголы,   употребление   которых   с   возвратным суффиксом –сь, ­ся невозможно. В третьем столбике возвратное местоимение . ­ В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся. Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в суффикс глагола. В   русском   языке   одно   возвратное   местоимение   –   себя.   Это   местоимение­ существительное. Как вы уже знаете, оно обозначает, что действие, совершаемое кем – то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное). ­ Запомните!!!Возвратное местоимение себя как самостоятельная часть речи не  имеет рода, лица (относится к любому лицу), числа, формы  И.п.Значение рода и числа может быть выражено при согласовании со  словом самый ­ Посмотрим как склоняется местоимение себя.  Ученики,  вместе с учителем, склоняют местоимение по падежам, по ходу записывают у себя в тетради. 4.Закрепление изученного материала ­ Теперь попробуем применить наши знания на практике.   У вас на партах лежат карточки. Выполнив данное заданее, мы должны с вами научиться правильно употреблять местоимение себя в нужной форме. На месте пропуска вам нужно поставить местоимения себя в нужную форму и определить падеж.  ­ Разберем первое предложение вместе. Быть требовательным к ( к кому?) себе. Местоимение себе в дательном падеже. Делаем задание самостоятельно.                     1.Брать ответственность на …(себя).               2.Поставить перед …(собой) цель.               3.Винить в неудачах прежде всего …(себя).                    4.Меньше всего думать о …(себе).               5.Следить за …(собой).               6.Отдавать ….(себе) отчет в своих поступках.                   7.Владеть …(собой). Работа над фразеологизмами. Записать фразеологический оборот, объяснить его значение Быть вне себя – находиться в крайне возбужденном или раздраженном состоянии. Найти себя – правильно определить свои наклонности, свое призвание. Прийти в себя –  1) выходить из обморочного состояния, из забытья;            2)   успокаиваться   перестоять   бояться,   беспокоиться,             волноваться. Выйти из себя – прийти в состояние крайнего раздражения. Проявить   себя   – проявлять   в   полной   мере   свои   качества,   способности, возможности. Читать про себя – тихо, еле слышно, шепотом, не произнося вслух. 3. Работа по карточкам Вставьте на место пропусков одно из устойчивых сочетаний с местоимением СЕБЯ, используйте слова для справок. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Бабушка плохо чувствует себя, ей ………………………………………. Дедушка очень рассердился, был ……………………………………… Он очень расстроился, но потом ………………………………………… Надо ………………………в любой ситуации. «Он ………………………………..» ­ так говорят про хитрых людей. Чтобы быть воспитанным, надо много ………………………………….. Он ничего не замечал вокруг, ………………………………………….. Всегда надо стараться ……………………………………………........... Она ………………………………неизвестно что. Слова для справки: уйти в себя; вывести из себя; овладеть собой; взять себя в руки; быть самим собой; вне себя; работать над собой; себе на уме; строить из себя; не по себе. 5.Обобщение изученного: ­ С каким местоимением мы сегодня познакомились? ­ На что указывает возвратное местоимение?  ­ Каковы грамматические особенности возвратного местоимения?  6.Ломашнее задание Параграф 78, стр. 69 Упражнение 446.

Урок русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение"

Урок русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение"

Урок русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение"

Урок русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение"

Урок русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение"

Урок русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение"

Урок русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение"

Урок русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение"

Урок русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение"

Урок русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2018