Урок русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение себя"
Оценка 4.6

Урок русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение себя"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
12.03.2019
Урок русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение себя"
Урок русского языка в 6 классе по теме "Возвратное местоимение себя" Ученики знакомятся с новым разрядом местоимений, дают определение, узнают , что возвратное местоимение не имеет именительного падежа, рода и числа. Выполняют упражнения по теме, работают с фразеологизмами, определяют их значение ,
Возвратное местоимение себя.docx
Возвратное местоимение себя Цели:      Обучающие:  познакомить учащихся с лексическим значением и особенностями склонения возвратного местоимения себя;  научить учащихся употреблять местоимение себя в нужной форме.     Развивающие:  Развивать самостоятельность в своих суждениях, умений делать выводы;  Обогащение  речи учащихся устойчивыми словосочетаниями;  Воспитательные:  Воспитание любви к Родине через любовь к природе родного края. Ход урока 1.Организационный момент ­  Здравствуйте, ребята! Садитесь. 2.Актуализация знаний. Беседа по вопросам ­ Мы с вами сейчас прослушаем аудиозапись отрывка из песни «Родина моя» в исполнении Софии Ротару. Слушаем внимательно Я, ты, он, она, Вместе ­ целая страна. Вместе ­ дружная семья, В слове "мы" ­ сто тысяч "я" Большеглазых, озорных, Черных, рыжих и льняных, Грустных и веселых В городах и селах! Над тобою солнце светит, Родина моя, Ты прекрасней всех на свете, Родина моя! Я люблю, страна, твои просторы, Я люблю твои поля и горы, Сонные озера и бурлящие моря… (Учитель включает отрывок из песни, ученики слушают). Вопросы по тексту.  ­ Ребята, скажите, пожалуйста, о чем поется в этой песне. Ученики: В песне поется о любви к родине. Это патриотическая песня. ­ Кто представляет дружную семью нашей Родины? Ученики:  Дружную семью нашей Родины представляет: «я, ты,   он, она» / «мы». ­ К какому разряду относятся данные местоимения? Ученики: Данные местоимения относятся к разряду личных. 3. Объяснение нового материала ­   Правильно.   А   сегодня   нас   ожидает   знакомство   с   одним   уникальным местоимением.  Это   себялюбивое   местоимение   живет   в   гордом   одиночестве   в роскошном   особняке   в   стране   Местоимений.   Одно   –   одиношенько   составляет целый   разряд,   у   этого   местоимения   нет   никаких   других   родственников.Оно   – единственный   представитель   старинного   аристократического   рода   возвратных местоимений. Он нам написал письмо, давайте мы с вами его прочитаем. Слушаем меня внимательно.  «Письмо возвратного местоимения». ­ «Здравствуйте,   ребята!   Я  –  возвратное   местоимение  «себя».   Хоть   и   не очень скромно так говорить о себе, но я – удивительное местоимение. В вашем учебнике нашли для меня место. Выбрало я там работу по себе: сижу у себя в строчке в обнимку с правилом. А правило такое: ­ Возвратное местоимение «себя» указывает на то, что совершающий действие   направляет   его   на  самого   себя.   Оно  же   не   имеет   именительного падежа,   рода   и   числа. Вы   про   себя   это   правило   прочитайте   и   хорошенько запомните. А не выучите его, так я долго не смогу прийти в себя от горя. Конечно, есть такие ребята, которые меня неправильно напишут. А ведь тогда я само на себя не похоже. А иногда я хитрю и скрытничаю, ну прямо себе на уме.Когда же ребята ленятся, я ужасно расстраиваюсь. Вот сегодня: мою страничку даже не открыли, я вне себя.Иногда я так сержусь, что могу выйти из себя. А вдруг не вернусь обратно!Всем ведь будет трудно без меня. Так что не огорчайте меня, не выводите из себя, пишите грамотно, чтобы я само на себя было похоже. С дружеским приветом – от себя». ­ Открываем тетради, пишем сегодняшнее число. Седьмое марта. Классная работу. Тема   урока:   Возвратное   местоимение   себя.     А   теперь   открываем   учебники   на странице 69, читаем параграф 78.  Ученик:  Возвратное местоимение себя не имеет именительного падежа, не имеет рода и числа, например: Не хвали сам (сама) себя. Не хвалите сами себя. Возьмите себе. В предложении себя является дополнением. ­ А теперь, обратите внимание, пожалуйста, на слова, которые записаны на доске.  ( Учитель заранее дублирует запись на обратной стороне доски) Умываюсь            Извиняюсь                         СЕБЯ Улыбаюсь             Стираюсь ­ Давайте посмотрим, что общего между словами и чем они отличаются? ­ Мы видим, что в  первый столбик записаны слова: Умываюсь, улыбаюсь–глаголы возвратные   –   обозначают   возврат   действия.   Во   второй   столбик   записаны: извиняюсь,   стираюсь   –   слова   –   глаголы,   употребление   которых   с   возвратным суффиксом –сь, ­ся невозможно. В третьем столбике возвратное местоимение . ­ В древнерусском языке существовало две формы возвратного местоимения: себе (позднее себя) и ся. Обе формы были самостоятельными словами. Постепенно ся утратило самостоятельность и превратилось в суффикс глагола. В   русском   языке   одно   возвратное   местоимение   –   себя.   Это   местоимение­ существительное. Как вы уже знаете, оно обозначает, что действие, совершаемое кем – то, направлено на само действующее лицо (действие как бы возвращается к действующему лицу, поэтому местоимение и получило название возвратное). ­ Запомните! Возвратное местоимение себя как самостоятельная часть речи не  имеет рода, лица (относится к любому лицу), числа, формы  И.п.Значение рода и числа может быть выражено при согласовании со  словом самый ­ Посмотрим как склоняется местоимение себя. Ученики,  вместе с учителем, склоняют местоимение по падежам, по ходу записывают у себя в тетради. 4.Закрепление изученного материала ­ Теперь попробуем применить наши знания на практике. ­ У вас на партах лежат карточки. Выполнив данное задание, мы должны с вами научиться употреблять местоимение себя в нужной форме. На месте пропуска вам нужно поставить местоимения себя в нужную форму и определить падеж.  ­ Разберем первое предложение вместе. Быть требовательным к ( к кому?) себе. Местоимение себе в дательном падеже. Делаем задание самостоятельно. Потом проверим. 1. Быть требовательным к …(себе). 2. Брать ответственность на …(себя). 3. Поставить перед …(собой) цель. 4. Винить в неудачах прежде всего …(себя). 5. Меньше всего думать о …(себе). 6. Следить за …(собой). 7. Отдавать ….(себе) отчет в своих поступках. 8. Владеть …(собой). ­ Следующее задание мы с вами выполним так же письменно. Внимание на экран. Вы   видите   фразеологизмы.   Вам   нужно   подобрать   к   каждому   фразеологизму подходящие по смыслу глаголы.  Прежде, чем выполнять упражнение, вспомним, что такое фразеологизмы? ­  Фразеологизмы –   это   устойчивые   сочетания   слов,   близкие   по   лексическому значению одному слову. Быть вне себя – находиться в крайне возбужденном или раздраженном состоянии. Найти себя – правильно определить свои наклонности, свое призвание. Прийти в себя –  1) выходить из обморочного состояния, из забытья;                        2)   успокаиваться   перестоять   бояться,   беспокоиться, волноваться. Выйти из себя – прийти в состояние крайнего раздражения. Проявить   себя   – проявлять   в   полной   мере   свои   качества,   способности, возможности. Читать про себя – тихо, еле слышно, шепотом, не произнося вслух. ­А теперь проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему. Выполним небольшую самостоятельную работу.  На столах у вас лежат карточки. Вам нужно вставить на месте   пропусков   одно   из   устойчивых   сочетаний   с   местоимением   СЕБЯ. Используйте слова для справок.  Вставьте на место пропусков одно из устойчивых сочетаний с местоимением СЕБЯ, используйте слова для справок. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Бабушка плохо чувствует себя, ей ………………………………………. Дедушка очень рассердился, был ……………………………………… Он очень расстроился, но потом ………………………………………… Надо ………………………в любой ситуации. «Он ………………………………..» ­ так говорят про хитрых людей. Чтобы быть воспитанным, надо много ………………………………….. Он ничего не замечал вокруг, ………………………………………….. Всегда надо стараться ……………………………………………........... Она ………………………………неизвестно что. Слова для справки: уйти в себя; вывести из себя; овладеть собой; взять себя в руки; быть самим собой; вне себя; работать над собой; себе на уме; строить из себя; не по себе. 5.Обобщение изученного ­ С каким местоимением мы сегодня познакомились? Ученики: мы сегодня познакомились с возвратным местоимением себя. ­ На что указывает возвратное местоимение?  Ученики: возвратное местоимение указывает на того, о ком говорят. ­ Каковы грамматические особенности возвратного местоимения?  Ученики: Возвратное местоимение себя не имеет И.п., не имеет рода и числа. Домашнее задание: Параграф 78, стр. 69 Упражнение 446.

Урок русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение себя"

Урок русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение себя"

Урок русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение себя"

Урок русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение себя"

Урок русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение себя"

Урок русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение себя"

Урок русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение себя"

Урок русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение себя"

Урок русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение себя"

Урок русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение себя"

Урок русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение себя"

Урок русского языка в 6 классе "Возвратное местоимение себя"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2019