Урок
84
Что такое причастие?
Цели:
1) ознакомление с термином и понятием «причастие»;
2) формирование умения узнавать причастие по признакам.
Оборудование, наглядность: карточки с представленными (разными цветами) суффиксами причастий (см. урок 94).
Ход урока
I. Актуализация знаний.
1. Беседа.
Учитель. Мы с вами оказались в гостях у короля страны Морфологии. У него при дворе собрались Глаголы и Прилагательные. Но начало приёма откладывается: к королю с жалобой на бесприютную жизнь обратились суффиксы. Король внимательно посмотрел на них и не узнал, только суффикс -енн- ему был знаком.
Прочитать суффиксы, расположить их запись на доске. В финале сказки на доске получится при постепенном заполнении следующая схема:
Учитель. Стали просить они у короля Морфологии определить их к какой-нибудь части речи. Глаголы-добряки сразу же вызвались помочь. Они побежали к суффиксам, встали впереди них, чтобы получились новые слова. Не все слова понравились королю, не хватало окончаний, а окончания глаголов не подходили. (Убедиться в этом.) И тут выручили Прилагательные. Они отдали свои окончания. Вот что получилось.
Называются детьми окончания прилагательных разных грамматических форм.
Учитель. Получилась особая форма глагола. И назвали её причастием. Подумайте: почему?
– Разберите причастие по составу. Вы видите, что в нём есть часть от глагола и часть от прилагательного.
– Как причастие причастно к глаголу?
Учащиеся. От него образовано.
Учитель. Как связано с прилагательным?
Учащиеся. Отвечает на его вопрос.
2. Оформление записи в тетради.
Запись.
Узнаём причастие:
1) суффикс;
2) от глагола (можно сказать «тот, который…»);
3) вопрос «какой?».
3. Применение правила.
Учитель. Объясните нашему попугаю, что записанные на доске слова – причастия.
Образец ответа: в слове синеющий суффикс причастия -ющ-; образовано оно от глагола синеть; можно сказать: тот, который синеет; отвечает на вопрос какой? Это причастие.
II. Закрепление изученного.
Первое, что нужно запомнить, – суффиксы!
Их девять.
Следующее: объяснить наличие суффиксов в скобках – они зависят от мягкости-твёрдости предыдущего согласного.
Учитель. Посмотрите на них.
Доску и тетради закрыть.
– Запишите суффиксы по памяти на обложке или в черновике.
Проверить. Похвалить! Произнести хором названия суффиксов.
Упр. 387: прочитать, записать в тетради причастия с существительными, от которых зависят, то есть от которых ставится вопрос. Доказать устно, что это причастия, выделить суффиксы.
Упр. 388: записать причастия, выделить суффиксы.
Упр. 393: 1-я группа – вслух, записать только причастия, 2–4-е группы – самостоятельно, проверка вслух.
Домашнее задание: упр. 392, 393 (5–7), выучить суффиксы (см. информацию в рубрике «Возьмите на заметку!» на с. 167 учебника).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.