Урок русского языка в 6 классе.Что такое причастие?
Оценка 4.8

Урок русского языка в 6 классе.Что такое причастие?

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
05.01.2017
Урок русского языка  в 6 классе.Что такое причастие?
Урок 84 Урок 84 ЧТО ТАКОЕ ПРИЧАСТИЕ? Цели: 1) ознакомление с термином и понятием «причастие»; 2) формирование умения узнавать причастие по признакам. Оборудование, наглядность: карточки с представленными (разными цветами) суффиксами причастий (см. урок 94). Ход урока I. Актуализация знаний. 1. Беседа. Учитель. Мы с вами оказались в гостях у короля страны Морфологии. У него при дворе собрались Глаголы и Прилагательные. Но начало приёма откладывается: к королю с жалобой на бесприютную жизнь обратились суффиксы. Король внимательно посмотрел на них и не узнал, только суффикс -енн- ему был знаком. Прочитать суффиксы, расположить их запись на доске. В финале сказки на доске получится при постепенном заполнении следующая схема: Учитель. Стали просить они у короля Морфологии определить их к какой-нибудь части речи. Глаголы-добряки сразу же вызвались помочь. Они побежали к суффиксам, встали впереди них, чтобы получились новые слова. Не все слова понравились королю, не хватало окончаний, а окончания глаголов не подходили. (Убедиться в этом.) И тут выручили Прилагательные. Они отдали свои окончания. Вот что получилось. Называются детьми окончания прилагательных разных грамматических форм. Учитель. Получилась особая форма глагола. И назвали её причастием. Подумайте: почему? – Разберите причастие по составу. Вы видите, что в нём есть часть от глагола и часть от прилагательного. – Как причастие причастно к глаголу? Учащиеся. От него образовано. Учитель. Как связано с прилагательным? Учащиеся. Отвечает на его вопрос. 2. Оформление записи в тетради. Запись. Узнаём причастие: 1) суффикс; 2) от глагола (можно сказать «тот, который…»); 3) вопрос «какой?». 3. Применение правила. Учитель. Объясните нашему попугаю, что записанные на доске слова – причастия. Образец ответа: в слове синеющий суффикс причастия -ющ-; образовано оно от глагола синеть; можно сказать: тот, который синеет; отвечает на вопрос какой? Это причастие. II. Закрепление изученного. Первое, что нужно запомнить, – суффиксы! Их девять. Следующее: объяснить наличие суффиксов в скобках – они зависят от мягкости-твёрдости предыдущего согласного. Учитель. Посмотрите на них. Доску и тетради закрыть. – Запишите суффиксы по памяти на обложке или в черновике. Проверить. Похвалить! Произнести хором названия суффиксов. Упр. 387: прочитать, записать в тетради причастия с существительными, от которых зависят, то есть от которых ставится вопрос. Доказать устно, что это причастия, выделить суффиксы. Упр. 388: записать причастия, выделить суффиксы. Упр. 393: 1-я группа – вслух, записать только причастия, 2–4-е группы – самостоятельно, проверка вслух. Домашнее задание: упр. 392, 393 (5–7), выучить суффиксы (см. информацию в рубрике «Возьмите на заметку!» на с. 167 учебника).
Урок 84.doc

Урок 84
Что такое причастие?

Цели:

1) ознакомление с термином и понятием «причастие»;

2) формирование умения узнавать причастие по признакам.

Оборудование,  наглядность:  карточки  с  представленными  (разными цветами) суффиксами причастий (см. урок 94).

Ход урока

I. Актуализация знаний.

1. Беседа.

Учитель. Мы с вами оказались в гостях у короля страны Морфологии. У него при дворе собрались Глаголы и Прилагательные. Но начало приёма откладывается: к королю с жалобой на бесприютную жизнь обратились суффиксы. Король внимательно посмотрел на них и не узнал, только суффикс -енн- ему был знаком.

Прочитать суффиксы, расположить их запись на доске. В финале сказки на доске получится при постепенном заполнении следующая схема:

Учитель. Стали просить они у короля Морфологии определить их к какой-нибудь части речи. Глаголы-добряки сразу же вызвались помочь. Они побежали к суффиксам, встали впереди них, чтобы получились новые слова. Не все слова понравились королю, не хватало окончаний, а окончания глаголов не подходили. (Убедиться в этом.) И тут выручили Прилагательные. Они отдали свои окончания. Вот что получилось.

Называются детьми окончания прилагательных разных грамматических форм.

Учитель. Получилась особая форма глагола. И назвали её причастием. Подумайте: почему?

– Разберите причастие по составу. Вы видите, что в нём есть часть от глагола и часть от прилагательного.

– Как причастие причастно к глаголу?

Учащиеся. От него образовано.

Учитель. Как связано с прилагательным?

Учащиеся. Отвечает на его вопрос.

2. Оформление записи в тетради.

Запись.

Узнаём причастие:

1) суффикс;

2) от глагола (можно сказать «тот, который…»);

3) вопрос «какой?».

3. Применение правила.

Учитель. Объясните  нашему  попугаю,  что  записанные  на  доске слова – причастия.

Образец ответа: в слове синеющий суффикс причастия -ющ-; образовано оно от глагола синеть; можно сказать: тот, который синеет; отвечает на вопрос какой? Это причастие.

II. Закрепление изученного.

Первое, что нужно запомнить, – суффиксы!

Их девять.

Следующее: объяснить наличие суффиксов в скобках – они зависят от мягкости-твёрдости предыдущего согласного.

Учитель. Посмотрите на них.

Доску и тетради закрыть.

– Запишите суффиксы по памяти на обложке или в черновике.

Проверить. Похвалить! Произнести хором названия суффиксов.

Упр. 387: прочитать, записать в тетради причастия с существительными, от которых зависят, то есть от которых ставится вопрос. Доказать устно, что это причастия, выделить суффиксы.

Упр. 388: записать причастия, выделить суффиксы.

Упр. 393:  1-я группа – вслух,  записать  только  причастия,  2–4-е группы – самостоятельно, проверка вслух.

Домашнее задание: упр. 392, 393 (5–7), выучить суффиксы (см. информацию в рубрике «Возьмите на заметку!» на с. 167 учебника).


Урок 84 Что такое причастие?

Урок 84 Что такое причастие?

Разберите причастие по составу

Разберите причастие по составу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017