Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Личные местоимения"
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
13.12.2017
Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Личные местоимения"
Цель урока: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.
Задачи урока:
1. Обучающая: познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения.
2. Развивающая: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.
3. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей.
Ход урока
1. Организационный момент урока.
(Учитель читает наизусть стихотворение Л. Бойкова “Улыбайся”.)
Улыбайся
Урок русского языка в 6.doc
Урок русского языка в 6м классе. Тема: "Личные местоимения"
Цель урока: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные
местоимения.
Задачи урока:
1. Обучающая: познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения.
2. Развивающая: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи,
правильно писать их с предлогами.
3. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать
эстетическому воспитанию детей.
Ход урока
1. Организационный момент урока.
(Учитель читает наизусть стихотворение Л. Бойкова “Улыбайся”.)
Улыбайся
Улыбайся солнцу, улыбайся песне!
Улыбайся также радости друзей.
Уж тогда и жизнь покажется чудесней
При любом ненастье, при любой грозе.
Улыбайся детям, девушкам красивым.
Но и некрасивым – тоже не забудь.
И тогда уж точно
Будешь ты счастливым.
И притом не както и не какнибудь.
Улыбайся травам, и цветам любимым.
Улыбнись, конечно, всем цветам другим.
И тогда уж точно, будешь ты
Любимым,ну, а для когото
Самым дорогим!
Доброе утро, дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Стихотворение, которое я
прочитала, называется “Улыбайся”. А вы знаете автора стихотворения? (Это Л. Бойков, наш с
вами земляк, живет он в городе Барабинске). Я начала наш урок с этого замечательного стихотворения, потому что хочу, чтобы вы тоже
улыбнулись себе, друг другу, пожелали хорошего доброго утра и удачного дня. Я тоже желаю
вам отличного настроения, и на этой поэтической нотке продолжим наш урок.
2. Формулировка темы учащимися. Сообщение цели и задач урока.
А сейчас внимание на доску. Прослушайте шуточное стихотворение М. Раскатова “Моя
грамматика”.( Учитель читает стихотворение).
Моя грамматика
Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Первонаперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной!..
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.
В стихотворении вы видите выделенные слова: Я, моё, вам, мне, у меня и др. Ребята, какой
частью речи они являются? (местоимениями). На что указывает местоимение Я? (на человека,
личность). Может быть ктото сам сможет сформулировать тему нашего урока? О чем мы будем
говорить сейчас? (о Личных местоимениях) (За каждый правильный ответ получаете житоны).
Сегодня мы познакомимся с личными местоимениями, особенностями их склонения. Будем
учиться правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.
Откройте тетради, запишите число и тему урока. “Личные местоимения”.
3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
Вернёмся к нашему шуточному стихотворению. У каждого из вас на парте лежит
распечатанный текст. Сейчас вы самостоятельно, еще раз его перечитывая, графически выделите
личное местоимение Я с падежом. (Ребята выделяют карандашом падеж и местоимение,
правильно будет так:
Именительный – Я;
Родительный – Меня;
Дательный – Мне;
Винительный – Меня;
Творительный – Мной;
Предложный – обо Мне.
Что у вас получилось в результате? Вы изменили местоимение Я по падежам. Как называется
изменение местоимения по паджам? (склонением)
Что особенного вы отметили в склонении данного местоимения ? Вывод: Я – только в И. п. в остальных падежах меняется всё слово.
4. Новый материал. Формирование навыков и умений.
Мы продолжаем знакомство с особенностями склонения личных местоимений
На доске вы видите таблицу.
Первая особенность склонения (мы сейчас о ней говорили) такова:
При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например: в именительном
падеже – Я, а в родительном – совсем другая основа – Меня. Вы сейчас убедились в этом на
примере.
Вторая особенность:
Иногда в корне происходит чередование например:
тебя – тобой, меня – мне.
Третья особенность:
Местоимение 3его лица Он изменяется по родам: она (ж.р.), оно (ср. р.)
Еще одна особенность состоит в том, что при присоединении предлогов к местоимениям 3его
лица у местоимений появляется буква Н вначале. (к нему, у нее).
Эти четыре особенности склонения личных местоимений вы должны запомнить и уметь
правильно использовать их на письме.
4. Закрепление нового материала. Тренировочные упражнения.
1. Выполните задания: 2 человека работают индивидуально. (карточки)
а). Просклоняйте местоимение: мы.
б). Просклоняйте местоимение: он.
2. Остальные ребята работают со мной.
Задание: составьте с данными глаголами словосочетания “глагол + личное местоимение я в
косвенном падеже”. Укажите падеж местоимения.
Образец: беспокоишься обо___ мне (о ком?)
Приблизился (к кому?), соревновался (с кем?), не смейся (над кем?), приготовить (для кого?).
(Работа проходит следующим образом: сначала устное комментирование, а затем учитель даёт
время (2 мин.), чтобы записать в тетради).
Потом делается вывод: местоимения с предлогами пишутся отдельно.
А сейчас послушаем ребят, которые работали индивидуально. Но вы тоже будете участвовать в
проверке. Перед вами два вида карточек. Если вы считаете, что учащийся употребил правильно формы местоимения с падежами, то поднимаете красные карточки, если не согласны, то – синие.
Итак, к доске приглашается Алеша...Начинаем.
1й учащийся склонял местоимение Мы:
И. п. – Мы
Р. п. Нас
Д. п. – Нам
В. п. – Нас
Т. п. Нами
П. п. – о Нас
2й учащийся склонял местоимение Он:
И. п. – Он
Р. п. – Его
Д. п. – Ему
В. п. Его
Т. п. Им
П. п – о Нем
Делается вывод о том, что при склонении личного местоимения меняется всё слово).
3. Употребление личных местоимений в поэтическом тексте.
Ребята, личное местоимение Я очень часто употребляется в поэтической речи. Как вы думаете,
почему?
Для того, чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю вам прослушать отрывки из
стихотворений поэтов Н. Рубцова, А. Ахматовой, С. Есенина:
1. Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю – и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез...
...Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слёз.
(Н. Рубцов.)
2. А я росла в узорной тишине,
В прохладной детской молодого века.
И не был мил мне голос человека,
А голос ветра был понятен мне.
Я лопухи любила и крапиву,
Но больше всех серебряную иву
(А. Ахматова.)
3. Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
(С. Есенин.)
Ответ: (В лирическом произведении поэт часто рассказывает о своих личных чувствах,
переживаниях, о своём восприятии жизни)
Учитель:
А сейчас поговорим об особенностях употребления местоимений 2го л.
В русском языке есть особенности: к старшим по возрасту, незнакомым людям мы обращаемся
на “Вы” Таковы нормы этикета (правил поведения в обществе). Раньше на “Вы” называли
родителей. Эта старинная традиция сохранилась сейчас коегде в сельской местности.
Местоимения Ты, Вы могут обозначать не определённого человека, а любое лицо. Т.е
употребляется в обобщённом значении.
Например:
Любишь ли ты бродить по осеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий осенний лес,
под ногами шуршит ковёр из разноцветных листьев. Такая тишина, что слышно, как стучит
сердце. Ты идёшь не спеша, любуешься ярким пейзажем. Твоя душа поёт, и кажется, что у тебя
выросли крылья за спиной, ты разгоняешься и взлетаешь...
(Развитие речи. творческое задание). Учащиеся получают задание написать сочинение
миниатюру по данному началу; подчеркнуть местоимения, которые обозначают не конкретное
лицо, а вообще любого человека:
Хорошо пробежаться на лыжах по свежему снегу! Ты идёшь и не видишь ничьих следов...
Даётся время для написания работы. Затем 57 работ заслушать. 5. Домашнее задание:
Составить диалог (письменно), в котором желательно наличие большого количества личных
местоимений. (Если ребята забыли, что такое диалог, то нужно напомнить вопросом: Что такое
диалог? (разговор двух или нескольких лиц, каждая реплика пишется с красной строки.
Задание по вариантам
1 вариант: “Отдых”
2 вариант: “Учеба”.
6. Подведение итогов.
Ребята, о каких особенностях склонений личных местоимений вы сегодня узнали?
Как пишутся личные местоимения с предлогами?
Каждый из вас сейчас заполнит таблицу. Впишите свое имя и фамилию, какое количество
жетонов вы получили, опираясь на критерии оценивания, поставьте себе оценку. Эту оценку вы
можете поставить себе в дневник.
Ребята, я благодарю Вас за урок. У меня осталось очень хорошее впечатление от встречи с
вами. Большое спасибо! До свидания!
Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Личные местоимения"
Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Личные местоимения"
Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Личные местоимения"
Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Личные местоимения"
Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Личные местоимения"
Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Личные местоимения"
Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Личные местоимения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.