Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Личные местоимения"
Оценка 4.6

Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Личные местоимения"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
13.12.2017
Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Личные местоимения"
Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Личные местоимения" Цель урока: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения. Задачи урока: 1. Обучающая: познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения. 2. Развивающая: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами. 3. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей. Ход урока 1. Организационный момент урока. (Учитель читает наизусть стихотворение Л. Бойкова “Улыбайся”.) Улыбайся
Урок русского языка в 6.doc
Урок русского языка в 6­м классе. Тема: "Личные местоимения" Цель   урока:  сформировать   умение   учащихся   правильно   употреблять   и   писать   личные местоимения.  Задачи урока:  1. Обучающая: познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения. 2.   Развивающая:   развивать   умения   правильно   употреблять   личные   местоимения   в   речи, правильно писать их с предлогами. 3. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии; способствовать эстетическому воспитанию детей. Ход урока 1. Организационный момент урока. (Учитель читает наизусть стихотворение Л. Бойкова “Улыбайся”.) Улыбайся Улыбайся солнцу, улыбайся песне!  Улыбайся также радости друзей.  Уж тогда и жизнь покажется чудесней  При любом ненастье, при любой грозе. Улыбайся детям, девушкам красивым.  Но и некрасивым – тоже не забудь.  И тогда уж точно  Будешь ты счастливым.  И притом не как­то и не как­нибудь. Улыбайся травам, и цветам любимым.  Улыбнись, конечно, всем цветам другим.  И тогда уж точно, будешь ты  Любимым,ну, а для кого­то  Самым дорогим! ­ Доброе утро, дорогие ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Стихотворение, которое я прочитала, называется “Улыбайся”. А вы знаете автора стихотворения? (Это Л. Бойков, наш с вами земляк, живет он в городе Барабинске). Я начала наш урок с этого замечательного стихотворения, потому что хочу, чтобы вы тоже улыбнулись себе, друг другу, пожелали хорошего доброго утра и удачного дня. Я тоже желаю вам отличного настроения, и на этой поэтической нотке продолжим наш урок. 2. Формулировка темы учащимися. Сообщение цели и задач урока.  ­   А   сейчас   внимание   на   доску.   Прослушайте   шуточное   стихотворение   М.   Раскатова   “Моя грамматика”.( Учитель читает стихотворение).  Моя грамматика Я талантлив от рождения!  Не дурак и не простак!  И мое местоимение  Все вокруг склоняют так,  Перво­наперво решительно  Скажет вам семья моя,  Что, конечно,  Именительный –   Это Я и только Я!  Мать склонилась умилительно,  А за ней и вся родня.  И не зря. Падеж  Родительный  Для кого? А для Меня;  Все заботятся старательно  И заслуженно вполне  И дают подарки.  Дательный –  Это значит – только Мне!  Не смотрите подозрительно,  У меня родня – броня!  И запомните:  Винительный Не касается Меня!  Жизнь легка и упоительна  За родительской спиной!..  Нет, друзья, падеж  Творительный  Сотворен совсем не Мной!  Ждете, видимо,  Предложного?  Новых данных обо Мне?  Не просите невозможного,  Хватит с вас и так вполне. ­ В стихотворении вы видите выделенные слова: Я, моё, вам, мне, у меня и др. Ребята, какой частью речи они являются? (местоимениями). На что указывает местоимение Я? (на человека, личность). Может быть кто­то сам сможет сформулировать тему нашего урока? О чем мы будем говорить сейчас? (о Личных местоимениях) (За каждый правильный ответ получаете житоны). ­ Сегодня мы познакомимся с личными местоимениями, особенностями их склонения. Будем учиться правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.  ­ Откройте тетради, запишите число и тему урока. “Личные местоимения”. 3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний. ­   Вернёмся   к   нашему   шуточному   стихотворению.   У   каждого   из   вас   на   парте   лежит распечатанный текст. Сейчас вы самостоятельно, еще раз его перечитывая, графически выделите личное   местоимение   Я   с   падежом.   (Ребята   выделяют   карандашом   падеж   и   местоимение, правильно будет так: Именительный – Я;  Родительный – Меня;  Дательный – Мне; Винительный – Меня;  Творительный – Мной;  Предложный – обо Мне. ­ Что у вас получилось в результате? Вы изменили местоимение Я по падежам. Как называется изменение местоимения по паджам? (склонением) ­ Что особенного вы отметили в склонении данного местоимения ? ­ Вывод: Я – только в И. п. в остальных падежах меняется всё слово. 4. Новый материал. Формирование навыков и умений. ­ Мы продолжаем знакомство с особенностями склонения личных местоимений На доске вы видите таблицу.  ­ Первая особенность склонения (мы сейчас о ней говорили) такова: При   склонении   личных  местоимений   иногда  меняется  все   слово,   например:   в  именительном падеже – Я, а в родительном – совсем другая основа – Меня. Вы сейчас убедились в этом на примере. ­ Вторая особенность:  Иногда в корне происходит чередование например:  тебя – тобой, меня – мне. ­ Третья особенность: Местоимение 3­его лица Он изменяется по родам: она (ж.р.), оно (ср. р.) ­ Еще одна особенность состоит в том, что при присоединении предлогов к местоимениям 3­его лица у местоимений появляется буква Н вначале. (к нему, у нее). ­   Эти   четыре   особенности   склонения   личных   местоимений   вы   должны   запомнить   и   уметь правильно использовать их на письме. 4. Закрепление нового материала. Тренировочные упражнения. 1. Выполните задания: 2 человека работают индивидуально. (карточки) а). Просклоняйте местоимение: мы. б). Просклоняйте местоимение: он. 2. Остальные ребята работают со мной. Задание:  составьте с  данными  глаголами  словосочетания  “глагол  + личное местоимение  я в косвенном падеже”. Укажите падеж местоимения. Образец: беспокоишься обо___ мне (о ком?) Приблизился (к кому?), соревновался (с кем?), не смейся (над кем?), приготовить (для кого?). (Работа проходит следующим образом: сначала устное комментирование, а затем учитель даёт время (2 мин.), чтобы записать в тетради). Потом делается вывод: местоимения с предлогами пишутся отдельно. ­ А сейчас послушаем ребят, которые работали индивидуально. Но вы тоже будете участвовать в проверке. Перед вами два вида карточек. Если вы считаете, что учащийся употребил правильно формы местоимения с падежами, то поднимаете красные карточки, если не согласны, то – синие. Итак, к доске приглашается Алеша...Начинаем. 1­й учащийся склонял местоимение Мы: И. п. – Мы  Р. п. ­ Нас  Д. п. – Нам  В. п. – Нас Т. п. ­ Нами П. п. – о Нас 2­й учащийся склонял местоимение Он: И. п. – Он  Р. п. – Его  Д. п. – Ему  В. п. ­ Его Т. п. ­ Им П. п – о Нем Делается вывод о том, что при склонении личного местоимения меняется всё слово). 3. Употребление личных местоимений в поэтическом тексте.  ­ Ребята, личное местоимение Я очень часто употребляется в поэтической речи. Как вы думаете, почему? ­   Для   того,   чтобы   ответить   на   данный   вопрос,   предлагаю   вам   прослушать   отрывки   из стихотворений поэтов Н. Рубцова, А. Ахматовой, С. Есенина: 1. Я люблю, когда шумят березы,  Когда листья падают с берез.  Слушаю – и набегают слезы  На глаза, отвыкшие от слез...  ...Русь моя, люблю твои березы!  С первых лет я с ними жил и рос.  Потому и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слёз.  (Н. Рубцов.) 2. А я росла в узорной тишине,  В прохладной детской молодого века.  И не был мил мне голос человека,  А голос ветра был понятен мне.  Я лопухи любила и крапиву,  Но больше всех серебряную иву  (А. Ахматова.) 3. Я снова здесь, в семье родной,  Мой край, задумчивый и нежный!  Кудрявый сумрак за горой  Рукою машет белоснежной.  (С. Есенин.) Ответ:   (В   лирическом   произведении   поэт   часто   рассказывает   о   своих   личных   чувствах, переживаниях, о своём восприятии жизни) Учитель:  ­ А сейчас поговорим об особенностях употребления местоимений 2­го л.  ­ В русском языке есть особенности: к старшим по возрасту, незнакомым людям мы обращаемся на   “Вы”   Таковы   нормы   этикета   (правил   поведения   в   обществе).   Раньше   на   “Вы”   называли родителей.   Эта   старинная   традиция   сохранилась   сейчас   кое­где   в   сельской   местности. Местоимения   Ты,   Вы   могут   обозначать   не   определённого   человека,   а   любое   лицо.   Т.е употребляется в обобщённом значении.  Например: Любишь ли ты бродить по осеннему лесу? Представь себе, что ты входишь в тихий осенний лес, под ногами шуршит  ковёр из разноцветных листьев.  Такая тишина, что слышно, как стучит сердце. Ты идёшь не спеша, любуешься ярким пейзажем. Твоя душа поёт, и кажется, что у тебя выросли крылья за спиной, ты разгоняешься и взлетаешь... (Развитие   речи.   творческое   задание).  Учащиеся   получают   задание   написать   сочинение­ миниатюру по данному началу; подчеркнуть местоимения, которые обозначают не конкретное лицо, а вообще любого человека: Хорошо пробежаться на лыжах по свежему снегу! Ты идёшь и не видишь ничьих следов...  Даётся время для написания работы. Затем 5­7 работ заслушать. 5. Домашнее задание:  ­ Составить диалог (письменно), в котором желательно наличие большого количества личных местоимений. (Если ребята забыли, что такое диалог, то нужно напомнить вопросом: Что такое диалог? (разговор двух или нескольких лиц, каждая реплика пишется с красной строки. Задание по вариантам 1 вариант: “Отдых” 2 вариант: “Учеба”. 6. Подведение итогов.  ­ Ребята, о каких особенностях склонений личных местоимений вы сегодня узнали? ­ Как пишутся личные местоимения с предлогами? ­ Каждый из вас сейчас заполнит таблицу. Впишите свое имя и фамилию, какое количество жетонов вы получили, опираясь на критерии оценивания, поставьте себе оценку. Эту оценку вы можете поставить себе в дневник.  ­ Ребята, я благодарю Вас за урок. У меня осталось очень хорошее впечатление от встречи с вами. Большое спасибо! До свидания!

Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Личные местоимения"

Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Личные местоимения"

Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Личные местоимения"

Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Личные местоимения"

Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Личные местоимения"

Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Личные местоимения"

Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Личные местоимения"

Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Личные местоимения"

Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Личные местоимения"

Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Личные местоимения"

Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Личные местоимения"

Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Личные местоимения"

Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Личные местоимения"

Урок русского языка в 6-м классе. Тема: "Личные местоимения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2017