КОНСПЕКТ
УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В 7 КЛАССЕ
НА ТЕМУ «ПУНКТУАЦИЯ.ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»
Тип урока: повторение и углубление знаний учащихся.
Цель урока: отработать пунктуационные умения учащихся, связанные с постановкой знаков препинания в простом предложении.
Задачи урока:
1) формировать умения анализировать языковой материал;
2) сравнивать и сопоставлять языковые явления;
3) совершенствовать навыки устной и письменной речи учащихся.
Планируемые результаты урока:
Предметные: знать и уметь использовать возможности современной системы пунктуации.
Личностные: понимать важность правильного применения пунктуации для обеспечения качественного и полноценного общения в социуме.
Метапредметные:
уметь определять цель учебной деятельности, уметь оценивать результаты деятельности, анализировать, корректировать, контролировать собственную работу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем (регулятивные УУД);
уметь осуществлять анализ, сравнение, работать с текстом: находить нужную информацию, преобразовывать, оценивать её (познавательные УУД);
уметь организовывать совместное сотрудничество с партнером и учителем, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (коммуникативные УУД).
Перечень оборудования:
Львова, С.И. Русский язык 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 частях. Ч.1 [Текст] / С.И.Львова, В.В.Львов. – 8-е изд., переработанное. – М.: Мнемозина, 2012;
раздаточный материал для учащихся;
оценочные листы для учащихся;
компьютерная презентация;
интерактивная доска.
Ход урока
1.1. Постановка проблемы и подведение к теме урока
Учитель: Чтобы определить тему урока, я предлагаю вам просмотреть текст и определить, что в этом тексте не так, с точки зрения современного русского языка. Какая возникает проблема при прочтении (или просмотре)?
Миръ естъ градъ въ немъ же отълѫчаѭтъ отъ цръкъве еретикы миръ естъ градъ въ немъ же отълѫчаѭтъ отъ цръкъве чловѣкы неразѹмъны миръ естъ градъ въ немъ же отълѫчаѭтъ отъ цръкъве чловѣкы непокоривы миръ естъ градъ въ немъ же отълѫчаѭтъ отъ цръкъве чловѣкы непорочъны миръ естъ градъ въ немъ же отълѫчаѭтъ отъ цръкъве чловѣкы невиновъны миръ естъ градъ въ немъ же отълѫчаѭтъ отъ цръкъве чловѣкы непрѣломъны миръ естъ градъ въ немъ же отълѫчаѭтъ отъ цръкъве чловѣкы недостоины такоѩ кары миръ естъ градъ въ немъ же отълѫчаѭтъ отъ цръкъве чловѣкы достоины прославления миръ естъ градъ въ немъ же отълѫчаѭтъ отъ цръкъве чловѣкы неотъстѫпъны отъ правыѩ вѣры х҃совы
(Из сочинений, обнаруженных в Новгородском кодексе XI века, фрагмент из «Духовного наставления от отца и от матери к сыну», адаптированный)
Ученики озвучивают свои версии. Приходят к выводу, что проблема заключается в отсутствии в тексте знаков препинания (что не соответствует современным нормам русского языка), в связи с этим затрудняется верное прочтение данного текста.
Учитель: Вспомните, как называется раздел, изучающий нормы употребления знаков препинания? Определите тему урока.
(Учащиеся выдвигают версии. Учитель предлагает учащимся открыть учебник на странице 79. Учащиеся читают тему, обозначенную в учебнике, - «Пунктуация».)
Учитель: А знаете, давайте немного изменим нашу тему и сделаем это вместе. Пока напишем следующее: «Пунктуация – это…» Запись мы не завершим и вернёмся к ней немного позже.
1.2. Целеполагание
Учитель: Какие цели поставим перед собой сегодня, исходя из темы урока?
Учащиеся: Вспомнить и повторить все имеющиеся знания о пунктуации, отрабатывать пунктуационные умения.
1.3. Актуализация знаний
Учитель: Теперь прошу вас, опираясь на записи, которые были сделаны при выполнении домашнего задания, рассказать о происхождении слова «пунктуация».
Учащиеся: Слово «пунктуация» произошло от лат. слова «punktum» («точка»).
Учитель: Каким словарём вы воспользовались, чтобы узнать это?
Учащиеся: Этимологическим, т.е. словарём, объясняющим историю слова, его происхождение.
Учитель: А если дома нет этимологического словаря, то где можно найти такую информацию?
Учащиеся: На портале «Грамота.Ру» в разделе «Словари».
Учитель: А что же такое пунктуация?
Учащиеся: Это раздел науки о языке, который изучает нормы употребления знаков препинания.
1.4. Планирование
Учитель: Известно, что до 15 века в книгах не было знаков препинания. Зная эту информацию, попробуйте сформулировать вопросы, которые возникают у человека 21 века, изучающего русский язык. Можете обсудить их в парах.
Возможные вопросы учащихся:
1. А зачем нужны знаки препинания?
2. А сколько знаков препинания есть в русском языке сейчас?
3. Умеем ли мы пользоваться знаками препинания?
Учитель: Попробуем вместе разобраться в этом. Эти вопросы обозначим как пункты плана.
1.5. Определение критериев оценки результата
Учитель: Прежде чем мы начнем отвечать на поставленные вопросы, предлагаю следующие критерии оценивания работы:
Задание |
2 балла (справился полностью) |
1 балл (есть недочеты) |
0 баллов (не справился) |
Задание 1 |
|
|
|
Задание 2 |
|
|
|
Задание 3 |
|
|
|
Задание 4 |
|
|
|
Задание 5 |
|
|
|
Задание 6 |
|
|
|
Задание 7 |
|
|
|
Итого |
|
|
|
Учитель: В конце урока подсчитаем баллы и определим, насколько успешно мы поработали.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА
2.1. Работа по первому пункту плана
2.1.1. Устная работа. Составление высказывания. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации (переход от схематичного представления данных к словесному). Цель задания – определить функции пунктуации. Отрабатываемое УУД «Построение монологического контекстного высказывания».
Учитель: Приступим к реализации плана и попробуем ответить на первый вопрос. Прошу вас обратиться к упражнению 194. Мы будем работать с ним устно. Прочитайте задание к упражнению. Составьте устное высказывание на тему «Разделы русской пунктуации».
(Учитель предоставляет учащимся время для работы с заданием упражнения, затем выслушивает сообщение нескольких учащихся. После выполнения задания учащиеся выставляют баллы в таблице.)
2.1.2. Письменная работа. Углубление знаний учащихся по теме урока. Работа с текстом: осуществление информационной переработки текста. Цель задания – определить значимость пунктуации. Отрабатываемое УУД «Анализ», цель которого - определить недостающую часть.
Учитель: А теперь вашему вниманию предлагается текст, записанный на доске. С ним мы будем работать письменно. Спишите его, определив границы предложений и расставив знаки препинания.
Известен факт, что В.Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю. Он приложил к ней письмо, в котором не было ни единого слова. Письмо состояло из «?». Издатель ответил бессловесным «!».
Учитель: Объясните поставленные знаки препинания. Какими правилами пунктуации мы должны были воспользоваться? Понравился ли вам текст? Что показалось интересным?
Учащиеся: Оказывается, с помощью только одного знака препинания можно выразить очень многое. Писатель волновался, понравится ли его книга, поставил вопросительный знак. Он таким образом спросил: «Нравится?» А издатель был восхищён и ответил, поставив восклицательный знак. Писатель и издатель отлично поняли друг друга без единого слова.
(После выполнения задания учащиеся выставляют баллы в таблице.)
Учитель: Итак, завершая работу по первому пункту плана, ответим на вопрос: «Зачем же нужны знаки препинания?»
(Учащиеся высказывают свои мнения. После обсуждения ответов учитель предлагает учащиеся завершить незаконченное ранее предложение и дополнить тему урока: «Пунктуация – это… важно, необходимо, значимо!»)
2.2. Работа по второму пункту плана
2.2.1. Письменная работа. Работа с текстом: оценка информации, переработка информации. Цель задания – определить, какую роль играет пунктуация при передаче информации. Отрабатываемое УУД «Анализ», цель которого - определить недостающую часть.
Учитель: Прочитайте стихотворение Б.Заходера. Знакомо ли вам это имя? Где вы с ним встречались совсем недавно?
Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном горит.
Чей-то дом
Хвостом виляет.
Пёсик
Из ружья стреляет.
Мальчик
Чуть
Не слопал мышку.
Кот в очках
Читает книжку,
Старый дед
Влетел в окно,
Воробей схватил зерно
Да как крикнет,
Улетая:
«Вот что значит запятая!»
Учитель: Почему мы смеёмся, читая это стихотворение? Запишите финальные строчки, расставив знаки препинания и объяснив их (в распечатках знаки препинания пропущены).
Учитель: Как вы поняли слова воробья: «Вот что значит запятая!»
Учащиеся: Без запятых, расставленных правильно, смысл высказывания искажается, получается путаница. Поэтому так важно поставить запятые там, где это необходимо.
Учитель: И снова возвратимся к вашему домашнему заданию. Каково происхождение слова «запятая»?
Учащиеся: Запятая – исконно русское по происхождению слово, оно является страдательным причастием от глагола запять – «задержать». Значит, запятая – это то, что позволяет передать задержку, запинку в речи.
2.2.2. Письменная работа. Работа с текстом: преобразование и переработка информации. Цель задания - структурирование текста с соблюдением в практике письма основных пунктуационных норм русского языка. Отрабатываемые УУД «Коррекция» и «Контроль».
Учитель: Прочитаем ещё 4 строчки, которые есть у вас в распечатках. Нравится ли вам это стихотворение?
Учащиеся: Стихотворение не получилось. Его, вероятно, написал не очень хороший поэт.
Учащиеся: Вот теперь я предлагаю вам выступить в роли хороших поэтов и написать настоящее стихотворение, правильно расставив знаки препинания. Время работы 5-6 минут.
(После выполнения самостоятельной работы проверяются написанные тексты, анализируются варианты расставленных знаков препинания. Затем на интерактивной доске предлагается текст для самопроверки.)
Семейство Слонов перепугано насмерть-
Слонёнок простужен: и кашель, и насморк.
Лекарства достали, компрессы готовы,
Но где продаётся платок хоботовый?
Учитель: Что бы вы сказали о теме нашего урока теперь? Пунктуация – это важно. Но только ли?
Учащиеся: Пунктуация – это ещё и интересно, увлекательно.
2.2.3. Устная работа. Цель задания - определить роль пунктуации при передаче интонации. Отрабатываемое УДД «Сравнение», цель которого – понять суть явления.
Учитель: Конечно, знаки препинания – это совсем не скучно. Давайте попробуем решить ещё одну занимательную задачку, связанную с пунктуацией, и проверим, как мы можем ей пользоваться. Сравните три предложения:
Всего лишь знаки препинания!
Всего лишь знаки препинания?
Всего лишь знаки препинания…
Учитель: Что меняется в предложении при замене знака на его конце?
Учащиеся: Предложения становятся иными по цели высказывания, меняется эмоциональная окрашенность и смысловая наполненность предложений.
Учащиеся: А как бы вы объяснили смысл последнего предложения? Как оно должно прозвучать?
Учащиеся читают предложение с той интонацией, которая кажется им наиболее правильной, точной, обосновывают свой выбор.
Учитель: Вы обратили внимание на то, какой интересный знак препинания многоточие. Мы сейчас запишем предложение, расставим в нём знаки препинания и объясним их.
Многоточие – это следы слов, ушедших на цыпочках.
Учитель: Объясним поставленные знаки препинания. Эти слова принадлежат писателю Владимиру Набокову. Как вы их понимаете? Интересным ли кажется вам такое определение, данное знаку препинания?
Учащиеся: Предложение Набокова красивое. Оно действительно говорит о многоточии очень образно. Вероятно, так можно сказать только о любимом знаке препинания. Действительно, знаки препинания можно любить. Так, поэт Марина Цветаева любила тире. В её стихотворениях этот знак употребляется очень часто. А у вас есть знаки препинания, которые вы очень любите?
2.2.4. Творческое задание. Цель задания - развивать воображение, мышление, познавательную мотивацию и формировать творческую направленность.
Учитель: Дома вы должны были выполнить творческое задание: приготовить устное высказывание на тему «Мой любимый знак препинания».
(Звучат творческие задания учащихся. Они обсуждаются и оцениваются.)
Учитель: Сколько знаков препинания вам встретилось при выполнении работы, начиная с начала урока? Перечислите их. Какие еще знаки препинания вы знаете? Как вы думаете, сколько их в русской пунктуации?
Учащиеся: В системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания: точка [.], запятая [,], точка с запятой [;], многоточие […], двоеточие [:], вопросительный знак [?], восклицательный знак [!], тире [-], скобки [()] и кавычки [«].
Учитель: Вот вы и ответили на второй вопрос нашего плана.
(После выполнения задания учащиеся выставляют баллы в таблице.)
2.3. Работа по третьему пункту плана
Учитель: Можете ли вы с полной уверенностью ответить на третий вопрос, обозначенный в плане? (Умеем ли мы пользоваться знаками препинания?)
(Учащиеся высказывают свои мнения, адекватно оценивания свои знания и умения.)
2.4.1. Письменная работа. Цель задания – применение знаний и умений в нестандартной ситуации. Учитель: С чего мы начали урок?
Учащиеся: С просмотра древнерусского текста.
Учитель: Предлагаю вам «отформатировать» его, заставив в нем знаки препинания.
(После выполнения задания учащиеся проверяют выполненную работу с эталоном, предложенным учителем, выставляют баллы в таблице.)
Миръ естъ градъ въ немъ же отълѫчаѭтъ отъ цръкъве еретикы. Миръ естъ градъ въ немъ же отълѫчаѭтъ отъ цръкъве чловѣкы неразѹмъны. Миръ естъ градъ въ немъ же отълѫчаѭтъ отъ цръкъве чловѣкы непокоривы. Миръ естъ градъ въ немъ же отълѫчаѭтъ отъ цръкъве чловѣкы непорочъны. Миръ естъ градъ въ немъ же отълѫчаѭтъ отъ цръкъве чловѣкы невиновъны. Миръ естъ градъ въ немъ же отълѫчаѭтъ отъ цръкъве чловѣкы непрѣломъны. Миръ естъ градъ въ немъ же отълѫчаѭтъ отъ цръкъве чловѣкы недостоины такоѩ кары. Миръ естъ градъ въ немъ же отълѫчаѭтъ отъ цръкъве чловѣкы достоины прославления. Миръ естъ градъ въ немъ же отълѫчаѭтъ отъ цръкъве чловѣкы неотъстѫпъны отъ правыѩ вѣры х҃совы.
3. ИТОГ УРОКА
3.1. Фиксация результата
Учитель: Завершая наш урок, предлагаю вам послушать четверостишья. При чтении я буду пропускать слово или не завершать строку. Ваша задача – угадать, о каком знаке препинания идёт речь.
Я преклоняюсь перед (Точкой) –
она по первому приказу,
не зная страха, в одиночку,
как гильотина, рубит фразу!
***
Прекрасна жизнь, но непроста;
мы лепим глупости, ликуя,
и часто мысли пустота
не замечает (Запятую)
***
Простой и скромный (Знак Вопроса),
он видел много горемык;
не одного оставил с носом,
не одного загнал в тупик!
***
Каждый Фома убедится воочию:
сколько три точки, что в тексте повисли
если по-русски сказать – (многоточие),
прячут в себе недосказанной мысли...
***
Чуждый унылости и релаксации,
гордый, чувствительный, смелый, мечтательный,
сын вдохновения и кульминации -
знак восхищения, (Знак Восклицательный)!
Учитель: Вот этим восклицательным знаком мы завершаем наше занятие. Сформулируйте основные выводы, которые можно сделать по его итогам.
Учащиеся:
- Пунктуация – это очень важно. Без знаков препинания мы не смогли бы полноценно общаться, не понимали бы друг друга или понимали бы неверно.
- Пунктуация – это интересно. У каждого знака есть своя история. Все знаки препинания выполняют свою, только им присущую функцию.
-Знаки препинания – наши друзья. Они делают нашу речь разнообразной интонационно.
3.2. Оценивание результата по критериям
Учитель: Подсчитайте все баллы, выставленные в ваших таблицах, и поставьте себе отметку.
14-13 баллов – «Отлично».
12- 10 баллов - «Хорошо».
9 – 7 баллов – «Удовлетворительно».
3.3. Ретроспективная рефлексия
Учитель:
- Достигли поставленных целей?
- Насколько трудными были действия по их достижению?
- Что вызвало наибольшее затруднение?
- Что осталось нерешенным?
- Определите перспективы: что нужно повторить, закрепить, узнать. Где полученные знания могут быть применены? (в рамках предмета, в рамках других предметов, в жизни)?
3.4. Домашнее задание (по выбору)
1. Выполнить небольшую компьютерную презентацию для учеников младших классов, с помощью которой можно было бы рассказать об одном из знаков препинания.
2. Выполните упражнение упр.195 (2,3 абзац)
СПИСОК ИНФОРМАЦИННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. |
Федеральный государственный стандарт основного общего образования. - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями). |
2. |
Васильевых, И. П. Уроки русского языка в 7 классе. Пособие для учителя. [Текст] / И.П. Васильевых. - М, 2011. |
3. |
Добротина, И.Г. Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах: учебное пособие для общеобразовательных организаций [Текст] / И.Г. Добротина.- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2017. |
4. |
Львова, С.И. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 - 11 классы: основной курс, элективные курсы [Текст] / С.И.Львова – 2-е изд., переработанное. - М.: Мнемозина, 2012. |
5. |
Львова, С.И. Русский язык 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 3 частях. Ч.1 [Текст] / С.И.Львова, В.В.Львов. – 8-е изд., переработанное. – М.: Мнемозина, 2012. |
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
|
1. |
Навигатор. Грамота.ру: [Электронный ресурс] URL: http://www.navigator.gramota.ru/ (Дата обращения 08.11.2016) |
2. |
Словари и энциклопедии на Академике: [Электронный ресурс] URL : http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1066122 (Дата обращения 08.11.2016) |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.