Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
09.05.2017
Открытый урок-блок-семинар по русскому языку по теме "Наречие как часть речи" в 7 классе проводится с целью обобщения и закрепления изученного материала при подготовке к контрольному диктанту, итоговому тесту, а также углубить знания учащихся, повысить интерес к предмету и выработать орфографическую зоркость.Урок-блок-семинар по русскому языку в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"
Урок.doc
Урокблоксеминар по русскому языку в 7 классе по теме «Наречие как часть речи»
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о наречии;
способствовать умению применять свои знания в практической деятельности;
правильно употреблять наречия в своей речи;
расширить знания обучающихся и привить интерес к предмету.
Предварительная работа:
1. Подготовить ответы на данные вопросы:
Какие части речи есть в русском языке?
Какое место среди них занимает наречие?
С какими частями речи и в чём оно сходно?
Чем отличается?
Каков секрет в его названии?
Как образуются наречия?
Изменяются ли наречия?
Какие случаи правописания наречий считаются самыми трудными и почему?
Составьте таблицу правописаний наречий.
2. Выставка учебной литературы:
«Этимологический словарь»
«Словарьсправочник лингвистических терминов»
«Внеклассная работа по русскому языку»
«Язык мой – друг мой» Григорян.
«Орфографический словарь»
Х О Д УРОКА
Учитель:
Сегодня у нас необычный урок – уроксеминар, на котором мы закрепим и расширим свои
знания о наречии как части речи и правилах правописания наречий. Кстати, а что обозначает слово
«семинар»?
Ученик:
Семинар – это групповая практическая работа под руководством преподавателя.
Учитель:
Вы изучили предложенные вам книги. Скажите, пожалуйста, много ли материала в этих
книгах о наречии в сравнении, например, с именем существительным?
Ученик:
О наречиях написано гораздо меньше, чем об имени существительном и прилагательном.
Учитель:
Как вы это объясните?
Ученик:
У наречий меньше грамматических признаков, потому что оно не изменяется.
Учитель:
Интересна история данной части речи. Наречия на –о и –е стали формироваться как особая
группа слов с середины 19 века. Процесс их образования не прекращается по сей день. Устаревают
или умирают одни: доселе, дотоле, отсель, столь, отколь и другие;
происходят изменения типа: под тишком – исподтишка и т.п. Об этом узнали из
«Этимологического словаря»
А что вы знаете о спорах учёных об этой части речи?
Ученик:
М.В.Ломоносов в «Российской грамматике» писал, что «наречия, которые принимают
уравнения, суть по большей части имена прилагательные в среднем роде и несправедливо с оной
части слова причитаются» (выше, ниже, суше)
Ученик: Ф.И.Буслаев в «Исторической грамматике» и работе «О преподавании отечественного языка»
о наречии отзывался так: «Наречие не есть особая часть речи; это понятие синтаксическое,
которое может быть выражено целым предложением» (Час от часу не легче – тяжело, кот
наплакал – мало)
Учитель:
Так что же мы называем наречием?
Ученик:
Наречие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия, если
относится к глаголу или к его особым формам ( живите дружно, подняв вверх, шедший быстро),
признак предмета ( кофе потурецки, прогулка пешком) и признак другого признака (весьма
спорный вопрос, очень высокое дерево).
Учитель:
Найдите в данном тексте наречия и докажите правильность своего выбора.Запись на доске:
А впереди идут то зори светлые, то грозовые облака.
И наши думы заповедные земле ясны наверняка.
(Правильные ответы: впереди идут, ясны наверняка)
Учитель:
Как же образуются наречия, ведь способ образования влияет на правильность написания
наречий.
Группа учащихся, составивших таблицу правописания наречий рассказывают и выполняют
задания по каждому пункту .
1.
НЕ НИ
Небрежно, не хорошо, а плохо; совсем не хорошо;
нередко – часто, нигде , негде
мужествЕННо – мужествЕННый
спокойНо спокойНый
Из
До А
С
В
НА О
ЗА
горячО, певУче
НН – Н
суффиксы
а / о
суффиксы
о / е
дефис
2.
3
4
5
6
7
По = И подружески =ОМУ, поновому позимнемуЕМУ
В (Во) = ЫХ, = ИХ втретьих, вовторых
КОЕ – где, где ТО, кудаНИБУДЬ зачемЛИБО
елееле, далекодалеко, точьвточь
Настежь, наотмашь,
кроме УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ
Ь после
шипящих
слитно/ раздельно смотри ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
К первой орфограмме задание. Объяснительный диктант
Дождь шёл вовсе (не)долго.
Сегодня не (по) летнему хмурое утро.
Цветы посажены (не) редко, а часто.
Это (ни, не) сколько не лучший вариант.
Ко второй, третьей и четвёртой орфограммам задание. Перфокарта
Н/НН
интересНо
умышлеНН
о
неизмеННо
раНо
А / О
докраснА
добровольн
О
сгорячА
издалекА
О / Е
чищЕ
горячО
певучЕ
вышЕ особеННо
искреННе
изумлёННо
спокойНо
сдержаНН
о
зановО
влевО
недавнО
сновА
сдержаннО
хорошО
свежО
юлижЕ
тоньш
Е
зловещ
Е
К пятой и седьмой орфограммам задание. Прослушайте миниатюру (небольшое произведение) и
выпишите наречия, при написании которых необходим дефис и не нужен.
Живут два наречия, крепконакрепко соединенные между собой так, что их в
грамматике считают одним наречием.
Тихо – смирно живут, со стороны смотреть любодорого (комуто смотреть любо, но
им, возможно, это обходится дорого, потому что не такто просто двум наречиям
соединиться в одно).
Живут наречия в одном – то ли волей, то ли неволей, а если сказать одним словом, то
живут они волейневолей. Словто в тексте полнымполно, маломальски что не так – и
пойдёт всё шиворотнавыворот, лучше уж своей чёрточки держаться.
И вдруг нежданнонегаданно появляется между ними ещё одно слово. Всегонавсего
одно слово, и маленькое такое, а все ж своё, из песни его не выкинешь, даже если песня
давнымдавно надоела.
Ну, теперьто можно идти по жизни бок о бок, рука об руку, душа в душу жить, чтоб
всё было честь по чести Хоть жить час от часу не легче, но надо жить.
И тутто они замечают: нет черточки. Той самой, которая их раньше соединяла, и
было за что держаться. А теперь они хоть и душа в душу, но без черточки, хоть и честь по
чести.
Учитель:
Что значит бок о бок (рядом), рука об руку (вместе), час от часу не легче (тяжелее),
честь по чести (хорошо), душа в душу (дружно).
Правильно, это фразеологизмы, синонимичные наречиям.
Поработаем с «Фразеологическим словарем)
Игра «Кто быстрее?» (работа в группах) Заменить наречия фразеологизмами
1 группа
сильно краснеть (до корней волос)
крепко спит (как убитый)
быстро скакать ( во весь опор)
быстро бежать (во весь дух, во все лопатки, сломя
голову
громко кричать (во всё горло, во всю Ивановскую)
хорошо знать (как свои 5 пальцев)
2 группа
тесно (яблоку негде упасть)
темно (хоть глаз выколи
мало (кот наплакал, раз два и
обчёлся)
рано (ни свет ни заря, чуть свет)
близко (рукой подать)
плохо (из рук вон, никула не годится)
К шестой орфограмме задание. Сигнальные карточки
Ь
Сплошь, вскачь, уж, прочь, настежь, навзничь, замуж, наотмашь, невтерпёж.
Учитель:
Только ли орфографические ошибки возможны при употреблении наречий?
Конечно нет, Многие неправильно употребляют наречия в разговоре, сочинении.
Инсценировка «Рецепт» В каком классе ты учишься?
В седьмом.
А дружно вы живёте в своем классе?
Нормально. Жутко дружно. Ужасно весело.
А учитесь хорошо?
Нормально. Особенно девчонки стараются. Их учительница в пух и прах хвалит.
Жутко дружно. Ужасно весело. В пух и прах хвалит. Да, болезнь серьёзная. У
тебя больной язык. Тут врач не поможет. Вылечиться ты сможешь только сам.
А рецепт даст тебе наш врач – учебник грамматики.
Учитель:
Ребята, исправьте, пожалуйста, лексические ошибки, допущенные ребятами.
Обратно проливной дождь пошёл. (Опять проливной дождь пошёл)
Мальчик навзничь упал на землю и ткнулся лицом в ладони. (упал на спину)
А кто правильно прочитает словосочетания, соблюдая правильное ударение?
Пиши красИвее, сядь удОбнее, вытри дОчиста, сделай инАче, уехать надОлго.
Учитель:
Молодцы! А теперь давайте подведём итоги и посчитаем наши результаты и выставим друг
другу оценки. На карточках отметьте +. Что вам больше понравилось, не очень, было трудно.
Домашнее задание:
составить диктант из 10 слов с разными видами орфограмм по теме «Наречие»,
просмотреть материал учебника.
Спасибо всем за работу!
Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"
Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"
Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"
Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.