Урок русского языка в 7 классе "Союз как часть речи"Союз как часть речи.
Цели: Формирование представления о союзе как служебной части речи.
Развитие теоретического мышления учащихся.
Методические приемы: аналитическая беседа, анализ языкового материала.2 ученик делает морфологический разбор предлога несмотря на.В «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова слово Союз определено так: «Служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».
Урок «Союз как часть речи»
Союз как часть речи.
Цели: Формирование представления о союзе как служебной части речи.
Развитие теоретического мышления учащихся.
Методические приемы: аналитическая беседа, анализ языкового материала.
Структура урока
I.Оргмомент. Проверка домашнего задания.
На предыдущих уроках мы с вами познакомились с первой служебной частью речи –
предлогом. И сейчас мы проведем небольшую лингвистическую разминку, чтобы
вспомнить, что знаем о предлоге.
1 ученик работает у доски: записывает словосочетания с предлогами, объясняет их
правописание:
Прочти в заключении книги(П.п существительного заключение. Речь идет о заключении
книги.между предлогом и словом можно вставить прилагательное), несмотря на
дождь(предлог, к предлогу нельзя поставить вопрос, существительно при нем стоит в В.п),
в продолжении рассказа(П.п существительного), поговори с директором насчет
меня(предлог, в значении о), положить деньги на счет в банке(В.п
существительного),брошка вроде пчелки(предлог, в значении как), потерять работу ввиду
сокращения(предлог, в значении изза), огонь угас вследствие дождя(предлог, в значении
изза), шел на встречу с друзьями(В.п существительного).
2 ученик делает морфологический разбор предлога несмотря на.
Письменный разбор.
Несмотря напредлог.
I.Несмотря на дождь(В.п.)
II.Морф.признаки: составной, производный, неизменяемый.
Устный разбор.
Вопервых, всегда употребляется с существительным в В.п.
Вовторых, имеет морфологические признаки – составной, производный, неизменяемое
слово.
3 ученик формулирует вопросы отвечающему ученику.
1.Чем отличаются составные предлоги от простых?(Предлоги, состоящие из одного слова,
простые, а состоящие из двух слов – составные).
2.Какие предлоги называются производными, а какие – непроизводными?(Производные
предлоги образуются путем перехода самостоятельных частей речи в служебные, которые
утрачивают при этом своё лексическое значение и морфологические признаки.
Непроизводные не образованные из самостоятельных частей речи).
IIИзучение нового материала.
Сегодня на уроке мы ближе познакомимся с ещё одной служебной частью речи союзом.
Само слово «союз» пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было
образовано с помощью приставки со от слова, корень которого дошёл до нас в словах узел,
узы.
Придумайте слова, включающие приставку со(согласие, созвездие).
Что обозначает эта приставка?(соединение, связь).
В «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова слово Союз определено так:
«Служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».
Возможно, союз обладает ещё какимито важными признаками. Сегодня мы попробуем это
установить.
Запишем предложение. Объясним знаки препинания. Составим схему.
1Горят первые звёзды, а вечерняя заря ещё долго светит над полями и лесами.
[= ], а[=o и o].
(Предложение сложно сочиненное)
Какие слова мы внесли в схему предложения?(Союзы).
Почему на схеме отображаются именно союзы?(Они связывают однородные члены
предложения и простые предложения в составе сложного.)
Итак, союзы связывают однородные члены предложения, а также простые предложения в
составе сложного. Прочитаем определения в учебнике(стр.146).
Но только ли в этом заключается их роль в предложении.
Я вижу девочек и мальчиков.
Я вижу не девочек, а мальчиков.
Одинаковы ли по смыслу предложения? Что следует из этого наблюдения? (Союзы имеют
значение. Но оно проявляется только в предложении).
Итак, подведём итоги.(Союз это служебная часть речи, которая связывает однородные
члены предложения и простые предложения в составе сложного .А также выражает
смысловые отношения между ними).
III.Закрепление материала.
Прочитаем текс, посвященный союзу как части речи.Упражнение 354.
Озаглавим текст. Определим стиль и тип речи. Распределите выделенные союзы в два
столбика: союзы, соединяющие ОЧП, соединяющие простые предложения в составе
сложного.
1.Вещей и явлений, причина и следствие.
2.Если, так как потому что, что, и , когда.
Мы раздели союзы на две группы, а возможно ли разделить их по другим признакам?
(Состоят из одного или нескольких слов).
Какое название можно предложить для союзов первой и второй группы?(простые союзы
состоящие из одного слова, составные состоящие из двух и более слов).
Часть составных союзов вы видите в рамке на странице 146 учебника. Как видите, союзы
могут состоять из нескольких слов.
Остановимся на делении союзов на сочинительные и подчинительные? Чем отличаются эти
группы союзов(Сочинительные связывают однородные члены и части ССП, а
подчинительные связывают простые предложения в составе СПП).
Итак, союзы бывают простыми и составными, сочинительными и подчинительными.
IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Что из того, о чем говорилось на уроке, было для вас новым?
Домашнее задание.
Упр.358.
2