Урок русского языка в 7 классе "Союз как часть речи"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок русского языка в 7 классе "Союз как часть речи"Союз как часть речи. Цели: Формирование представления о союзе как служебной части речи. Развитие теоретического мышления учащихся. Методические приемы: аналитическая беседа, анализ языкового материала.2 ученик делает морфологический разбор предлога несмотря на.В «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова слово Союз определено так: «Служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».
Иконка файла материала конспект.docx
Урок «Союз как часть речи» Союз как часть речи. Цели: Формирование представления о союзе как служебной части речи. Развитие теоретического мышления учащихся. Методические приемы: аналитическая беседа, анализ языкового материала. Структура урока I.Оргмомент. Проверка домашнего задания. На предыдущих уроках мы с вами познакомились с первой служебной частью речи –  предлогом. И сейчас мы проведем небольшую лингвистическую разминку, чтобы  вспомнить, что знаем о предлоге. 1 ученик работает у доски: записывает словосочетания с предлогами, объясняет их  правописание: Прочти в заключении книги(П.п существительного заключение. Речь идет о заключении  книги.между предлогом и словом можно вставить прилагательное), несмотря на  дождь(предлог, к предлогу нельзя поставить вопрос, существительно при нем стоит в В.п),  в продолжении рассказа(П.п существительного), поговори с директором насчет  меня(предлог, в значении о), положить деньги на счет в банке(В.п  существительного),брошка вроде пчелки(предлог, в значении как), потерять работу ввиду  сокращения(предлог, в значении из­за), огонь угас вследствие дождя(предлог, в значении  из­за), шел на встречу с друзьями(В.п существительного). 2 ученик делает морфологический разбор предлога несмотря на. Письменный разбор. Несмотря на­предлог. I.Несмотря на дождь(В.п.) II.Морф.признаки: составной, производный, неизменяемый. Устный разбор. Во­первых, всегда употребляется с существительным в В.п. Во­вторых, имеет морфологические признаки – составной, производный, неизменяемое  слово.   3 ученик формулирует вопросы отвечающему ученику. 1.Чем отличаются составные предлоги от простых?(Предлоги, состоящие из одного слова,  ­ простые, а состоящие из двух слов – составные). 2.Какие предлоги называются производными, а какие – непроизводными?(Производные  предлоги образуются путем перехода самостоятельных частей речи в служебные, которые  утрачивают при этом своё лексическое значение и морфологические признаки.  Непроизводные­ не образованные из самостоятельных частей речи). IIИзучение нового материала. Сегодня на уроке мы ближе познакомимся с ещё одной служебной частью речи­ союзом.  Само слово «союз» пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было  образовано с помощью приставки со­ от слова, корень которого дошёл до нас в словах узел, узы. Придумайте слова, включающие приставку со(согласие, созвездие). Что обозначает эта приставка?(соединение, связь). В «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова слово Союз определено так:  «Служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения». Возможно, союз обладает ещё какими­то важными признаками. Сегодня мы попробуем это  установить. Запишем предложение. Объясним знаки препинания. Составим схему. 1Горят первые звёзды, а вечерняя заря ещё долго светит над полями и лесами. [= ­], а[­=o и o]. (Предложение сложно сочиненное) Какие слова мы внесли в схему предложения?(Союзы). Почему на схеме отображаются именно союзы?(Они связывают однородные члены  предложения и простые предложения в составе сложного.) Итак, союзы связывают однородные члены предложения, а также простые предложения в  составе сложного. Прочитаем определения в учебнике(стр.146). Но только ли в этом заключается их роль в предложении. Я вижу девочек и мальчиков. Я вижу не девочек, а мальчиков. Одинаковы ли по смыслу предложения? Что следует из этого наблюдения? (Союзы имеют  значение.  Но оно проявляется только в предложении). Итак, подведём итоги.(Союз­ это служебная часть речи, которая связывает однородные  члены предложения и простые предложения в составе сложного .А также выражает  смысловые отношения между ними). III.Закрепление материала. Прочитаем текс, посвященный союзу как части речи.Упражнение 354.  Озаглавим текст. Определим стиль и тип речи. Распределите выделенные союзы в два  столбика: союзы, соединяющие ОЧП, соединяющие простые предложения в составе  сложного. 1.Вещей и явлений, причина и следствие. 2.Если, так как потому что, что, и , когда. Мы раздели союзы на две группы, а возможно ли разделить их по другим признакам? (Состоят из одного или нескольких слов). Какое название можно предложить для союзов первой и второй группы?(простые­ союзы  состоящие из одного слова, составные­ состоящие из двух и более слов). Часть составных союзов вы видите в рамке на странице 146 учебника. Как видите, союзы  могут состоять из нескольких слов. Остановимся на делении союзов на сочинительные и подчинительные? Чем отличаются эти  группы союзов(Сочинительные связывают однородные члены и части ССП, а  подчинительные связывают простые предложения в составе СПП). Итак, союзы бывают простыми и составными, сочинительными и подчинительными. IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок. Что из того, о чем говорилось на уроке, было для вас новым? Домашнее задание. Упр.358. 2