Урок русского языка в 8 классе по теме "Определения однородные и неоднородные"
Оценка 4.9

Урок русского языка в 8 классе по теме "Определения однородные и неоднородные"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл
06.03.2018
Урок русского языка в 8 классе по теме "Определения однородные и неоднородные"
Презентация к уроку по теме "Однородные и неоднородные определения"
однородные и неоднородные определения.docx
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОДНОРОДНЫЕ И НЕОДНОРОДНЫЕ  Цели: 1. Введение понятия об однородности и неоднородности  определений. 2. Формирование умения различать однородные и неодно­ родные определения. 3. Закрепление умения ставить запятые в предложениях с  однородными членами. 4. Закрепление умения работать с индивидуальным кон­ спектом. Оборудование, наглядность: конспекты, раздаточный ма­ териал. Ход урока I. Диагностика усвоения темы. 1. Разминка «Да ­ нет». Учитель: Нужна ли запятая перед союзом и? Нет ­ 1) Смех и песни сливались в нестройную музыку. Да ­ 2) Солнечный зайчик пробежал по подушке, и по полу, и по зеркалу, отразившись в нём. Нет ­ 3) Человек всегда найдёт простор, дело и цель для  мечтаний. Нет ­ 4) Туча росла и захватывала восток и запад. Нет ­ 5) И день и ночь скакали мы вперёд. Да ­ 6) Ветер затих, и туча росла. Нет ­7) В этом возгласе были восхищение и  благодарность, любовь и сочувствие. Нет ­ 8) В саду дорожки и грядки заросли лопухами и укропом. Эту работу можно выполнить иначе: написать по два пред­ ложения на отдельных листах, предлагая сказать «да ­ нет» до начала урока. 2. Работа по карточкам раздаточного материала. Задание: расставьте знаки препинания. 1) К полуночи тучи ушли, и над вершинами сосен начало переливаться холодными огнями небо. 2) Всходил   месяц   и   красным   столбом   отражался   на другой стороне пруда. 3) Зима промелькнёт и лето, и снова метели метут. 4) Белое   солнце   сверкало   в   облетавших   лесах,   и   в   его холодном свете был виден каждый лист. 5) Извозчик взмахнул кнутом, и сани поползли медленно и грузно. 6) Артист поднял смычок, и всё смолкло. 1} С последними лучами солнца по высотам загорелись огни и нитями опоясали вершины холмов. 8) Немая степь синеет, и венцом серебряным Кавказ её объемлет. 9) Кое­где по дороге попадается угрюмая ракита либо молодая берёза. 10) Весь  день   стоит  как  бы   хрустальный,   и  лучезарны вечера. 11) Восход поднимался и падал опять, и лошадь устала степями скакать. 12) Нет исхода от вьюг, и погибнуть мне весело. 13) ...вчера с зарёй всё грачи летали да как сеть мелькали вон за той горой. 14) Ещё напор, и враг бежит. 15) Он недоступен звону злата, и мысли и дела он знает наперёд. Данный материал можно разделить на 2­3 варианта. П. Изучение нового материала. 1. Работа с конспектом. Учитель: Что вы сумели выбрать для конспекта?  Необходимо различать однородные и неоднородные опре­ деления, так как это вопрос пунктуационной грамотности.  Признаки различия можно записать в два столбика. Неоднородные ­ поясняет первое слово всего словосочетания; ­ характеризует предмет с  разных сторон: материал и  впечатление, размер и цвет,  форма и возраст и т. д.; ­ качественное + относи­ тельное. Однородные ­ не зависят друг от друга; ­ интонация перечисления; ­ возможность постановки союза и между ними; ­ или качественные, или отно­ сительные; ­ отличительные признаки раз­ ных предметов: ­ характеристика общих при­ знаков, сходства; ­ эпитеты; ­ синонимы; ­ после определяемого слова; ­ противопоставление при од­ ном слове; ­ часто по схеме прилагательное + причастный оборот. 2. Анализирование синтаксических конструкций. Упр. 171. Задание:   выразительно   прочитайте,   устно   докажите,   что определения   в   предложениях   или   однородные,   или   неодно­ родные.   Например:   «В   первом   предложении   определения «пушистый белый (снег)» не являются однородными, так как 1­ е   слово   обозначает   качество,   2­е   ­   цвет,   то   есть   предмет охарактеризован   с   разных   сторон,   поэтому   не   надо   ставить запятую». «В 4­м предложении определения «бесконечный, осенний (дождь)» ­ однородные, так как  «бесконечный» ­ это эпитет, передающий отношение к дождю». III. Тренировочные упражнения. 1. Конструирование предложений.  Упр. 173 выполняется устно.   Например,  Наступило   жаркое,   знойное   лето  или Наступило жаркое южное лето. Записать три понравившихся примера. Не забудьте запятые! 2. Анализ синтаксических конструкций. Задание: запишите предложения, определите однородность определений, если нужно, не забудьте запятые. 1) Это единственное решение трудной математической задачи. 2) Ночи синие, бездонные цветут на дальнем берегу. 3) Это   была   смелая,   виртуозная   работа   щедрого мастера. 4) Наш путь преградила небольшая горная речонка. 5) Тонкий   лунный   свет   создаёт   странное,   пугающее впечатление. IV. Закрепление изученного. Выборочный диктант. Задание: выпишите определение с главным словом, отмечая однородность постановкой запятой. 1) После   сентябрьских   грозовых   дождей   наступила холодная, ясная погода. 2) Над   прибрежными   пахучими   травами   вились   не­ сметные бледно­зелёные мотыльки. 3) Во мне эта песня будила странное, большое и жуткое чувство. 4) Концы   накидки  она  мяла   длинными   смуглыми   паль­ цами маленьких красивых рук. 5) Надвигался знойный, тяжёлый день. 5. . Синтаксическая разминка. Учитель:   Найдите   определения   в   названии   темы   урока. Определите, однородные ли они? Докажите. Творческое задание:  мы говорим об определениях, они за­ частую   выражены   прилагательным   или   причастием   с   н­нн   в суффиксе.   Придумайте   7   слов­определений   с   разными   суф­ фиксами,   в   которых   есть   эта   орфограмма.   Например,   ветре; ный, весенний, оловянный, гусиный, отражённый, станционный, нежданный,   стриженый.   Выбрать   интересный   вариант, попросить продиктовать. Учитель: Придумайте и запишите предложение, в котором одно из этих определений было бы сначала однородным, затем ­ неоднородным.   Например:  На   столе   были   разложены оловянные,   деревянные   и   даже   алюминиевые   ложки.   Ис­ тория про стойкого оловянного солдатика ­ моя любимая сказка. 6. Закрепление изученного. 1. Выборочное списывание по вариантам. 1­й вариант ­ с однородными, 2­й ­ с неоднородными. 1) Нивы печальные, снегом покрытые. 2) Её   желание   ­   видеть   жизнь   свободной,   разумной, красивой. 3) У девушки была длинная чёрная коса. 4) Река уходила в золотые, синие от осени леса. 5) На   ней   было   платье   цвета   золотистой   луковой шелухи. 6) Вот передо мной широкая прямая дорога вдаль. Взаимопроверка сидящими рядом; если повторяются пред­ ложения, или какого­то нет, разобраться вместе. 2. Тестовый контроль. 1) В этом предложении между однородными определениями  надо поставить запятую. 1­ й вариант A) И вот, озаряя ухабы, взлетел раскалённый светя­ щийся солнечный шар. Б) Давно­давно закат, чуть млея, чуть горя, померк над  сонными весенними полями. B) Меж круглых рыхлых облаков невинно небо голубеет. Г) У окошка, выходящего на восток, ветка тополя уже выбросила бледно­жёлтые клейкие листочки. 2­ й вариант A) Всё было завешено зыбкой бесформенной пеленой. Б) Лишь вдали красуются там, на дне долин, кисти ярко­ красные вянущих рябин. B) На дворе стояла совершенно чёрная непроницаемая  ночь. Г) Из­за холмов неожиданно показалось пепельно­ седое  кудрявое облачко. 2) В этом предложении определения неоднородные, за­ пятыми не разделяются. 1­й вариант A) Погода была холодная ветреная, так что сугробы  намело выше окон. Б) Ласточки летали в розовеющем вечернем воздухе. B) Тянет гарью сухой от костра распалённого жаркого. Г) Не было ни одной тучки, вследствие чего небесный свод казался голубой хрустальной чашей. 2­й вариант A) Потом   снились   ему   недавние   вагонные   разговоры,   и ему стало колюче­совестно. Б)  Тихо,   как   умеют   только   звери,   медведь   сидел   возле неподвижной человеческой фигуры B) Овсянников   разъезжал   в   небольшой   красивой   те­ лежке с кожаным верхом. Г) Даже облачка небес на дремучий тёмный лес не на­ веют ветерок. Правильные ответы: 1­ й вариант: 1) А; 2) Б, Г; 2­ й вариант: 1) А, В; 2) А, Б, В. Цель проведения этого тестирования ­ убедиться, что тема понята,   поэтому   проверка   ­   по   написанному   на   доске   или продиктованному правильному ответу. Обязательно объяснить для тех, кто ошибся или сомневается. IV. Контроль усвоения. 1. Карточки для самостоятельной работы для двух вари­ антов. Задание:   поставьте,   где   нужно,   запятые,   разделяющие   од­ нородные определения. 1­й вариант A) Он   легко   справлялся   с   трудными   химическими   за­ дачами. Б) Незатейливая деревянная резьба привлекала внимание. B) Собака смотрела на зловещий, красный круг луны. Г) Тёмные, плотно стоящие ели отражались в воде. Д) По каменной белой ограде разросся плющ. Е) Приятный, нежный голосок птички звенел не умолкая. Ж) Вечернее бледное море лежало спокойно. 3) Снова потянулись длинные, однообразные дни. И) Весёлые белые облака плыли над синими отрогами. К)  День стоял безветренный, туманный. 2­6 вариант A) На опушке росли маленькие синие цветочки. Б) Я всегда любил наблюдать трудовую, хлопотную  жизнь скворцов. B) Что­то богатырское, размашистое, широкое тя­ нулось по степи. Г) Свежий морской ветер принёс прохладу. Д) Шёл тяжёлый, затяжной дождь. Е) Приятно возвратиться на старое, давно понра­ вившееся место. Ж) Окна под железной ржавой крышей были темны. И) Летние подмосковные вечера бесконечны. К) По дороге тёмной, пыльной бежала одинокая собака. 2. Упр.175 ­ самостоятельная работа. V. Домашнее задание: упр. 174.

Урок русского языка в 8 классе по теме "Определения однородные и неоднородные"

Урок русского языка в 8 классе по теме "Определения однородные и неоднородные"

Урок русского языка в 8 классе по теме "Определения однородные и неоднородные"

Урок русского языка в 8 классе по теме "Определения однородные и неоднородные"

Урок русского языка в 8 классе по теме "Определения однородные и неоднородные"

Урок русского языка в 8 классе по теме "Определения однородные и неоднородные"

Урок русского языка в 8 классе по теме "Определения однородные и неоднородные"

Урок русского языка в 8 классе по теме "Определения однородные и неоднородные"

Урок русского языка в 8 классе по теме "Определения однородные и неоднородные"

Урок русского языка в 8 классе по теме "Определения однородные и неоднородные"

Урок русского языка в 8 классе по теме "Определения однородные и неоднородные"

Урок русского языка в 8 классе по теме "Определения однородные и неоднородные"

Урок русского языка в 8 классе по теме "Определения однородные и неоднородные"

Урок русского языка в 8 классе по теме "Определения однородные и неоднородные"

Урок русского языка в 8 классе по теме "Определения однородные и неоднородные"

Урок русского языка в 8 классе по теме "Определения однородные и неоднородные"

Урок русского языка в 8 классе по теме "Определения однородные и неоднородные"

Урок русского языка в 8 классе по теме "Определения однородные и неоднородные"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2018