Урок русского языка в 8 классе по теме «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка урока русского языка «Знакомство со способами и языковыми приёмами компрессии при подготовке к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ в 8 классе». Комбинированный урок. Урок знакомит со способами и приёмами сжатия текста, развивает умения слушания и распределение внимания во время слушания текста, воспитывает бережное отношение к русскому языку.Урок русского языка «Знакомство со способами и языковыми приёмами компрессии при подготовке к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ в 8 классе».
Иконка файла материала Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ по русскому языку 8 класс.doc
Урок русского языка «Знакомство со способами и языковыми приёмами  компрессии при подготовке к написанию сжатого изложения на ОГЭ в 8 классе». учитель русского языка и литературы Гордиенко Галина  Александровна МКОУ Полойская средняя общеобразовательная школа Краснозёрского района Новосибирской области. Цели урока. ­образовательная:   ознакомление   со   способами   и   приёмами     сжатия текста; ­развивающая: развитие умения слушания и распределение внимания во время слушания текста; ­воспитательная: воспитание бережного отношения к русскому языку. Тип урока: комбинированный. Оборудование:   ИКТ, иллюстративный материал.   памятки   для   учащихся,   раздаточный   и План урока: 1.Организационный момент. 2.Объявление целей урока. 3.Практическая работа. 4.Объяснение нового материала. 5.Практическая работа по закреплению нового материала. 6.Подведение итогов урока. 7.Сообщение домашнего задания.ХОД УРОКА. НА ДОСКЕ: Способы и языковые приёмы сжатия текста. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ ОБЪЯВЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УРОКА. Вводное слово учителя. В   следующем   году   вам   предстоит   сдача   ОГЭ,   результаты   которой   станут показателями ваших знаний  в изучении русского языка. Объём знаний, круг умений,   которыми   вы   должны   овладеть,   зафиксирован   в   нормативных документах.   На   основе   этих   документов   разработана   новая   форма экзаменационной работы для государственной аттестации. Экзаменационная работа   состоит   из   трёх   частей.   Первая   часть   –   это   написание   сжатого изложения   по   тексту,   который   читается   диктором   на   аудиозаписи.   Такая форма требует умения слушания и распределения внимания во время чтения текста,   умения   выделять   в   тексте   микротемы,   определять   в   них   главное, существенное, отсекая второстепенное, то есть  совершать информационную обработку текста. Процесс этот сложный, и, чтобы овладеть им, мы должны познакомиться со способами и приёмами сжатия текста, выработать умение применять их на практике. Овладение   этим материалом и будет являться целью данного урока. Но прежде вспомним уже изученный материал по этой теме. АКТУАЛИЗАЦИЯ ИМЕЮЩИХСЯ У УЧАЩИХСЯ ЗНАНИЙ О ТЕКСТЕ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ­ когда вы работаете с текстом, вам надо ответить на ряд вопросов. Какой вопрос поможет определить тему текста? (о чём текст?)­ каким вопросом вы определите  основную мысль текста? (что хотел сказать автор этим текстом?) ­   какие   слова   мы   называем   ключевыми?   (это   опорные   слова,   содержащие основную информацию текста). ­вспомним, какие слова могут являться ключевыми. Внимание на экран. СПРАВКА. Ключевыми словами любого текста являются имена собственные, существительные с абстрактным значением (например, умение, значение и т.д., требующие распространения), глаголы, слова, указывающие на время и место действия, числительные, повторяющиеся слова, синонимы, антонимы. Практическая работа. Сейчас вы прослушаете текст, выпишите ключевые слова, определите тему текста и попытайтесь  выразить  авторскую позицию, используя любое начало из предложенных предложений на экране. 1.­ В тексте говорится о … ­ Этот текст … ­ Автор текста рассуждает … 2.­Автор текста считает, что … Он советует… ­ Автор полагает, что … Он утверждает … ­Мнение автора таково … Включение     аудиозаписи,   прослушивание   текста,   проверка     выполненной работы.  Познание   необходимо.  Но   смысл   жизни   не  в  нём.  Надо   видеть   цель,  а  не просто познавать. Надо определить цель своей жизни, и как можно раньше: тогда   больше   можно   успеть   ещё   в   молодости.   Время   благоприятствует молодым.                                                                                                   (Из периодической печати)НОВЫЙ МАТЕРИАЛ ­ что такое сжатие текста? (это краткое изложение исходного текста, при котором исключаются подробности). ­подберите синонимы к слову СЖАТИЕ (сокращение, компрессия). В русском языке существует несколько способов и приёмов сжатия текста, с которыми вы сейчас познакомитесь. Внимание на экран.  С новым материалом учащиеся знакомятся по таблице  «Способы и языковые приёмы сжатия текста». В конце урока распечатку данной таблицы получает каждый учащийся. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. Работа со способами сжатия текста по карточкам – заданиям. СПОСОБ  ИСКЛЮЧЕНИЯ. Бывает,   что   некоторые   мысли   кажутся   нам    неподходящими,   лишними,   а потом вдруг выясняется, что они были нужны. Чем больше разных мыслей, сравнений – даже из других областей знаний, ­  тем интереснее и неожиданнее бывает рождении нужного вам образа.                                                                                                     ( По Е.Велтистову). ­ Отметьте в каждом предложении однородные члены. ­ Какой ряд однородных членов выстроен по принципу градации? ­   Зачеркните   в   этом   ряду   один   из   синонимов,   оставив   необходимый   по смыслу. ­ Исключите поясняющую конструкцию.  ­ Зачитайте полученный текст. СПОСОБ  ОБОБЩЕНИЯ.Жизнь   семьи   Серовых   была   наполнена   художественной   работой   отца, обсуждением   выставок,   разговорами   на   темы   искусства.   У   Серовых   часто собирались   не   только   живописцы,   но   и   музыканты,   скульпторы,   артисты, поэты.                                                                                                                                                                                 ( По Г.Арбузову). ­ Замените однородные члены обобщённым значением. (Жизнь семьи Серовых протекала в творческой обстановке). СПОСОБ  УПРОЩЕНИЯ. Прочитайте   предложение.   Замените   придаточное   обстоятельственное деепричастным оборотом. Когда анализируешь события,  относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было. (Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том, что есть и будет, не забывай о том, что было).                                                                                                         ( По Соловьёву). Замените придаточное определительное причастным оборотом. Прогресс,  который   врывается   в   нашу   жизнь,   в   язык,   в   словарь,   в правописание,­ дело, полезное для всеобщей грамотности, но не для культуры. ( По А.   Битову) (Прогресс, врывающийся в нашу жизнь, в язык, в словарь, в правописание,­ дело, полезное  для всеобщей грамотности, но не для культуры.) ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. Чтение и анализ написанных работ. СООБЩЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. Сократите  данный текст, использовав необходимые способы сжатия текста.Всё в дельте дышит гармонией. В июне из жарких стран и другого полушария сюда   летят   перелётные   птицы.   Многие   виды   пернатых   выводят   здесь потомство.  В  этом   же   природном   роддоме   появляются   на   свет   малыши   у дикого   северного   оленя.   На   зиму   как   минимум   тысячное   стадо   олешек отправляются в горные тундры заповедного участка. Дельту считают центром происхождения уникальных сиговых рыб. Здесь под присмотром инспекторов заповедника спят в берлогах белые медведи, роют норы песцы, нежатся на коллективных   пляжах   морские   млекопитающие.   Часть   представителей здешней флоры и фауны занесены в Красную книгу. (Из периодической печати).

Посмотрите также