Методическая разработка урока русского языка «Знакомство со способами и языковыми приёмами компрессии при подготовке к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ в 8 классе». Комбинированный урок. Урок знакомит со способами и приёмами сжатия текста, развивает умения слушания и распределение внимания во время слушания текста, воспитывает бережное отношение к русскому языку.Урок русского языка «Знакомство со способами и языковыми приёмами компрессии при подготовке к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ в 8 классе».
Урок русского языка «Знакомство со способами и языковыми
приёмами компрессии при подготовке к написанию сжатого изложения
на ОГЭ в 8 классе».
учитель русского языка и литературы Гордиенко Галина
Александровна
МКОУ Полойская средняя общеобразовательная школа
Краснозёрского района Новосибирской области.
Цели урока.
образовательная: ознакомление со способами и приёмами сжатия
текста;
развивающая: развитие умения слушания и распределение внимания во
время слушания текста;
воспитательная: воспитание бережного отношения к русскому языку.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: ИКТ,
иллюстративный материал.
памятки для учащихся,
раздаточный и
План урока:
1.Организационный момент.
2.Объявление целей урока.
3.Практическая работа.
4.Объяснение нового материала.
5.Практическая работа по закреплению нового материала.
6.Подведение итогов урока.
7.Сообщение домашнего задания.ХОД УРОКА.
НА ДОСКЕ:
Способы и языковые приёмы сжатия текста.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
ОБЪЯВЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ УРОКА. Вводное слово учителя.
В следующем году вам предстоит сдача ОГЭ, результаты которой станут
показателями ваших знаний в изучении русского языка. Объём знаний, круг
умений, которыми вы должны овладеть, зафиксирован в нормативных
документах. На основе этих документов разработана новая форма
экзаменационной работы для государственной аттестации. Экзаменационная
работа состоит из трёх частей. Первая часть – это написание сжатого
изложения по тексту, который читается диктором на аудиозаписи. Такая
форма требует умения слушания и распределения внимания во время чтения
текста, умения выделять в тексте микротемы, определять в них главное,
существенное, отсекая второстепенное, то есть совершать информационную
обработку текста. Процесс этот сложный, и, чтобы овладеть им, мы должны
познакомиться со способами и приёмами сжатия текста, выработать умение
применять их на практике. Овладение этим материалом и будет являться
целью данного урока. Но прежде вспомним уже изученный материал по этой
теме.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ИМЕЮЩИХСЯ У УЧАЩИХСЯ ЗНАНИЙ О ТЕКСТЕ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
когда вы работаете с текстом, вам надо ответить на ряд вопросов. Какой
вопрос поможет определить тему текста? (о чём текст?) каким вопросом вы определите основную мысль текста? (что хотел сказать
автор этим текстом?)
какие слова мы называем ключевыми? (это опорные слова, содержащие
основную информацию текста).
вспомним, какие слова могут являться ключевыми. Внимание на экран.
СПРАВКА. Ключевыми словами любого текста являются имена собственные,
существительные с абстрактным значением (например, умение, значение и т.д.,
требующие распространения), глаголы, слова, указывающие на время и место
действия, числительные, повторяющиеся слова, синонимы, антонимы.
Практическая работа.
Сейчас вы прослушаете текст, выпишите ключевые слова, определите тему
текста и попытайтесь выразить авторскую позицию, используя любое начало
из предложенных предложений на экране.
1. В тексте говорится о …
Этот текст …
Автор текста рассуждает …
2.Автор текста считает, что … Он советует…
Автор полагает, что … Он утверждает …
Мнение автора таково …
Включение аудиозаписи, прослушивание текста, проверка выполненной
работы.
Познание необходимо. Но смысл жизни не в нём. Надо видеть цель, а не
просто познавать. Надо определить цель своей жизни, и как можно раньше:
тогда больше можно успеть ещё в молодости. Время благоприятствует
молодым.
(Из периодической печати)НОВЫЙ МАТЕРИАЛ
что такое сжатие текста? (это краткое изложение исходного текста, при
котором исключаются подробности).
подберите синонимы к слову СЖАТИЕ (сокращение, компрессия).
В русском языке существует несколько способов и приёмов сжатия текста, с
которыми вы сейчас познакомитесь. Внимание на экран.
С новым материалом учащиеся знакомятся по таблице «Способы и языковые
приёмы сжатия текста». В конце урока распечатку данной таблицы получает
каждый учащийся.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Работа со способами сжатия текста по карточкам – заданиям.
СПОСОБ ИСКЛЮЧЕНИЯ.
Бывает, что некоторые мысли кажутся нам неподходящими, лишними, а
потом вдруг выясняется, что они были нужны. Чем больше разных мыслей,
сравнений – даже из других областей знаний, тем интереснее и неожиданнее
бывает рождении нужного вам образа.
( По Е.Велтистову).
Отметьте в каждом предложении однородные члены.
Какой ряд однородных членов выстроен по принципу градации?
Зачеркните в этом ряду один из синонимов, оставив необходимый по
смыслу.
Исключите поясняющую конструкцию.
Зачитайте полученный текст.
СПОСОБ ОБОБЩЕНИЯ.Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца,
обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто
собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты,
поэты.
( По Г.Арбузову).
Замените однородные члены обобщённым значением.
(Жизнь семьи Серовых протекала в творческой обстановке).
СПОСОБ УПРОЩЕНИЯ.
Прочитайте предложение. Замените придаточное обстоятельственное
деепричастным оборотом.
Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем.
Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.
(Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о
том, что есть и будет, не забывай о том, что было).
( По Соловьёву).
Замените придаточное определительное причастным оборотом.
Прогресс,
который врывается в нашу жизнь, в язык, в словарь, в
правописание, дело, полезное для всеобщей грамотности, но не для культуры.
( По А. Битову)
(Прогресс, врывающийся в нашу жизнь, в язык, в словарь, в правописание,
дело, полезное для всеобщей грамотности, но не для культуры.)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Чтение и анализ написанных работ.
СООБЩЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Сократите данный текст, использовав необходимые способы сжатия текста.Всё в дельте дышит гармонией. В июне из жарких стран и другого полушария
сюда летят перелётные птицы. Многие виды пернатых выводят здесь
потомство. В этом же природном роддоме появляются на свет малыши у
дикого северного оленя. На зиму как минимум тысячное стадо олешек
отправляются в горные тундры заповедного участка. Дельту считают центром
происхождения уникальных сиговых рыб. Здесь под присмотром инспекторов
заповедника спят в берлогах белые медведи, роют норы песцы, нежатся на
коллективных пляжах морские млекопитающие. Часть представителей
здешней флоры и фауны занесены в Красную книгу.
(Из периодической печати).