Урок русского языка в 8 классе по теме: "Вводные конструкции"
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
8 кл
29.08.2019
Урок русского языка в 8 классе по теме "Вводные конструкции". Это урок получения нового знания. Учащиеся знакомятся с понятием "вводность", различными видами вводных слов, постановкой знаков препинания при вводных словах, а также роли вводных слов в предложении. в ходе урока учащиеся приходят к выводу, что вводные слова грамматически не связаны с другими членами предложения.
Урок русского языка в 8 классе на тему.doc
МБОУ «СОШ с. Широкий Уступ Калининского района
Саратовской области»
Учитель русского языка и литературы Кулявцева
Светлана Анатольевна.
Урок русского языка в 8 классе на тему: Вводные
конструкции.
Цели урока:
дать понятие о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки к
высказыванию, познакомить со значениями вводных слов;
формировать умение выражать определённые отношения к высказыванию с
помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах,
различать вводные слова и члены предложения.
Развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять,
обобщать), умение использовать данные конструкции в речи.
Воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка.
Ход урока
I. Повторение
1) Индивидуальная работа по карточкам:
а) Работа с текстом, в котором все знаки препинания расставлены.
Задание: найдите обращения и выпишите.
Как часто в горестной разлуке
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
б) Назовите предложение с обращением (знаки не расставлены).
Платком взмахнула у ворот моя любимая.
Я вернусь к тебе Россия!
2) Работа с классом (тестовые задания на партах):
1. Найдите ошибку в определении обращения:
а) называет того, к кому обращаются с речью;
б) служит для привлечения внимания;
в) не может быть распространённым;
г) произносится со звательной интонацией.
2. Обращение всегда стоит в форме:
а) в.п.; б) п.п.; в) р.п.; г) и.п.
3. Найдите неверное утверждение:
а) обращение употребляется в разных стилях речи;
б) в письмах обращение служит для привлечения внимания адресата;
в) чаще всего обращение употребляется в устной речи и в письмах;
г) обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.
4. Знаки препинания в предложениях с обращениями называются:
а) выделительными; б) разделительными.
Итак, давайте обобщим все сведения об обращении.
II. Работа над новым материалом.
1) Объяснение учителя Сегодня мы познакомимся ещё с группой слов, которые не являются членами
предложения и не связаны с другими словами в нём ни подчинительной, ни
сочинительной связью. Это вводные слова. Тема для вас новая, хотя с вводными
словами мы уже встречались.
Как вы думаете, что вы должны узнать, чему научиться на уроке?
Слово вводный образовано от слова вводить, одним из значений которого
является «включить во чтонибудь». Мы можем включить вводные слова в
предложение.
Запишем на доске и в тетрадях предложение: Каникулы быстро закончились.
Охарактеризуйте его по цели высказывания (повествовательное),
по наличию грам. основы (простое, двусоставное),
по наличию второстеп. членов (распр., ничем не осложнено).
Вам очень жаль, что каникулы закончились. Какое слово вы введёте? Я
предлагаю следующие: к сожалению, к несчастью и др.
А теперь представьте, что вы рады, что каникулы закончились. Какие слова
используете? (к счастью, к общей радости, на моё счастье)
Посмотрите на записанные предложения и скажите, в чём же разница?
(В 1 предложении точный смысл, а во 2 и 3, где использовались вводные слова, к
высказыванию добавляется наше отношение.)
Можете теперь дать определение вводным словам?
2) Чтение правила, с. 174.
Вводные конструкции играют большую роль в речевом этикете. Как можно и
должно изменить характер категорической реплики: «Передайте на билет!»?
(Включить слова «пожалуйста», «будьте любезны»).
3) Работа с текстом стихотворения А. Кушнера (на каждой парте распечатка
текста).
Вводные слова.
Возьмите вводные слова.
От них кружится голова.
Они мешают суть сберечь
И замедляют нашу речь.
И всё ж удобны потому,
Что выдают легко другим,
Как мы относимся к тому,
О чём, смущаясь, говорим.
Мне скажут: «К счастью…»
И потом
Пусть что угодно говорят,
Я слушаю с открытым ртом
И радуюсь всему подряд.
Меня, как всех, не раз, не два
Спасали вводные слова,
И чаще прочих среди них
Слова «вопервых», «вовторых».
Они, начав издалека,
Давали повод не спеша
Собраться с мыслями, пока
Не знаю, где была душа.
Прочитайте стихотворение и назовите вводные слова, которые звучат в тексте.
Они «замедляют нашу речь», как говорит поэт. В этих строчках содержится
правило произношения вводных слов в предложении. Вводные слова при произнесении выделяются интонацией: паузами, понижением силы голоса и более
быстрым произношением вводных слов. А на письме? (Запятой.)
Поработаем над интонацией вводности, устно выполнив упр. 361.
III. Закрепление.
1) Первичное закрепление
Запишите предложения, вставляя вместо точек (паузы) вводное слово из
указанной группы:
Обращение … не является членом предложения, … указывает на того, к кому
обращаются с речью, … произносится со звательной интонацией (порядок мыслей).
Во время каникул мы … хорошо отдохнём (неуверенность).
Болезнь … оказалась очень опасной (чувства).
Экспедиция … открыла в глухой сибирской тайге большие запасы нефти
(источник сообщения).
Чтение … расширяет кругозор, … развивает память, … способствует улучшению
грамотности (порядок мыслей).
2) Слуховой диктант
Сегодня может быть гроза. – Может быть, мы не увидимся более.
Задача, верно, решена. – Задача верно решена.
Подчеркните мысленно одинаковые слова как члены предложения.
Все они являются членами предложения?
Вывод: вводные слова не являются членами предложения.
3) Самостоятельная работа по группам с последующей проверкой:
1 группа – упражнение 362.
2 группа. Включите в предложение Я не могу определиться с выбором
профессии вводные слова 1) с указанием на источник высказывания; 2)
выражающие разные чувства.
IV. Рефлексия.
Составьте устное рассуждение на тему: «Чему мы научились на сегодняшнем
уроке?», используя слова безусловно, вопервых, вовторых, таким образом.
V. Домашнее задание 1 группе: используя те же вводные слова, составьте и
напишите рассуждение на тему: «Правильно ли писать 2 буквы н в слове
прочитанная?»;
2 группе: упражнение 363.
Урок русского языка в 8 классе по теме: "Вводные конструкции"
Урок русского языка в 8 классе по теме: "Вводные конструкции"
Урок русского языка в 8 классе по теме: "Вводные конструкции"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.