Тема урока: «Р.р. Работа с текстом при подготовке к устному собеседованию»
Технологическая карта урока
Р.р. Работа с текстом при подготовке к устному собеседованию
Цель
Подготовка к устному собеседованию (допуску к ОГЭ)
Задачи
Образовательные:
Учить использовать термины по теме «Текстоведение».
Отрабатывать навыки устного пересказа с включением цитаты.
3. Формировать потребность в различных видах учебной деятельности с целью самостоятельного поиска информации.
4. Готовить к монологу и диалогу.
Развивающие:
Развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Развивать умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык.
Развивать умения аргументировать, давать доказательные ответы.
Развивать умения слушать и распределять внимание во время слушания и говорения.
Формировать умение работать в группе.
Воспитательные:
1. Формировать навыки контроля времени и самоконтроля путем заполнения листа самооценки .
2.Воспитывать патриотизм, желание гордиться русским языком.
3.Воспитывать ответственность за свою работу, навыки сотрудничества в группах.
1.
2.
1.
1.
2.
3.
4.
5.
Тема урока: «Р.р. Работа с текстом при подготовке к устному
собеседованию»
Технологическая карта урока
Р.р. Работа с текстом при подготовке к устному собеседованию
Цель
Подготовка к устному собеседованию (допуску к ОГЭ)
Задачи
Образовательные:
Учить использовать термины по теме «Текстоведение».
Отрабатывать навыки устного пересказа с включением цитаты.
3. Формировать потребность в различных видах учебной деятельности
с целью самостоятельного поиска информации.
4. Готовить к монологу и диалогу.
Развивающие:
Развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Развивать умения логически излагать свои мысли, используя
Развивать умения аргументировать, давать доказательные
литературный язык.
ответы.
Развивать умения слушать и распределять внимание во
время слушания и говорения.
Формировать умение работать в группе.
Воспитательные:
1. Формировать навыки контроля времени и самоконтроля путем
заполнения листа самооценки .
2.Воспитывать патриотизм, желание гордиться русским языком.
3.Воспитывать ответственность за свою работу, навыки сотрудничества
в группах.
Тип урока
Урок развития речи
Форма проведения
Практикум
Планируемые результаты
личностные результаты: желание осваивать новые виды деятельности,
участвовать в творческом учебном процессе; осознание себя как ин
дивидуальности и одновременно как члена коллектива; понимание русского
языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского
народа; уважительное отношение к родному языку, истории своей страны;
1метапредметные результаты: владение различными видами речевой
деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на
определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её
анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной
форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной
жизни; коммуникативноцелесообразное взаимодействие с окружающими
людьми в процессе речевого общения
предметные результаты: знать определение текста, приемов компрессии
текста, приемов цитирования, особенности монологической и диалогической
речи;
уметь анализировать текст, использовать приемы сжатия текста, перерабатывать
информацию, содержащуюся в тексте
Основные понятия
Текст, компрессия текста, тема, идея текста, типы речи, монолог, диалог
Методы и формы обучения
Анализ текстового материала; создание проблемных ситуаций;
самостоятельная, индивидуальная, групповая, фронтальная работа;
творческая работа и др.
Ресурсы/оборудование
http://uroki.net/, http://www.zavuch.ru/, http://festival.1september.ru/; РТ по
стилистике. ; презентация;
памятки; листы самооценки; листы оценивания для экспертов
Автор УМК
А.Б.Малюшкин «Комплексный анализ текста», 9 класс; лекции по практической
стилистике
Организационная структура (сценарий) урока
Мотивация (самоопределение)
к учебной деятельности
2 мин
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению
учебного материала:
Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь
скоро вам предстоит сдавать экзамен. И самая
главная задача на данном этапе обучения
подготовиться к устному собеседованию, несмотря
на то, что оно будет пробным для вас. Но за вами идут
2ваши товарищи, младшие братья и сестры, с которыми
вы поделитесь впечатлениями. А главное, эта форма
работы может повысить вашу самооценку, а
комуто поможет избавиться от страха перед ОГЭ.
Задание: продолжите фразу «Чтобы добиться
успеха в жизни, нужно …»
Я думаю, что результат нашей с вами работы будет успешным.
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.
Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к
уроку
Задание: продолжите фразу «Чтобы добиться успеха в жизни, нужно …»
не лениться; быть уверенным в себе; быть самокритичным; быть оптимистичным;
стремиться к самосовершенствованию; заниматься тем, что нравится; избавляться от
комплексов; быть целеустремленным; не завидовать; не опускать руки; работать
качественно; не бросать начатое дело; уважать себя и других; быть коммуникабельным;
грамотно строить речь, чтобы не лениться; быть уверенным в себе; быть самокритичным;
быть оптимистичным; стремиться к самосовершенствованию; заниматься тем, что
нравится; избавляться от комплексов; быть целеустремленным; не завидовать; не опускать
руки; работать качественно; не бросать начатое дело; уважать себя и других; быть
коммуникабельным; грамотно строить речь, чтобы друг
Л.: положительное отношение к учению, познавательной деятельности;
П.: осознание учебнопознавательной задачи.
Р.: планирование учебных действий
Актуализация изученного и пробное учебное действие
7 мин
Итак. Мы проходим с вами устное собеседование.
Что оно из себя представляет?
Предлагаю посмотреть презентацию| видеоролик.
Какие умения, на ваш взгляд, помогут пройти данную процедуру?
Конечно, это и умение отбирать главное для
пересказа, умение включать цитату, умение
применять полученные знания, умение
вступать в диалог и др.
Сформировать все эти умения помогает
комплексный анализ текста, что вам и предстоит
сегодня сделать. Ключевыми на уроке будут
следующие понятия:
Текст
Тема текста
ОМ
Идея текста
Микротема
Ключевое слово
Стиль текста
3Тип речи
Монолог
Диалог
Цитата
Все ли термины вам известны? Если ДА, отметьте в листе самооценки. Если не все, то
укажите, какие именно.
1) Учебный диалог . Какое из понятий может вызвать затруднение? Мы к ним вернемся в
ходе работы.
Смотрят презентацию.
Отвечают на вопрос учителя.
На доске аншлаги –проводим словарную работу
3) Рефлексия: оцените свою работу на данном этапе. Отмечают в листах самооценки.
П.: выполняют учебнопознавательные действия;
Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.
К.: обосновывают свою точку зрения.
2 мин
Учитель: организует беседу с обучающимися по определению темы, постановке целей
урока.
Целеполагание
4Сформулируем цель нашего урока.
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем:
Выявить проблемы, чтобы было над чем работать.
Проверить свои возможности.
Отработать структуру проведения и оценки.
П.: формирование предметных понятий
Р.: планирование действий.
К.: составление высказывания
Планирование учебных действий
9 мин
Учитель: организует деятельность учащихся.
1 задание
Работаем по группам.
Итак. Начинаем.
1 задание. (КИМы у каждого)
Какую работу нужно провести с текстом, чтобы выполнить 1 задание?
А теперь читаем 2 задание.
Как вы считаете, этих действий достаточно? Конечно, нет. Работаем по алгоритму,
к которому уже привыкли. Забыли? Посмотрите в РТ или на доску. А теперь читаем
рекомендации и сравниваем.
Выполняют задание с сопровождением педагога
1) Аналитическое задание => коллективная работа составление алгоритма действий по
тексту заданий 1 и 2:
1. Выразительно прочитать текст.
2. Пересказать, включив высказывание.
2) Сопоставительное задание: сравните составленный алгоритм с рекомендуемым (слайд)
3) Рефлексия: оцените свою работу на данном этапе
П.: установление причинноследственных связей, формулирование выводов
Р.: осознание недостаточности своих знаний.
К.: формулирование вопросов с целью получения необходимой для решения проблемы
информации
Л.: проявление интереса к учению
Самостоятельная работа с текстом
Учитель: создает условия для коллективной и индивидуальной работы с целью подготовки
к выполнению заданий
1) Консультация учителя по вопросам учся
2) Рефлексия: оцените свою работу на данном этапе
Решение УЗ
53 мин
Учитель: создает условия для осуществления проверки и оценки ответа
Читать выразительно будет ктото один: либо по желанию, либо по считалке.
Через 1 минуту готовимся пересказать. Отвечать будет…
1) Учащиеся внимательно слушают и оценивают.
2) Эксперт дает свою оценку
Физкультминутка
1 мин
Учитель: создает условия для соблюдения элементов здоровье сберегающей технологии
Выполняют упражнения для глаз
Личностные: проявление интереса к здоровому образу жизни
Решение УЗ
Практическая работа по применению знаний
13 мин
Учитель: создает условия для коллективной и индивидуальной работы
Монолог. Работа с презентацией. Работа в группах по типам речи
Основное требование – 56 фраз.
Слово по 1 представителю.
Выполняют задания
Представление выполненного задания по группам => краткое рецензирование
слушателями
Задания:
представьте результат своей групповой работы
обоснуйте полезность вашего задания для подготовки к ОГЭ
5) Рефлексия: оцените свою работу на данном этапе
Л.: участвуют в творческом процессе.
П.: выполняют учебнопознавательные действия;
Р.: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их
причины и пути преодоления.
К.: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Решение УЗ
Практическая работа по применению знаний
5 мин
Диалог. Презентация. В работу включаются гости (эксперты). Отвечают
представители от каждой группы.
Выполняют задания
Представление выполненного задания по группам => краткое рецензирование
слушателями
Задания:
6
представьте результат своей групповой работы
обоснуйте полезность вашего задания для подготовки к ОГЭ
5) Рефлексия: оцените свою работу на данном этапе
Л.: участвуют в творческом процессе.
П.: выполняют учебнопознавательные действия;
Р.: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их
причины и пути преодоления.
К.: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
2 мин
Учитель:
Обобщение изученного на уроке
Подведение итогов на уроке, выставление оценок
Заключительная беседа на выявление степени восприятия учся изученного
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.
Самооценка: как я работал на уроке?
Самоанализ: как я понял тему?
Какие вопросы требуют дальнейшего изучения, закрепления?
Р.: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.
К.: высказывают и обосновывают свою точку зрения.
1 мин
Учитель кратко комментирует д/з:
Домашнее задание
учить термины
работа с текстом из банка заданий ОГЭ : устное собеседование, 1 из вариантов
(печать)
П.: соотносят д/з с изученным материалом.
Р.: оценивают степень сложности упражнения;
К.: формулируют вопросы по д/з.
7