Урок русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"
Оценка 4.9

Урок русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
25.11.2017
Урок русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"
Конспект урока.docx

Урок русского языка в 9-м классе

"Сложные предложения с различными видами связи"

Эстетическое чувство – одно из важнейших человеческих чувств, отражающее духовную потребность человека в прекрасном, потребность в гармонии с окружающим. Оно включается в число черт, характеризующих человека как личность. Умение видеть прекрасное, понимать и ценить его по законам  красоты необходимо каждому человеку, поэтому, развивая  у учащихся эстетическое чувство, школа готовит их к жизни, формируя тем самым одно из основных разносторонней личности. Русский язык как  предмет изучения и объект  овладения связан со всеми сферами жизни человека, поэтому в нём в словесной форме отражаются и природа, и личность человека, и  искусство. Прекрасное в них наш предмет отражает в дидактическом материале, в текстах художественных произведений. Развивая языковое эстетическое чувство на уроках русского языка, мы тем самым создаём базу для понимания эстетики языка изучаемых на уроке литературы  художественных произведений. Будучи продолженной на уроках литературы, эта работа закрепит языковое эстетическое чувство и послужит основой для формирования художественно-словесного эстетического  чувства. Ни для кого не секрет, что многие учащиеся сегодня считают русский язык одним из сложных предметов, литературу – «балластом», который занимает много времени… В 8-9 классах темы, как им кажется, «скучные», ведь изучается в основном синтаксис и пунктуация. Так как же сделать так, чтобы и тема была пройдена, и захотелось на уроке литературы блеснуть?... Мне кажется, что вполне возможно объединять материал литературный с материалом теоретическим, да ещё если подключить компьютерные технологии… Предлагаю вниманию моих коллег урок русского языка в 9 классе «Сложные предложения с различными видами связи», который  можно изменить согласно своему видению раскрытия темы.

Цели урока:

1) помочь учащимся практически усвоить понятие «Сложные предложения с различными видами связи»;

2) показать необходимость вдумчивого, осмысленного обращения с языковым материалом; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;

3) продолжить работу по подготовке к экзамену по русскому языку, используя комплексный анализ текста на примере произведений М.Ю. Лермонтова;

4) воспитывать у детей любовь к родному краю.

Оборудование: таблица-схема «Структуры сложного предложения с различными видами связи»; репродукции картин Лермонтова; высказывание Белинского, тексты, презентация.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя   №1

- Здравствуйте, ребята!

- Какой раздел языкознания мы изучаем в 9 классе?

- Какие большие темы этого раздела мы уже изучили?

 - Всегда ли мы встречаем предложения, относящиеся к конкретному виду, ССП, СПП, БСП?

- Как называются предложения, включающие в себя разные виды сложных предложений?  (Сложные предложения с различными видами связи)

- Тема нашего урока «Сложные предложения с различными видами связи». №2

– Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке, и чему вы должны сегодня научиться? щелчок

- Чему вы еще можете научиться, изучая такие предложения?

(Речь пойдет о предложениях, в которых сочетаются все виды связи: сочинительная, подчинительная, бессоюзная. Должны понять: что это за предложения, для чего они нужны. Должны научиться находить их в текстах, строить самостоятельно).

- А помогут нам произведения М.Ю. Лермонтова, с жизнью и творчеством которого мы знакомимся на уроках литературы. Из биографии поэта мы знаем, что Лермонтов неоднократно бывал на Кавказе; любовь к Кавказу пронес через всю жизнь и немалое место уделил теме Кавказа в своих произведениях. Поэтому эпиграфом к уроку прозвучат слова №3  В.Г. Белинского: «Кавказ был колыбелью его поэзии…, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов». [1]

А) Работа с эпиграфом

- Запишите число, тему урока.

-  Запишите в тетрадь эпиграф.

- Выделите грамматические основы, объясните пунктограммы.

- Определите тип предложения.

- Начертите схему.

II. Объяснение материала по теме

А) Слово учителя

- Итак, перед нами сложное предложение, состоящие из нескольких простых. Определите смысловые отношения между ними. (Предложения связаны сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.)

- А значит смысловые отношения между частями находятся на разных уровнях, так как сочинительная и бессоюзная связь более свободны в отличие от подчинительной. Чтобы правильно понять смысл такого сложного предложения, нужно посмотреть, из каких частей оно состоит, потому что 2 или даже 3 тесно связанных по смыслу предложения могут составлять одну сложную часть.

- Какие смысловые части можно выделить?

- Что представляет из себя первая и вторая части?

Б) – Обратимся к таблице, в которой приведены примеры таких предложений.  Что мы на ней видим? №4

- Какой вывод мы можем сделать, глядя на комбинацию связей?

- Определите, из каких смысловых частей состоит каждое сложное предложение? ДОСКА!!!

- В предложениях с разными видами связи, или комбинированных, предложениях наблюдается деление чаще всего на две части, причем одна из них или обе могут быть сложными предложениями. Связь между частями может быть только двух видов - сочинительная или бессоюзная. Подчинительная связь всегда внутренняя.

III. Самостоятельная работа учащихся

- Обратимся к тексту, который лежит у каждого на парте. Это отрывок из романа «Герой нашего времени».

Вот мы вз..брались на вершину выдавшейся скалы пл..щадка была покрыта мелким песком как будто её готовили для поединка. Кругом теряясь в золотом тумане утра т..снились вершины гор и Эльборус на юге вставал белою гр..мадой льдистых вершин между которых уж бр.дили волокнистые облака набежавшие с востока. Я подош..л к краю пл..щадки и посмотрел вниз голова чуть(чуть) у меня не закружилась внизу к..залось темно и холодно словно там царила смерть...(По М.Ю. Лермонтову.)

 

1. Прочтите его.

2. Определите стиль речи. Докажите.  (Художественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи. Отличительной особенностью художественного стиля речи можно назвать употребление особых фигур речи, так называемых художественных тропов, придающих повествованию красочность, силу изображения действительности.)

(Использование СП с разными видами связи в художественной литературе зависит от индивидуальности стиля писателя. Они выражают сложные мысли, поэтому чаще употребляются в научной речи.)

2.  Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

(Чтение предложений с объяснением орфограмм и пунктограмм.)

3. - Какие пунктуационные правила вы повторили?

4. Найдите в тексте предложения с различными видами связи; подчеркните грамматические основы, составьте схемы, выделив смысловые части.

 

IV. Работа по конструированию текста

- А сейчас, ребята, обратимся к несколько неожиданной для нас стороне творческого таланта М.Ю. Лермонтова, о которой мы пока не говорили – к живописи. Рассмотрите акварели поэта №5, №6, 7«Вид Пятигорска», «Вид Крестовой горы»  и «Воспоминание о Кавказе» (Величествен и красив кавказский пейзаж с цепью снеговых гор на горизонте при заходящем солнце и двумя конными фигурами черкесов. )

Составьте по опорным словам 1-2 предложения с различными видами связи. Словесные штрихи

(Ребята рассматривают акварели поэта «Вид Пятигорска», «Вид Крестовой горы»  и «Воспоминание о Кавказе» и составляют по опорным словам предложения с различными видами связи).

Опорные слова: великолепные, снежные шапки, молочный туман, величественные горы, скалистая местность, всадники в дороге, торжественное величие, кавказская тема.  На доске!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

- Проверим работу.

V . Повторение

Ни одно стихотворение поэта посвящено  красоте и самобытности природы Кавказа. Вот эти строки:

Светает - вьется дикой пеленой
Вокруг лесистых гор туман ночной;
Еще у ног Кавказа тишина;
Молчит табун, река журчит одна.
Вот на скале новорожденный луч
Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,
И розовый по речке и шатрам
Разлился блеск, и светит там и там... ("Утро на Кавказе")

или

"Из Гете" на доске!!!!!!!!!!!!! 

- Выразительно прочитайте отрывок.

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой.

- Выразительно прочитайте отрывок.

- Какие чувства, мысли вызывают эти строки?

- Объясните знаки препинания.

VI. Работа в формате ОГЭ.

- Умение видеть смысловые и структурные части, компоненты предложения - это умения, которые проверяются в тестовой части гос. экзамена по русскому языку.

VII. Итог урока

- Итак, ребята, с какими предложениями мы познакомились на уроке?

- Из чего состоят такие предложения?

- Что необходимо учитывать при выделении смысловых частей? (Связь.)

Спасибо всем за работу!

VIII. Домашнее задание:

Найти и выписать из романа «Герой нашего времени» (глава «Бэла») 3 предложения с различными видами связи и начертить их схемы.


 

Урок русского языка в 9-м классе "Сложные предложения с различными видами связи"

Урок русского языка в 9-м классе "Сложные предложения с различными видами связи"

М.Ю. Лермонтова; 4) воспитывать у детей любовь к родному краю

М.Ю. Лермонтова; 4) воспитывать у детей любовь к родному краю

А помогут нам произведения М.Ю

А помогут нам произведения М.Ю

Какой вывод мы можем сделать, глядя на комбинацию связей? -

Какой вывод мы можем сделать, глядя на комбинацию связей? -

Использование СП с разными видами связи в художественной литературе зависит от индивидуальности стиля писателя

Использование СП с разными видами связи в художественной литературе зависит от индивидуальности стиля писателя

V . Повторение Ни одно стихотворение поэта посвящено красоте и самобытности природы

V . Повторение Ни одно стихотворение поэта посвящено красоте и самобытности природы

Что необходимо учитывать при выделении смысловых частей? (Связь

Что необходимо учитывать при выделении смысловых частей? (Связь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2017