Урок русского языка в 9 классе Тема: «Изобразительно-выразительные средства русского языка»
Оценка 4.9

Урок русского языка в 9 классе Тема: «Изобразительно-выразительные средства русского языка»

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
искусство +1
9 кл
30.11.2017
Урок русского языка в 9 классе  Тема: «Изобразительно-выразительные  средства русского языка»
Изобразительность — качество речи, которое делает ее наглядной. Она основывается не только на понятийной, но и на образной информации (зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной). Изобразительная речь быстрее воспринимается, вызывает эмоции и тесно связана с оценочностью. Поэтому она лучше сохраняется в памяти.Изобразительность — качество речи, которое делает ее наглядной. Она основывается не только на понятийной, но и на образной информации (зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной). Изобразительная речь быстрее воспринимается, вызывает эмоции и тесно связана с оценочностью. Поэтому она лучше сохраняется в памяти.
метод.материал.doc
Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа№4 города Бирска  муниципального района Бирский район  Республики Башкортостан Урок русского языка в 9 классе  Тема: «Изобразительно­выразительные  средства русского языка» Выполнила:  учитель  русского языка и литературы  Безденежных Н.И. Бирск ­ 2017 СОДЕРЖАНИЕ: 1. Введение 2. Основная часть 3. Заключение  4. Список литературы 1. ВВЕДЕНИЕ    Изобразительность — качество речи,  которое делает ее наглядной. Она основывается   не   только   на   понятийной,   но   и   на   образной   информации (зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной). Изобразительная речь быстрее воспринимается, вызывает эмоции и тесно связана с оценочностью. Поэтому она лучше сохраняется в памяти. Выразительность  — такое качество  речи, привлекающее  к ней внимание слушателя   и   заставляющее   слушателя   фиксироваться   именно   на   ней. Выразительная   речь   способна   «удержаться   на   плаву»   в   потоке   информации. Выразительные средства языка позволяют автору выделить главное в сообщении и этим облегчить его восприятие. Изобразительно­выразительные средства языка — приемы, которые делают речь наглядной, образной и особым образом оформляют ее, привлекая к ней внимание.  Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает… ( Д. С. Лихачев) Подготовка   к   ГИА   –   неотъемлемая   часть   современного   курса   русского языка   9   класса.   Сегодня   мы   обратимся   к   словам   Лихачева.   Они   станут эпиграфом урока, на котором мы будем закреплять умения анализировать текст, работать с тестами, применять теоретические знания при выполнении заданий по теме. Каждый   образованный   человек,   безусловно,   должен   уметь   оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией   общения.   Почему   же   сегодня   в   XXI   веке   журналисты,   учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват?   Почему   не   испытывают   чувства   стыда   люди,   не   знающие   родного языка, засоряющие его "модными", на их взгляд, словами? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики   и   литературы,   этих   важных   составляющих   гуманитарного образования,   –   один   из   путей,   позволяющих   овладеть   нам   мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру. Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский   язык,   по   определению   К.Г.Паустовского,   явление   уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое… Продолжите ряд противопоставлений: выразительное – невзрачное, сильное – слабое, правильное – неправильное, родное – чужое, величественное – скверное, живое – мёртвое. Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса: как сделать так, чтобы язык был   лучшим   из   того,   что   есть   на   свете   –   красивым,   величественным, выразительным? –  Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними. – Для чего могут использоваться средства выразительности? –  Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи.   Они   могут   использоваться   для   воспроизведения,   имитации,   описания явлений окружающей действительности. Данный урок должен стать помощником в преодолении трудностей. «Слова   молчат   там,   где   звучит   музыка»­   гласит   пословица.   Давайте погрузимся в   волшебный мир музыки, и   я уверена, она поможет разобраться нам  в непростых взаимоотношения  родителей и детей. Звучит  песня « Мама». Мама…   Мамочка…   Сколько   тепла   таит   это   магическое   слово,   которое называет человека, самого близкого, родного, любимого , дорогого. Мамочка,.. мама… Такое душевное слово, несущее столько воспоминаний, столько тепла и доброты. Произносишь это слово, и сердце наполняется прекрасным, ни с чем несравнимым чувством ­ чувством любви. Но нет, не слово прекрасно, прекрасна сама мама… 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Тип   урока   –   урок   ­   практикум  по   выработке   навыка   лингвистического анализа текста с элементами интеграции. Методы и приёмы работы на уроке: урок разработан с использованием  технологии личностно­ориентированного, дифференцированного обучения,   исследовательской, ИКТ. Цели урока: Образовательные: создать условия для  повторения и обобщения основных видов изобразительно­выразительных  средств языка   совершенствования навыков и умений различать изобразительно­ выразительные средства лексики – тропы   подготовки к сдаче ГИА. Развивающие:  продолжение работы по совершенствованию языкового чутья   развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения Воспитательные:  формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи. Ход урока: 1. Введение в тему урока Актуализация знаний.  Эпиграф к уроку: С русским языком можно творить чудеса.  Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком.  Звучание музыки,… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. К. Паустовский Ребята, что же это за волшебные понятия, которые превращают обычные слова в завораживающие звуки, заставляющие нас плакать и наслаждаться, любить и  ненавидеть, страдать и чувствовать себя счастливым? ( тропы, изобразительные выразительные средства) Тема нашего урока: «Использование изобразительных выразительных средств». Как вы думаете, чем мы будем заниматься? (находить в тексте и определять выразительные средства) Правильно, а с какой целью мы будем это делать? ( Решать тесты ГИА, готовиться к экзамену) Почему же этот вид работы включён в ГИА? (очень важно уметь точно, образно, красиво и ярко выражать свои мысли) Итак, сегодня на уроке мы будем работать с изобразительными  2. выразительными средствами. Давайте вспомним, что это за понятия. Вы можете  воспользоваться материалом, который у вас лежит на столах.  Как называются лексические средства выразительности? (тропы). Какие тропы  вы знаете? А синтаксические средства какие? Назовите фигуры. Вы правильно перечислили выразительные средства. Давайте проверим,  насколько точно вы знаете их функции. Вам предлагается тест.  Инструктаж: поставьте в тетради цифры от 1­10, каждому понятию подберите  правильно определение, напротив поставьте соответствующую букву. Самопроверка и самооценка. Занесите количество баллов и оценку в лист  оценивания. 3. Углубление, анализ текста. Итак, мы проверили знание теории, каждый увидел свои ошибки и взял на  заметку, что ему нужно повторить. Скажите, где чаще всего мы встречаемся с  изобразительно­выразительными средствами? (в художественной литературе) Да, сегодня на уроке мы с вами проведём исследование, посмотрим, как  работает со словом непревзойдённый Мастер Иван Алексеевич Бунин. Посмотрите   на   портрет   Бунина.   Что   вы   знаете   об   этом   удивительном писателе? (Мастер новеллы в современной русской литературе и выдающийся поэт.  Переводил Байрона. Бунину была присуждена Российской Академией наук  Пушкинская премия позже, в 1909 он был избран почётным членом Академии  наук. Картины природы в бунинской поэзии ­ это запахи, краски, звуки.  В 1933  он стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии. Произведения писателя переведены на все европейские языки и на некоторые  восточные). Ученик читает стихотворение Тропами потаёнными, глухими,  В лесные чащи сумерки идут.  Засыпанные листьями сухими,  Леса молчат ­ осенней ночи ждут.  Вот крикнул сыч в пустынном буераке...  Вот тёмный лист свалился, чуть шурша...  Ночь близится: уж реет в полумраке  Её немая, скорбная душа.  4. Погружение в рассказ Бунина 1. Задание (до чтения рассказа). — Попытайтесь представить, что нарисовал словами автор. 2. Чтение рассказа И. Бунина «Первая любовь» учителем.   3. Вопросы классу: — Что вы представили, слушая это произведение? — Какие картины нарисовал писатель? — К какому стилю принадлежит текст? Почему? (Рассказ полон зримых картин, образов, создаёт определённое настроение, поэтому данный текст относится к художественному стилю речи.)  — Определите тип речи. (Описание)  5. Исследовательская работа по тексту 1. Перечитайте рассказ. Разделите его на смысловые части. Сколько их? (В   тексте   3   смысловые   части:   1   часть   –   описание   дождя;   2   часть   – описание бора; 3 часть – описание гуляющих людей.) 1   группа.   Найдите   выразительные   средства   (лексические   и грамматические), при помощи которых Бунин рисует картину дождя. 2   группа.  Найдите   выразительные   средства   (лексические   и грамматические), при помощи которых Бунин рисует картину бора. 3   группа.   Найдите   выразительные   средства   (лексические   и грамматические), при помощи которых Бунин рисует гуляющих людей. (Эпитеты   в   1­ой   части  притихший   дом,   свежий   дождь,   покорно никнут,   тревожно   торчит   и   т.д.  помогают   автору   ярко,   образно нарисовать картину дождя. В   последнем   предложении   автор   использует   повтор   и   риторическое восклицание, таким способом показывая, какой сильный ливень обрушился на всех обитателей леса. Эпитеты   и   метафоры   во   2­ой   части   рассказа  (дороги   влажны,   бор душист, дивно отдаётся, бор величаво­громаден; бор стоит темно, тесно, мхи,   лишаи   образуют   некую   русскую   древность,   радует   юная   сосновая поросль)  позволяют   читателю   представить   величие   бора,   его   вечную, незыблемую красоту и передать авторский замысел: бор вечен, так как рядом с дебрями, корявыми мачтами юная поросль, которую охраняют старые деревья. Природа вечна. Предложения связаны  параллельной  связью,  так как  перед  нами текст­ описание. Параллельная связь предложений усилена анафорой: "Бор душист…". "Бор вдоль них…" и "В просеках бора… ". "Просеки кажутся…". Милое пальтишко – сравнение, показывает доброе отношение к девочке. Инверсия – переключает наше внимание с природы на подростков, гуляющих в лесу.   Эпитеты   небрежно,   брезгливо   рассказывают   о   том,   что  первая   любовь приходит и уходит. Человеческие отношения хрупкие, их нужно беречь. Автор учит   нас   бережно   (вопреки   слову   «небрежно»!)   относиться   к   первой влюблённости). 6. Вы   хорошо   поработали.   Наверное,   каждый   хочет   получить   отметку. Оцените себя, выполнив тесты №3 (ОГЭ ­ 2018). Проверка (тесты).   С какими группами средств выразительности мы сейчас работали?  (грамматическими и лексическими) В каком виде задания, кроме №3 мы можем встретиться с ними? (задание ­ написание сочинения). Эту работы мы проводили неоднократно.  7. Сейчас   нам   предстоит   написать   аргументы    сочинения­рассуждения, раскрывая   смысл   известного   лингвиста   Г.   Степанова:   «Словарь   языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».  Какие еще лексические и грамматические явления, кроме выразительных средств,   можем   использовать   в   качестве   аргументов?   (антонимы, синонимы,   разговорные   слова,   устаревшие   слова,   однородные   члены, риторический   вопрос…).   Пожалуйста,   вы   можете   использовать   и   эти явления в качестве аргументов. Кто испытывает затруднения, может воспользоваться клише. Кто желает зачитать своё сочинение? 3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8. Рефлексия Оцените себя по следующей шкале: 9. Вывод: написание синквейна  например,   Изобразительные средства Лексические  грамматические Рисуют, звучат, чувствуют Язык ­  всем знаниям и всей природе ключ. Как я люблю русский язык! 10. Домашнее задание:  дописать синквейн 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Русский язык учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений,  Москва «Просвещение», 2016 2. Головин И.Б. Основы культуры речи. Санкт ­ Петербург: Слово, 2014. 3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика. М.: Знание, 2014. 4.  Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики: правила хорошей речи  М.: Знание, 2015. 5.  Поурочные разработки по русскому языку, Москва, «ВАКО», 2017

Урок русского языка в 9 классе Тема: «Изобразительно-выразительные средства русского языка»

Урок русского языка в 9 классе  Тема: «Изобразительно-выразительные  средства русского языка»

Урок русского языка в 9 классе Тема: «Изобразительно-выразительные средства русского языка»

Урок русского языка в 9 классе  Тема: «Изобразительно-выразительные  средства русского языка»

Урок русского языка в 9 классе Тема: «Изобразительно-выразительные средства русского языка»

Урок русского языка в 9 классе  Тема: «Изобразительно-выразительные  средства русского языка»

Урок русского языка в 9 классе Тема: «Изобразительно-выразительные средства русского языка»

Урок русского языка в 9 классе  Тема: «Изобразительно-выразительные  средства русского языка»

Урок русского языка в 9 классе Тема: «Изобразительно-выразительные средства русского языка»

Урок русского языка в 9 классе  Тема: «Изобразительно-выразительные  средства русского языка»

Урок русского языка в 9 классе Тема: «Изобразительно-выразительные средства русского языка»

Урок русского языка в 9 классе  Тема: «Изобразительно-выразительные  средства русского языка»

Урок русского языка в 9 классе Тема: «Изобразительно-выразительные средства русского языка»

Урок русского языка в 9 классе  Тема: «Изобразительно-выразительные  средства русского языка»

Урок русского языка в 9 классе Тема: «Изобразительно-выразительные средства русского языка»

Урок русского языка в 9 классе  Тема: «Изобразительно-выразительные  средства русского языка»

Урок русского языка в 9 классе Тема: «Изобразительно-выразительные средства русского языка»

Урок русского языка в 9 классе  Тема: «Изобразительно-выразительные  средства русского языка»

Урок русского языка в 9 классе Тема: «Изобразительно-выразительные средства русского языка»

Урок русского языка в 9 классе  Тема: «Изобразительно-выразительные  средства русского языка»

Урок русского языка в 9 классе Тема: «Изобразительно-выразительные средства русского языка»

Урок русского языка в 9 классе  Тема: «Изобразительно-выразительные  средства русского языка»

Урок русского языка в 9 классе Тема: «Изобразительно-выразительные средства русского языка»

Урок русского языка в 9 классе  Тема: «Изобразительно-выразительные  средства русского языка»

Урок русского языка в 9 классе Тема: «Изобразительно-выразительные средства русского языка»

Урок русского языка в 9 классе  Тема: «Изобразительно-выразительные  средства русского языка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2017