Урок русского языка в 9 классе Тема: «Изобразительно-выразительные средства русского языка»
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
искусство +1
9 кл
30.11.2017
Изобразительность — качество речи, которое делает ее наглядной. Она основывается не только на понятийной, но и на образной информации (зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной). Изобразительная речь быстрее воспринимается, вызывает эмоции и тесно связана с оценочностью. Поэтому она лучше сохраняется в памяти.Изобразительность — качество речи, которое делает ее наглядной. Она основывается не только на понятийной, но и на образной информации (зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной). Изобразительная речь быстрее воспринимается, вызывает эмоции и тесно связана с оценочностью. Поэтому она лучше сохраняется в памяти.
метод.материал.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа№4 города Бирска
муниципального района Бирский район
Республики Башкортостан
Урок русского языка в 9 классе
Тема:
«Изобразительновыразительные
средства русского языка»
Выполнила:
учитель
русского языка и литературы
Безденежных Н.И.
Бирск 2017 СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение
2. Основная часть
3. Заключение
4. Список литературы 1.
ВВЕДЕНИЕ
Изобразительность — качество речи, которое делает ее наглядной. Она
основывается не только на понятийной, но и на образной информации
(зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной). Изобразительная
речь быстрее воспринимается, вызывает эмоции и тесно связана с оценочностью.
Поэтому она лучше сохраняется в памяти.
Выразительность — такое качество речи, привлекающее к ней внимание
слушателя и заставляющее слушателя фиксироваться именно на ней.
Выразительная речь способна «удержаться на плаву» в потоке информации.
Выразительные средства языка позволяют автору выделить главное в сообщении
и этим облегчить его восприятие.
Изобразительновыразительные средства языка — приемы, которые делают
речь наглядной, образной и особым образом оформляют ее, привлекая к ней
внимание.
Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит,
думает… ( Д. С. Лихачев)
Подготовка к ГИА – неотъемлемая часть современного курса русского
языка 9 класса. Сегодня мы обратимся к словам Лихачева. Они станут
эпиграфом урока, на котором мы будем закреплять умения анализировать текст,
работать с тестами, применять теоретические знания при выполнении заданий по
теме.
Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать
речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные,
языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают
речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто
виноват? Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного
языка, засоряющие его "модными", на их взгляд, словами? Почему становится
популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы
не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много. А ведь изучение
лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного
образования, – один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством
человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру.
Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный
русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное,
удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое…
Продолжите ряд противопоставлений: выразительное – невзрачное, сильное –
слабое, правильное – неправильное, родное – чужое, величественное – скверное,
живое – мёртвое.
Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его
изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса: как сделать так, чтобы язык
был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным,
выразительным?
– Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения
между ними.
– Для чего могут использоваться средства выразительности?
– Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной
речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания
явлений окружающей действительности. Данный урок должен стать помощником в преодолении трудностей.
«Слова молчат там, где звучит музыка» гласит пословица. Давайте
погрузимся в волшебный мир музыки, и я уверена, она поможет разобраться
нам в непростых взаимоотношения родителей и детей.
Звучит песня « Мама».
Мама… Мамочка… Сколько тепла таит это магическое слово, которое
называет человека, самого близкого, родного, любимого , дорогого. Мамочка,..
мама… Такое душевное слово, несущее столько воспоминаний, столько тепла и
доброты. Произносишь это слово, и сердце наполняется прекрасным, ни с чем
несравнимым чувством чувством любви. Но нет, не слово прекрасно, прекрасна
сама мама… 2.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Тип урока – урок практикум по выработке навыка лингвистического
анализа текста с элементами интеграции.
Методы и приёмы работы на уроке: урок разработан с использованием
технологии личностноориентированного, дифференцированного обучения,
исследовательской, ИКТ.
Цели урока:
Образовательные: создать условия для
повторения и обобщения основных видов изобразительновыразительных
средств языка
совершенствования навыков и умений различать изобразительно
выразительные средства лексики – тропы
подготовки к сдаче ГИА.
Развивающие:
продолжение работы по совершенствованию языкового чутья
развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения
Воспитательные: формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к
родной речи.
Ход урока:
1. Введение в тему урока
Актуализация знаний. Эпиграф к уроку:
С русским языком можно творить чудеса.
Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком.
Звучание музыки,… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия.
К. Паустовский
Ребята, что же это за волшебные понятия, которые превращают обычные слова в
завораживающие звуки, заставляющие нас плакать и наслаждаться, любить и
ненавидеть, страдать и чувствовать себя счастливым?
( тропы, изобразительные выразительные средства)
Тема нашего урока: «Использование изобразительных выразительных средств».
Как вы думаете, чем мы будем заниматься?
(находить в тексте и определять выразительные средства)
Правильно, а с какой целью мы будем это делать?
( Решать тесты ГИА, готовиться к экзамену) Почему же этот вид работы включён в ГИА?
(очень важно уметь точно, образно, красиво и ярко выражать свои мысли)
Итак, сегодня на уроке мы будем работать с изобразительными
2.
выразительными средствами. Давайте вспомним, что это за понятия. Вы можете
воспользоваться материалом, который у вас лежит на столах.
Как называются лексические средства выразительности? (тропы). Какие тропы
вы знаете?
А синтаксические средства какие? Назовите фигуры.
Вы правильно перечислили выразительные средства. Давайте проверим,
насколько точно вы знаете их функции. Вам предлагается тест.
Инструктаж: поставьте в тетради цифры от 110, каждому понятию подберите
правильно определение, напротив поставьте соответствующую букву.
Самопроверка и самооценка. Занесите количество баллов и оценку в лист
оценивания.
3. Углубление, анализ текста.
Итак, мы проверили знание теории, каждый увидел свои ошибки и взял на
заметку, что ему нужно повторить. Скажите, где чаще всего мы встречаемся с
изобразительновыразительными средствами?
(в художественной литературе)
Да, сегодня на уроке мы с вами проведём исследование, посмотрим, как
работает со словом непревзойдённый Мастер Иван Алексеевич Бунин.
Посмотрите на портрет Бунина. Что вы знаете об этом удивительном
писателе?
(Мастер новеллы в современной русской литературе и выдающийся поэт.
Переводил Байрона. Бунину была присуждена Российской Академией наук
Пушкинская премия позже, в 1909 он был избран почётным членом Академии
наук. Картины природы в бунинской поэзии это запахи, краски, звуки. В 1933
он стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии. Произведения писателя переведены на все европейские языки и на некоторые
восточные).
Ученик читает стихотворение
Тропами потаёнными, глухими,
В лесные чащи сумерки идут.
Засыпанные листьями сухими,
Леса молчат осенней ночи ждут.
Вот крикнул сыч в пустынном буераке...
Вот тёмный лист свалился, чуть шурша...
Ночь близится: уж реет в полумраке
Её немая, скорбная душа.
4. Погружение в рассказ Бунина
1. Задание (до чтения рассказа).
— Попытайтесь представить, что нарисовал словами автор.
2. Чтение рассказа И. Бунина «Первая любовь» учителем.
3. Вопросы классу: — Что вы представили, слушая это произведение?
— Какие картины нарисовал писатель?
— К какому стилю принадлежит текст? Почему?
(Рассказ полон зримых картин, образов, создаёт определённое настроение,
поэтому данный текст относится к художественному стилю речи.)
— Определите тип речи. (Описание)
5. Исследовательская работа по тексту
1. Перечитайте рассказ. Разделите его на смысловые части. Сколько их?
(В тексте 3 смысловые части: 1 часть – описание дождя; 2 часть –
описание бора; 3 часть – описание гуляющих людей.)
1 группа.
Найдите выразительные средства (лексические и
грамматические), при помощи которых Бунин рисует картину дождя.
2 группа.
Найдите выразительные средства (лексические и
грамматические), при помощи которых Бунин рисует картину бора.
3 группа.
Найдите выразительные средства (лексические и
грамматические), при помощи которых Бунин рисует гуляющих людей.
(Эпитеты в 1ой части притихший дом, свежий дождь, покорно
никнут, тревожно торчит и т.д.
помогают автору ярко, образно
нарисовать картину дождя.
В последнем предложении автор использует повтор и риторическое
восклицание, таким способом показывая, какой сильный ливень обрушился
на всех обитателей леса. Эпитеты и метафоры во 2ой части рассказа (дороги влажны, бор
душист, дивно отдаётся, бор величавогромаден; бор стоит темно, тесно,
мхи, лишаи образуют некую русскую древность, радует юная сосновая
поросль)
позволяют читателю представить величие бора, его вечную,
незыблемую красоту и передать авторский замысел: бор вечен, так как рядом с
дебрями, корявыми мачтами юная поросль, которую охраняют старые деревья.
Природа вечна.
Предложения связаны параллельной связью, так как перед нами текст
описание. Параллельная связь предложений усилена анафорой: "Бор душист…".
"Бор вдоль них…" и "В просеках бора… ". "Просеки кажутся…".
Милое пальтишко – сравнение, показывает доброе отношение к девочке.
Инверсия – переключает наше внимание с природы на подростков, гуляющих в
лесу. Эпитеты небрежно, брезгливо рассказывают о том, что первая любовь
приходит и уходит. Человеческие отношения хрупкие, их нужно беречь. Автор
учит нас бережно (вопреки слову «небрежно»!) относиться к первой
влюблённости).
6. Вы хорошо поработали. Наверное, каждый хочет получить отметку.
Оцените себя, выполнив тесты №3 (ОГЭ 2018). Проверка (тесты).
С какими группами средств выразительности мы сейчас работали?
(грамматическими и лексическими)
В каком виде задания, кроме №3 мы можем встретиться с ними? (задание
написание сочинения).
Эту работы мы проводили неоднократно.
7. Сейчас нам предстоит написать аргументы
сочинениярассуждения,
раскрывая смысл известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка
свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Какие еще лексические и грамматические явления, кроме выразительных
средств, можем использовать в качестве аргументов? (антонимы, синонимы, разговорные слова, устаревшие слова, однородные члены,
риторический вопрос…). Пожалуйста, вы можете использовать и эти
явления в качестве аргументов.
Кто испытывает затруднения, может воспользоваться клише.
Кто желает зачитать своё сочинение?
3.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
8. Рефлексия
Оцените себя по следующей шкале:
9. Вывод: написание синквейна
например,
Изобразительные средства
Лексические грамматические
Рисуют, звучат, чувствуют
Язык всем знаниям и всей природе ключ.
Как я люблю русский язык!
10. Домашнее задание: дописать синквейн 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Русский язык учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений,
Москва «Просвещение», 2016
2. Головин И.Б. Основы культуры речи. Санкт Петербург: Слово, 2014.
3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика. М.: Знание, 2014.
4.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики: правила хорошей речи
М.: Знание, 2015.
5.
Поурочные разработки по русскому языку, Москва, «ВАКО», 2017
Урок русского языка в 9 классе Тема: «Изобразительно-выразительные средства русского языка»
Урок русского языка в 9 классе Тема: «Изобразительно-выразительные средства русского языка»
Урок русского языка в 9 классе Тема: «Изобразительно-выразительные средства русского языка»
Урок русского языка в 9 классе Тема: «Изобразительно-выразительные средства русского языка»
Урок русского языка в 9 классе Тема: «Изобразительно-выразительные средства русского языка»
Урок русского языка в 9 классе Тема: «Изобразительно-выразительные средства русского языка»
Урок русского языка в 9 классе Тема: «Изобразительно-выразительные средства русского языка»
Урок русского языка в 9 классе Тема: «Изобразительно-выразительные средства русского языка»
Урок русского языка в 9 классе Тема: «Изобразительно-выразительные средства русского языка»
Урок русского языка в 9 классе Тема: «Изобразительно-выразительные средства русского языка»
Урок русского языка в 9 классе Тема: «Изобразительно-выразительные средства русского языка»
Урок русского языка в 9 классе Тема: «Изобразительно-выразительные средства русского языка»
Урок русского языка в 9 классе Тема: «Изобразительно-выразительные средства русского языка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.