Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными.docx
Урок русского языка в 9м классе по теме "Сложноподчиненные предложения с
придаточными уступительными"
Цель: формирование умений определять структуру сложноподчиненных предложений с
придаточными условными и причины и отличать указанные виды придаточных от других;
создание условий для успешного обучения и развития обучающихся с разными учебными
возможностями.
Задачи:
∙ познакомить со сложноподчиненными предложениями с придаточными условными и причины;
∙ научить отличать указанные виды придаточных от других;
∙ научить определять стилистические особенности союзов, связывающих придаточные
предложения с главным;
∙ продолжать формировать умение правильно расставлять знаки препинания в
сложноподчиненных предложениях с изученными придаточными, составлять их схемы.
Ход урока
I. Мы с вами продолжаем изучение сложноподчиненных предложений с придаточными
обстоятельственными. Открываем тетрадь и записываем число, классная работа. 2 строки для темы.
II. Лингвистическая разминка
Из какого стихотворения эти строки, кто автор. ( Пушкин « Во глубине сибирских руд»)
Выполните пунктуационный разбор. Составьте схему [], ( как …)
Любовь и дружество до вас1
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Определите вид придаточного, задав вопрос. (В сравнении с чем? сравнения)
Отметьте возвышенную лексику, необычные формы слов (дружество, глас неполногласия)
Назовите эпитеты ( мрачные, каторжные, свободный)
Укажите метафоры (мрачные затворы, каторжные норы)
III. Фронтальный опрос IV. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных
знаний.
Посмотрите на иллюстрацию, о чём она говорит? Предположите тему урока. Запишите тему
"Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными"
Откройте опорный конспект в тетради или правило учебника с. 92
Слово «уступка» нам хорошо знакомо из жизни. Уступительный – выражающий уступку, допущение
чегонибудь, не правда ли?
А что обозначают придаточные уступки?
Ведь в грамматике уступительный – это еще и выражающий несоответствие какимлибо
условиям. Действия в одной части обязательно совершаются «назло» действиям или явлениям в
другой части. Научным языком мы можем выразить это так: придаточные уступки сообщают о тех условиях,
вопреки которым совершаются какиелибо действия.
На какие вопросы отвечают? (несмотря на что? вопреки чему?)
Придаточные уступки относятся ко всему главному предложению.
Посмотрите на слайд, какую информацию можно извлечь? ( Придаточная часть – в любом месте)
(),[]
При помощи каких союзов и союзных слов присоединяются придаточные?
Средствами связи союзы хотя, пусть, пускай. А также несмотря на то что, невзирая на то что и
даже даром что. Союзные слова что, кто, где, куда, откуда, когда, сколько, к которым
присоединяется частица ни.
Работа с теоретическим материалом. Какую новую информацию можно получить, прочитав
текст?
Теоретический материал. В том случае, если составной союз целиком входит в придаточную
часть, знаки препинания ставятся следующим образом:
А) Если придаточная часть предложения следует за главной – запятая ставится только перед
союзом.
Мы принялись бегать по закрайку самого берега, и все выходило отлично, несмотря на то
что коегде лед ломался и выступала вода. Д. МаминСибиряк, Дурной товарищ.
Б) Если придаточная часть находится внутри главной – запятые ставятся перед союзом и после
всего придаточного предложения.
Он, несмотря на то что был в упоительном чаду пива и вина, чувствовал, что несколько
неприлично в таком виде и при таком действии находиться в присутствии постороннего
свидетеля. Н. Гоголь.
В) Если придаточная часть предшествует главной – запятая ставится только после всего
придаточного предложения.
С тех пор как вечный судия // Мне дал всеведанье пророка, // В очах людей читаю я //
Страницы злобы и порока. М. Лермонтов, Пророк. Вместо того чтобы становиться
толпой против толпы, люди расходятся врозь, нападают поодиночке. Л. Толстой, Война
и мир.
Однако в зависимости от смысла, логического подчеркивания придаточного предложения, наличия в
предложении определенных лексических элементов сложный союз может распадаться на две
части: Несмотря на то, что ветер... свободно носился над морем, тучи были неподвижны .
(Горький)
Составьте предложения по схемам.
Вывод Работа с предложением.
Мы отправились в путь, несмотря на то что за окном страшно завывал ветер.
Работа с текстом.
V. Закрепление изученного материала.
В) Тестовые задания.
А) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным.
1) Весной, когда оживает природа, чувствуешь необыкновенный прилив сил.
2) Он понял тогда, что Левинсон хотел проверить боевую готовность отряда.
3) Несмотря на то что была солнечная погода, в парк мы так и не пошли.
4) Я присел на скамейку, чтобы не упасть.
Б) Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.
1) У меня было такое чувство, будто я в чёмто ошибся.
2) Вскоре он понял, что дальше идти опасно.
3) Если команда нашей школы выиграет завтрашний матч, то она выйдет в финал.
4) Я смотрел на крепость и пытался угадать, какая история связана с ней.
Работа с текстом.
VI. Итог урока.
С какими предложениями познакомились на уроке?
Почему их так назвали?
На что указывают придаточные уступки?
При помощи чего присоединяются к главному предложению?
VII. Домашнее задание. Выписать из художественной литературы 4 предложения с
придаточными уступки
Урок русского языка в 9-м классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными"
Урок русского языка в 9-м классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными"
Урок русского языка в 9-м классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными"
Урок русского языка в 9-м классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.