Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-нравственную тему (задание 15.3 в ГИА -9)
Оценка 4.9

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-нравственную тему (задание 15.3 в ГИА -9)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
22.04.2017
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-нравственную тему (задание 15.3 в ГИА -9)
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе посвящена подготовке к сдаче ОГЭ -9, а именно написанию сочинения на морально-нравственную тему (задание 15.3) Данная работа охватывает широкий круг нравственных понятий, их проявление в жизни каждого человека. Учащиеся могут проанализировать поведение и поступки знаменитых личностей и так же проанализировать свои собственные поступки.
конспект урока.docx
Тема урока: Подготовка к написанию сочинения­рассуждения на морально­ нравственную тему (задание 15.3 в ГИА ­9)  Цели: научить учащихся писать сочинение­ рассуждение по заданиям  15.3, приводя  аргументы из прочитанного текста, собственного жизненного опыта или художественной  литературы, соблюдая правила написания рассуждения; развивать навыки устной и  грамотной письменной речи; воспитывать чувство ответственности. Оборудование: CD­ проектор, презентация, толковый словарь, карточки с  индивидуальными заданиями, магнитная доска. Ход урока: 1. Организационный момент: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас чуть необычный урок. Посмотрите, сколько у нас гостей! И мне бы хотелось, чтобы вы показали свои знания и нашу подготовку к  предстоящим экзаменам государственной итоговой аттестации. Наш сегодняшний урок  посвящен  подготовке к написанию сочинения­рассуждения, что представляет особую  трудность для многих из вас.          2. Целеполагание. ­ Что такое сочинение? Сочинение­ это самостоятельная творческая работа, предполагающая изложение своих  мыслей на заданную тему, где процесс письма – это создание, изобретение и творение. ­ Какие две самые важные задачи каждый должен решить, приступая к сочинению? Что, о чем писать? (содержание) Как писать? (форма)  Работа над построением сочинения ­ рассуждения. Слово учителя: Вопросы классу:  1.Какова схема построения сочинения­рассуждения ( композиция) ? ­Тезис. ­Аргументы (доказательства). ­Вывод.    2. Что такое тезис, аргументы, вывод?  Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать. Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис. Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения. 3. Работа над содержанием. ­ Сегодня мы подробно поговорим о задании 15.3, при выполнении которого вам  необходимо написать сочинение­рассуждение на духовно­ нравственную тему. а) Проведём словарную работу. (по ходу урока дети самостоятельно делают записи в тетрадях) ­ Как вы понимаете значение слова «нравственность»? ­ Вот какое толкование дает словарь Ожегова (читает ученик)  Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек,  этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек  безупречной нравственности. б) Подбор синонимов. ­ Какие качества характера человека отнесем к нравственности? (опрос) составляем  кластер на магнитной доске. (дети пишут в тетрадях) ­ Как можем назвать эти слова во взаимосвязи со словом «нравственность» (синонимы) в) Подбор антонимов. ­ А сейчас я попрошу вас подобрать антонимы к  слову «нравственность». Тетрадь:  Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.  4. Планирование дальнейшей деятельности. ­ Каких же слов больше получилось синонимов или антонимов? ­ Каких людей больше в нашей жизни? Отзывчивых или равнодушных»? ­ В чем проявляются нравственные качества? Примеры. ­ В чем причины людского равнодушия и невнимания? ­ Можно ли воспитать милосердие в себе? 5. Индивидуальная работа. ­ Чтобы ответить на некоторые из этих вопросов и наметить пути своих рассуждений,  проработаем дополнительный материал, приготовленный мной и некоторыми вашими  одноклассниками. – Послушайте  материал о людях, несущих добро в нашу жизнь, посвятивших себя  служению другим людям.  Мать Тереза. Краткая биография Матери Терезы Мать Тереза (Агнес Гонджа Бояджиу) родилась 27 августа 1910 в Скопье (современная  Македония, в те годы Османская империя) в албанской семье. В возрасте 12 лет девочка  решила стать монахиней, в 18 вступила в конгрегацию лоретских сестер, ирландский  католический орден, осуществлявший миссионерскую деятельность в Индии. Сначала она  работала в школе для девочек в Дарджилинге, городе к северу от Калькутты, в течение 20  лет преподавала географию в школе св. Марии неподалеку от Калькутты, несколько лет  была директором этой школы. В возрасте 36 лет почувствовала призыв оставить монастырь и служить бедным, живя среди них. В 1948 основала Орден милосердия и посвятила себя  служению обездоленным жителям калькуттских трущоб. В год, когда ее конгрегация была  официально признана церковью, приняла индийское гражданство (1950). К моменту, когда  мать Тереза получила Нобелевскую премию, сестры ордена работали уже во многих  странах. Мать Тереза однажды сказала о своем служении, что оно основано на ее вере в Христа. Из­ за того, что мы не видим Христа, мы не можем выразить ему нашу любовь, но ближних  всегда можем видеть и по отношению к ним поступать так, как поступали бы по  отношению ко Христу, если бы видели его. В марте 1997 мать Тереза по состоянию здоровья сложила с себя обязанности  настоятельницы ордена, и ее место заняла сестра Нирмала. Умерла мать Тереза в  Калькутте 5 сентября 1997. Доктор Л. Рошаль.  ­ Доктор Рошаль Л. М. родился в семье военного летчика 27 апреля 1933 года в городе  Ливны.. В настоящее время директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и  травматологии (НИИ НДХиТ) Департамента здравоохранения города Москвы.       годуРошаль стал председателем Международного комитета помощи        году участвовал в спасении детей, пострадавших во время землетрясения в  В 1988 Армении. В 1990 детям при катастрофах и войнах. В этот комитет вошли известные специалисты­медики со  всего мира. Тогда же он возглавил Международный благотворительный фонд помощи  детям при катастрофах и войнах, созданный для того, чтобы обеспечивать  транспортировку, покупку оборудования и питание врачей, входящих в международную  бригаду неотложной помощи Кроме этого, помогал детям, пострадавшим во время революций в Румынии, войн  в Ираке (1991),Югославии, Палестинской автономии, Чечне, а также во время  землетрясений в Японии, Египте,Афганистане (1998), Турции (1999) и Индии (2001). Вёл переговоры с террористами во время террористического акта на Дубровке (2002):  благодаря участию Рошаля из здания Театрального центра были выведены восемь детей, а  заложникам были переданы вода и медикаменты.Также вёл переговоры с террористами во  время террористического акта в Беслане (2004).Рошаль выступал против войны в Чечне. Фонд «Подари жизнь»     В 2006 году  26 ноября был основан благотворительный фонд помощи детям с  онкогематологическими и иными тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь». Галина  Чаликова создатель и первый директор фонда. Две великие актрисы Чулпан Хаматова и  Дина Корзун стали учредителями фонда.      В 2005 году состоялся первый благотворительный концерт «Подари жизнь»,  приуроченный к Международному дню защиты детей, который и положил традицию  ежегодных благотворительных концертов. В прошедшую субботу фонд отметил 10­летний  юбилей! За эти 10 лет работы были спасены 35 000 детских жизней!     Великие женщины с добрыми и чистыми сердцами объединили таких же  самоотверженных волонтеров, которые уже много лет помогают несчастным больным  детям стать здоровыми, помогают врачам спасать детские жизни. В 2011 году Галина Чаликова умерла. Но дело, начатое милосердой женщиной,  продолжается. В задачи фонда входит сбор средств на лечение и реабилитацию больных детей и помощь  клиникам, для детей и подростков. Фонд "Подари жизнь" содействует развитию донорства (Инициативная группа «Доноры –  детям»), привлекает внимание общества к проблемам больных детей, содействует  волонтерскому движению при детских онкологических клиниках. Фонд не имеет филиалов и представителей, находится только в Москва. Имеет  партнерский фонд в Лондоне "Gift of Life". На сайте фонда Вы можете узнать как можно помочь больным деткам не только деньгами,  но и по­другому: стать донором, волонтером, поучаствовать в благотворительной акции,  помочь семьям деток, прикотовить подарки, разместить у себя на сайте баннер... Можно просто перечислить деньги в фонд, а можно оказать адресную помощь на  конкретное мероприятие (медицинский транспорт, покупка лекарств. реактивов,  содействие ранней диагностике онкозаболеваний) или конкретному ребенку. Если у человека в семье случилось горе и болен ребенок ­ можно обратиться в фонд с  надеждой на помощь. 6. Работа с текстом  Сейчас я предлагаю вашему вниманию текст. ­ Сегодня мы поговорим об одном из главных в наше время, на мой взгляд, нравственных  понятий – сострадании.                                          ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ (1)С того самого дня, как сыну передалось моё давнее увлечение  марками, и у меня  кончилась спокойная жизнь. (2)Я снова стал вести существование дикого охотника за  марками...      (3)Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал…          (4) ­ Ну что ты волнуешься? (5)У  мальчика  это возрастная болезнь вроде кори.  (6)Переломный этап в психике. (7)Это пройдет!­ убеждала меня жена.        (8)Пройдет... (9)Святое материнское заблуждение! (10)Если  бы она знала, что  из  заначек, которые  теперь значительно превышали мои былые дофилателистические  потребности, можно  было бы  купить  ей  давно  обещанную  шубку,  она не  говорила  бы   так легкомысленно…         (11)Филателистические бури продолжали расшатывать корпус нашего  семейного  корабля и вызывали  всё усиливающуюся финансовую течь. (12)И во всем были виноваты  марки! (13)В  конце  концов я смирился: они заставляли нас с сыном нырять в разные словари и справочники, каждый раз позволяли чувствовать себя первооткрывателями. (14)Мне уже  мерещилась  мировая  известность  моего выдающегося    собирателя...      (15)­ Ну­с, брат,  ­  обратился  я  как­то к  сыну после  вечернего  чая, в блаженном    предвкушении  потирая   руки. (16) ­  Мне   удалось  выцарапать  две прелюбопытнейшие   марочки Британской Гвианы.  (17)Доставай­ка свой альбомчик…(18)­  Понимаешь,  папа...  ­  сын посмотрел на  меня распахнутыми  до  дна глазами. (19)­ Я давно хотел тебе  сказать....(20)У меня нет альбома...      (21)­ Потерял?!  ­  всхлипнул я и  в предынфарктном состоянии опустился  на диван­ кровать.      (22)­  Ну  что  ты,  папочка!  ­ снисходительно пожал плечами  сын,  видимо, несколько   шокированный такой вопиющей глупостью  родителя.  (23)­ Просто у меня сейчас его нет.      (24)­ Ага... ­ радостная догадка осенила меня. (25)­ Ты на время дал посмотреть его  своему товарищу?   (26)Молодец!  (27)А далеко он живет, этот твой товарищ?!      (28)­ Папа... (29)Это мальчик, у которого парализованы обе ноги, над ним шефствует  наша школа. (30)Он не может ходить, понимаешь, ­ совсем  не может! (31)Никуда не   может ездить. (32)Разве в его коляске далеко уедешь? (33)Я  подарил ему  свой альбом… (34)Ты не будешь очень на меня сердиться, а, пап? (35)Я ведь могу пойти и в музей, и на  стадион, и  в кино, и  потом, попозже, съездить  в другие страны...       (36)­ А ты  не жалеешь  о своем альбоме? ­ безжалостно спросил  я. (37)­ Только  честно?      (38)­ Да,  папа, жалею... (39)Сначала – очень жалел, а  теперь  ­ чуть­чуть... (40)Видишь  ли, он так обрадовался, что даже заплакал. (41)Понимаешь, не кричал, не смеялся, а  заплакал. (42)Неужели от  радости  тоже  можно плакать?(43) А,  пап? (44)И  мне теперь  очень­очень хорошо... (45)Так ты не сердишься?      (46)Ну что  я мог сказать? (47)У него в руках был целый мир ­ он щедро подарил его  другому.  (48)Это  был мой сын, и он стал взрослым. (49)Поэтому я не обнял его и не  поцеловал, как раньше, а только молча протянул ему руку.          (50)И мы обменялись крепким понимающим рукопожатием...                                                                                                (По Л.Куклину) Задание 15.3 к данному тексту звучит следующим образом. Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте  данное Вами определение. Напишите сочинение­рассуждение на тему «Что такое  сострадание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера­аргумента, подтверждающих Ваши  рассуждения: один пример­аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из  Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. ­ Сегодня мы поговорим об одном из главных в наше время, на мой взгляд, нравственных  понятий – сострадании. Тезис. ­ Как вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ? ­ Предлагаю вновь обратиться к толковому словарю. (читает ученик, все дети записывают в тетрадь) данное определение и будет служить тезисом в сочинении. Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим­нибудь несчастьем, горем. Сделать  что­нибудь из сострадания. Аргумент 1. ­ Я предлагаю вам поразмышлять и ответить на некоторые вопросы по тексту. Почему альбом с марками можно назвать целым миром? Филателисты узнают много нового о странах, людях, предметах, событиях и т.д.,  которые  изображены на марках.      («Они заставляли нас с сыном нырять в разные словари и справочники, позволяли  каждый раз чувствовать себя первооткрывателями».      «Мне   удалось  выцарапать  две прелюбопытнейшие  марочки Британской Гвианы».)  Стоимость редких марок обычно очень высока, поэтому даже небольшая часть проданной  коллекции могла бы дать возможность сыну путешествовать по всему миру.               («Из заначек, которые  теперь значительно превышали мои былые  дофилателистические потребности, можно  было бы  купить  ей  шубку…») Почему сын щедро подарил этот мир  другому ? Причина 1. «Это мальчик, у которого парализованы обе ноги. Он не может ходить, совсем  не может!  Никуда не  может ездить. Разве в его коляске далеко уедешь?»  «Он так обрадовался, что даже заплакал. Не кричал, не смеялся, а заплакал. Неужели от   радости  тоже  можно плакать?»  Причина 2. «Я ведь могу пойти и в музей, и на стадион, и  в кино, и  потом, попозже, съездить  в другие страны...»  Определяем идею текста «Сначала – очень жалел, а  теперь  ­ чуть­чуть... И  мне теперь очень­очень хорошо...» «Это  был мой сын, и он стал взрослым». «Мы обменялись крепким понимающим рукопожатием...» Для сына, как и для отца, радость больного мальчика от искренне сделанного щедрого  подарка оказалась гораздо важнее собственного увлечения, финансовых затрат, радужных  мечтаний. Одним поступком сын доказал свою нравственную состоятельность, взрослость.      Сострадание и милосердие– вот настоящие ценности жизни, дороже которых  нет ничего. Аргумент 2.  В данном сочинении 2­ым аргументом может служить пример из художественной  литературы. Назовите эти произведения (учащиеся называют произведения Л.Толстого  «Чем люди живы», В. Короленко «Дети подземелья», Л.Толстого «Кавказский  пленник», В. Распутина «Уроки французского», а также приводят примеры из жизни).  Сегодня я предлагаю вашему вниманию просмотр фрагмента из к/ф «Чем люди живы».  Собеседование с классом.  ­ Что же в людях есть? ­ Чего не дано людям? ­ Чем люди живы? Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него  рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом. В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что…(дети формулируют вывод) В тетради  записывают: Главное оставаться Человеком в любой ситуации. Милосердие, сострадание – это основа  нашей жизни. Домашнее задание: написать сочинение – рассуждение на морально – этическую тему (и  15.3) по предложенному тексту Л.Куклина Мы сегодня много говорили о нравственных качествах человека, о них же можно прочитать и в словах выдающихся и известных нам всем людях.и я предлагаю вам составить памятку  «Жизненных правил» Памятка «Жизненных правил». 1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей. 2. Умейте видеть достоинства людей, цените их. 3. Научитесь прощать людям их слабости, умейте повиниться и прощать обиды. 4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации. 5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим. 6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент. 7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких. 8. Работа с цитатами. – Прочитайте цитаты. Обдумайте их. Объясните значение. ­ Как сможем использовать в работе? Цитаты: 1.Законы природы начертаны в сердце каждого человека­ответ о причинах людских поступков скрывается только в человеческом сердце. Де Сад 2.Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим.  Д.С.Лихачёв 3.Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда­то ехать, то  это едва ли милосердие. Л.Н.Толстой 4.Тревожьтесь обо мне Пристрастно и глубоко. Не стойте в стороне, Когда мне одиноко. Желайте мне добра И рядом и не рядом… Е.Евтушенко 5.Разберёмся во всем, что видели, Что случилось, что сталось в стране, И простим, где нас горько обидели По чужой и по нашей вине. С.Есенин 9. Рефлексия. (тетрадь ­запись примеров, какие сможем использовать). Вывод уроку: О чем мы говорили? Что нового для себя вы узнали?

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-нравственную тему (задание 15.3 в ГИА -9)

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-нравственную тему (задание 15.3 в ГИА -9)

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-нравственную тему (задание 15.3 в ГИА -9)

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-нравственную тему (задание 15.3 в ГИА -9)

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-нравственную тему (задание 15.3 в ГИА -9)

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-нравственную тему (задание 15.3 в ГИА -9)

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-нравственную тему (задание 15.3 в ГИА -9)

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-нравственную тему (задание 15.3 в ГИА -9)

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-нравственную тему (задание 15.3 в ГИА -9)

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-нравственную тему (задание 15.3 в ГИА -9)

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-нравственную тему (задание 15.3 в ГИА -9)

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-нравственную тему (задание 15.3 в ГИА -9)

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-нравственную тему (задание 15.3 в ГИА -9)

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-нравственную тему (задание 15.3 в ГИА -9)

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-нравственную тему (задание 15.3 в ГИА -9)

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-нравственную тему (задание 15.3 в ГИА -9)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017