Урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС «Виды подчинения придаточных предложений» 9 класс
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС «Виды подчинения придаточных предложений» 9 класс

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
10.06.2017
Урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС   «Виды подчинения придаточных предложений»  9 класс
Цели урока: научить определять вид подчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными; сформировать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры.Задачи урока: Предметные результаты: - расширить представление учащихся о сложноподчиненных предложениях, о видах соподчинения; - повторить и углубить сведения о синтаксисе сложного предложения; - повторить виды придаточных предложений; - формировать навыки и умения грамотного письма; - закреплять знания терминов, обучать участию в беседе, построению высказывания. Метапредметные результаты: - развивать умение систематизировать, анализировать; - развивать внимание и речь, логическое мышление; - развивать навыки работы в малых группах (в парах и группе); Личностные результаты: - воспитывать потребность в знаниях; - воспитывать любовь к родному языку. Тип урока: изучение нового материала. Формы работы учащихся: работа в группах, индивидуальная, фронтальнаяТип урока: изучение нового материала. Продолжение работы по подготовке к экзамену. Тема урока связана со сложноподчиненными предложениями. Учащиеся знакомятся с новыми видами синтаксических конструкций.
Виды подчинения придаточных предложений.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 ст.Александровской» Майского района Кабардино­Балкарской Республики Урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС  «Виды подчинения придаточных предложений» 9 класс                                                                                                                                   Учитель русского языка и                                                                                          литературы Диденко О.Б 2016 1 Урок: «Виды подчинения придаточных предложений» Цели   урока:   научить   определять   вид   подчинения   в   сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными; сформировать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры. Задачи урока:  Предметные результаты: ­ расширить представление учащихся о сложноподчиненных предложениях, о видах соподчинения;  ­ повторить и углубить сведения о синтаксисе сложного предложения; ­ повторить виды придаточных предложений; ­ формировать навыки  и умения грамотного письма; ­   закреплять   знания   терминов,   обучать   участию   в   беседе,   построению высказывания.  Метапредметные результаты: ­ развивать умение систематизировать, анализировать; ­ развивать внимание и речь, логическое мышление; ­ развивать навыки работы в малых группах (в парах и группе); Личностные результаты: ­ воспитывать потребность в знаниях; ­ воспитывать любовь к родному языку. Тип урока: изучение нового материала. Формы работы учащихся: работа в группах, индивидуальная, фронтальная Оборудование урока: компьютер; интерактивная доска; учебник; тетради; раздаточный материал (тесты, тексты). Ход занятия: 1.Организационный момент.  Учитель:  Ребята, мы продолжаем с вами работу по подготовке к экзамену. Сегодня   у   нас   новая   тема   урока,   связана   она   со   сложноподчиненными предложениями. Мы познакомимся с вами с новыми видами синтаксических конструкций. ­   Посмотрите   внимательно   на   задание   13   одного   из   вариантов   ГИА.   Оно звучит так: 13. Среди предложений 8 – 12 найдите сложноподчиненное предложение с последовательным   подчинением   придаточных.   Напишите   номер   этого предложения. Ответ: __________________________________________. (на доске) ­ Исходя из задания № 13, попробуйте самостоятельно сформулировать тему урока. (Учащиеся формулируют тему урока) 2 (Тест дан каждому ребенку с последующей ­ Тема урока звучит так: «Виды подчинения придаточных предложений» ­Каковы же наши цели и задачи? (Ответы ребят) ­ Научиться определять вид подчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными; сформировать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры. ­ Записываем в тетрадь по ГИА число и тему урока. Прежде чем приступить к изучению новой темы, займемся повторением. 2. Орфографическая разминка проверкой на экране) Учитель: У каждого из вас тест с заданиями – указать слова с чередующейся гласной в корне. Вам нужно найти слово в каждом задании, выделить корень и объяснить, от чего зависит написание данной гласной в корне. (Время – 3 минуты) 1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне: 1. заросли (­роС­ – о, ­раСТ­, ­раЩ) 2. роса 3.мерка 4. запоздалый  Написание гласной в корне зависит от того, какие за ним идут согласные: лаГ­ – а, ­лоЖ­ – о: излагать – изложить; ­роС­ – о, ­раСТ­, ­раЩ­ – а: вырос – расту, выращу. Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль. 2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне: 1. беззаветно 2.   пробираться  (­е­/­и­:)   Правописание   гласной   зависит   от   суффикса, следующего за          корнем. 3. приступить 4. проредить Правописание гласной зависит от суффикса, следующего за корнем. ­бер­ – ­бира­: уберу – убираю ­дер­ – ­дира­: удеру – удираю ­мер­ – мира­: умереть – умирать ­пер­ – ­пира­: запереть – запирать ­тер­ – ­тира­: утереть – утирать ­блест­ – ­блиста­: блестеть – блистать ­стел­ – ­стила­: стелить – застилать ­жег­ – ­жига­: зажег – зажигать ­чет­ – ­чита­: счет – считать  3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне:  1. обнаженный,   2. посвятить  3. поражать 3 построенное   на   основе   согласования,   4. равнина   (равн­ – ­ровн­)Корни, в которых написание гласной зависит от смысла.  ­равн­ – пишется в словах, означающих равенство: Реши уравнение. ­ровн­ – в словах, означающих что­то ровное, т.е. гладкое, прямое:Разровняй складочки. 3.Синтаксическая разминка.  Учитель: Работаем устно. 1 задание (устно) 1.Замените   словосочетание, синонимичным словосочетанием со связью управление.  Согласование на управление. книжный   магазин   (магазин   книг),   дощатый   сарай   (сарай   из   досок),   в хрустальной вазе (в вазе из хрусталя), вечерняя прохлада (прохлада вечера), гусиная стая (стая гусей). 2.   Замените   словосочетание,   построенное   на   основе   примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление.  Примыкание на управление. отнестись юмористически (отнестись с юмором), тоскливо сжалось (сжалось с тоской), испуганно смотрят (смотрят с испугом), солидно правил (правил с солидностью) 3. синонимичным словосочетанием со связью примыкание.  Управление на примыкание. ел с жадностью (ел жадно), сел за обед (сел обедать), выбралась с ловкостью (выбралась ловко), говорит с радостью (радостно говорит) 4. синонимичным словосочетанием со связью согласование.  Управление на согласование. Басня Крылова (крыловская басня),  выставка картин (картинная выставка), годы войны (военные годы), клубника на лугу (луговая клубника) 2 задание (У каждого учащегося лист с заданием; один работает у доски) Учитель: грамматические основы, укажите границы, определите вид придаточного. [Вид у него был такой], (как будто его кто – то обидел).(определительное)  Запишите   сложноподчиненные   предложения,   Замените   словосочетание,   построенное   на   основе   управления,  Замените   словосочетание,   построенное   на   основе   управления,   выделите [  Х ],       (какой…) [Была ночь ], (когда я вышел на улицу из дома), (где в кругу близких читал свой рассказ),( потому что доверял их литературному вкусу) (   1придаточное   –   определительное,   2   –   определительное,   3   ­ изъяснительное)        Какая?                              Какого?                   Почему? 4 [  Х ],       (когда…) ,    (где..),    ( потому что ….) ­ Чем отличаются эти предложения? (в 1­м одно придаточное, во 2­м ­ три придаточных). Вывод:  Сложноподчиненное предложение может иметь одно или несколько придаточных предложений. 4.Изучение новой темы Учитель:  Проведем   исследование.   Вспомним   материал   по   физике   «Виды соединения проводников» ­ Какие виды соединений проводников существуют?  (Последовательное и параллельное) ­   Как   соединяются     проводники   при   последовательном   соединении? (последовательно соединенные приемники электрического тока следуют друг за другом, пример – елочная гирлянда). ­ Как соединяются проводники при параллельном соединении?  (Все   проводники   соединяются   в   двух   точках   ­   узлах.   При   параллельном соединении   начала   всех   проводников   присоединяются   к   одной   точке электрической цепи, а концы – к другой). ­  Учитель: Мы отметили такие явления, как последовательное и параллельное подчинение. В русском языке тоже есть такие явления.  Мы увидели, что в сложноподчиненном предложении может быть несколько придаточных   предложений.   В   этом   случае   важно   понять,   как   все   части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется.  Возможны три вида подчинения придаточных предложений: 1) последовательное подчинение,  2) параллельное подчинение,  3) однородное подчинение. 1.Последовательное подчинение  При   последовательном   подчинении   образуется   цепочка Учитель: предложений:   главному   предложению   подчиняется   первое   придаточное, первому   придаточному   –   второе   придаточное   и   т.д.   При   этом   виде подчинения   каждое   придаточное   является   главным   для   последующего придаточного. ­ Рассмотрим (Все предложения на доске) 5 [Я боюсь], (что  Анна  опоздает  на экзамен), (который  должен начаться рано утром).(1придаточное – изъяснительное, 2 – определительное) Схема: [ … ], (союз что … ), (союзное слово который…).      чего?                                      Какой?                    [  Х ],       (что…) , (который…) (Последов.,   если   убирается   часть   цепи   или   предложения,   нарушается электрическая цепь, смысловая и грамматическая целостность предложения) ­ При последовательном подчинении придаточное, относящееся к главному,  называют придаточным первой степени, а следующее придаточное –  придаточным второй степени и т.д. 2.Параллельное подчинение Учитель:  Если   к   одному   главному   предложению   относятся   придаточные предложения   разных   типов,   то   образуется   параллельное   подчинение.   При этом виде подчинения оба придаточных относятся к одному главному. Важно, что эти придаточные разных типов, и они отвечают на разные вопросы. (Когда вошла учительница), [ребята встали], (чтобы поприветствовать её). (1 – времени, 2 – цели) Схема: (союзное слово когда … ), [ … ], ( союз чтобы …).      когда?                                      С какой целью?                     (когда…) , [  Х ],  (чтобы…) (Параллел.,   если   убирается   часть   цепи   или   предложения,   не   нарушается электрическая цепь, и смысловая и грамматическая целостность предложения 3.Однородное подчинение Если   придаточные   предложения  являются   предложениями   одного   типа  и относятся   к   одному   и   тому   же   члену   главного   предложения   или   всему главному в целом, то образуется однородное подчинение. При однородном подчинении придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос. [Я  неожиданно  почувствовала],   (как  напряжение   спало)   и   (как  легко стало у меня на душе). (Оба придаточные изъяснительные) Схема: [ … ], (союз как … ) и (союз как … ). Что? 6 [  Х], (как..)и (как..) ­ Придаточные изъяснительные предложения аналогичны однородным членам предложения,   между   собой   они   связаны   союзом   и.   Оба   придаточных относятся к члену предложения в главном. Запятая между ними не ставится. 5.Закрепление Учитель:  Работа   по   группам.   препинания, определить вид подчинения придаточных предложений  1 группа.  Он кидался на оленей и натягивал веревку, пока не убедился, что животные стоят.   Выполнить   задание:   расставить   знаки    До каких пор?                            В чем?                                    [ …натягивал], (пока…не убедился), (что…) Последовательное подчинение 2 группа.  Теперь,  когда  олени были отрезаны от тальникового мыса,  когда  он отвел самую большую для стада опасность, Арсин понемногу успокоился… Когда?                       [  …, (когда…), (когда…)…успокоился ] Однородное подчинение 3 группа.  Когда  начался   хвойный   лес,   он   сразу   же   почувствовал,  насколько  здесь слабее ветер. Когда?    Что?                                     (Когда …начался), […почувствовал ], (насколько…)  Параллельное подчинение 6.Оценка учебно – познавательной деятельности. Учитель:  Сейчас мы с вами проведем оценку вашей учебно­познавательной деятельности. У каждого из вас лист с заданием и критериями оценивания. За каждое выполненное задание вы ставите себе баллы, затем подводите итог путем перевода баллов в оценки. ФИ задания 1 2 3 4 итог 7 Задание   1.  Среди   предложений   найдите   сложноподчиненное предложение   с   параллельным   подчинением   придаточных.   Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист. 1)   Арсину   ничего   не   оставалось   делать,   как   начать   стаскивать   с   себя наполненные водой и разбухшие, словно бревна, брезентовые бродни, насквозь промокшую   малицу.  2)  Когда   в   избушке   стало   совсем   тепло,   Тая   вышла, чтобы он остался один и смог высушить холщовую рубаху и брюки.  Задание   2.  Среди   предложений   найдите   сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист. 1).   Еще   не   было   подвижки   льда,   и   забереги   оставались   пока   узкими   и мелкими:   даже   отсюда   было   заметно,   что   вода   едва   достигает   брюха животных.   2)   Рядом   с   некоторыми   важенками   семенили   только­только появившиеся   на   свет   оленята.  3)  Арсин   видел,   как   нерешительно   малыши пускались   вплавь,   как   усиленно   при   этом   хоркали   важенки,   делая   сигнал следовать за ними.  Задание   3.  Среди   предложений   найдите   сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением придаточных. Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист. 1)Бульканье воды под копытами становилось все громче, и Арсин понял, что на   остров   переправляется   довольно   большое   стадо,   которое   движется   все быстрее и быстрее. 2) Чтобы убедиться в этом, он решил залезть наверх по лестнице, сооруженной для обзора окрестности еще   тогда, когда строили с отцом избушку. 3)На две стоявших рядом лиственницы они набили с десяток прочных поперечин – получилось надежное сооружение, служившее исправно вот уже почти пять десятков лет… (по Р.Ругину) Задание   4.  Среди   предложений   найдите   сложноподчиненное предложение   с   параллельным   подчинением   придаточных.   Укажите номер предложения. Ответ впишите в оценочный лист.     1) Он не мог сказать, сколько времени тащился на отяжелевших камусах, куда   шел.   2)   Опомнился   лишь   на   берегу   широкого     Мелексимского   сора, километрах в двадцати от  прежнего места. 3)  Поднял  голову:  солнце уже приближалось к полудню… (по Р.Ругину) (Проводится проверка заданий по контрольному листу учителя и оценочным листам) 7. Рефлексия. В конце   урока  можно  дать  ребятам  небольшую анкету, которая  позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие   элементы   урока   обращается   особое   внимание.   Можно   попросить учащихся аргументировать свой ответ. 8 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно 7.Итог урока  Подведем итог урока: ­   Назовите   способы   подчинения   придаточных   в   сложноподчиненном предложении? ­ Для чего нужно знать группы СПП по способу подчинения? (Чтобы расставить знаки препинания в СПП   с несколькими придаточными, выполнять тестовые экзаменационные задания) 8.Домашнее задание: Тест. 1.Укажите СПП с однородным подчинением. А) Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне, что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне. Б) Чем ближе подходит катер, тем светлее казалась ему ночь, хотя всякий назвал бы эту темноту кромешной. В) Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой. 2. Определите тип подчинения придаточных предложений. Когда наступало первое тепло, не было дня с самого моего раннего детства, чтобы я не ходил играть в ближний сад медицинской академии. А) Однородное.   Б) Параллельное (неоднородное).    В) Последовательное. 3. Найдите СПП с несколькими придаточными.  А) Одни только грачи, состарившиеся в степи, покойно носились над травой или   же   равнодушно,   ни   на   что   не   обращая   внимания,   долбили   клювами черствую землю. Б)   Тихо,   как   умеют   только   звери,   медведь   сидел   возле   неподвижной человеческой фигуры, едва видневшейся на склоне сугроба. В) Как ни была она взволнована, она не могла не ответить, что немцы не располагают здесь зенитной артиллерией. 4. Укажите СПП с последовательным подчинением. 9 А) Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!                   Б) Ночь была так черна, что в первые минуты, пока глаза не притерпелись, приходилось ощупью отыскивать дорогу. В)   Когда   все   части   снова   были   оттянуты   к   шоссе,   пришло   известие,   что командир ранен в голову. 5. Укажите СПП с однородным подчинением. А) Я подошёл к остановке, где никого не было, потому что автобус только что отошёл. Б) Вопрос не в том, кто виноват, а вопрос в том, что теперь делать. В) Произошло такое, о чём Давыдов долго не мог забыть  и что время от времени заставляло его содрогаться. 10

Урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС «Виды подчинения придаточных предложений» 9 класс

Урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС   «Виды подчинения придаточных предложений»  9 класс

Урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС «Виды подчинения придаточных предложений» 9 класс

Урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС   «Виды подчинения придаточных предложений»  9 класс

Урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС «Виды подчинения придаточных предложений» 9 класс

Урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС   «Виды подчинения придаточных предложений»  9 класс

Урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС «Виды подчинения придаточных предложений» 9 класс

Урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС   «Виды подчинения придаточных предложений»  9 класс

Урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС «Виды подчинения придаточных предложений» 9 класс

Урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС   «Виды подчинения придаточных предложений»  9 класс

Урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС «Виды подчинения придаточных предложений» 9 класс

Урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС   «Виды подчинения придаточных предложений»  9 класс

Урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС «Виды подчинения придаточных предложений» 9 класс

Урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС   «Виды подчинения придаточных предложений»  9 класс

Урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС «Виды подчинения придаточных предложений» 9 класс

Урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС   «Виды подчинения придаточных предложений»  9 класс

Урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС «Виды подчинения придаточных предложений» 9 класс

Урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС   «Виды подчинения придаточных предложений»  9 класс

Урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС «Виды подчинения придаточных предложений» 9 класс

Урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС   «Виды подчинения придаточных предложений»  9 класс
скачать по прямой ссылке
сегодня на курсы переподготовки
для учителей