1. Самоопределение к деятельности.
Здравствуйте! Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют
гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках
русского языка. Начинаем наш урок. Повторим правило, которое
помогает нам в учёбе:
слайд № 1
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Молодцы! Садитесь на свои места.
2. Актуализация опорных знаний.
Хорошо, молодцы! А сейчас мы проверим, как же красиво и
правильно вы пишите.
Я тетрадочку открою и как надо положу,
Я друзья от вас не скрою ручку правильно держу.
Запишите число и классная работа.
Обменяйтесь тетрадями и подчеркните буквы, которые написаны
некрасиво.
Напишите подчеркнутые буквы красиво и аккуратно.
Зачем нам нужна минутка чистописания?
Продолжите фразу: слайд № 2
Урок у нас сегодня будет…
занимательный, интересный, увлекательный.
Что можете о них сказать?
Повторим, что мы знаем о синонимах .
Какие слова называются синонимами? слайд № 3
Синонимы – это слова близкие по значению.
Для чего используют синонимы в речи?
Благодаря использованию синонимов речь становится
богатой, яркой, выразительной, без повторов.
3.Постановка учебной задачи. Сейчас я хочу предложить вам задание, которое предлагали детям
–шестилеткам на подготовке.Им предложил сравнить разные
предметы. У них получились такие высказывания.
Этот пруд чистый, а тот глубокий. слайд №4
Этот ребёнок весёлый, а тот вежливый. слайд №5
Этот дом новый, а тот просторный. слайд №6
Всё ли вам нравится в этих предложениях? (Дети неправильно
сравнили)
Давайте исправим эти предложения. слайд № 7
Какие значения у слов чистыйгрязный, весёлый – грустный,
новыйстарый? (противоположные)
Объясните орфограмму в слове грустный, весёлый.
Эти слова похожи на синонимы?
Значит, это другие слова. Кто знает как они называются? А хотите
узнать?
Итак, мы подошли к теме нашего урока. слайд № 8
(антонимы)
Давайте поставим перед собой задачи. слайд № 9
Что узнаем?(что такое антонимы, для чего нужны антонимы)
Чему будем учиться?(подбирать антонимы, употреблять их в речи)
Как будем работать? (Активно, дружно, быть внимательными,
стараться т .д.)
4.Построение проекта и выхода из затруднения.
Можем ли мы уже сейчас после выполнения первого упражнения
вывести правило о том, какие слова называются антонимами?
слайд № 10
Антонимы – это слова противоположные по значению.
Прочитайте предложения. слайд № 11
Этот пруд чистый, а тот глубокий.
Этот ребёнок весёлый, а тот вежливый.
Этот дом новый, а тот просторный. В чём ошибка человека, который составил эти предложения? ( не
умеет правильно подбирать антонимы).
Какой становится от этого речь? ( Его речь смешная,
неправильная).
Можно ли сделать вывод о роли антонимов в нашей речи?
слайд № 12
Антонимы делают нашу речь красивой, правильной, более
точной.
Исходя из этого упражнения, подумайте, где мы сталкиваемся с
тем, что нам необходимо правильно подобрать антонимы? ( когда
мы сравниваем чтото противоположное)
Например, героев мультфильмов, сказок, рассказов.
Приведите такие примеры противоположных героев.
Волк и Заяц слайд № 13, Том и Джерри слайд № 14,
Марфушенька и Настенька слайд № 15
А как их звали в сказке «Мороз Иванович» Одоевского?
( Ленивица и Рукодельница) слайд № 16
Что это за слова? (антонимы)
Сейчас я предлагаю вам задание, похожее на то, что мы делаем
на уроке чтения при составлении характеристики героя .
Работа в группах (карточки)
Составьте характеристику этих героев, используя антонимы.
Умная, добрая, вежливая, трудолюбивая, глупая, злая, грубая,
ленивая.
5. Первичное закрепление
Работа в парах.
Поблагодарите друг друга за плодотворную работу и отправимся
дальше.
Поиск антонимов. слайд №17
Вам предлагаются карточки со словами. Надо составить из них
пары антонимов. толстый сладкий
горький продавать
строить неприятель
рука разрушать
друг тонкий
покупать старый
молодость
Я смотрю у вас остались слова. Давайте разбираться.
Почему ?
А почему осталось слово рука? ( у этих слов нет антонимов)
Какой вывод напрашивается? слайд № 18 (не все слова имеют
антонимы).
Почему молодость и старость не являются антонимами?
слайд №19
Антонимы отвечают на один и тот же вопрос и являются одной
частью речи.
6. Физминутка для глаз.
слайд № 20
7.Самостоятельная работа с проверкой.
слайд № 21
Прочитайте текст.
Сегодня на улице холодный день. Стоит пасмурная погода. По
небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Под ногами сырая земля.
Какое настроение возникает после прочтения текста? (грустное,
печальное, тоскливое)
С помощью каких слов передается это настроение?
С помощью слов антонимов замените пропущенные слова.
Тёплый, ясная, лёгкие, белые, сухая. Сегодня на улице ___________ день. Стоит _______________
погода. По небу плывут _______________ ___________________
тучи. Под ногами __________ земля.
Проверка. слайд № 22
Запишите 3 предложение и найдите главные члены предложения
Прочитайте текст
Какое настроение передает ваш текст?
Изменилось ли настроение? Весёлое радостное, праздничное
Почему? (использовали антонимы – слова противоположные по
смыслу)
С таким настроение мне бы хотелось закончить наш урок.
Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока. Нашли ли
ответ на поставленные вопросы?
слайд № 23
Что такое антонимы. ( противоположные слова.)
– На какие вопросы отвечают слова – антонимы. (Антонимы –
слова одной части речи, отвечают на один и тот же вопрос.)
– Для чего нужно использовать слова – антонимы? (Делают речь
более выразительной, яркой. Умело включенные в речь
АНТОНИМЫ могут сделать фразу острой, убедительной.
Повышают и обогащают культуру речи.)
– Как работали на уроке, чтобы выполнить поставленные задачи?
– (Работали дружно, были внимательными, старались?)
Какие задания вам показались наиболее трудными? Наиболее
важными? Наиболее интересными? При выполнении, какого
задания вы чувствовали себя уверенно? Почему?
Чтобы наше настроение не ухудшилось, давайте украсим наш
класс цветами. У вас на столах цветочки красного, желтого и
синего цвета. Возьмите их в руки. Вспомните весь наш урок и
оцените всю свою работу на уроке. Прикрепите на доску с
помощью магнитов.
слайд № 24
красные цветочки многое не понял, работа не удалась, голубые цветочки было интересно, но при выполнении заданий вы
испытывали затруднения
жёлтые цветочки было интересно и легко
слайд № 25
Домашнее задание с .68 упр. 333
слайд № 26
Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Антонимы"
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Антонимы"
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Антонимы"
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Антонимы"
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Антонимы"
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Антонимы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.