Урок русского языка во 2 классе по теме: "Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после шипящих".

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: • формировать у детей интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову; • на основе повторения ранее изученного материала развивать умение видеть орфограмму «Гласные после шипящих» в слове, графически обозначать ее; • создать условия для применения знаний и умений по данной теме в знакомой и новых учебных ситуациях. • развивать умения работать в группе. • закрепление учебного материала невербальными средствами Тип учебного занятия: комплексное применение знаний и умений. Методы и технологии работы на уроке: • иллюстративно-объяснительный; • проблемно - диалоговый; • ИКТ. Формы работы: групповая, парная, индивидуальная.
Иконка файла материала правописание гласных после шипящих.doc
Урок   русского   языка   во   2   классе   по   теме: "Упражнение в написании слов с буквами и, у, а после  шипящих".  Цель:  формировать   у   детей   интерес   к   русскому   языку,   привлекая   внимание   детей   к «живому» слову; на   основе   повторения   ранее   изученного   материала   развивать   умение   видеть орфограмму «Гласные после шипящих» в слове, графически обозначать ее; создать условия для применения знаний и умений по данной теме в знакомой и новых учебных ситуациях. развивать умения работать в группе. закрепление учебного материала невербальными средствами     Тип учебного занятия:  комплексное применение знаний и умений. Методы   и  технологии  работы  на  уроке: иллюстративно­объяснительный;  проблемно ­ диалоговый;      ИКТ. Формы работы: групповая, парная, индивидуальная. Оборудование:  учебник «Русский язык» – 2 кл. Авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина; «Толковый словарь русского языка для школьников». Авт. Козлова;  «Занимательный русский язык» (нескучный учебник). Авт. Г. Александрова; карточки для работы у доски и индивидуально; конверты для работы в парах и индивидуально; кружки для рефлексии;        мультимедийный проектор, экран;   презентация; подарки для учеников. Межпредметные связи:     литературное чтение. окружающий мир риторика                                                               Учитель: Родина Татьяна Валериевна, ВККСлайд № 1 Ход урока: I.Организационный момент.       Слайд № 2 Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: “Будет интересно!” Повторим материал, закрепим умения, Чтобы каждый мог сказать: “Это всё умею я”. Психологический настрой на работу. Слайд № 3 Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы хорошо учимся!  Все у нас получится! II. Минутка чистописания. – Вспомним 5 «золотых» правил русского языка. Слайд № 4  Пишу красиво, чисто, аккуратно, грамотно.  Начало предложения пишу с заглавной буквы, в конце ставлю знак препинания.  Пишу, проговаривая себе по слогам.  Переношу слова по слогам.  Помню о красной строке. – Открываем тетради, записываем число, классная работа. – С чего начинаем уроки русского языка? (с чистописания) – Для чего нужна минутка чистописания? – Посмотрите внимательно на экран, Слайд № 5 пропишите в воздухе букву, а затем в  тетради.  Пропишите буквосочетания. Слайд № 6 Хо // сс // ээ // ро // эс // шо // 2III. Вступительное слово – Я думаю, каждый из вас не раз задумывался над тем, почему все вокруг называется так, а не   иначе?   Как   образуются   слова?   Откуда   пришли   к   нам   в   язык   те   или   иные   слова   и выражения, какое имеют лексическое значение? На уроках русского языка мы постоянно ищем и находим ответы на эти вопросы, и этот урок не будет исключением. А чем еще мы будем заниматься на уроке, я думаю, чуть позже, вы скажете сами.  – А почему нужно искать ответы  на эти вопросы? Ответы детей. IV. Актуализация знаний Разминка   Слайды № 7­11 1. Как называется густой лес, заросли?   Чаща  Опушка  Аллея  Проталинка 2. Какую форму имеет планета Земля?   Круг  Квадрат  Шар  Куб 3. В кого не превращался князь Гвидон?   В комара  В щуку  В шмеля  В муху 4. Какие животные не водятся в наших лесах?  Зайцы   Лисы  Белки  Жирафы 5. Какая из этих птиц умеет летать?   Пингвин  Страус  Щурок  Курица – Какое слово оказалось новым незнакомым? (щурок) –   Обратимся   к   электронному   толковому   словарю   С.И.   Ожегова,   который   находится   в энциклопедии «Кирилла и Мефодия» (На слайде 12  словарная статья из электронной энциклопедии) Щур  –  небольшая северная лесная певчая птица семейства вьюрковых с ярко­красным оперением головы и груди (у самцов). Уменьшительно ­ щурок. 3– Запишите слово. При помощи какой части слова было оно образовано? (суффикса –ок). Выделите. – Что такое суффикс?  – Назовите звуки, с которых начинались слова­отгадки. Слайд № 13 (слова­отгадки  начинались со звуков [ч], [ш], [щ], [ж])    –   Что вы  знаете об этих звуках? (согласные,  шипящие). Дайте  характеристику  этим звукам. Найдите лишнее слово­отгадку, по какому­либо признаку. На доске слова­отгадки: Чаща, шар, щука, жираф, щурок. Слайд № 13, щелчок (Шар – нет орфограммы «Гласные после шипящих»; один слог, а в остальных словах – два.)  –Что такое орфограмма? V. Постановка учебной задачи   – Сформулируйте тему и цели нашего урока. Какую орфограмму повторим? (повторим орфограмму  правописания гласных после шипящих, выполним упражнения на закрепление знаний) VI. Применение знаний Слайд № 14 –   Выделите   в   предложенных   словах   те   части,   которые   вы   видите   напротив   (корень   и суффикс). и вы образуете новое слово, которое обозначает: 1 значение Человек, обычно живущий в лесу, сроднившийся с ним. (лесовик)    лесочек берёзовый листик – Но у этого слова, есть и второе значение: 2 значение  То же, что в русской народной мифологии – сверхъестественное существо, живущее в лесу. (леший) Слайд № 14, щелчок – Запишите, выделите орфограмму. Физкультминутка    Слайд № 15 Мы зарядку начинаем, Наши руки разминаем. (потирание рук) 4Разминаем спину, плечи, Чтоб сидеть нам было легче. (руки перед грудью, рывки руками) А теперь ходьба на месте, Громко топаем все вместе. (ходьба на месте) Мы закончили зарядку, Возвращаемся к тетрадкам. (дети сели за парты). Работа с фразеологизмами. Слайд № 16 – Кого только не встретишь в лесу! Лешего, который внешне напоминает человека, только сильно косматого, со спрятанными в гуще волос рожками. В лесу он старается сбить людей с дороги, напугать. – Кого еще можно встретить в лесу? Догадайтесь, о ком идет речь: За двумя погонишься, ни одного не поймаешь (заяц)   Вертеться, как кто в колесе? (белка)  Кто на ухо наступил? (медведь)  Его ноги кормят. Его не за то бьют, что сер, а за то, что овцу съел. (волк) (записать названия животных в столбик)  Слайд № 17, щелчки –   Во   второй   столбик   напишите   детенышей   этих   животных,   употребив   слова   во множественном числе:    Слайд № 17,щелчки зайчата бельчата медвежата волчата –  При помощи чего образовали эти слова? (суффикс ­ат) Какую орфограмму выделили? В каком слове этой орфограммы нет? Работа в группах.  Слайд № 18 –   Для выполнения следующего задания я предлагаю объединиться в группы. Образуйте слова из предложенных вам букв, но будьте внимательны, в каждом наборе одна буква лишняя. ЖРЧУУЮ ЖУРЧУ  ЩУЮИ ИЩУ (лишняя Ю) (лишняя Ю) (лишняя Ю) ВРЧОУЮ ВОРЧУ ЖВОИАЮЫ ОЖИВАЮ (лишняя Ы) ТРЩЕУЮ ТРЕЩУ (лишняя Ю) 5(Тот, кому досталась в процессе работы «лишняя» буква, объясняет, почему она в  слове «лишняя») –  Из первых букв каждого слова составьте новое слово (ЖИВОТ). Работа над лексическим значением слова живот. (Слайд № 19) 1 значение. Живот – часть тела человека и животных, в которой расположены органы пищеварения. 2 значение. «Волк из лесу в деревню забежал, Не в гости, но живот спасая».  И.А. Крылов Слайд № 19,щелчок «Проговорил морской рак: Не дай мне смерти, а дай живота!» Русская народная сказка «Василиса Прекрасная». –  В каком значении употреблено слово живот в этих отрывках? (жизнь) Слайд №  19,щелчок  Запишите один из понравившихся вам отрывков. Выделите орфограмму. Знакомство со словарем редких и забытых слов В.П. Сомова. –  В русском языке, как, впрочем, и в любом другом, немало устарелых слов и выражений. Слово  живот  во втором значении – устаревшее слово, которое сейчас можно встретить только в литературе. А узнать лексическое значение таких слов всегда можно в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и в «Словаре редких и забытых слов» В.П. Сомова. Минутка отдыха – зарядка для глаз Слайды  № 20­23 Работа в парах  Слайд № 24 – Я думаю, мы не раз еще обратимся на наших уроках к этим словарям, а сейчас я прошу достать   содержимое   конвертов.   Разделите   слова   на   группы   по   какому­либо   признаку (существительные и прилагательные). Подберите к данным существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Фронтальная проверка УЗКАЯ ТРОПИНКА ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ ПОГОДА МЁРТВАЯ РЕДКИЙ ВОДА ЛЕСОК 6ПЛОХОЙ ДЕНЁК – Запишите данные словосочетания в тетрадь, заменяя прилагательные противоположными по смыслу (антонимами), содержащих орфограмму «Гласные после шипящих». Проверка: широкая тропинка чудесная погода живая вода частый лесок хороший денёк Частый – состоящий из близко прилегающих друг к другу частей, густой, сплошной. Работа с текстом                  Слайд № 25 –  Спорить не буду, деньки стоят хорошие и если повезет, то в лесу или в парке мы можем встретить одно удивительное создание. Какое? Узнаете, выполнив следующее задание: – Поставьте «+» в соответствующем столбике. Предложение и ы 1 На пеньке сидел красив…й рыжий зверёк. 2 У зверька был пуш…стый хвост. 3 Он грыз зубами еловую ш…шку. 4 Вдруг снежн…й ком упал с дерева. 5 Зверёк стрелой пр…гнул с пенька на ель. 6 Там было ж…льё зверька. 7 Забрался зверёк в гайно и прикр…лся пушистым хвостиком.                             1 Д Б 2 Е А 3 Л М 4 И О 5 Ц Ч 6 К Т 7 О А –  Воспользуйтесь ключом (Слайд № 26) и проверьте правильность выполнения задания. (Если пропущенные буквы определены верно – получится слово белочка) 7–  Можно ли эти предложения назвать текстом? Что такое текст? Отредактируйте текст  (вместо часто повторяющегося слова зверек употребляют слова белочка, она). Слайд  № 26, щелчок –   Лексическое   значение   какого   слова   вам   непонятно?   (гайно)   Обратимся   к   статье энциклопедии «Кирилла и Мефодия». (Слайд № 27)  Гнездо белок (гайно) шарообразной формы, с боковым входом, сделано из мелких веток. –  В каких словах встретилась орфограмма «Гласные после шипящих»? – Слайд № 28   Найдите в тексте ошибку. О каком времени года идет речь в тексте? Какое предложение даёт нам это понять? (Вдруг снежный ком упал с дерева.)  –  Значит, правильнее будет употребить в этом тексте серая белочка. VII. Итог.  –  Какова была тема нашего урока? А цель? Выполнили мы их? Какие гласные пишутся  после шипящих? VIII. Рефлексия – Предлагаю оценить свою работу. Изобразите свое настроение в конце урока, используя  смайлики. Слайд № 29   – А теперь вернитесь к минутке чистописания и красным карандашом обведите слоги.  Прочитайте мою оценку вашей работы.  Слайд № 30   –  Встаньте, на правую ладошку мысленно положите знания, с которыми пришли на урок.  На левую ладошку – те, которые получили на уроке. По моей команде ладошки соедините  в хлопке (знания объединились), и хором скажите «СПАСИБО» себе и окружающим за  работу на уроке. IX. Домашнее задание    А белочка вручит  вам подарки. Слайд № 31,32 8Приложение. Предложение и ы На пеньке сидел красив…й рыжий зверёк. У зверька был пуш…стый хвост. Он грыз зубами еловую ш…шку. Вдруг снежн…й ком упал с дерева. Зверёк стрелой пр…гнул с пенька на ель. Там было ж…льё зверька. Забрался зверёк в гайно и прикр…лся пушистым хвостиком.                             УЗКАЯ ОТВРАТИТЕЛЬНАЯ МЁРТВАЯ ТРОПИНКА ПОГОДА ВОДА 9РЕДКИЙ ПЛОХОЙ ЛЕСОК ДЕНЁК  Ч  У  Р  Ж  Р  У  Ю  Щ  У Ю  И  У  В  Ч  Ю  Ж  В  И  Р  А Ю Ы  Щ  Е  О  О  Т  У Ю 10111213

Посмотрите также