Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Сравнение слов-названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые обозначают чувства"
Оценка 5

Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Сравнение слов-названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые обозначают чувства"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
2 кл
02.04.2017
Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Сравнение слов-названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые обозначают чувства"
Цели: • Познакомиться со словами русского языка, к которым нельзя задать вопрос (слова – чувства = междометия). • Исследовать их роль в речи, предложении. • Понаблюдать и научиться правильно выделять на письме междометия. • Совершенствовать навык выразительного чтения в предложениях с междометиями. • Закрепить навык работы со справочной литературой для выяснения значения слова междометия (толковый словарь для школьников под редакцией И.Н. Козловой). • Расширять языковые границы общения путем пополнения словарного запаса учащихся междометиями. • Продолжить работу по совершенствованию каллиграфии и орфографической зоркости. • Воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством, совершенствуя свою письменную и устную речь. Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ). Формы работы: групповая, парная, индивидуальная. Метод урока: деятельностный.
Сравнение слов-названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые обозначают чувства.doc
Урок русского языка во 2­м классе по теме: "Сравнение слов­названий, слов­ действий и слов­признаков со словами, которые обозначают чувства" Цели:   Познакомиться со словами русского языка, к которым нельзя задать вопрос  (слова – чувства = междометия).  Исследовать их роль в речи, предложении.  Понаблюдать и научиться правильно выделять на письме междометия.  Совершенствовать навык выразительного чтения в предложениях с междометиями.  Закрепить навык работы со справочной литературой для выяснения значения слова междометия (толковый словарь для школьников под редакцией И.Н. Козловой). Расширять   языковые   границы   общения   путем   пополнения   словарного   запаса учащихся междометиями.   Продолжить   работу   по   совершенствованию   каллиграфии   и   орфографической зоркости.  Воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством, совершенствуя свою письменную и устную речь. Тип урока: открытие новых знаний (ОНЗ). Формы работы: групповая, парная, индивидуальная. Метод урока: деятельностный. Оборудование:  учебник «Русский язык» – 2 кл. Авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина; «Толковый словарь русского языка для школьников». Авт. Козлова;  «Занимательный русский язык» (нескучный учебник). Авт. Г. Александрова; карточки для работы у доски; карточки для работы в парах и индивидуально; кружки для рефлексии;        мультимедийный проектор, экран;    презентация; подарки для учеников; короны для участников сказки Межпредметные связи:    литературное чтение. риторика 1 Учитель: Родина Татьяна Валериевна, ВКК I.Организационный момент (Слайд 1) ХОД УРОКА – Сегодня у нас необычный урок. Вы готовы к сотрудничеству? (Слайд 2) Интересным наш урок получится при совместной работе.  Сядьте ровно. Все в порядке? Открывайте­ка тетрадки И какой сегодня день Все запишут… Нам не лень!  ­ Запишите сегодняшнее число и слова «Волшебная работа».    Психологический настрой на работу. (Слайд 3) Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы хорошо учимся!  Все у нас получится! II. Минутка чистописания – С чего начинаем уроки русского языка? (с чистописания) – Для чего нужна минутка чистописания? Хх // Жж //  Ох  // меж //  Ой // до //  Эх  // ме //  Ух  // тие //  Ах – Дайте характеристику звуку, обозначенному буквой Ж на письме. Какие звуки могли бы  отнести к этой группе? III. Словарная работа –   Ребята,   запишите   словарные   слова   словарные слова, дети их записывают).  (Слайд   4)  (на   слайде   по   щелчку   появляются –  Подчеркните   орфограммы.   Выполните   самопроверку  вставленные буквы) (по   щелчку   появляются 2 –  Что   общего   у   записанных   слов?  (словарные   слова   с   сочетанием   ­оро­) – Разбейте слова  из словарной работы на группы. (Слайд 4) (с помощью наведения мыши слова­триггеры окрашиваются в разные цвета:     слова­предметы – синий,  слова­признаки – зелёный,  слова­действия – оранжевый). IV. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха –  Что обозначают слова, выделенные  синим цветом? На какой вопрос они отвечают?  Приведите ещё примеры таких слов.  – Что обозначают слова, выделенные зелёным цветом? На какой вопрос они отвечают? Приведите ещё примеры таких слов.   –   Что   обозначают   слова,   выделенные   оранжевым   цветом?   На   какой   вопрос   они отвечают? Приведите ещё примеры таких слов. – Так по какому же признаку разбили слова на группы? (части речи) Какой частью речи являются слова­предметы? слова­признаки? слова­действия? (Слайд 5,6,7) упражнение 105, стр.67 (работа выполняется на доске и в тетрадях) (Слайд 8) – Допишите в каждый столбик по одному слову. Физкультминутка для формирования правильной осанки. (Слайд 9) Мы зарядку начинаем, Наши руки разминаем. (потирание рук) Разминаем спину, плечи, Чтоб сидеть нам было легче. (руки перед грудью, рывки руками) А теперь ходьба на месте, Громко топаем все вместе. (ходьба на месте) Мы закончили зарядку, Возвращаемся к тетрадкам. (дети сели за парты). –   Продолжаем   работу.   Что   можно   составить   из   слов   –   частей   речи?  (Предложения) – Какие главные члены предложения вы знаете? (Слайд 10) Главные члены предложения: подлежащее + сказуемое – Как связать слова в предложении? (По вопросам) – Составьте предложения из рассыпанных слов. (Слайд 11)                                          3 (устная работа  индивидуально и  в паре, у каждого конверт с  карточками) Запись на доске (на карточках):  ужалила большая малыша ах оса (После обсуждения предложение записывается с комментированием в тетрадь:  Ах, большая оса ужалила малыша)     (на данном этапе дети могут записать предложение без запятой.)  – Обозначьте грамматическую основу  предложения. Как узнать о ком или о чём говорится в предложении?   – Обозначьте графически связь слов в предложении. Напишите вопросы, которые задавали к словам (какая? кто? что сделала? кого?)  ­ работа у доски V. Постановка проблемного вопроса – Какой вопрос нужно задать к слову ах? – Предлагаю провести исследовательскую работу по группам. (Слайд 12) 1 группа ––> исследуют как имя существительное. 2 группа ––> исследуют как имя прилагательное. 3 группа ––> исследуют как глагол. 4 группа ––> попробуйте взять какое­то другое слово. Вывод! Ни на какой из вопросов слово ах не отвечает, значит, это новая группа слов, т.е. новая часть речи. (Слайд 13) VI. Сообщение новой темы, разрешение интеллектуального конфликта – Поздравляю Вас! Вы сегодня на уроке сделали маленькое лингвистическое открытие, о том, что есть в русской речи такие слова, к которым нельзя задать вопрос. А какую же работу они выполняют в речи? Об этом нам предстоит узнать на уроке. – Представьте, что этим малышом оказались бы вы. Какое чувство вы бы испытывали после укуса осы? (Ой! Больно!) – Прочитаем вторую песенку Винни­Пуха: (Слайд 14) Куда идем мы с Пятачком? Большой, большой секрет И не расскажем мы о нем, Да – да! Верней, нет – нет! – Как вы думаете, расскажут или нет о своем секрете друзья? (Да­да! Нет­нет!) – Какие чувства выражают слова да­да, нет­нет (согласия, несогласия). 4 Вывод: эти слова выражают разные чувства (слова – чувства).   –   А   какие   другие   слова,   выражающие   чувства   вы   знаете?   (в   случае   затруднения обращаемся к минутке чистописания) (Слайд 15) VII. Введение нового понятия. Работа со словарем, с учебником – А какое название вы бы дали словам – чувствам? – Вернемся к нашей минутке   чистописания. Догадайтесь, какое слово закодировано в слогах, написанных со строчной буквы? (Междометие)   Подчеркните слоги, прочитайте слово. – Найдите в толковом словаре значение этого слова. (Слайд 16)  Работа над правилом  –  Попробуем сформулировать своё правило о междометиях. Что они выражают? Какие чувства? Чем отличаются от слов­названий? Вот почему междометия ­  это особые слова.  – Сравним с правилом в учебнике на странице 68. Минутка отдыха – зарядка для глаз (Слайд 17, 18)  VII. «Грамматическая сказка»  (Слайд  19) –   Послушайте   грамматическую   сказку   и   постарайтесь   запомнить   новые   междометия (инсценировка)  Выходят ученики в коронах. «Собрались однажды все части речи и высказываются о своей пользе: – Мы существительные самые многочисленные, называем предметы. – А мы прилагательные не менее важные, мы называем признаки предметов – Да и мы глаголы в речи нужны, приводим Вас в действие. – Вот какие мы нужные: все мы что­ то обозначаем, да и вопросы у нас есть. А как же тебя узнать и запомнить?  Не обиделось на них междометие: – Я и без вопросов людям сгожусь. Чувства ведь у всех есть: Мне, – сказало междометие, –  Интересно жить на свете, Выражаю поощренье, Похвалу, упрек, запрет, Благодарность, восхищенье, Возмущение, привет… Те, кого охватит страх, Произносят слово АХ!  У кого тяжелый вздох, 5 Произносят слово ОХ! Кто встречается с бедой, Произносит слово ОЙ! Кто отстанет от друзей, Произносит слово ЭЙ! У кого захватит дух, Произносит слово УХ! Дети! Интересно жить на свете, Если знаешь междометья? Фронтальная работа  – Ребята, как вы думаете, может ли одно и то же междометие выражать разные чувства? Давайте попробуем доказать.  (Слайд 20­24) – На экране картинка, придумайте своё предложение с междометием ах. Прочитайте моё предложение. Какое чувство выражает междометие? (по щелчку появляется картинка, дети придумывают свои предложения, затем появляется образец предложения и название чувства, которое выражает данное предложение)  Физкультминутка (Слайд 25) А теперь, ребята, встали Быстро руки все подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели – вновь за дело. –  Теперь   обратимся  к  учебнику  (стр.66,  упр.103)  (Слайд 26)  и  понаблюдаем,    как  на письме выделяется междометие. Запишите одно из предложений по выбору в тетрадь. Вывод: междометия пишутся в начале предложения с большой буквы. После них ставятся « , » или « ! » (Слайд 27)    –  Вернёмся   к   предложению,   записанному   ранее.   Чего   мы   ещё   не   знали   при   записи предложения? Так как надо оформить предложение с междометием?  IX. Рефлексия – Ребята, попробуйте сложить рифмовку из междометий. (Каждое междометие  записано на отдельной карточке) 6 Караул! Увы! Ага! Привет! Ой! Ха­ха! Ура! Браво! Ба! Да­да! Хо­хо! Фи! Фу! О! Бай­бай! Ого! (Запись в тетради) –  С   какой   частью   речи   познакомились   сегодня   на   уроке?   Проверим,   что   вы   знаете   о междометии. Тестовая работа. – Если вы согласны с моим утверждением, поставьте знак «+», если не согласны знак «­»       в русском языке есть особые слова                        + они обозначают различные чувства                       + эти слова отличаются от других слов                    + к ним нельзя задать вопрос                                     + после них ставится либо    « , » или « ! »               + такие слова называются междометия                    +  (Слайд 28)   – Для чего понадобятся вам эти знания?  – Вспомните чувства, которые вы испытали в начале урока при чтении слов «Волшебная работа»? – Предлагаю оценить свою работу. Изобразите свое настроение в конце урока, используя смайлики. (Слайд 29)  Придумайте предложения, используя слова, выражающие чувства. Послушайте   мои   предложения:   Ах!   Какие   вы   сегодня   молодцы!   Ах,   как   дружно   вы работали! – И в заключении предлагаю  исполнить песню «Улыбка», которая обязательно вызовет чувство. (на слайде фотографии улыбающихся детей данного класса) (Слайд 30).   Вручаются подарки от междометия в знак благодарности за хорошую работу на уроке. Мне хочется сказать всем присутствующим на уроке спасибо.  – А вы, ребята, поинтересуйтесь: слово спасибо можно назвать междометием? X. Домашнее задание  Упр.104 или сочинить сказку о междометии с рисунком. (Слайд 31)  (Слайд 32)                                7 Приложение АХ!       ЭХ!   УХ!          ОЙ! ОХ! АХ!       ЭХ!   УХ!          ОЙ! ОХ! АХ!       ЭХ!   УХ!          ОЙ! ОХ! АХ!       ЭХ!   УХ!          ОЙ! ОХ! 8 ужалила ужалила ужалила ужалила большая большая большая большая малыша малыша малыша малыша      ах    оса       ах      оса      ах    оса      ах     оса 9 10

Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Сравнение слов-названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые обозначают чувства"

Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Сравнение слов-названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые обозначают чувства"

Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Сравнение слов-названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые обозначают чувства"

Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Сравнение слов-названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые обозначают чувства"

Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Сравнение слов-названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые обозначают чувства"

Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Сравнение слов-названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые обозначают чувства"

Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Сравнение слов-названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые обозначают чувства"

Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Сравнение слов-названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые обозначают чувства"

Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Сравнение слов-названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые обозначают чувства"

Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Сравнение слов-названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые обозначают чувства"

Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Сравнение слов-названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые обозначают чувства"

Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Сравнение слов-названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые обозначают чувства"

Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Сравнение слов-названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые обозначают чувства"

Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Сравнение слов-названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые обозначают чувства"

Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Сравнение слов-названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые обозначают чувства"

Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Сравнение слов-названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые обозначают чувства"

Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Сравнение слов-названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые обозначают чувства"

Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Сравнение слов-названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые обозначают чувства"

Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Сравнение слов-названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые обозначают чувства"

Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Сравнение слов-названий, слов-действий и слов-признаков со словами, которые обозначают чувства"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2017