Урок русского языка."Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".9-класс.
Оценка 4.9

Урок русского языка."Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".9-класс.

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
12.06.2017
Урок русского языка."Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".9-класс.
Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Цели: познакомить учащихся с новой пунктограммой в бессоюзном сложном предложении; выяснить условия постановки двоеточия в БСП; формировать умения и навыки постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении; научиться слышать двоеточие в БСП; воспитывать любовь к родной земле, к родному народу. Лексическая тема урока: Легендарная летчица-казашка Хиуаз Доспанова. Тип урока: комбинированный Оборудование урока: интерактивная доска, портрет, слайды, опорная схема, тест. Ход урока. Актуализация знаний. Слово учителя. Слово учителя: На предыдущих уроках мы анализировали смысловые отношения между частями БСП, которые выражаются интонацией и имеют значения: одновременности и последовательности, пояснения, дополнения, причины. Проверка домашнего задания. Блиц-опрос: -Какие предложения называются сложными? - Какие две группы сложных предложений вы знаете? - Чем отличаются союзные сложные союзные предложения от бессоюзных? - Какие предложения называются бессоюзными? - Какие пунктуационные знаки используем при записи БСП? (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире) -Вспомните, когда ставятся в БСП запятая и точка с запятой. Слайд №1 «Запятая в БСП». Слайд №2 «Точка с запятой в БСП». Переход к новой теме. «Двоеточие (:) – знак препинания в виде двух точек, расположенных одна над другой, применяемый в простом предложении и в БСП». Мы знаем, что двоеточие ставится в простом предложении. Подумайте, когда мы ставим этот знак? Ученики, опираясь на предложения, вспоминают, что оно ставится обычно после обобщающего слова перед однородными членами предложения, после слов автора перед прямой речью. Слайд №3 Задания: -определите структуру предложений; - объясните постановку двоеточия в первых двух предложениях; - можете ли вы объяснить постановку двоеточия в последнем предложении? -Почему и в каких случаях мы ставим двоеточие в бессоюзном сложном предложении нам сегодня предстоит узнать. Теперь давайте выясним, когда следует ставить двоеточие с БСП. Работа с таблицей. Вставить подходящий союз. Слайд №4 Объясните правила постановки двоеточия. Итак, двоеточие ставится в трех случаях (запись на доске). Слайд №5Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Цели: познакомить учащихся с новой пунктограммой в бессоюзном сложном предложении; выяснить условия постановки двоеточия в БСП; формировать умения и навыки постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении; научиться слышать двоеточие в БСП; воспитывать любовь к родной земле, к родному народу. Лексическая тема урока: Легендарная летчица-казашка Хиуаз Доспанова. Тип урока: комбинированный Оборудование урока: интерактивная доска, портрет, слайды, опорная схема, тест. Ход урока. Актуализация знаний. Слово учителя. Слово учителя: На предыдущих уроках мы анализировали смысловые отношения между частями БСП, которые выражаются интонацией и имеют значения: одновременности и последовательности, пояснения, дополнения, причины. Проверка домашнего задания. Блиц-опрос: -Какие предложения называются сложными? - Какие две группы сложных предложений вы знаете? - Чем отличаются союзные сложные союзные предложения от бессоюзных? - Какие предложения называются бессоюзными? - Какие пунктуационные знаки используем при записи БСП? (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире) -Вспомните, когда ставятся в БСП запятая и точка с запятой. Слайд №1 «Запятая в БСП». Слайд №2 «Точка с запятой в БСП». Переход к новой теме. «Двоеточие (:) – знак препинания в виде двух точек, расположенных одна над другой, применяемый в простом предложении и в БСП». Мы знаем, что двоеточие ставится в простом предложении. Подумайте, когда мы ставим этот знак? Ученики, опираясь на предложения, вспоминают, что оно ставится обычно после обобщающего слова перед однородными членами предложения, после слов автора перед прямой речью. Слайд №3 Задания: -определите структуру предложений; - объясните постановку двоеточия в первых двух предложениях; - можете ли вы объяснить постановку двоеточия в последнем предложении? -Почему и в каких случаях мы ставим двоеточие в бессоюзном сложном предложении нам сегодня предстоит узнать. Теперь давайте выясним, когда следует ставить двоеточие с БСП. Работа с таблицей. Вставить подходящий союз. Слайд №4 Объясните правила постановки двоеточия. Итак, двоеточие ставится в трех случаях (запись на доске). Слайд №5
урок-в-9-классе.docx
Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Цели: познакомить учащихся с новой пунктограммой в бессоюзном сложном предложении;  выяснить условия постановки двоеточия в БСП; формировать умения и навыки постановки  двоеточия в бессоюзном сложном предложении; научиться слышать двоеточие в БСП; воспитывать  любовь к родной земле, к родному народу.  Лексическая тема урока:  Легендарная летчица­казашка Хиуаз Доспанова. Тип урока: комбинированный Оборудование урока: интерактивная доска, портрет, слайды, опорная схема, тест.                                              Ход урока. Актуализация знаний. Слово учителя. Слово учителя: На предыдущих уроках мы анализировали смысловые отношения  между частями БСП, которые выражаются интонацией и имеют значения: одновременности  и последовательности, пояснения, дополнения, причины. Проверка домашнего задания.  Блиц­опрос: ­Какие предложения называются сложными? ­ Какие две группы сложных предложений вы знаете? ­ Чем отличаются союзные сложные союзные  предложения от бессоюзных? ­ Какие предложения называются бессоюзными? ­ Какие пунктуационные знаки используем при записи БСП? (запятая, точка с запятой,  двоеточие, тире) ­Вспомните, когда ставятся в БСП запятая и точка с запятой.       Слайд №1      «Запятая в БСП».                                                  Слайд №2   «Точка с запятой в БСП». Переход к новой теме.  «Двоеточие (:) – знак препинания в виде двух точек, расположенных одна над другой,  применяемый в простом предложении и в БСП». Мы знаем, что двоеточие ставится в простом предложении. Подумайте, когда мы ставим этот знак? Ученики, опираясь на предложения,  вспоминают, что оно ставится обычно после  обобщающего слова перед однородными членами предложения, после слов автора перед  прямой речью.   Слайд №3   Задания: ­определите структуру предложений; ­ объясните постановку двоеточия в первых двух предложениях; ­ можете ли вы объяснить постановку двоеточия в последнем предложении?                                                          ­Почему и в каких случаях мы ставим двоеточие в бессоюзном сложном предложении нам  сегодня предстоит узнать. Теперь давайте  выясним, когда следует ставить двоеточие с БСП. Работа с таблицей. Вставить подходящий союз.   Слайд №4    Объясните правила постановки двоеточия. Итак, двоеточие ставится в трех  случаях (запись на доске). Слайд №5    Правило Постановка  двоеточия в БСП.               Примеры 1.[Я знаю]: [в вашем сердце есть и  гордость, и прямая честь.]  (А.Пушкин) 2.[Я доверяю любящим]: [они                     Схемы   [   ]            :         [дополнение]                ( что)       [    ]              :             [причина]              (потому что) великодушны.] (К.Паустовский) 3.[Предметы потеряли свою  форму]: [всё сливалось сначала в  серую, а потом в тёмную массу.]  (И.Гончаров)     [    ]          :               [пояснение]           (а именно, то есть)                                             Слайд №6   Распределение предложений.  Определите смысловые  отношения между их  частями и объясните постановку двоеточия. Вписать в таблицу номер предложения.          1. Я вошёл в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её  мебель. Я, с трудом спускаясь, пробираюсь по крутизне и вот вижу: слепой приостановился. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его. Но поймать ты не льстись и              Ловить не берись:             Обманчивы  луч и волна. Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка. Слово учителя: Все вы знаете, что каждый год,  9 Мая, мы отмечаем День Победы.  Весь народ  встал на защиту Родины. Не только мужчины­солдаты воевали. Воевали и  Война. Женское ли это дело? Совместимы ли эти два слова? Какие ассоциации  женщины, и даже дети.        возникают при  слове Женщина?        При слове война?        Во время Великой Отечественной войны в СССР был создан уникальный  первый в  мире авиационный полк, состоящий только из женщин. Полное его название звучит так:  46­й гвардейский Таманский Краснознамённый ордена Суворова 3­й степени ночной  бомбардировочный авиационный полк.              Немцы прозвали девушек просто и коротко: «Ночные ведьмы».             Слайд №7  Одна из легендарных лётчиц – Хиуаз  Доспанова была родом из Казахстана. Она  вошла в историю как первая лётчица­казашка, штурман­стрелок. Выступления учащихся. Рассказ о жизни Хиуаз  Доспановой.  Словарная работа. Слайд№8                Найдите соответствия. Слайд№9  Слайд №10                                             Перед вами образец – схема.    Передайте содержание СПП  синонимическими БСП. Объясните постановку двоеточия        [  ]  , (  )   →    [  ]: [  ]       Вскоре она узнает, что создается авиаполк, в который принимают только женщин.  Её сослуживцы вспоминали потом, что Катя – так прозвали Хиуаз, была очень смешливая,  наивная, озорная, романтичная, живая девушка, с точеной фигуркой и 33 размером ноги. Сначала подала документы в Военно­воздушную академию имени Жуковского, потому что хотела быть лётчицей.  Слайд№11 Тестирование с последующей взаимопроверкой по ключу. Бессоюзные сложные предложения. 1.Закончите предложение: между частями БСП со значением перечисления ставится: ­­­­­­ 2.Закончите предложение: если внутри частей сложного предложения уже имеются  запятые или другие знаки препинания, то в этих БСП ставится:­­­­­­­­ 3. Укажите верные утверждения. Двоеточие между частями БСП ставится: А) если вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой части; Б) если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких –либо ее  членов; В) если первая часть указывает на время того, о чем говорится во второй части; Г) если вторая часть поясняет сказуемое первой части. 4. Найдите предложение,  соответствующее схеме.  [ ] : [ ]  причина (знаки препинания не проставлены) А) Настанет утро (?) двинемся в путь. Б) Дрова все вышли (?) топить нечем. В) Пассажиры спешили (?) до отправления поезда оставалось пять минут. 5. Какая схема соответствует предложению Снизу было хорошо видно колонна машин спускается с перевала (знаки препинания не  проставлены): А)  [ ]­  [ ]             Б)  [ ]:  [ ]                   В) [ ] ;  [ ] 6.Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:      Любите книгу ( ) она поможет разораться в пестрой путанице мыслей… А) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие  явления; Б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу; В) ставится двоеточие, т.к. вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой. 7. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении.                   Небо очистилось ( ) замелькали звезды. А) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие  явления; Б) ставится двоеточие, т.к. вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой. 8.Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:                  Вдруг я чувствую ( ) кто­то берет меня за плечи и толкает. А) ставится запятая, т.к. в предложении перечисляются последовательно происходящие  явления; Б) ставится точка с запятой, т.к. части менее тесно связаны по смыслу; В) ставится двоеточие , т.к. вторая часть поясняет содержание первой. 9. Укажите предложение, в котором надо поставить точку с запятой.  А) Однажды проснулся он и видит  ( ) против его норы стоит рак. Б) Мы побежали в сад, вбежали в беседку, залитую солнцем, сели в кресла ( ) тут же  появились мама и Леонид. В) Сидеть было неудобно ( ) что­то мешало. Г) Уж темнело ( ) на траве появилась роса. Слайд№12  Рефлексия. ­Допишите предложение­ рефлексию: Ухожу с урока в хорошем настроении: (причина) Я понял (а): (дополнение). Мне не все понятно: (пояснение, что именно) ­Прочитайте свои предложения. Подведем итоги. Проставление оценок. Домашнее задание. Упр. 262. Выучить правило.                   Слайд №9         Пунктуационная перекличка Учитель читает БСП из 1 группы, ученики определяют условия постановки двоеточия,  находят аналогичный пример из группы 2. Пунктуационная перекличка. Просмотрите предложенный материал. 2 группа 1 группа 1 Оборачиваюсь: Грушницкий. 2 Я глупо создан: ничего не забываю, ничего. 3 Меня, однако, поразило одно: слепой говорил со мной малороссийским наречием, а теперь изъяснялся чисто по- русски. 1 Тут открылась картина довольно замечательная: широкая сакля, крыша которой опиралась на два столба, была полна народу. 2 Доктор, наконец я торжествую: вы меня не понимаете. 3 Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо него. Ответы: №1-№3 №2-№2 №3-№1

Урок русского языка."Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".9-класс.

Урок русского языка."Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".9-класс.

Урок русского языка."Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".9-класс.

Урок русского языка."Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".9-класс.

Урок русского языка."Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".9-класс.

Урок русского языка."Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".9-класс.

Урок русского языка."Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".9-класс.

Урок русского языка."Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".9-класс.

Урок русского языка."Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".9-класс.

Урок русского языка."Двоеточие в бессоюзном сложном предложении".9-класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2017