Урок русской литературы в 10 классе на тему "Великая сила любви в рассказе Куприна "Гранатовый браслет"
Оценка 5

Урок русской литературы в 10 классе на тему "Великая сила любви в рассказе Куприна "Гранатовый браслет"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
05.02.2019
Урок русской литературы в 10 классе  на тему "Великая сила любви в рассказе Куприна "Гранатовый браслет"
план откр урока по Куприну.docx
«Великая сила любви в рассказе Куприна «Грнатовый браслет» Цели.  Показать, как писатель изображает влияние любви на человека;  мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе. Пробудить желание обучающихся философствовать на тему любви,  учиться отстаивать свое мнение, приводя веские аргументы из текста и из  жизни. Развивать навыки аналитико­исследовательской работы по тексту в  единстве формы и содержания; культуру связной устной речи; навыки  выразительного чтения; мышление. Создать условия для выражения эмоционально­личностных оценок     поступков и судеб героев, формируя ценностное отношение к  поставленной проблеме. Оборудование. Портрет А.И.Куприна, презентация, песня в исполнении  М.Магомаева «Ноктюрн» Грамзапись Второй сонаты Л.В.Бетховена ХОД УРОКА I Положительный настрой на урок. Улыбнулись друг другу,  Пожелали мысленно удачи.  II. Вступительное слово учителя «Что такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до  сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели,  поэты и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и  вечное чувство человека. Вот как писал о любви еще в ХVII веке известный  драматург Ж. Б.Мольер: В душе померк бы день, и тьма настала вновь, Когда бы на земле изгнали мы любовь. Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил, А кто не знал любви, тот все равно, Что не жил… Тема нашего сегодняшнего урока  «Великая сила любви в повести Куприна  «Гранатовый браслет». Исходя из темы урока, определить вопросы, на которые мы сегодня должны ответить, раскрывая заявленную тему.  Запишем  их с тем, чтобы в конце занятия подвести итог. Сегодня помогают в заполнении листа оценивания ассистенты. Сам  Куприн говорил о любви: это чувство, «которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя». Вы видите высказывания о любви поэтов и писателей  разных времен. (Чтение учащимися) IV. Повторение изученного 1. Прочитайте, пожалуйста, любимые ваши стихотворения­размышления о любви. Чтение учащимися стихов Р.Рождественского, Ф.Тютчева,  Н.Некрасова,  Т.Снежиной и др. наизусть. Чтение ученицей стиха Николая Ленау, австрийского  поэта первой половины ХIХ века:«Молчать и гибнуть…» №1 Назерке №2 Марина №3 Ангелина №4 Джамиля Молчать и гибнуть.. . Но милей, Чем жизнь, волшебные оковы! Свой лучший сон в очах у ней Искать не проронив ни слова! ­ Как свет застенчивой лампад Трепещет пред лицом Мадонны И, умирая, ловит взгляд, Небесный взгляд ее бездонный!.. Учитель: «Молчать и гибнуть» – вот духовный обет влюбленного телеграфиста.  Но все­таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и  недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы  переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее  смерти. Именно такое чувство, не сметающее на своем пути все понятия о нравственности, не опьяняющее силой страсти, а созидающее, преобразующее  душу человека описывает Куприн в «Гранатовом браслете». Именно такая  любовь «движет солнце и светила». Вопросы 1 группе: Какие положительные чувства может вызывать любовь? Подобрать эпитеты к  слову любовь. Вопрос 2 группе:  какие отрицательные чувства может вызывать любовь? Любовь возвышает  человека или нет? Проверка домашнего задания Выступления учащихся по подготовленным заранее темам: 1 группа – интересные факты из жизни Куприна; 2 группа – любовь в произведениях  Куприна (с  показом отрывка из фильма) Викторина  по содержанию «Гранатового браслета» Работа в группах 1 ГРУППА: Задание. Прочитайте текст, ответьте на вопросы. Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким­то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и ничто Вам обо мне не напомнит. Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которую Богу было угодно за что­то меня вознаградить. Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: “Да святится имя Твоё”. Вопросы: 1. Связана ли, на ваш взгляд, способность любить высоко и красиво с уровнем интеллектуального и духовного развития человека или “любовь” выпадает человеку, как выигрыш в лотерею? 2. Оцените в этой связи выделенные слова и смысл всего письма Желткова 3. Как, по вашему мнению, решает этот вопрос автор рассказа? 2 ГРУППА: Задание. Прочитайте текст, ответьте на вопросы. Так оно и было. Она узнала с первых аккордов это исключительное, единственное по глубине произведение. И душа её как будто бы раздвоилась. Она единовременно думала о том, что мимо неё прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. вспомнила слова генерала Аносова и спросила себя: почему этот человек заставил её слушать именно это бетховенское произведение, и ещё против её желания? И в уме её слагались слова. Они так совпадали в её мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: “Да святится имя Твоё”. “Вот сейчас я вам покажу в нежных чувствах жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания   и   смерть.   Ни   жалобы,   ни   упрёка...   ни   боли   самолюбия   я   не   знал.   Я   перед   тобою   –   одна молитва: “Да святится имя Твоё”. Вспоминаю каждый  твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу, молча, так угодно Богу и судьбе. “Да святится имя Твоё”. Ты, ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью всё­таки пою – слава Тебе”. Вопросы: 1. В чём состоит в этой части произведения изобразительная задача автора? 2. Какую роль играет в рассказе музыкальная тематика? 3. охарактеризуйте   текст   с   точки   зрения   метафорического   наполнения,   образности,   стилистических особенностей, ритмической организации, логичности и непротиворечивости мысли 3 ГРУППА: Задание. Прочитайте текст, ответьте на вопросы. Ну хорошо… скажем – исключение… Но вот в большинстве­то случаев почему люди женятся? Возьмём женщину.   Стыдно   оставаться   в   девушках,   особенно   когда   подруги   уже   повыходили   замуж.   Тяжело быть лишним ртом в семье. Желание быть хозяйкой главною в доме, дамой, самостоятельной… К тому же… физическая потребность материнства, и чтобы начать вить своё гнездо. А у мужчины другие мотивы. Во­ первых, усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах, от трактирных обедов, от грязи, окурков, разорванного   и   разрозненного   белья,   от   долгов,   от   бесцеремонных   товарищей,   и   прочее…   Во­вторых, чувствуешь, что семьёй жить выгоднее, здоровее и экономнее. В­третьих, думаешь: вот пойдут детишки, ­ я­ то умру, а часть меня всё­таки останется на свете… нечто вроде иллюзии бессмертия. Кроме того, бывают иногда и мысли о приданом. А где же любовь­то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды?   Та,   про   которую   сказано   –   “сильна,   как   смерть”?   понимаешь,   такая   любовь,   для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость. Постой, постой,   Вера,   ты   мне   сейчас   опять   хочешь   про   твоего   Васю?   Право   же,   я   его   люблю.   Он   хороший парень. Почём знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться. Вопросы: 1. Каковы воззрения на любовь иных персонажей рассказа? 2. Какие из выделенных выражений являются фразеологизмами? 3. какие вопросы в тексте являются риторическими? В состоит их смысл? 4 ГРУППА: Задание. Прочитайте текст, ответьте на вопросы. Любовь до самоуничижения и – даже – самоуничтожения, готовность погибнуть во имя любимой женщины, ­ тема эта расцветает в волнующем, мастерски выписанном “Гранатовом браслете”. Стремясь воспеть красоту высокого, но  заведомо безответного чувства, на которое “способен, быть  может, один  из тысячи”, А.И. Куприн,   однако,   наделяет   этим   чувством   крошечного   чиновника   Желткова.   Его   любовь   к   княгине   Вере Шеиной безответна, не способна “выпрямить”, окрылить его. Замкнутая в себе, эта любовь не обладает творческой, созидательной силой. Богатство души Желткова не оборачивается ли её бедностью? Наконец, в рассказе возникает  тема столкновения различных культурных  традиций: 1) тема  востока; 2) монгольская   кровь   отца   Веры   и   Анны,   татарского   князя,   вводит   в   рассказ   тему   любви­страсти, безрассудности; 3) упоминание о том, что мать сестёр – англичанка вводит тему рассудочности в сфере чувств, власти разума над сердцем. Вопросы: 1. Как бы вы ответили на поставленный вопрос? 2. Согласны ли вы с такой расширительной трактовкой проблематики рассказа? 3. Приведите дополнительные основания в поддержку или опровержение точек зрения, заявленных в тексте Чтение письма Желткова на фоне сонаты Бетховена учащимся (если  останется время) «Может быть твой жизненный путь, Верочка, пересекла такая любовь, о  которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины»  (генерал) Подведение итогов урока: Смогли ли мы ответить на вопросы, которые поставили в начале урока? Что  такое есть любовь? Что это было: любовь или сумасшествие? Этап домашнего задания Этап рефлексии  Трехминутное эссе « О любви» на фоне «Ноктюрна» Роберта Рождественского Вопросы:  1. Что такое любовь? 2. Можем ли мы назвать Куприна мастером изображения человеческих  чувств? 3. Прав ли генерал Аносов, который говорил, что любовь должна быть  трагедией, величайшей тайной в жизни и никакие жизненные удобства,  расчеты и компромиссы не должны касаться ее? 4. Является ли любовь Желткова созидающей, преобразующей его душу? Вопросы 1 группе: Какие положительные чувства может вызывать любовь? Подобрать эпитеты к  слову любовь. Вопрос 2 группе:  какие отрицательные чувства может вызывать любовь? Любовь возвышает  человека или нет? Ход урока 1. Слово учителя о любви 2. Чтение стихотворения Мольера учителем 3. Оглашение темы 4. Запись вопросов 5. Слово о работе ассистентов 6. Чтение высказываний о любви поэтов и писателей разных времен 7. Чтение стихотворений учащимися 8. Вопросы группам о любви 9. Проверка д/з (индивидуальные задания) 10.викторина 11.работа в группах

Урок русской литературы в 10 классе на тему "Великая сила любви в рассказе Куприна "Гранатовый браслет"

Урок русской литературы в 10 классе  на тему "Великая сила любви в рассказе Куприна "Гранатовый браслет"

Урок русской литературы в 10 классе на тему "Великая сила любви в рассказе Куприна "Гранатовый браслет"

Урок русской литературы в 10 классе  на тему "Великая сила любви в рассказе Куприна "Гранатовый браслет"

Урок русской литературы в 10 классе на тему "Великая сила любви в рассказе Куприна "Гранатовый браслет"

Урок русской литературы в 10 классе  на тему "Великая сила любви в рассказе Куприна "Гранатовый браслет"

Урок русской литературы в 10 классе на тему "Великая сила любви в рассказе Куприна "Гранатовый браслет"

Урок русской литературы в 10 классе  на тему "Великая сила любви в рассказе Куприна "Гранатовый браслет"

Урок русской литературы в 10 классе на тему "Великая сила любви в рассказе Куприна "Гранатовый браслет"

Урок русской литературы в 10 классе  на тему "Великая сила любви в рассказе Куприна "Гранатовый браслет"

Урок русской литературы в 10 классе на тему "Великая сила любви в рассказе Куприна "Гранатовый браслет"

Урок русской литературы в 10 классе  на тему "Великая сила любви в рассказе Куприна "Гранатовый браслет"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2019