Цель урока: познакомить с основными этапами жизненного и творческого пути писателя
Задачи урока: 1) заинтересовать судьбой и творчеством писателя, учить выбирать и конспектировать главную информацию из урока;
2) развивать связную монологическую речь, внимание, мышление, память;
3)воспитывать самостоятельность, интерес и уважительное отношение к русской литературе.
Оборудование: портрет писателя, звукозапись романса на стихи Тургенева И.С. «В дороге» («Утро туманное, утро седое»)
Эпиграф: « Главное в нём его правдивость» (Л.Н. Толстой)
цикл уроков тургенева.docx
Урок № 1.
1 урок: «Жизнь и творчество И.С. Тургенева. Россия 50х. Замысел романа,
историческая обстановка в стране и как она отражена в романе» (лекция)
Цель урока: познакомить с основными этапами жизненного и творческого пути писателя
Задачи урока: 1) заинтересовать судьбой и творчеством писателя, учить выбирать и
конспектировать главную информацию из урока;
2) развивать связную монологическую речь, внимание, мышление, память;
3)воспитывать самостоятельность, интерес и уважительное отношение к русской
литературе.
Оборудование: портрет писателя, звукозапись романса на стихи Тургенева И.С. «В
дороге» («Утро туманное, утро седое»)
Эпиграф: « Главное в нём его правдивость» (Л.Н. Толстой)
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы приступаем к изучению творчества очень интересного , плодотворного и в то
же время сложного и противоречивого писателя русской литературы. Если вглядеться в
портрет писателя то бросается в глаза большой открытый лоб, усталые глаза, добрый
взгляд, испещрённое морщинами лицо. Всё это говорит об остром уме, большом опыте
жизни и о нелёгкой внутренней борьбе писателя за истину.
Кто же такой Тургенев? Что вы знаете о нём? ( Ответы учащихся)
Как вы понимаете смысл эпиграфа?
Сегодня мы проследим за творческой судьбой писателя.
2.Лекция учителя (Учащиеся записывают этапы творчества в тетради)
В 1818 году родился Иван Сергеевич Тургенев, и как говорилось памятной книге «1818
года, 28 октября, в понедельник, родился сын Иван, роста 12 вершков, в Орле в своём доме
в 12 часов утра.
По материнской линии он принадлежал к древнейшему богатейшему дворянскому роду
Лутовиновых, коренных русаков. Жили Лутовиновы – домоседами, то есть на
государственной службе себя не проявляли, а лишь «копили денежки». Еще прапрадед
матери Тургенева Варвары Петровны в 1669 году получил от царя Алексея Михайловича
1 ключи от города Мценска. Сами Лутовиновы в целом не оченьто жаловали люди. Какие
только слухи про них не ходили, крестьян они не особо любили. Оно, наверное, верно,
когда у тебя за спиной роскошь, богатства и связи. Скопидомство и жестокость не мешали
Лутовиновым быть глубоко образованными людьми.
Отец Варвары, Пётр Иванович, умер 2 ноября 1787 года, недожив тем самым до рождения
Варвары (говорить нужно сначала и преимущественно о ней, потому что она была
фактически главой дома), двух месяцев, которая появилась на свет 30 декабря уже
сиротой. До 8 лет девочка жила в Петровском под присмотром своих тёток: нелюбимое
было чадо у матери. А потом когда Екатерина Ивановна, мать Варвары вышла за
соседского дворянина Сомова, Варваре и вовсе стали не рады. Совершенно беззащитная,
но, как и все Лутовиновы своенравная – она с гордостью выдерживала все упрёки и
издевательства, лишь прячась в очередной раз под стол. Шли годы и Шестнадцатилетняя
девочка оказалась в полной зависимости от пьяницы отчима и, не выдержав в очередной
раз скандала поздней осенью 1810 года, полуголая она выскочила в окно и убежала к
своему дядюшке Ивану Ивановичу в СпасскоеЛутовиново. Он принял племянницу без
особой радости, но все, же вошел в её положение и оставил при себе. Ещё 3 года прошли
для Варвары в полном одиночестве и периодических стычках с выживающим из ума
стариком. В 1813 году после ссоры, разыгравшейся на фоне «помощи деньгами раненым в
Орле» Иван Иванович выгнал Варвару из дому и пригрозил на следующий день отписать
всё наследство её сестре Елизавете Ивановне. Но в этот, же день после обеда, выйдя на
балкон, усевшись за блюдо с вишнями, барин, вдруг поперхнулся косточкой, посинел и
скоропостижно скончался на руках ключницы Ольги.
И тут, после трагичного случая, судьба впервые за 26 лет жизни сжалилась над Варварой.
После долгих судебных распрей Мценский уездный суд постановил признать за Варварой
Петровной прямого права наследования, на основании того, что она являлась единственной
прямой наследницей по мужской линии.
А наследство это было немалое: только в Орловских имениях проживало 5 000 душ
крепостных, а ведь кроме Орловской, были имения в Калужской, Тульской, Тамбовской и
Курской губерниях… Фамильного серебра насчитали 60 пудов (960 кг.), а скопленного
дядюшкой капитала – 600 тысяч рублей. И теперь после стольких лет унижения Варвару
Петровну по настоящему захлестнул дух свободы и власти.
В 1815 году в Спасское приезжает молодой двадцатидвухлетний красавец гусар Сергей
Николаевич Тургенев по вопросу закупки лошадей с известного на всю Россию Спасского
конного завода. Варвара Петровна увидела в этом безусом юноше перст судьбы (он был
моложе её на 6 лет).Сделав верный расчёт, показав Сергею Николаевичу все свои имения,
она взяла с него обещание приехать ещё.
Как вспоминает близкая и сочувствующая ей современница, она через своих знакомых
велела передать Сергею Николаевичу, “чтоб он смело приступил к формальному
предложению, потому что отказа не получит”. Характерная черта нравов: с чего бы,
кажется” Сергею Николаевичу заробеть? Принадлежал он к старинной дворянской
2 фамилии, ведущей свою родословную со времен Василия Темного; участвовал в
Отечественной войне и за храбрость, проявленную в Бородинской битве, был награжден
Георгиевским крестом, а теперь служил в одном из привилегированных гвардейских
полков. Но Варвара Петровна хорошо знала, что делала: она не слыла красавицей и была на
много лет старше Сергея Николаевича, но зато она была богатой невестой, а он “нищий” : у
его отца—при большой, семье крепостных душ было всего чтото около 140.
Отец Сергея на коленях умолял жениться на Варваре: и уговорил. 14 января 1816 в
Спасском, состоялось венчание Сергея и Варвары, а затем свадебный пир. Тургенев не внёс
в дом Лутовиновых ничего кроме внешней красоты и богатого рода, который вырастал из
1440 года, когда татарский мурза Лев Турген принял крещение и перешел на службу к
князю Василию Тёмному. Тургеневы в отличие от Лутовиновых отличались храбростью,
героизмом, а главное семейностью, честностью и неукротимостью. Возможно, поэтому
особых богатств они и не нажили.
В 1818 году родился Иван Сергеевич Тургенев.(5слайд) Отношения в этой семье
определялись довольно строго. Иллюзий не было, Сергей Николаевич, должно быть, даже и
не пытался посягать на прерогативы Варвары Петровны как полновластной и самовластной
хозяйки всего семейного состояния. В доме царила атмосфера отчужденности и еле
сдерживаемого взаимного раздражения. Супруги сходились, пожалуй, только в одном в
стремлении дать своим детям наилучшее образование. На это не жалели ни денег, ни
собственных усилий. Они внимательно следили за их прилежанием, входили во все
подробности их ежедневных занятий и т.п. Уже в раннем детстве будущий писатель
хорошо говорил и писал пофранцузски, понемецки и поанглийски; особое внимание в
семье Тургеневых обращали на овладение родным языком: судя по его письмам,
двенадцатилетний Иван Тургенев достаточно свободно ‘и непринужденно для своих лет
умел выразить и неподдельную сердечность, и не по годам развитую наблюдательность, и
свой врожденный юмор. Постоянные ссоры родителей (а Варвара Петровна уже с первых
месяцев совместной жизни с Сергеем Николаевичем поняла, что муж её не любит и их брак
был лишь коммерческой сделкой) к удивлению никак не отражались на детях. А за это
надо отдать должное Варваре Петровне, которая не хотела, чтобы детство её детей было
такое же, как и у неё.
В детстве верным друга Ивана был дворовый человек Леонтий Серебряков, знаток и
ценитель русского языка, актёр и поэт. Именно он привил мальчику любовь и интерес к
поэзии и русскому языку. Причём Тургенев был окружён целым «выводком» сверстников,
которых мать поэта прикрепляла к дому от обедневших дворян. Но когда речь заходила о
его детстве, Тургенев чаще всего вспоминал о том, в чем особенно резко сказывались
крепостнические порядки и обычаи их семьи. Варвара Петровна считала телесные
наказания универсальной мерой внушения; само собой понятно, что предназначена она
была, прежде всего для крепостных, но применяла она ее и к детям. Их секли за все: за не
выученный урок, за не понятую взрослыми шутку или за невинную, пустячную шалость,
секли по подозрению и чуть ли не на всякий случай.
3 В 1827 году Тургеневы всей семьей переехали в Москву главным образом с той целью,
чтобы продолжить образование детей. В те годы состоятельные дворяне предпочитали
обучать своих детей не в казенных учебных заведениях, а в частных. Так поступили и
Тургеневы: вскоре после приезда в Москву Иван был определен сначала в пансион
Армянского института, а через несколько месяцев в пансион Вейденгаммера. Однако не
прошло и двух лет, как его взяли и оттуда, и в дальнейшем никаких попыток поместить
Тургенева в какойнибудь пансион или гимназию уже не предпринималось. Подготовку к
поступлению в университет он продолжал и завершил под руководством домашних
учителей.
Тургенев учился в Московском университете всего только один год. В 1834 году он вместе
с отцом и старшим братом, поступившим в Петербургское артиллерийское училище,
переехал в Петербург и стал студентом университета, который через два года и окончил.
Однако впоследствии он говорил о Московском университете едва ли не чаще, чем о
Петербургском, всегда отдавая предпочтение первому перед вторым.
30 октября 1834 года семью Тургеневых постигает глубокое несчастье – буквально на
руках Ивана Сергеевича умирает отец. Это случилось ночью, а перед этим Сергей
Николаевич неожиданно горячее приласкал сына, тем самым загладив свою некоторую
вину перед сыном… Тяжёлые переживания поэта по этому поводу отразились в поэме
«Стено»
Зимой 1834 года Тургенев наносить визит своему любимому поэту – Василию Андреевичу
Жуковскому. В целом поэзия Жуковского оставила огромный след в творчестве
Тургенева.
Иван Сергеевич сосредотачивал своё внимание и на изменениях театра и искусства:
Тургенев присутствовал и на премьере «гоголя» 19 апреля 1836 и 27 ноября он в числе
первых слушал первое исполнение «Жизнь за царя» Глинки.
15 мая 1838 года Тургенев уезжает в Берлин. Когда Варвара Петровна провожала сына, то
может изза приближающегося к ней одиночества, а может, и изза предчувствия нелёгкой
дороги она даже упала в обморок. Из Кронштадта в Германию Тургенев плыл на теплоходе
«Николай»: а дорога действительно была нелёгкой. В ночь на 19 мая на теплоходе
случился пожар. Тургенев чудом успел на последнюю шлюпку, пообещав матросу за
спасение 10 тысяч рублей.
Наконец Тургенев в Берлине! Он достиг того, чего хотел. Как сжалось у него сердце, когда
он увидел город, на который было возложено столько надежд. В Берлине Тургенева ждал
его давний друг Грановский.
В мае, незадолго до окончания 1 года обучения в Берлинском университете, Тургенев
получает письмо от матери о том, что в Спасском случился страшный пожар. Сгорело всё,
что было нажито в течение полувека. Для Тургенева это был шок! В середине августа он
всё бросает и едет в Спасское. Тургенев после недолгого шока даже обрадовался матери,
4 которая теперь стала намного мягче и не стала противится отъезду сына в Берлин. В 1841
году Тургенев заканчивает Берлинский университет и возвращается в Россию.
1016 октября в Премухино у Тургенева завязывается роман с Т.А. Бакуниной. В 1843 году
Тургенев знакомиться с Белинским, в лице которого он встретил человека с выдающимся
умом и справедливой критикой. И в этом же году 1 ноября знакомиться с Полиной Виардо.
В 1847 году – в Современнике печатается очерк «Хорь и Калиныч»
16 ноября 1850 года – в Москве скончалась мать Тургенева. Это для него было
потрясением. Причём он не приехал на похороны, а успел лишь к могиле. Но с другой
стороны, это подтолкнуло и усилило его чувства к Полине Виардо, к которой он был
неравнодушен уже 7 лет.
В 1851 году Тургенев знакомиться с Гоголем. В первых числах февраля 1852 года умирает
Гоголь, человек который за 1 год стал для Тургенева чуть ли не главным товарищем. И за
некролог, в котором Тургенев назвал всех, кому было без разницы на то, что умер великий
писатель, был арестован. Скорее этот некролог был лишь поводом, а на учёте в цензурном
комитете Николаевской администрации Тургенев состоял ещё с 1848 года изза «Записок
охотника» и дружбы с Бакуниным и Герценом. В течение месяца Тургенев был под
арестом, а с мая 1852 года по 23 ноября 1853 года – Спасская ссылка.
В период ссылки Тургенев создаёт рассказ «МуМу»
С 1855 по 1863 год Тургенев путешествует: то в России, то за границей. В этот период у
Тургенева было много знакомств, новых публикаций – 1856 – роман «Фауст»,1860роман
«Накануне», ссора с Некрасовым – уход из редакции «Современника», и в 1857 году –
размолвка с Полиной Виардо. В 1862 году создаётся шедевр Тургеневской эпохи, роман
«Отцы и дети».
В 1863 году Тургенев поселяется в БаденБадене, а в 1865 году приобрёл участок земли,
прилегающий к владениям Виардо, и отстроил дом в стиле Людовика XIII – сказочный
замок среди леса. Связь писателя с родиной постепенно угасает. Его уже не манит охота в
Орловских лесах, чем он больше всего и любил заниматься. Порой даже было трудно
сказать, что для него важнее: охота или литература. Теперь он охотился с Луи Шателье в
Шварцвальдских леса и в письмах друзьям писал, что культурно организованная охота
гораздо интересней и имеет ряд преимуществ.
В доме Виардо всегда звучала музыка. Полина сочиняла романсы на стихи русских поэтов
– Пушкина, Лермонтова и даже сочинила оперу «Золушка или ночь святого Сильвестра.
Для постановки опереток Тургенев отдавал большой зал в своей вилле.
В жизни Тургенева начиналась полоса внутренней эмиграции. Кратковременные наезды
Тургенева в Москву и Петербург вызывают лишь восхищение у Тургенева, но, как писал
Тургенев, без вас в Москве всё тускло, он через день, два, мчался в виллу, чтобы увидеть
Полину. Всё сильнее он привязывается к семье, забывая про свою. Он продаёт свои имения,
леса – всё для того
5 , чтобы накопить на приданное детям Виардо, забывая про свою дочь Полину (назвал её в
честь Полины), которую жизнь тоже не жалует: несчастный брак, растраты мужа – всё
против них. Именно в этот смутный период создаётся роман «Дым» критики просто
проигнорировали его. Роман был настолько сухим, что было трудно узнать в нём всегда
пылкую и загадочную тургеневскую руку. Но темнее менее роман вызвал ажиотаж в кругу
друзей Тургенева.
«Дым» усиливает духовную изоляцию Тургенева. Это происходит потому, что в Европе
творчество Тургенева взывает больший интерес чем на родине. Но в жизни Тургенева
наступает период, когда он не просто вновь ссориться с друзьями, а уже начинает и терять.
Тургенев не хотел этого, но всё получалось само. Спустя 7 лет он вновь начинает общаться
с Герценом, но через пару дней Герцен умирает. Тургенев начинает винить себя за
некоторую несдержанность.
Изза Франкопрусской войны и её последствий Тургенев и семейство Виардо продают
сдои имения и дома в Германии и переезжают в Лондон. Но после установления во
Франции буржуазных порядков переезжают во Францию в Париж, в дом, где Тургеневу
отводилось 2 маленькие комнатки на 3 этаже. И здесь вновь закипает жизнь! Тургенев весь
в творчестве, в общении.
Летом Уже старик Луи начинает надоедать своим вечным недовольством, но Тургенев
лишь один раз описал его характер в стихотворениипрозе «Эгоист»
Но шли годы. Всё чаще казалось Тургеневу, что здесь, в Париже он одинок, и своему
единственному другу который на протяжении десятилетий сохраняет ему верность, он
пишет, что в его возрасте уже трудно чтото менять.
Спустя несколько лет Тургенев возвращается в Россию, в Спасское – Лутовиново, где у
него гостит Ю.П. Вревская.
1877 году – на основании подъемов общества в России в «Вестнике Европы» выходит
роман Тургенева «Новь» В марте 1879 года в писательских кругах Москвы и Петербурга
проходит чествование Тургенева. Тургенев решает вернуться в Россию. С 3 по 10 июня
Тургенев в Англии на присуждении ему степени доктора естественного права
Оксфордского университета. В 1881 году Тургенев в последний раз побывал в Спасском,
где он последний раз видится с Л.Н. Толстым, М.Г. Савиным. Уезжая в Париж, Тургенев
чувствовал надвигающую катастрофу. И предчувствия оправдались: 1 марта 1881 года
народовольцы убили Александра II. Эта их «победа» обернулась концом для либеральных
движений, поэтому Тургенев разочаровывается в своих убеждениях и впадает в депрессию.
22 августа 1883 года, в два часа по полудни Тургенев покинул мир земной. 27 сентября
Тургенев был похоронен в Петербурге, Россия торжественно похоронила его, согласно
завещанию, со всеми почестями, достойными его замечательного таланта.
Открылась новая страница его времени: времени произведений, жизни после смерти.
6 3.Прослушивание романса на стихи Тургенева И ,С, «В дороге» («Утро туманное, утро
седое»)
4. Давайте еще раз обратимся к эпиграфу урока, согласны ли вы с Л,Толстым, чем можете
это подтвердить?
II. Реализация индивидуального задания.
Сообщение учащегося.
ИСТОРИЯ НАПИСАНИЯ РОМАНА
«Отцы и дети» создавались в тревожную эпоху. Роман был задуман в 1860 г. в Англии, во
время летнего отдыха Тургенева. Продолжал работу над романом писатель в Париже. Но,
судя по письмам к друзьям, дело продвигалось медленно. В мае 1861 года Тургенев
приехал в Россию, в СпасскоеЛутовиново. Под влиянием непосредственных впечатлений
работа пошла успешно.
Роман «Отцы и дети» был завершен к августу 1861 года.
В период работы над книгой Тургенева постигли разочарования. Одним за другим
следовали разрывы с людьми, которых он ценил.
После романа «Накануне» и статьи Н. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?»
Тургенев порвал с «Современником», с которым его связывало многое, он был его
сотрудником в течение пятнадцати лет.
Затем возник конфликт с И. А. Гончаровым, что привело к разрыву отношений, вслед за
этим (летом 1861 г.) произошла ссора с Л. Н. Толстым, чуть не закончившаяся дуэлью.
Рушилась вера Тургенева в силу дружеских чувств.
Роман «Отцы и дети» был напечатан в журнале «Русский вестник» в феврале 1862 года,
посвящен В. Г. Белинскому, направлен «против дворянства как передового класса».
И. С. Тургенев: «В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня
личность молодого провинциального врача (он умер незадолго до 1860 г.). В этом
замечательном человеке воплотилось… то едва народившееся, еще бродившее начало,
которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой
личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно: я… напряженно
прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало… Меня смущал следующий
факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне
чудилось повсюду…»
О прототипах Тургенев писал: «Николай Петрович [Кирсанов] – это я, Огарев и тысячи
других; Павел Петрович [Кирсанов] – Столыпин, Есаков, Россет, тоже наши
современники».
7 В характере Николая Петровича Тургенев запечатлел очень много автобиографического,
отношение писателя к этому герою сочувственное.
У Павла Петровича Кирсанова оказались прототипы: Алексей Аркадьевич Столыпин,
офицер, друг и родственник М. Ю. Лермонтова; братья Александр, Аркадий и Климентий
Россет, гвардейские офицеры, близкие знакомые Пушкина.
III. Анализ содержания романа «Отцы и дети».
Вопросы и задания:
1. Когда происходят события? Прочитайте начало романа.
2. Кто приезжает вместе с Аркадием? (Николай Петрович Кирсанов ожидает приезда сына,
но Аркадий приезжает вместе с Базаровым, демократомразночинцем, героем новой
эпохи.)
3. Анализ пейзажа (описан в 3й главе романа), представшего глазам Аркадия и Базарова по
дороге в Марьино.
Чтение со слов: «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…»
4. Каково положение крестьян? Какие детали пейзажа об этом говорят?
5. Почему, на ваш взгляд, Тургенев избегает ярких эпитетов, рисующих жизнь природы?
(Перед нами социальная функция пейзажа. Автор отбирает в природе лишь то, что прямо
или косвенно связано с условиями жизни крестьян. Нищета, бедность во всем. Пруды с
«худыми плотинами», «деревеньки с низкими избенками», разоренные кладбища:
задавленные нищетой живые забыли о мертвых… «Сердце Аркадия понемногу
сжималось».)
6. Анализ второй части пейзажа (3я глава). Чтение со слов: «А пока он размышлял, весна
брала свое…» Какие чувства возникают после прочтения? (Писатель полон оптимизма.
Пейзаж прекрасен! Жизнь природы захватывает. Нет ни одной детали, омрачающей
настроение!)
7. На материале романа расскажите о взаимоотношениях крестьян и помещиков. («Лес…
только я его продал», «…земля отходит к мужикам…», «…оброка не платят…»,
«размежевался с крестьянами…» Николай Петрович переводит крестьян с барщины на
оброк, забирает себе хорошие земли, использует труд вольнонаемных рабочих, вырубает
лес, который должен отойти к мужикам, делает все, чтобы защитить свои интересы.
Крестьяне сопротивляются посвоему – отказываются от выполнения барских
повинностей.)
8. Кто же будет осуществлять необходимые преобразования? (Конечно же, новые люди
новой эпохи, такие как Базаров, разночинец по происхождению и убеждениям.)
Домашнее задание.
8 1. Чтение романа (11–15я главы).
2. Составить характеристику Н. П. Кирсанова.
3. Анализ поведения Е. Базарова в гостях. Его взаимоотношения с Аркадием и П. П.
Кирсановым.
Урок №2.
Е. БАЗАРОВ В СРЕДЕ КИРСАНОВЫХ. ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ
И СОЦИАЛЬНЫЕ РАЗНОГЛАСИЯ ГЕРОЕВ
Цели: работа над содержанием романа, анализ глав II, IV, X; обратить внимание учащихся
на происхождение Е. Базарова, его поведение в гостях, отношение к братьям Кирсановым;
опираясь на текст, выделить основные линии спора Базарова и Павла Петровича
Кирсанова, определить «победителя» в этих спорах.
Ход уроков
I. Опрос учащихся.
Вопросы:
1. Расскажите об истории создания романа «Отцы и дети». Кому посвятил Тургенев свое
произведение?
2. Есть ли прототипы у героев романа? Кто они?
3. Какой общественный конфликт лежит в основе романа «Отцы и дети»?
4. Какова позиция писателя в споре либеральных дворян и разночинцевдемократов?
5. В чем суть основного конфликта романа? Как это отражено в произведении?
6. Как вы понимаете смысл названия романа?
7. Расскажите об эпохе 60х годов XIX века (на материале романа).
II. Анализ содержания II главы романа. Встреча Евгения Базарова с Николаем Петровичем
Кирсановым (чтение в лицах).
Вопросы:
9 1. Как одет Евгений Базаров? Что значит «балахон с кистями»? (Балахон – просторная
одежда. Появление Базарова в таком балахоне в среде Кирсановых – вызов
аристократическим условностям.)
2. Внешность Базарова. На что обратил внимание Николай Петрович? («Обнаженная
красная рука» Базарова – рука человека, привыкшего к физическому труду.)
3. Как Базаров представился? («Евгений Васильев» – это простонародная форма. Так
представлялись крестьяне.)
4. Почему при встрече с Николаем Петровичем Базаров не сразу подал ему руку? (А вдруг
рука его повиснет в воздухе? Ведь аристократ Николай Петрович мог бы и не подать руки.)
III. Анализ содержания IV главы романа. Приезд Базарова в Марьино.
Вопросы:
1. Какое впечатление производит усадьба Марьино?
2. Как ведет себя Базаров? Николай Петрович? (Николай Петрович старается не замечать
развязные манеры гостя.)
3. Павел Петрович Кирсанов. Его внешность, манеры. (Внешность поражает
изысканностью.) Тургенев сочувствует герою или иронизирует над ним?
4. Какую оценку братьям Кирсановым дал Базаров?
5. Чем занимались в Марьино Евгений Базаров? Аркадий? («Аркадий сибаритствовал,
Базаров работал». Жизнь дворян проходит в безделье, а содержанием жизни Базарова
является труд, даже в гостях он продолжает свои естественнонаучные занятия.)
6. Каково отношение Павла Петровича Кирсанова к Базарову? («Павел Петрович всеми
силами души возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником,
плебеем».)
7. Как относятся к Базарову простые люди?
8. Базаров – «нигилист». Как объясняет Аркадий значение этого слова? В чем сущность
базаровского нигилизма? (Ко всему относиться с критической точки зрения, не принимая
ничего на веру. Нигилизм – особое мировоззрение, в основе которого лежит отрицание
общественных норм, правил, принципов.)
Базаров и Кирсановы Николай Петрович и Павел Петрович – люди разные. Базаров –
«нигилист» и демократ, человек, прошедший суровую школу труда и лишений. Кирсановы
– люди «старого века». Между ними не может быть примирения и единства. Столкновение
неизбежно.
IV. Содержание и анализ X главы романа.
(В главе преобладает диалог. Тургенев – мастер диалогов.)
10 План:
1. Выразительное чтение диалогов героев в лицах.
2. Проследить, что говорят герои и как они говорят. (Как вы понимаете слово «принцип» и
почему так яростно спорят герои о принципах? Объясните точку зрения спорящих. Что
стоит за принципами: требования жизни или традиции? Прав ли П. Кирсанов, упрекая
молодежь в беспринципности? Как относятся герои к существующему строю? Можно ли
Базарова считать революционером? В чем слабая сторона политических взглядов
Базарова? Убеждают ли спорящие друг друга?)
3. Взгляды на природу и искусство. Выявление авторской позиции. Присоединяется ли
Тургенев к заявлению Базарова о том, что природа не храм, а мастерская? Отрицает ли он
полностью кредо Базарова? Каким описанием природы заканчивает автор роман и почему?
Схватка Павла Петровича с Базаровым происходит за вечерним чаем. Герои спорят о
русском народе, о принципах и деятельности нигилистов, об искусстве и природе, о
дворянстве и аристократии. Каждая реплика Базарова направлена против какоголибо
общепризнанного принципа. (П. Кирсанов говорит о необходимости следовать
авторитетам, верить в них. Е. Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович
утверждает, что без принципов нельзя жить, Базаров отвечает: «Аристократизм,
либерализм, прогресс, принципы, подумаешь, сколько иностранных и… бесполезных слов!»
Павел Петрович умиляется отсталостью русского народа и упрекает Базарова в презрении
к народу, нигилист парирует упрек: «Что ж, коли он заслуживает презрения!» Положение
народа у Базарова вызывает гнев. Герой видит неблагополучие во всех областях народной
жизни. Кирсанов говорит о Шиллере и Гете, Базаров восклицает: «Порядочный химик в
двадцать раз полезнее всякого поэта!» 60е годы XIX века – годы новых открытий в
области естествознания, химии, медицины. Многие передовые деятели той эпохи
увлекались этими науками. Таким образом, в этот период бурного развития науки и
технической мысли нередко наблюдалась среди части общества недооценка искусства.
Такие крайности присущи были и Базарову. Базаров признавал только то, что полезно его
делу. Критерий пользы – та исходная позиция, с которой герой подходил к различным
явлениям жизни и искусству.)
В поединках Е. Базарова с П. Кирсановым истина не рождалась. Участниками спора
двигало не стремление к ней, а взаимная нетерпимость. Оба героя были не вполне
справедливы по отношению друг к другу.
Домашнее задание.
1. Роман «Отцы и дети» дочитать до конца.
2. Ответить на вопросы:
1) Отношение героев к любви, женщине вообще.
2) Е. Базаров и Анна Сергеевна Одинцова.
11 3) История любви П. П. Кирсанова к княгине Р.
4) Счастливы ли Аркадий и Катя?
Урок № 3 ДРУЖБА И ЛЮБОВЬ В ЖИЗНИ ГЕРОЕВ
(ПО РОМАНУ И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»)
Цели: разобрать взаимоотношения Базарова и Аркадия Кирсанова, постараться понять
неизбежность разрыва между героями, «уловить» социальную обусловленность разрыва;
выяснить, какое место занимает любовь в жизни героев романа, способны ли они на
сильные чувства, выдержат ли испытания любовью; показать глубокие внутренние различия
Базарова и Одинцовой при некотором сходстве их натур; раскрыть (в столкновении
Базарова с Одинцовой) превосходство Базарова над дворянами в сфере чувств.
Ход урока
I. Беседа с учащимися по теме «Взаимоотношения Евгения Базарова и Аркадия
Кирсанова».
Вопросы:
1. Чтение и анализ текста со слов: «…Мы прощаемся навсегда… для нашей горькой,
терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая
смелость…»
2. Как в этих словах характеризует Базаров жизнь революционеров?
3. Почему Аркадий примкнул к нигилистам? («Молодая смелость да молодой задор»,
Базарова же толкает на борьбу «дерзость» и «злость».)
4. Искренне ли А. Кирсанов вначале разделяет взгляды Базарова?
5. Почему, несмотря на желание, Аркадий не может сделаться «сильным, энергическим»?
12 6. Почему друзья разошлись? Есть ли последователи у Базарова? (Образованные и
обеспеченные либеральные дворяне стремятся к комфорту (нравственному и
физическому). Им хочется чувствовать, что они прогрессивные люди. Но когда
приходится действовать, самовлюбленность и эгоизм делают их неспособными к
последовательной борьбе («…ты невольно любуешься собою, тебе приятно самого себя
бранить…» – говорит Базаров Аркадию). Аркадий – временный попутчик Базарова.
Аркадий Кирсанов не привык к трудностям, в борьбе с которыми вырабатывается
характер, идеи Базарова не были глубоко прочувствованы им.)
7. Какова роль Кукшиной и Ситникова в раскрытии идей нигилизма?
II. Диспут или беседа с учащимися на тему «Любовь в жизни героев».
Для Тургенева способность человека любить – критерий его состоятельности. Своих
героев писатель обязательно проводит через это испытание.
Примерные вопросы для обсуждения:
1. Какими изображает автор чувства Николая Петровича, их силу и глубину?
2. Как вы оцениваете историю любви Павла Петровича? (В памяти Павла Петровича
княгиня Р. запечатлелась как «непонятный, почти бессмысленный… образ». Тургенев
подчеркивает ее «небольшой ум», истеричность поведения. Павел Петрович потерпел крах
в любви. Он «терзался и ревновал, не давал ей «покою, таскался за ней повсюду…» Куда
девались его самоуважение и гордость?)
3. Одна из проблем романа – конфликт Базарова с миром дворянства. Взаимоотношения
героя с Одинцовой – лишь разветвление этого конфликта. Каковы взгляды Базарова на
любовь и женщин вообще? (У Базарова преобладает циническипотребительский взгляд на
женщину. До встречи с Анной Сергеевной Одинцовой Базаров никого не любил, поэтому у
него сложилось превратное представление об этом чувстве.)
4. Что привлекло Евгения Базарова в Одинцовой? Как он себя ведет? (Анна Сергеевна
очаровала Базарова своей красотой, женским обаянием, умением держаться с
достоинством. Но настоящая любовь возникла тогда, когда Базаров увидел в Одинцовой
умного собеседника и человека, способного его понять. Базарову необходимо духовное
общение! Чувства Евгения Базарова глубоки.)
5. Цель жизни Одинцовой? Каково ее отношение к Базарову? (Цель жизни Анны Сергеевны
– материальная обеспеченность, комфорт и спокойствие. Одинцова не отвечает на любовь
Базарова. Ей просто хотелось увидеть у своих ног человека интересного, умного, не
похожего на других. В политическом отношении Базаров был человеком, не верившим в те
основы жизни, которые казались ей привычными. По социальному положению Базаров –
бедняк, будущий лекарь, в лучшем случае – ученый. По характеру тургеневский герой
резок и прямолинеен. Любовь Базарова к Одинцовой – событие, потрясающее основы его
убеждений, ставящее под сомнение его философскую систему.)
13 6. Могла ли счастливо сложиться судьба Базарова и Одинцовой? Могла ли Анна Сергеевна
измениться, пойти с Базаровым в его «горькую, терпкую, бобыльную» жизнь? (Никогда бы
она за ним не пошла, даже если бы полюбила.)
Выводы. Базаров способен на любовь, на большое и глубокое чувство. По мнению М. М.
Жданова, сопоставление Базарова с Одинцовой и Павлом Петровичем Кирсановым
позволяет увидеть внутреннее единство произведения, связь любовной интриги с основным
конфликтом романа, доказывает «торжество демократизма над аристократией» в области
чувств [7].
Базаров любит Одинцову и одновременно презирает себя за то, чт что не может справиться
с чувством. Одиночество героя нарастает. Пытаясь бороться с любовью к Анне Сергеевне,
он погружается в работу, но и это не спасает его. Сложное сплетение противоречивых
чувств уже нельзя ни распутать, ни разрубить.
7. Прав ли Достоевский, увидевший в Базарове «признак великого сердца»?
8. Счастливы ли Аркадий и Катя? (Их чувства естественны, а потому прекрасны.)
9. Как следует понимать слова Тургенева о любви в эпилоге романа?
Домашнее задание.
1. Перечитать 27ю главу и эпилог.
2. Ответить на вопросы:
1) Отношение Базарова к родителям.
2) Проанализировать сцену болезни и смерти Базарова. Какие качества героя проявились в
последние часы жизни?
3) Поразмыслить над судьбой Базарова, если бы он остался жив. Почему роман не
закончился смертью героя?
14 Урок № 4. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИЛА ПОСЛЕДНИХ СЦЕН РОМАНА
И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ» (ГЛАВА 27 И ЭПИЛОГ)
Цели: показать эмоциональное воздействие последних глав романа; помочь учащимся
представить безысходное положение, в котором оказался Базаров, случайна ли болезнь
героя и его смерть, каково отношение Тургенева к своему герою; раскрыть положительные
качества Базарова, с особой силой проявившиеся в последние часы жизни (мужество, сила
воли, верность своим убеждениям, любовь к жизни, женщине, родителям, таинственной
Родине).
Ход урока
I. Индивидуальные сообщения учащихся по теме «Базаров и родители» или беседа по
вопросам:
1. Родители Е. Базарова. Кто они? (Старики Базаровы – люди простые, доживающие свой
век в небольшом домике под соломенной крышей. Они боготворят своего сына и гордятся
им. Василий Иванович Базаров – высокий «худощавый человек с взъерошенными
волосами». Он разночинец, сын дьячка, ставший врачом. За борьбу с эпидемией чумы
награжден орденом. Пытается идти в ногу со временем, сблизиться с молодым поколением.
Арина Власьевна – «кругленькая старушка» с «пухлыми ручками». Она чувствительна и
набожна, верит в приметы. Автор рисует ее образ: «настоящей русской дворяночки
15 прежнего времени», которой следовало бы жить «лет за двести». Приезд дорогого
«Енюши» взволновал, переполнил все ее существо любовью и заботами.)
2. Какую роль сыграли родители в воспитании сына? Как они смотрят теперь на его
деятельность? (Они помогали Евгению чем могли, чувствовали его необыкновенность.)
3. Как Базаров относится к родителям? (Базаров понимает, что «переделать» родителей
невозможно. Он любит их такими, какие они есть (хотя разница во взглядах очевидна).
Базаров противопоставляет родителей высокому свету: «…Таких людей, как они, в вашем
большом свете днем с огнем не сыскать», – говорит он Одинцовой. Но тем не менее в
общении с матерью и отцом сын «угловат и беспомощен»: ни приласкать, ни успокоить. Он
часто молчит и делает все возможное, чтобы спрятать подальше, подавить в себе чувство
сыновней любви. Ведь любовь и сыновняя, и родительская, по понятиям Базарова,
чувство «напускное».
Иначе думает автор. Он сочувствует старичкам Базаровым. А чувства родительской и
сыновней любви считает «самыми святыми, преданными» чувствами. Писатель заставляет
задуматься о дорогих людях – матери и отце.)
II. Выразительное чтение отрывка о смерти Базарова (с небольшими сокращениями).
III. Беседа с учащимися по вопросам:
1. Какие мысли и чувства вызывает Базаров в сцене смерти? (Восхищение силой характера,
душевной стойкостью, мужеством, умением держаться до конца.)
2. Установите причину болезни и гибели героя. (Кажется, что заражение при вскрытии
трупа – случайность, на самом деле это не так. На работе, в стремлении к познанию еще не
познанного Базарова настигает смерть.)
3. Д. И. Писарев: «Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова…
Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь
даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось чтонибудь замечательное».
А. П. Чехов: «Что за роскошь – «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи. Болезнь
Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от
него. А конец Базарова?.. Это черт знает как сделано. Просто гениально».
Согласны ли вы с такими утверждениями Чехова и Писарева?
4. Каково отношение Тургенева к своему герою?
И. С. Тургенев: «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая
из почвы, сильная, злобная, честная – и всетаки обреченная на погибель – потому, что она
всетаки стоит еще в преддверии будущего».
16 Отношение писателя к Базарову было не вполне ясным: Базаров был его «враг», к
которому он чувствовал «невольное влечение». Писатель не верил, что люди
базаровского склада «найдут путь обновления России» (Д. К. Мотольская).
И. С. Тургенев: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью,
бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, если он его не полюбит… я виноват
и не достиг своей цели». В этих словах, на мой взгляд, любовь писателя к своему герою.
5. Расскажите, как в столкновении с окружающими людьми постепенно растет одиночество
Базарова. (По мнению М. М. Жданова, Тургенев, рисуя превосходство Базарова над
окружающими, психологически очень тонко и убедительно показывает его одиночество.
Разрыв с Кирсановыми произошел по идеологическим разногласиям, с Анной Сергеевной –
на почве неразделенной любви, Кукшину и Ситникова герой презирает, Аркадий по своему
характеру не способен на большие дела, старики Базаровы и их сын – люди разных
поколений, да и разница в их развитии велика, с простыми людьми – отчуждение [7].
Таким образом, автор показывает Базарова изолированным от окружающей среды,
одиноким, показывает обреченность героя.)
6. Д. И. Писарев считает смерть Базарова героической, сродни подвигу. Он пишет:
«Умереть так, как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг». «…Но
смотреть в глаза смерти, предвидеть ее приближение, не стараясь ее обмануть, остаться
верным себе до последней минуты, не ослабеть и не струсить – это дело сильного
характера». Прав ли Писарев, оценив смерть Базарова как подвиг?
7. Как могла бы сложиться его судьба?
8. Какие качества Базарова с особой силой проявились в последние часы его жизни? С
какой целью он попросил родителей послать за Одинцовой? (Наверное, можно сказать, что
Базаров умирает от одиночества. Находясь в состоянии глубокого душевного кризиса, он
допускает небрежность при вскрытии трупа и не предпринимает вовремя ничего, чтобы
уменьшить возможность заражения. Мужество, с которым тургеневский герой встречает
свою смерть, свидетельствует об истинной незаурядности его натуры. Все наносное,
внешнее исчезает в Базарове, и нам открывается человек с любящей и даже поэтической
душой. Одинцовой Базаров восхищался, с чувством любви он уже не считает нужным
бороться.
В образе Базарова Тургенев типизирует такие прекрасные качества новых людей, как воля,
мужество, глубина чувств, готовность к действию, жажда жизни, нежность.)
9. Почему роман не кончается смертью героя?
10. Существует ли базаровщина в наши дни? (В эпилоге И. С. Тургенев пишет: «Какое бы
страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней,
безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии
говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также
о вечном примирении и о жизни бесконечной…»
17 Взволнованный голос автора! Тургенев говорит о вечных законах бытия, которые не
зависят от человека. Писатель убеждает нас, что идти против этих законов – безумство. В
романе побеждает то, что естественно: возвращается в родительский дом Аркадий,
создаются семьи… А непокорного, жесткого, колючего Базарова и после его смерти по
прежнему помнят и любят стареющие родители.)
Домашнее задание.
1. Прочитать статью Д. И. Писарева «Базаров».
2. После прочтения статьи ответить на вопросы:
1) Каковы коренные свойства базаровского типа?
2) Каково, по мнению Писарева, отношение автора к базаровскому типу вообще и к смерти
героя в частности?
3) Что, с точки зрения Писарева, управляет поведением Базарова?
4) Как соотносится Базаров с героями предшествующей эпохи?
3. Письменный ответ (индивидуальное задание): Чем интересен роман И. С. Тургенева
«Отцы и дети» и его герой сегодняшнему читателю?
4. Выпишите интересные высказывания о романе литературных критиков Н. Н. Страхова,
В. Ю. Троицкого. Какие из них, на ваш взгляд, ближе к точке зрения Тургенева на своего
героя? С какими следует поспорить?
Урок № 5.
СПОРЫ ВОКРУГ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ».
СОВРЕМЕННИКИ ОБ «ОТЦАХ И ДЕТЯХ»
Цели: познакомить с оценками романа Тургенева русскими критиками; рассмотреть
основные положения статьи Д. И. Писарева «Базаров»; выяснить, чем интересен роман
сегодняшнему читателю, что в произведении устарело и что современно; определить свое
отношение к тургеневскому роману и его героям.
Ход урока
I. Повторение изученного.
Примерные вопросы:
1. Вспомним, как создавался роман, где был напечатан, кому посвящен, против кого
направлен. (Роман был задуман в 1860 г. в Англии, закончен в России в 1861 г., напечатан
в «Русском вестнике» в 1862 г., посвящен В. Г. Белинскому, направлен против дворянства.)
18 2. Какие события романа вы считаете главными?
3. В чем суть основного конфликта?
4. С какой целью И. С. Тургенев сталкивает Базарова с другими героями романа? Что
такое «прием психологической пары»? Какие персонажи романа в ней участвуют?
5. Что такое «нигилизм»?
6. В чем суть базаровского нигилизма?
7. Какова роль Одинцовой в выявлении основного конфликта романа?
8. Почему Тургенев «заставил» своего героя умереть? Верил ли Базаров в бессмертие
души?
9. Что, на ваш взгляд, в романе устарело и что современно?
10. Каково ваше отношение к тургеневскому роману и его героям?
II. Обсуждение высказываний русских критиков о романе «Отцы и дети».
И. С. Тургенев после выхода в свет «Отцов и детей» хотел навсегда оставить литературную
деятельность и даже попрощался с читателями в повести «Довольно».
«Отцы и дети» нашумели так, как не ожидал автор. С недоумением и горечью он
останавливался перед «хаосом противоречивых суждений» (Ю. В. Лебедев) [12].
В письме к А. А. Фету Тургенев растерянно заметил: «Хотел ли я обругать Базарова или
его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю уже, люблю ли я его или ненавижу!»
1. Д. И. Писарев написал две блестящие статьи «Базаров» (1862 г.) и «Реалисты» (1864 г.),
в которых выразил свое отношение к тургеневскому роману и главному герою. Свою задачу
критик видел в том, чтобы «обрисовать крупными чертами личность Базарова», показать
его сильный, честный и суровый характер, защитить от несправедливых обвинений.
Статья Писарева «Базаров». (2–4, 10, 11я главы.)
Беседа с учащимися по вопросам:
1) Каковы коренные свойства базаровского типа и чем они обусловлены? (Писарев со
свойственной ему афористической чеканностью раскрывает существо базаровского типа,
который порожден суровой школой труда. Именно труд развил энергию… Грубость и
резкость Базарова Писарев объяснил тем, что «от сурового труда грубеют руки, грубеют
манеры, грубеют чувства».)
2) Что, по мнению Д. И. Писарева, управляет поступками Базарова?
(Причины активной деятельности, по Писареву, «личная прихоть или личные расчеты».
Критик, проглядев революционность Базарова, не смог четко объяснить, что значит
19 «личные расчеты». Писарев обеднил и понятие «личной прихоти», не наполнив его
революционным содержанием.)
3) Как соотносится Базаров с героями предшествующей эпохи?
(Д. И. Писарев так написал об отношении к Базарову и его предшественникам в русской
литературе: «…у Печориных есть воля без знания, у Рудиных – знание без воли, у
Базаровых есть – и знания, и воля, мысль и дело сливаются в одно твердое целое».)
4) Что говорит критик об отношении Тургенева к базаровскому типу вообще? Что думает о
смерти героя в частности? (Для Тургенева его герой стоит «в преддверии будущего».
Базаров погибает, а его одинокая могила заставляет задуматься, что последователей и
продолжателей у демократа Базарова нет.
Писарев как бы солидарен с Тургеневым, так как считает, что у Базарова «нет
деятельности». Ну а если «незачем ему жить; так надо посмотреть, как он будет умирать».
Критик подробно анализирует главу о болезни и смерти Базарова, восхищается героем,
показывает, какие гигантские силы и возможности есть в этом новом типе. «Умереть так,
как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг».)
5) Какие высказывания русского критика представляются вам интересными?
3. М. А. Антонович «Асмодей4 нашего времени» (1862 г.).
Максим Алексеевич Антонович – публицист, литературный критик и естествоиспытатель,
принадлежал к революционнодемократическому лагерю, был учеником Н. А.
Добролюбова и Н. Г. Чернышевского. Благоговейное отношение к Чернышевскому и
Добролюбову пронес через всю жизнь. С Некрасовым у Антоновича были сложные
отношения.
По воспоминаниям дочери, Антонович обладал очень самолюбивым и нетерпимым
характером, что усугубляло драматизм его судьбы в журналистике.
В статье «Асмодей нашего времени» Антонович отрицательно отозвался о романе И. С.
Тургенева «Отцы и дети». Критик увидел в романе идеализацию отцов и клевету на детей.
В Базарове Антонович находил безнравственность и «кашу» в голове. Евгений Базаров –
карикатура, клевета на молодое поколение.
Некоторые выдержки из статьи.
«С первых же страниц… Вас обдает какимто мертвящим холодом; вы не живете с
действующими лицами романа, не проникаетесь их жизнью, а начинаете холодно
рассуждать с ними или, точнее, следить за их рассуждениями… Это показывает, что новое
произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном отношении… в
новом произведении нет… психологического анализа, нет… художественных изображений
картин природы…
20 …в романе… нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и
разные направления… Главного своего героя и его приятелей он [Тургенев] презирает и
ненавидит от всей души…
В спорах он [Базаров] совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует
нелепости, непростительные самому ограниченному уму…
О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего; это не
человек, а какоето ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически,
асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от своих добрых
родителей, которых он терпеть не может, и оканчивая лягушками, которых он режет с
беспощадной жестокостью. Никогда ни одно чувство не закрадывается в его холодное
сердце; не видно в нем и следа какогонибудь увлечения или страсти…
[Базаров] не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечной головой и гигантским
ртом, с маленьким лицом и пребольшим носом, и притом карикатура самая злостная…
Как же представляет себе современное молодое поколение г. Тургенев? Он, видимо, не
расположен к нему, относится к детям даже враждебно; отцам он отдает полное
преимущество…
Роман есть не что иное, как беспощадная и разрушительная критика молодого поколения…
Павел Петрович [Кирсанов], человек холостой… до бесконечности погруженный в заботы
о франтовстве, но непобедимый диалектик, на каждом шагу поражает Базарова и своего
племянника…»
На доске записываются некоторые высказывания из статьи Антоновича, учащимся
предлагается оспорить мнение критика.
– «Новое произведение г. Тургенева крайне неудовлетворительно в художественном
отношении».
– Тургенев «главного своего героя… презирает и ненавидит от всей души», а «отцам
отдает полное преимущество и старается возвысить их…»
– Базаров «совершенно теряется, высказывает бессмыслицы и проповедует нелепости».
Павел Петрович «на каждом шагу поражает Базарова».
– Базаров «ненавидит всех»… «ни одно чувство не закрадывается в его холодное сердце».
4. Николай Николаевич Страхов – литературный критик, автор напечатанной в журнале
«Время» (1862) статьи «И. С. Тургенев. "Отцы и дети"». Статья посвящена разоблачению
нигилизма как якобы оторванной от русской жизни теории.
Критик считал, что Базаров – образ человека, пытающегося подчинить себе «силы жизни»,
его породившие и над ним властвующие. Поэтому герой отрицает любовь, искусство,
красоту природы – это силы жизни, примиряющие человека с окружающим его миром.
21 Базаров ненавидит примирение, он жаждет борьбы. Страхов подчеркивает величие
Базарова. Отношение Тургенева, по мнению Страхова, и к отцам и к детям одинаково. «Эта
одинаковая мера, эта общая точка зрения у Тургенева есть жизнь человеческая, в самом
широком и полном ее значении».
III. Реализация домашнего индивидуального задания.
Чтение письменного ответа на вопрос «Чем интересен роман Тургенева «Отцы и дети» и
его герой сегодняшнему читателю?».
Домашнее задание.
1. Сочинение по роману Тургенева «Отцы и дети».
Примерные темы:
1) Смысл заглавия романа Тургенева «Отцы и дети».
2) Русское дворянство в изображении Тургенева.
3) В чем сила и художественная привлекательность Базарова?
4) Что я люблю и чего не принимаю в Базарове?
5) «Значит, вы все отрицаете?» (Базаров и Павел Петрович Кирсанов.)
6) Отношение к женщинам героев романа.
7) Роль пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети».
8) «Лишние люди» в литературе XIX века и «новый герой» И. С. Тургенева.
9) Анализ эпизода из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (по выбору учащихся).
22
1 урок: «Жизнь и творчество И.С. Тургенева.
1 урок: «Жизнь и творчество И.С. Тургенева.
1 урок: «Жизнь и творчество И.С. Тургенева.
1 урок: «Жизнь и творчество И.С. Тургенева.
1 урок: «Жизнь и творчество И.С. Тургенева.
1 урок: «Жизнь и творчество И.С. Тургенева.
1 урок: «Жизнь и творчество И.С. Тургенева.
1 урок: «Жизнь и творчество И.С. Тургенева.
1 урок: «Жизнь и творчество И.С. Тургенева.
1 урок: «Жизнь и творчество И.С. Тургенева.
1 урок: «Жизнь и творчество И.С. Тургенева.
1 урок: «Жизнь и творчество И.С. Тургенева.
1 урок: «Жизнь и творчество И.С. Тургенева.
1 урок: «Жизнь и творчество И.С. Тургенева.
1 урок: «Жизнь и творчество И.С. Тургенева.
1 урок: «Жизнь и творчество И.С. Тургенева.
1 урок: «Жизнь и творчество И.С. Тургенева.
1 урок: «Жизнь и творчество И.С. Тургенева.
1 урок: «Жизнь и творчество И.С. Тургенева.
1 урок: «Жизнь и творчество И.С. Тургенева.
1 урок: «Жизнь и творчество И.С. Тургенева.
1 урок: «Жизнь и творчество И.С. Тургенева.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.