Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
06.05.2019
Урок литературы в 10 классе. Цель: обучающая: показать, какую роль играют библейские мотивы в раскрытии общего замысла произведения: в развенчании теории Раскольникова; в понимании образов героев;
развивающая: создать условия для развития у обучаемых критического мышления, потребности логически мыслить, сопоставлять, классифицировать, обобщать;
воспитательная: обеспечить условия для формирования гуманистического мировоззрения обучаемых, для воспитания моральных и нравственных качеств через призму священного писания
Урок-ок.docx
Тема: Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и
наказание»
Цель:
обучающая: показать, какую роль играют библейские мотивы в раскрытии
общего замысла произведения: в развенчании теории Раскольникова; в
понимании образов героев;
развивающая: создать условия для развития у обучаемых критического
мышления, потребности логически мыслить, сопоставлять,
классифицировать, обобщать;
воспитательная: обеспечить условия для формирования гуманистического
мировоззрения обучаемых, для воспитания моральные и нравственные
качества через призму священного писания.
Формирование УУД:
1. Личностные: воспитывать чувство уважения и любови к людям, чувство
сопереживания за коллектив и личной ответственности за общее дело,
совершенствовать свою речь, формировать уважительное отношение к
литературе, православным законам.
2. Метапредметные: развивать логическое мышление, познавательный
интерес, творческую активность, анализировать и классифицировать
предложенный материал, строить устный монологический ответ,
аргументированно доказывать свою точку зрения, обеспечивать
бесконфликтную работу в группе.
3. Предметные: формировать умения применять полученные знания на
практике.
Познавательные УУД: анализировать предложенный материал,
структурировать знания, строить логическую цепочку рассуждений.
1 Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание в устной
форме, аргументированно доказывать свою точку зрения, слушать и слышать
друг друга
Регулятивные УУД: осуществлять целеполагание, оценивать свою
деятельность
Оборудование: шестиугольные карточки (гексы).
Тип урока: комбинированный
Метод: метод шестигранного обучения.
Ход урока
1 этап. Организационный.
2 этап. Мотивационный
Учитель: Запишем тему урока : Библейские мотивы в романе Ф. М.
Достоевского «Преступление и наказание». Как вы думаете, какие задачи
предстоит нам сегодня решить?
(ответы учеников: проанализировать роман, героев романа, их поступки,
найти связь с Библейскими сюжетами, понять, как эти сюжеты
помогают лучше раскрыть сущность персонажей романа )
А какие Библейские мотивы вы можете выделить в романе?
(ответы учеников: притча о воскрешении Лазаря, большую роль играют
числа – 3 (число Бога), 4(число вселенной), 30(число Иуды); Голгофа,
выражение «нести свой крест на Голгофу» встречается при упоминании о
Соне Мармеладовой, Авдотьи Романовны и самого Раскольникова…)
Ребята, обратите внимание, как много параллелей с Библией вы уже назвали.
Пожалуй, ни у одного писателя мы не найдем такую прочную связь с
христианской верой. Откуда же эта вера пришла к Федору Михайловичу
Достоевскому? Почему играла такую важную роль в его жизни? А для ответа
2 на этот вопрос предлагаю вспомнить первые страницы нашего учебника по
Литературе, рассказывающие о жизни и творчестве писателя
Ученик ( читает наизусть. Его слова сопровождаются видеофильмом со
сценой казни Ф. М. Достоевского)
22 декабря 1849 года Фёдора Михайловича Достоевского вместе с целой
группой вольнодумцев, признанных опасными государственными
преступниками, вывели на Семёновский плац в Петербурге. Жить ему
оставалось минут пять, не более. Прозвучал приговор: «отставного инженер
поручика Достоевского подвергнуть смертной казни расстрелянием».
Священник поднёс крест для последнего целования, а Достоевский, как
заворожённый, всё смотрел и смотрел на главу собора, сверкавшую на солнце,
и никак не мог оторваться от её лучей. Казалось, что эти лучи станут новой
его природой, что в роковой момент казни душа его сольётся с ними.
Обратясь к своему приятелю, Спешневу, Достоевский сказал: «Мы будем
вместе со Христом!» — «Горстью пепла!» — отвечал ему скептик с горькой
усмешкой.
Достоевский воспринимал трагедию иначе. Он сравнивал свой эшафот с
Голгофой, на которой принял смертную муку Христос. Он ощущал в своей
душе рождение нового человека по заповеди Евангелия: «Истинно, истинно
говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется
одно; а если умрёт, то принесёт много плода».
Вся недолгая жизнь пронеслась тогда перед его глазами. Обострившаяся
память вместила в секунды целые годы...
Учитель. «Меня называют психологом, говорил Ф. М. Достоевский, я лишь
реалист в высшем смысле». Что это значит? От чего отказывается здесь
писатель и что утверждает? Он говорит о том, что психология в его романах –
лишь внешний слой, форма, что содержание лежит в другой сфере, в сфере
высших духовных реальностей. Это значит, что если мы, читатели,
3 сосредоточили своё внимание на психологии героев – мы не прочитали роман,
мы его не поняли. Нужно научиться языку, на котором говорит Достоевский.
Нужно понять всю остроту стоящих перед ним вопросов. А для этого всегда
нужно помнить, что перед нами произведение человека, который в течение
четырёх лет на каторге читал только Евангелие – единственную книгу,
дозволенную там. Он потом жил и думал на той глубине…
Нам с вами, ребята, предстоит сегодня проделать огромную работу:
попробуем с помощью Библии глубже понять смысл романа, значение
поднятых в нем проблем. Что же такое – Библия? Об этой книге, пожалуй,
лучше всех сможет рассказать отец Сергий, духовный наставник нашей
школы.
Отец Сергий.
Б блия
протяжении веков Библия остается для человечества источником веры и
— это древнее собрание священных текстов христиан. На
ии
мудрости. Каждое поколение открывает в ней неиссякаемые духовные
богатства.
Само слово «Библия» произошло от греческого языка и переводится как
«книга».В священных книгах оно не встречается, потому что появилось
гораздо позднее. Впервые слово «Библия» было использовано применительно
к собранию священных книг на востоке в IV веке Иоанном Златоустом и
Епифанием Кипрским.
Библия состоит из Ветхого и Нового Завета.
Ветхий Завет древнейшая из двух часть Библии. Само название «Ветхий
Завет» произошло от христиан, у евреев первая часть Библии называется
Танах. Книги Ветхого Завета были написаны в период с XIII по I в. до н.э.
Изначально Ветхий Завет был написан на древнееврейском языке, то есть на
библейском иврите. Позже, с III в. до н. э. по I в. н. э. был переведен на
4 древнегреческий язык. Некоторые части Завета написаны на арамейском
языке.
Ветхий Завет состоит из нескольких видов книг: исторические, учительные и
пророческие. К историческим книгам относятся 5ти книжие Моисея, 4 книги
царств, 2 книги Паралипоменон и другие. К учительным псалтырь, притчи,
Екклесиаст, книга Иова. Пророческие книги включают в себя 4 большие:
Пророки( Даниил, Иезикиль, Исаия, Иеремия) и 12 малых . Всего в Ветхий
Завет входит 39 книг. Эта часть Библии является общей Священной Книгой
для иудаизма и христианства.
Вторая часть Библии Новый Завет был написан в I в. н. э. Новый Завет
написан на одном из диалектов древнегреческого языка — койне. Для
христианства эта часть Библии является наиболее важной, в отличие от
иудаизма, который не признает ее. Новый Завет состоит из 27 книг.
Например, в него входит 4 Евангелие: от Луки, Матфея, Марка, Иоанна, а
так же Послания Апостолов , Деяния Апостолов, Откровения Иоанна
Богослова (Книга Апокалипсиса).
Библия переведена на 2377 языков народов мира и полностью издана на 422
языках.
Этап постановки целей обучающимся
Учитель
Итак, сегодня на уроке мы постараемся найти ответ на проблемный вопрос:
какую роль играют библейские мотивы в раскрытии общего замысла
произведения: в развенчании теории Раскольникова; в понимании образов
героев. Работать мы будем по методу шестигранного обучения. Класс
разделен на 4 группы. Каждой группе выдаются шестиугольные карточки
(гексы). Ориентируясь на гексы с иллюстрациями, содержащими сюжеты из
Библии и романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», выбирая
по своей теме гексы , состоящие из фрагментов романа и Библии, вы должны
5 будете найти параллели библейского сюжета и романа, определить роль и
значение библейского сюжета, подвести итог. Результатом вашей работы
станут эссе. Представитель из каждой группы озвучит результат вашей
совместной работы.
Иллюстрации для 1 группы:
Иллюстрации для 2 группы:
Иллюстрации для 3 группы:
6 Иллюстрации для 4 группы:
Тексты для 1 группы: ( выделено для учителя)
Роман «Преступление и
наказание»
Библия
1.
Каин занимался земледелием, а
Авель пас стада. Однажды они
приносили жертву Богу: Каин
принес в жертву плоды земли, а
Авель – лучшее животное из
своего стада. Но Авель приносил
7 жертву с верою в обещанного
Спасителя и с молитвой о
помиловании, а Каин приносил ее
без веры и смотрел на нее, как на
свою заслугу перед Богом (Евр.
11,4). Поэтому жертва Авеля была
принята Богом, а жертва Каина –
отвергнута. Увидев предпочтение,
оказанное брату, и видя в нем
явное обличение своих «злых дел»
(1 Ин. 3,12), Каин сильно
огорчился, и омраченное лицо его
поникло. На нем появились
зловещие черты. Но милосердный
Бог, желая, чтобы Каин
исправился, предостерег его от
злого дела. Он сказал Каину:
«Почему ты огорчился? отчего
поникло лице твое?... грех...
влечет тебя к себе, но ты
господствуй над ним» (Быт. 4,6
7)
Каин не послушался Божьего
призыва и отворил греху дверь
своего сердца. Зазвав своего
доверчивого брата в поле, он убил
его, – совершив невиданное еще
на земле злодеяние. Страшное
преступление, которое впервые
внесло в порядок природы смерть
и разрушение, не могло остаться
без наказания.
Бог обратился к Каину, желая
привести его к покаянию, и
спросил его: «Где Авель, брат
твой?» Каин дерзко ответил: «Не
знаю; разве я сторож брату
моему?» Тогда Бог сказал ему:
«Что ты сделал? Голос крови
брата твоего вопиет ко Мне от
земли; и ныне проклят ты от
8
2.
3. Текст для 2 группы:
1.
2.
3.
4.
земли, которая отверзла уста свои
принять кровь брата твоего от
руки твоей; когда ты будешь
возделывать землю, она не станет
более давать силы своей для тебя;
ты будешь изгнанником и
скитальцем на земле».
ἀλάβαστρος
После сего Он проходил по
городам и селениям, проповедуя и
благовествуя Царствие Божие, и с
Ним двенадцать, и некоторые
женщины, которых Он исцелил от
злых духов и болезней: Мария,
называемая Магдалиною, из
которой вышли семь бесов…
Алавастр (греч.
—
алебастровый сосуд или флакон)
— в православной церкви сосуд
для хранения мира. Обычно
круглый, с длинным узким
горлышком и без ручки
И вот, женщина того города,
которая была грешница, узнав, что
Он возлежит в доме фарисея,
принесла алавастровый сосуд с
миром и, став позади у ног Его и
плача, стала обливать ноги Его
слезами и отирать волосами
головы своей, и целовала ноги Его,
и мазала миром.
( «пригласивший его (Иисуса
Христа) фарисей сказал про себя:
«Если бы он … знал, что за
женщина прикасается к нему, ведь
она грешница». Иисус Христос
ответил: «… ее грехи, хотя их и
много, прощаются ей, т.к. она
проявила много любви». Затем
он сказал ей: «… Прощаются твои
грехи… Твоя вера спасла тебя»
9 Текст для 3 группы:
1.
2.
3.
4.
5.
Тексты для 4 группы:
1. Он бежит подле лошаденки. Он
забегает вперед, он видит, как ее
секут по глазам, по самым глазам!
(...) Сердце в нем поднимается,
слезы текут. (...) он ломает свои
руки, кричит...
10
Иисус отвечал: не двенадцать ли
часов во дне? кто ходит днем, тот
не спотыкается, потому что видит
свет мира сего; а кто ходит ночью,
спотыкается, потому что нет света
с ним. Сказав это, говорит им
потом: Лазарь, друг наш, уснул; но
Я иду разбудить его.
Иисус, придя, нашёл, что он уже
четыре дня в гробе.
Иисус сказал ей: Я есмь
воскресение и жизнь; верующий
в Меня, если и умрёт, оживёт.
И всякий, живущий и верующий в
Меня, не умрёт вовек. Веришь ли
сему?
Иисус говорит: отнимите камень.
Сестра умершего, Марфа, говорит
Ему: Господи! уже смердит; ибо
четыре дня, как он во гробе.
Иисус говорит ей: не сказал ли Я
тебе, что, если будешь веровать,
увидишь славу Божию?
И вышел умерший, обвитый по
рукам и ногам погребальными
пеленами, и лицо его обвязано
было платком. Иисус говорит им:
развяжите его, пусть идёт
Родился святой примерно в 270
году в городе Патара, где
расположена современная Турция.
Семья у него была богатой и
благочестивой. Родителей
Николай потерял рано. С детства
мальчик отличался своим умом и
энергичным характером. Он
всегда интересовался изучением
Священного Писания. Жизнь
Николая Угодника рассказывает о
том, что он был монахом, жил на 2. «Добивай!» — кричит Миколка,
(…) становится сбоку и начинает
бить ломом зря по спине...
3. …Хохот раздается залпом и
покрывает все: кобыленка не
вынесла ударов и начала
лягаться…
Святой земле и даже служил
епископом города Миры
Во времена, когда Николай был
молодым, один бедный мужчина
впал в отчаяние, поскольку его
три дочери не могли выйти замуж,
изза того, что у него не было
возможности обеспечить им
приданное. Угодник три ночи
подряд подбрасывал в их дом
кошельки с золотом, чтобы
избавить их от нужды идти в
блудницы
Хоть Николай Угодник в Библии
не упоминается, свидетельства о
его помощи можно найти в разных
источниках. Например, многие
солдаты рассказывали, как к ним
являлся старичок в одеянии
священника и сообщал об
опасности, а потом исчезал
необъяснимым образом
Этап выполнения поставленных задач.
Этап защиты ….
Оценивание ( в сильном классе ребята оценивают свою работу и своих
одноклассников самостоятельно)
Подведение итогов
Роман пронизан евангельскими сюжетами, мотивами, образами и символикой,
но христианство в этом произведении не атрибутика, а основа философской
идеи, нравственного содержания произведения. В основе романа лежат
евангельские идеи страдания и сострадания. Центральная идея христианства
— благодатная любовь к ближнему. Роман учит нас: только испытав
истинное покаяние, можно прийти к духовному обновлению.
Домашнее задание: По группам – подготовить сообщения «Символика снов
Раскольникова в романе»
11 Время сна (до
убийства, после)
Действия во сне
самого
Раскольникова
глава 5, часть 1
часть 2, глава 2
часть 3, глава 6
1группа – «Сон о
лошади»
2 группа – «Сон
о том, а бьют
хозяйку»
3 группа – «Сон
о старухе
убивает, но не
может убить»,
4 группа – «Сон
об эпидемии»
Эпилог
Рефлексия Ребята, наш урок подходит к завершению. Чему научил нас этот
урок?
В 1965 году грузинский писатель Нодар Думбадзе написал книгу «Я
вижу солнце» Там были такие слова: «Молодежь — наша надежда. Пусть себе
на здоровье шагает она в узких брюках и коротких платьях! Но пусть любит
книгу, любит свой народ, свою Родину, свою страну! Пусть девочки носят
серьги и кольца! Но пусть верят в добро и честь, как их бабушки верили в
Бога!» Книга была написана в те времена, когда боролись не только с
религией, но и с Богом, лишая возможности молодых людей найти свою
дорогу в жизни, свою опору в вере. Возможно, сегодня вы задумаетесь о тех
вечных ценностях, которые содержит Библия, о себе, о смысле человеческой
жизни.
Роман прочитан. Надеюсь, позже вы еще раз обратитесь к прочтению
романа и осознаете, насколько это глубокое произведение. И оно не может
быть другим, поскольку перекликается с Библией, а библейских аналогий в
романе намного больше, чем мы говорили сегодня на уроке.
12 13
Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.