Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Оценка 4.8

Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
06.05.2019
Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Урок литературы в 10 классе. Цель: обучающая: показать, какую роль играют библейские мотивы в раскрытии общего замысла произведения: в развенчании теории Раскольникова; в понимании образов героев; развивающая: создать условия для развития у обучаемых критического мышления, потребности логически мыслить, сопоставлять, классифицировать, обобщать; воспитательная: обеспечить условия для формирования гуманистического мировоззрения обучаемых, для воспитания моральных и нравственных качеств через призму священного писания
Урок-ок.docx
Тема: Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и  наказание» Цель: обучающая: показать,  какую роль играют библейские мотивы в раскрытии  общего замысла произведения: в развенчании теории Раскольникова; в  понимании образов героев; развивающая: создать условия для развития у обучаемых критического  мышления, потребности   логически мыслить, сопоставлять,  классифицировать, обобщать; воспитательная: обеспечить условия для формирования гуманистического  мировоззрения обучаемых, для воспитания моральные и нравственные  качества через призму священного писания. Формирование УУД:  1. Личностные: воспитывать чувство уважения и любови к людям, чувство  сопереживания за коллектив и личной ответственности за общее дело,  совершенствовать свою речь, формировать уважительное отношение к  литературе, православным законам. 2. Метапредметные: развивать логическое мышление, познавательный  интерес, творческую активность, анализировать и классифицировать  предложенный материал, строить устный монологический ответ,  аргументированно доказывать свою точку зрения, обеспечивать  бесконфликтную работу в группе. 3. Предметные: формировать умения применять полученные знания на  практике. Познавательные УУД: анализировать предложенный материал,  структурировать знания, строить логическую цепочку рассуждений. 1 Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание в устной  форме, аргументированно доказывать свою точку зрения, слушать и слышать  друг друга Регулятивные УУД: осуществлять целеполагание, оценивать свою  деятельность  Оборудование: шестиугольные карточки (гексы). Тип урока: комбинированный  Метод: метод шестигранного обучения. Ход урока 1 этап. Организационный. 2 этап. Мотивационный Учитель:  Запишем тему урока : Библейские мотивы в романе Ф. М.  Достоевского «Преступление и наказание». Как вы думаете, какие задачи  предстоит нам сегодня решить? (ответы учеников: проанализировать роман, героев романа, их поступки,  найти связь с Библейскими сюжетами, понять, как эти сюжеты  помогают лучше раскрыть сущность персонажей романа ) А какие Библейские мотивы вы можете выделить в романе? (ответы учеников: притча о воскрешении Лазаря, большую роль играют  числа – 3 (число Бога),  4(число вселенной), 30(число Иуды); Голгофа,  выражение «нести свой крест на Голгофу» встречается при  упоминании о Соне Мармеладовой, Авдотьи Романовны и  самого Раскольникова…) Ребята, обратите внимание, как много параллелей с Библией вы уже назвали.  Пожалуй, ни у одного писателя мы не найдем такую прочную связь с  христианской верой. Откуда же эта вера пришла к Федору Михайловичу  Достоевскому? Почему играла такую важную роль в его жизни? А для ответа  2 на этот вопрос предлагаю вспомнить первые страницы нашего учебника по  Литературе, рассказывающие о жизни и творчестве писателя  Ученик  ( читает наизусть. Его слова сопровождаются  видеофильмом  со  сценой  казни Ф. М. Достоевского)  22 декабря 1849 года Фёдора Михайловича Достоевского вместе с целой  группой вольнодумцев, признанных опасными государственными  преступниками, вывели на Семёновский плац в Петербурге. Жить ему  оставалось минут пять, не более. Прозвучал приговор: «отставного инженер­ поручика Достоевского подвергнуть смертной казни расстрелянием».  Священник поднёс крест для последнего целования, а Достоевский, как  заворожённый, всё смотрел и смотрел на главу собора, сверкавшую на солнце,  и никак не мог оторваться от её лучей. Казалось, что эти лучи станут новой  его природой, что в роковой момент казни душа его сольётся с ними.  Обратясь к своему приятелю, Спешневу, Достоевский сказал: «Мы будем  вместе со Христом!» — «Горстью пепла!» — отвечал ему скептик с горькой  усмешкой. Достоевский воспринимал трагедию иначе. Он сравнивал свой эшафот с  Голгофой, на которой принял смертную муку Христос. Он ощущал в своей  душе рождение нового человека по заповеди Евангелия: «Истинно, истинно  говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется  одно; а если умрёт, то принесёт много плода». Вся недолгая жизнь пронеслась тогда перед его глазами. Обострившаяся  память вместила в секунды целые годы... Учитель. «Меня называют психологом, ­ говорил Ф. М. Достоевский, ­ я лишь реалист в высшем смысле». Что это значит? От чего отказывается здесь  писатель и что утверждает? Он говорит о том, что психология в его романах – лишь внешний слой, форма, что содержание лежит в другой сфере, в сфере  высших  духовных реальностей. Это значит, что если мы, читатели,  3 сосредоточили своё внимание на психологии героев – мы не прочитали роман,  мы его не поняли.  Нужно научиться языку, на котором говорит Достоевский.  Нужно понять всю остроту стоящих перед ним вопросов. А для этого всегда  нужно помнить, что перед нами произведение человека, который в течение  четырёх лет на каторге читал только Евангелие – единственную книгу,  дозволенную там. Он потом жил и думал на той глубине… Нам с вами, ребята, предстоит сегодня проделать огромную работу:   попробуем с помощью Библии глубже понять смысл романа, значение  поднятых в нем проблем. Что же такое – Библия? Об этой книге, пожалуй,  лучше всех сможет рассказать отец Сергий, духовный наставник нашей  школы. Отец Сергий.  Б блия протяжении веков Библия остается для человечества источником веры и   — это древнее собрание священных текстов христиан. На  ии мудрости. Каждое поколение открывает в ней неиссякаемые духовные  богатства.  Само слово «Библия» произошло от греческого языка и переводится как  «книга».В священных книгах оно не встречается, потому что появилось  гораздо позднее. Впервые слово «Библия» было использовано применительно  к собранию священных книг на востоке в IV веке Иоанном Златоустом и  Епифанием Кипрским.  Библия состоит из Ветхого и Нового Завета.  Ветхий Завет­ древнейшая из двух часть Библии. Само название «Ветхий  Завет» произошло от христиан, у евреев первая часть Библии называется  Танах. Книги Ветхого Завета были написаны в период с XIII по I в. до н.э.  Изначально Ветхий Завет был  написан на древнееврейском языке, то есть на  библейском иврите. Позже, с III в. до н. э. по I в. н. э. был переведен на  4 древнегреческий язык. Некоторые части Завета написаны на арамейском  языке.  Ветхий Завет состоит из нескольких видов книг: исторические, учительные и  пророческие. К историческим книгам относятся 5­ти книжие Моисея, 4 книги  царств, 2 книги Паралипоменон и другие. К учительным ­ псалтырь, притчи,  Екклесиаст, книга Иова. Пророческие книги включают в себя 4 большие:  Пророки( Даниил, Иезикиль, Исаия, Иеремия) и 12 малых . Всего в Ветхий  Завет входит 39 книг. Эта часть Библии является общей Священной Книгой  для иудаизма и христианства. Вторая часть Библии ­ Новый Завет был написан  в I в. н. э. Новый Завет  написан на одном из диалектов древнегреческого языка — койне. Для  христианства эта часть Библии является наиболее важной, в отличие от  иудаизма, который не признает ее. Новый Завет состоит из 27 книг.   Например, в него входит 4 Евангелие: от  Луки, Матфея, Марка, Иоанна, а  так же Послания Апостолов , Деяния Апостолов, Откровения Иоанна  Богослова (Книга Апокалипсиса). Библия переведена на 2377 языков народов мира и полностью издана на 422  языках. Этап постановки целей обучающимся Учитель  Итак, сегодня на уроке мы постараемся найти ответ на проблемный вопрос:  какую роль играют библейские мотивы в раскрытии общего замысла  произведения: в развенчании теории Раскольникова; в понимании образов  героев. Работать мы будем по методу шестигранного обучения. Класс  разделен на 4 группы.   Каждой группе выдаются  шестиугольные карточки  (гексы). Ориентируясь на гексы с иллюстрациями, содержащими сюжеты из  Библии и романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», выбирая  по своей теме гексы , состоящие из фрагментов романа и Библии, вы должны  5 будете найти параллели библейского сюжета и романа, определить роль и  значение библейского сюжета, подвести итог. Результатом вашей работы  станут эссе. Представитель из каждой группы озвучит результат вашей  совместной работы.  Иллюстрации для 1 группы: Иллюстрации для 2 группы:    Иллюстрации для 3 группы:         6 Иллюстрации для 4 группы:     Тексты для 1 группы: ( выделено для учителя) Роман «Преступление и  наказание» Библия  1. Каин занимался земледелием, а  Авель пас стада. Однажды они  приносили жертву Богу: Каин  принес в жертву плоды земли, а  Авель – лучшее животное из  своего стада. Но Авель приносил  7 жертву с верою в обещанного  Спасителя и с молитвой о  помиловании, а Каин приносил ее  без веры и смотрел на нее, как на  свою заслугу перед Богом (Евр.  11,4). Поэтому жертва Авеля была принята Богом, а жертва Каина –  отвергнута. Увидев предпочтение,  оказанное брату, и видя в нем  явное обличение своих «злых дел» (1 Ин. 3,12), Каин сильно  огорчился, и омраченное лицо его  поникло. На нем появились  зловещие черты. Но милосердный  Бог, желая, чтобы Каин  исправился, предостерег его от  злого дела. Он сказал Каину:  «Почему ты огорчился? отчего  поникло лице твое?... грех...  влечет тебя к себе, но ты  господствуй над ним» (Быт. 4,6­ 7) Каин   не   послушался   Божьего призыва   и   отворил   греху   дверь своего   сердца.   Зазвав   своего доверчивого брата в поле, он убил его, – совершив невиданное еще на   земле   злодеяние.  Страшное преступление,   которое   впервые внесло в порядок природы смерть и   разрушение,   не   могло   остаться без наказания. Бог обратился к Каину, желая  привести его к покаянию, и  спросил его: «Где Авель, брат  твой?» Каин дерзко ответил: «Не  знаю; разве я сторож брату  моему?» Тогда Бог сказал ему:  «Что ты сделал? Голос крови  брата твоего вопиет ко Мне от  земли; и ныне проклят ты от  8 2. 3. Текст для 2 группы: 1. 2. 3. 4. земли, которая отверзла уста свои  принять кровь брата твоего от  руки твоей; когда ты будешь  возделывать землю, она не станет  более давать силы своей для тебя;  ты будешь изгнанником и  скитальцем на земле».  ἀλάβαστρος После сего Он проходил по  городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с  Ним двенадцать, и некоторые  женщины, которых Он исцелил от  злых духов и болезней: Мария,  называемая Магдалиною, из  которой вышли семь бесов… Алавастр (греч.   —  алебастровый сосуд или флакон)  — в православной церкви сосуд  для хранения мира. Обычно  круглый, с длинным узким  горлышком и без ручки И вот, женщина того города,  которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея,  принесла алавастровый сосуд с  миром и, став позади у ног Его и  плача, стала обливать ноги Его  слезами и отирать волосами  головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. ( «пригласивший его (Иисуса  Христа) фарисей сказал про себя:  «Если бы он … знал, что за  женщина прикасается к нему, ведь она грешница». Иисус Христос  ответил: «… ее грехи, хотя их и  много, прощаются ей, т.к. она  проявила много любви». Затем  он сказал ей: «… Прощаются твои  грехи… Твоя вера спасла тебя» 9 Текст для 3 группы: 1. 2. 3. 4. 5. Тексты для 4 группы: 1. Он бежит подле лошаденки. Он  забегает вперед, он видит, как ее  секут по глазам, по самым глазам!  (...) Сердце в нем поднимается,  слезы текут. (...) он ломает свои  руки, кричит...  10 Иисус отвечал: не двенадцать ли  часов во дне? кто ходит днем, тот  не спотыкается, потому что видит  свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним. Сказав это, говорит им  потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его.  Иисус, придя, нашёл, что он уже  четыре дня в гробе.  Иисус сказал ей: Я есмь  воскресение и жизнь; верующий  в Меня, если и умрёт, оживёт. И всякий, живущий и верующий в  Меня, не умрёт вовек. Веришь ли  сему? Иисус говорит: отнимите камень.  Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо  четыре дня, как он во гробе.  Иисус говорит ей: не сказал ли Я  тебе, что, если будешь веровать,  увидишь славу Божию? И вышел умерший, обвитый по  рукам и ногам погребальными  пеленами, и лицо его обвязано  было платком. Иисус говорит им:  развяжите его, пусть идёт Родился святой примерно в 270  году в городе Патара, где  расположена современная Турция. Семья у него была богатой и  благочестивой. Родителей  Николай потерял рано. С детства  мальчик отличался своим умом и  энергичным характером. Он  всегда интересовался изучением  Священного Писания. Жизнь  Николая Угодника рассказывает о  том, что он был монахом, жил на 2. «Добивай!» — кричит Миколка,  (…) становится сбоку и начинает  бить ломом зря по спине...  3. …Хохот раздается залпом и  покрывает все: кобыленка не  вынесла ударов и начала  лягаться…  Святой земле и даже служил  епископом города Миры Во времена, когда Николай был  молодым, один бедный мужчина  впал в отчаяние, поскольку его  три дочери не могли выйти замуж,  из­за того, что у него не было  возможности обеспечить им  приданное. Угодник три ночи  подряд подбрасывал в их дом  кошельки с золотом, чтобы  избавить их от нужды идти в  блудницы Хоть Николай Угодник в Библии  не упоминается, свидетельства о  его помощи можно найти в разных  источниках. Например, многие  солдаты рассказывали, как к ним  являлся старичок в одеянии  священника и сообщал об  опасности, а потом исчезал  необъяснимым образом Этап выполнения поставленных задач. Этап защиты …. Оценивание  ( в сильном классе ребята оценивают свою работу и своих  одноклассников самостоятельно) Подведение итогов Роман пронизан евангельскими сюжетами, мотивами, образами и символикой,  но христианство в этом произведении не атрибутика, а основа философской  идеи, нравственного содержания произведения. В основе романа лежат  евангельские идеи страдания и сострадания. Центральная идея христианства — благодатная любовь к ближнему.  Роман учит нас: только испытав  истинное покаяние, можно прийти к духовному обновлению. Домашнее задание:  По группам – подготовить сообщения «Символика снов  Раскольникова в романе» 11 Время сна (до  убийства, после) Действия во сне  самого  Раскольникова глава 5, часть 1 часть 2, глава 2 часть 3, глава 6 1группа – «Сон о лошади» 2 группа – «Сон  о том, а бьют  хозяйку» 3 группа – «Сон  о старухе­  убивает, но не  может убить»,  4 группа – «Сон  об эпидемии»  Эпилог Рефлексия     Ребята, наш урок подходит к завершению. Чему научил нас этот  урок? В 1965 году грузинский писатель Нодар Думбадзе написал книгу «Я    вижу солнце» Там были такие слова: «Молодежь — наша надежда. Пусть себе на здоровье шагает она в узких брюках и коротких платьях! Но пусть любит  книгу, любит свой народ, свою Родину, свою страну! Пусть девочки носят  серьги и кольца! Но пусть верят в добро и честь, как их бабушки верили в  Бога!»  Книга была написана в те времена, когда боролись не только с  религией, но и с Богом, лишая возможности молодых людей найти свою  дорогу в жизни, свою опору в вере. Возможно, сегодня вы задумаетесь о тех  вечных ценностях, которые содержит Библия, о себе, о смысле человеческой  жизни.      Роман прочитан. Надеюсь, позже вы еще раз обратитесь к прочтению  романа и осознаете, насколько это глубокое произведение. И оно не может  быть другим, поскольку перекликается с Библией, а библейских аналогий в  романе намного больше, чем мы говорили сегодня на уроке.  12 13

Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Библейские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.05.2019