Урок русской литературы в 10 классе по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
16.03.2019
Урок-игра по русской литературе в 10 классе по теме: Проблематика и поэтика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина". На уроке учащиеся знакомятся с общими и отличительными признаками русских народных сказок и сказок Салтыкова-Щедрина. Выявляют причины появления сказок писателя, объекты сатиры сказок Салтыкова-Щедрина, сатирические приемы.
Литературная игра по сказкам Салтыкова -Щ..doc
«Звездный час по сказкам М.Е.СалтыковаЩедрина »
Л.В.Гвиздок, учитель русского языка и литературы
КГУ «Коржинкольская СШ» отдела образования акимата Федоровского района»
Костанайской области
Цель: развитие познавательных интересов обучающихся, закрепление знаний по литературе;
развитие мышления, воображения, памяти, умения коллективно решать проблемы.
Описание игры: Играют команды по 57 человек. За каждый правильный ответ даётся
звёздочка.
«Сказки» одно из самых ярких творений и наиболее читаемая из книг СалтыковаЩедрина.
За небольшим исключением они создавались в течение четырех лет (18831886) на
завершающем этапе творческого пути писателя.
«Сказки» Салтыкова Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего
творчество великого сатирика. Если бы, кроме «Сказок», Щедрин ничего не написал, то и они
одни дали ему право на бессмертие.
I –тур «Разминка»
1. Как называлась сказка о пискаре?
1. Трусливый
2. Прекрасный
3. Премудрый.
2. Как называлась газета, найденная генералами на острове?
1. «Петербургские новости»
2. «Московские ведомости»
3. «Киевская рада»
3.О чем была газета «Московские ведомости»?
1. О еде
2. О происшествиях
3. О знакомствах.
4.Как звали отца Салтыкова Щедрина?
1. Сергей.
2. Евгений.
3. Евграф.
5.Год рождения Михаила Евграфовича.
1.
2.
3.
1826 год.
1827 год.
1825 год
Первый тур закончен. Подведем итоги, больше всех звездочек у команды…
IIтур. «Кубики»
Составить самое длинное слово из букв, выпавших на 10 кубиках. На задание 2 минуты.
Подведение итогов. Зрители тоже могут составить слово и получить приз.
III –тур. «Кто быстрее ответит» Кто из героев сказок СалтыковаЩедрина …
1. «…думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофе подают»?
(герой сказки «Как мужик двух генералов прокормил»)
2.
«…весь с головы до ног оброс волосами,…а когти у него сделались, как железные.
Сморкаться он уже давно перестал, ходил же все больше на четвереньках».
( Князь Урус – Кучум Кильдибаев. «Дикий помещик»)
3. «…жил дрожал и умирал, дрожал»?
(«Премудрый пискарь»)
4. «..сразу же после свадьбы побежал от молодой жены на съедение к волку, чтобы
выручить брата жены?» (Самоотверженный заяц.)
5. «..забрался ночью в типографию, станки разбил, шрифты смешал, а произведения ума
человеческого в отхожую яму свалил?» (Топтыгин 1й «Медведь на воеводстве» )
6. «..считал цепь, на которой он сидел, наградой за службу»?
(пес Трезор «Верный Трезор»)
7. «…считался в обществе дураком только потому, что любил книжки читать, совершал
добродетельные поступки и не делал подлостей?» ( «Дурак».)
8. «..имел фамилию, родственную по корню слова хищному пресмыкающемуся из отряда
ящеров?» (генерал Крокодилов – «Либерал»)
9. Кого из героев перед смертью совесть мучила, что он «душегуб», «живодёр», «сколько
баб и мужиков обездолил, на всю жизнь несчастными сделал»? ( «Бедный волк»)
10. В какой сказке Салтыкова – Щедрина героями являются: Умеренность, Аккуратность,
Лицемерие, Мздоимство, Любоначалие, Уныние и прочие.
(«Добродетели и пороки».)
11. Кто из воевод роптал, что чин на него большой наложили, а какими злодействами его
подтвердить не указали» ( «Топтыгин 3й «Медведь на воеводстве».)
12. Какой дятел дописывал шестой том «Истории леших» ( «Орел – меценат»)
13. Какой заяц мне сказки рассказывал? ( « Здравомыслящий заяц».)
14. У кого из героев гадюки отрезали туловище вплоть до самой шеи?
(У героя сказки «Богатырь»)
15. Какой зверь «днем в человеческом виде гостей принимает, а чуть смеркается, берётся
за перо и начинает газету писать»? («Гиена») 16. Какой мужик, накормив тунеядцев, свил верёвку, чтобы тунеядцы эти его к дереву
привязали, дабы он не убежал? («Как мужик двух генералов прокормил»)
Молодцы ребята! Знаете сказки.
IVтур «Ромашка» На лепестке написано имя героя сказки, а на другом лепестке название
сказки. За 3 минуты надо правильно собрать ромашку.
Пискарь «Премудрый пискарь»
Заяц – «Самоотверженный заяц»
Топтыгин – « Медведь на воеводстве»
Глухой тетерев – «Чижиково горе»
Карась «Карась идеалист»
Вобла – «Вяленая вобла»
Пес Трезор «Верный Трезор»
Генералы «Как мужик двух генералов прокормил»
Волк – «Бедный волк»
Орел «Орёл меценат»
V –тур. «Составь слово»
Из слова «Самоотверженный» составить наибольшее количество слов. Даётся 5 минут,
затем команды по очереди читают слова. Повторяться нельзя, выигрывает тот, кто придумал
наибольшее количество слов.
Подведение итогов по звёздам.
Урок русской литературы в 10 классе по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина
Урок русской литературы в 10 классе по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина
Урок русской литературы в 10 классе по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.