Урок литературы в 11 классе посвящён миру поэзии о любви поэтов Серебряного века. Урок построен в соответствии возрастных особенностей учащихся , используются индивидуальные и групповые формы работы, аудио и видео записи, воспитывает интерес к поэзии и личности поэта, нравственные качества личности учащихся
ГБОУ ЛНР.docx
ГБОУ ЛНР «Весёлотарасовская ООШ 1-3 ступеней Лутугинского
района»
Разработка урока по русской
литературе
для учащихся 11 класса
Подготовила:
Правниченко
Людмила Евгеньевна,
учитель русского
языка и литературы Тема: Мир поэзии Серебряного века
Цель: раскрыть своеобразие лирики поэтов
Серебряного века о любви ; развивать
внимание, память, связную речь, навыки выразительного
чтения, умения анализировать поэзию ;
воспитывать любовь и внимание к личности
поэтов Серебряного века, поэтическому слову,
понимание глубоких переживаний человеческой
души
Оборудование: портреты поэтов Серебряного века,
компьютерная презентация « Поэты Серебряного века»,
аудио запись, видеоклип «Марина Цветаева», эпиграф к
уроку, раздаточный материал
Тип урока: повторение ЗУН учащихся
Методы: практические
Ожидаемые результаты:
Учащиеся определяют основные черты личности
поэтов Серебряного века, выражают собственное
мнение к поэзии
…Любовь, о которой и
после моей смерти
прочтут в моих
книгах.
А. Блок
Ход урока 1.Организационный момент
2. Сообщение темы, целей и задач урока
Мотивация учебной деятельности учащихся
Слово учителя
Существует легенда, что поэта при рождении
ангел целует в лоб. Скорей всего это правда. Ведь
далеко не каждый человек способен писать стихи.
Кроме вдохновения, нужно особое умение, чтобы слова
складывались в рифмованные строчки. Однако и этого
мало. Необходимо в эти строчки вложить собственную
душу, обнажить чувства, поделиться мыслями, постараться
убедить читателя в своей откровенности, сделать его
единомышленником.
Только тогда человека можно назвать Поэтом.
Быть поэтом—это важная миссия на Земле. Он берёт
на себя горести людские, ищет пути преодоления
трудностей, старается утешить и дать мудрый совет.
Быть поэтом— счастье и несчастье!
В любое время и в любой
стране! Сегодня мы
прикоснёмся к миру поэзии Серебряного века и
поговорим о самом поэтическом, самом высоком
чувстве, имя которому----ЛЮБОВЬ
---Какие ассоциации вызывает у вас это слово—
любовь?
(Ответы учащихся)
Эпиграфом будут слова А.Блока: «…Любовь, о которой
и после моей смерти прочтут в моих книгах»
3.Повторение изученного материала
1. Вопросы к учащимся Почему поэзия начала 20 века называется поэзией
Серебряного века?
Какие литературные направления существовали в
этот период?
Ни боги, ни цари,—
Лишь люди с чистым сердцем.
Что могут говорить и
звёздным светом греться.
Что могут просто жить,
Забыв свою усталость,
И молодость допить,
Чтоб капли не осталось.
Что влюблены в весну и
в солнечное лето.
И я их назову---
Их всех зовут поэты.
Кого из поэтов Серебряного века вы знаете?
2 Презентация портретов поэтов Серебряного века.
Первое, что мы видим в человеке,---это его
внешность. Давайте
рассмотрим портреты.
Продолжи предложение
«Смотря на портрет, я могу сказать об этом
человеке, что…»
3.Соотнесите географические названия и связанных
с ними поэтов
1.Москва Маяковский
2.Багдади Гумилёв
3 Петербург Цветаева
4 Константиново Есенин
5. Кронштадт Ахматова
6 Одесса Блок
4. Работа в парах
Учащиеся рассказывают о жизни и творчестве
поэтов, читают понравившиеся строки, анализируют
поэзию. Слово учителя.
Каждый из вас, ребята, воспринимает творчество
поэтов Серебряного века по-своему.
Талант этого поэта, признанный ещё при
жизни, был безупречен. Он стал кумиром
символистов, акмеистов и всех других поколений
русских поэтов.
Но, как сказала А.Ахматова «… и судьба отметила
его чело не только славою, но и трагедиею».
Поэтическим дневником стало его творчество.
«Вся моя жизнь---в моих стихах»,----писал А.Блок
Поэзия----великая держава
Империй власть, сходящая с ума
Ей столько раз распадом угрожая,
Но распадалась всё-таки сама
Поэзия, твоя столица---Пушкин,
Заснежен, строг и страстен город Блок
---- Чем интересен Александр Блок?
О творчестве этого поэта Брюсов писал:
« Его поэзия живёт в мире воображаемом и
почти призрачном», а Иванов---Разумник назвал
его «верным рыцарем «чистого искусства».
-----Как можно охарактеризовать творчество
Н.Гумилёва?
В этом имени---слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских песен
Поднебесье, тихие веси, синь берёзы и синь
рассвет
---О каком говорится поэте?
«Моя лирика жива одной большой любовью к
Родине»,---писал Сергей Есенин.
---Чем интересна личность Сергея Есенина? (Ученик играет на гитаре романс «Отговорила роща
золотая» )
Кто создан из камня, кто создан из глины,
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело---измена, моё имя----Марина,
Я--бренная пена морская.
---Жизнь и творчество М.Цветаевой пришлось на 30-е
годы 20века. Попробуем прикоснуться к её жизни
и творчеству… Жена поэта Осипа
Мандельштама Надежда Яковлевна в своих
воспоминаниях «Вторая книга» писала: « Я не
знаю судьбы страшнее, чем у Марины Цветаевой. В
этих словах нет преувеличения».
----Вы только всмотритесь в глаза этой
удивительной женщины
(Просмотр видеоклипа «Марина Цветаева»).
Н.Гумилёв, А.Блок, М.Цветаева, С.Есенин,
В.Маяковский… Что же
роднит этих поэтов?
Какие темы затрагивали эти поэты в своей
лирике?
5. Мини-диспут
«Что такое счастье?
Кто может быть счастливым?»
1. У каждого человека своё счастье?
А в чём оно заключается для вас?
2. Комментирование эпиграфа
3. У М.Цветаевой есть строки обращения к
современникам:
К вам всем, что мне, ни в чём не знавшей
меры, Чужие и
свои! Я обращаюсь с требованием веры и с просьбой о
любви.
----Какой характер носит любовь в поэзии поэтов
Серебряного века?
4. Рефлексия. Подведение итогов урока. Оценивание.
Изменилось ли после урока ваше отношение к
стихам? К поэтам Серебряного
века?
Сегодня мы попытались прикоснуться к творчеству
поэтов Серебряного века, личная трагедия которых
вплетается в трагедию народа и страны.
Тирана ожидает забвение, а поэтов----бессмертие
Они были Поэтами до сердечной боли.
Нельзя их заставить замолчать.
Душа их уже давно на воле,
И слово правды им не расстрелять!
5. Домашнее задание.
Написать сочинение (на выбор)
Список использованной литературы
1. Арсенина Е.Н. Внеклассные мероприятия в 5-11
классах—Волгоград: Учитель,2007---155с.
2. Играя, познаём. Внеклассные мероприятия по
русскому языку и литературе. Сост. Ю.О.Куликова---
Х.: Изд. группа «Основа», 2012.-270с.
3. Литературная гостиная для учащихся 9-
11классов:разработки внеклассных мероприятий для старшеклассников/авт.--сост. С.Б.Шадрина—Волгоград:
Учитель, 2007--119 с.
4. Литературно-музыкальные вечера для
старшеклассников/ авт.-сост. Е.В.Яровая, Н.Н.Деменева.--
Волгоград:Учитель,2008-252с.
5. Рогозинский В.В., Сафарян С.И. Поэзия серебряного
века.---К.: Вежа, 1997
6. Россыпи педагогического мастерства: Из опыта
работы творческой лаборатории учителей русского
языка и литературы Лутугинского района/ Метод.
сборник—Луганск: Янтарь, 2012—276 с.
Урок русской литературы в 11 классе
Урок русской литературы в 11 классе
Урок русской литературы в 11 классе
Урок русской литературы в 11 классе
Урок русской литературы в 11 классе
Урок русской литературы в 11 классе
Урок русской литературы в 11 классе
Урок русской литературы в 11 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.