Урок «Сергий Радонежский – собиратель русских душ»
Оценка 4.6

Урок «Сергий Радонежский – собиратель русских душ»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
история
10 кл
11.02.2017
Урок «Сергий Радонежский – собиратель русских душ»
Осуществление синтеза истории и литературы в преподавании этих предметов является залогом не только успешного усвоения набора определённых знаний, но и получения действительно полного гуманитарного образования и духовно-нравственного развития личности юного гражданина России. Данный урок призван решить следующие задачи: 1. Изучить содержание «Жития преподобного Сергия Радонежского». 2. Отработать навыки составления сообщений учащихся, а также умения выборочно анализировать художественный текст. 3. Провести параллели между историческим фактом и его художественной фиксацией. 4. Формировать уважительное отношение к прошлому своей родины и её культурному наследию и бережное отношение к слову. 5. Способствовать развитию речи учащихся и расширить их кругозор.Документ Microsoft Office Word
Урок Сергей Радонежский.doc
Урок   «Сергий Радонежский – собиратель русских душ» Цели урока:  1. Изучить содержание «Жития преподобного Сергия Радонежского». 2. Отработать навыки составления сообщений учащихся, а также умения выборочно  анализировать художественный текст. 3. Провести параллели между историческим фактом и его художественной               фиксацией. 4. Формировать уважительное отношение к прошлому своей родины и её культурному  наследию и бережное отношение к слову. 5. Способствовать развитию речи учащихся и расширить их кругозор.  Оборудование урока:   Отрывки из «Жития» преподобного Сергия Радонежского, написанного Епифанием Премудрым   (Перевод   М.   Ф.   Антоновой   и   Д.   М.   Буланина).  Интерактивная историческая   карта   «Русь   в   XIV­   XV  вв.».  Репродукции:     «Благословение   отрока Варфоломея]»,  «Святой   преподобный   Сергий   Радонежский   чудотворец»   на   фоне Троицкого собора и Святой Троицы на маковке, «Сергий Радонежский Чудотворец», «Похищение мощей преподобного Сергия Радонежского из Троице­Сергиевой Лавры», репродукции  картин Нестерова «Видение отроку Варфоломею», «Труды Преподобного Сергия». Портреты  Патриарха Тихона, Патриарха Алексия I, Патриарха Алексия II. План урока I.  Отрок Варфоломей. II.  Обращение к Богу. III. Сергий Радонежский и князь Дмитрий Донской. IV. Обретение святых мощей Сергия  Радонежского. 1. Вступительное слово учителя о задачах урока.     Радонежский считается Сергий покровителем школьников, их помощником и заступником. Житие Сергия – это образец служения Богу, своей стране. Уже в школе на   уроках   истории   мы   узнаём   о   том,   что Преподобный   Сергий   заботился   о воспитании   юного   князя   Московского Дмитрия   Ивановича,   заботился   о   его нравственном   здоровье,   прививал   ему   с детства   любовь   к   своей   земле   и   своему народу.   Очень   важно,   когда   с   детства закладываются такие категории морали, они в   последующем   составят   менталитет человека,   а   тем   более   правителя государства.   Для   того   чтобы   понять,   как Благословение отрока Варфоломея] сформировалась   личность   самого   Сергия, необходимо   проанализировать   его   жизнь   в детстве   и   отрочестве,   а   также   деяния Пресвятого Сергея Радонежского Задачи, стоящие перед учащимися. 1.Определить, какие факторы сформировали личность юного отрока Варфоломея. 2. Показать единство в служении Сергия Радонежского Богу и Отечеству. Возможно предварительно дать сообщение группе учащихся о преподобном Сергии  Радонежском (детские годы, подвижническая деятельность и её оценка,  чудотворство). Отрок Варфоломей I. Вариант сообщения учащегося   Родители, По   древнему   преданию,   имение   его родителей   находилось   в   окрестностях Ростова   Великого.   «бояре знатные», по­видимому, жили просто, были тихие,   спокойные,   с   крепким   и   серьезным складом   жизни.   Они   предпочитали уединение на лоне сельской природы. Очень строго относились  к церковным  уставам  и всегда   помогали   бедным   людям.   Так   же учили они и детей своих, строго внушая им всегда   впускать     к   себе   в   дом путешествующего   инока   или   усталого странника. Ростовские   обедневшие   бояре   ­ Кирилл и Мария уже имели сына Стефана, когда   в   1322   году   Бог   подарил   им Варфоломея   –   будущего   основателя Троицкой   Лавры   и   несокрушимую   опору родной земли. Задолго   до   рождения   Варфоломея был дан знак свыше, который дал знать, что это будет великий избранник Божий. В один воскресный   день   в   церкви   во   время Божественной   литургии   неожиданно   среди общей тишины младенец вскрикнул в утробе матери три раза. Так что многие обратили внимание на этот крик. Преподобный  Сергий у гроба родителей Родился   Варфоломей.   Праведные   родители   пригласили   своих   родных   и   добрых знакомых разделить с ними эту радость. Крестили ребенка на сороковой день его рождения в церкви, где ему было дано имя Варфоломей, так как этот день (11 июня) был посвящен памяти святого Апостола Варфоломея. Этого требовал тогдашний церковный обычай. Его имя означало «сын радости»  Варфоломей рос неслышно, не причиняя родителям никаких неприятностей. Был здоров, тих и послушен. Ему почти ничего не приходилось повторять дважды. Он очень любил   одиночество,   природу   и   часто   предавался   своей   мечтательности.   Всегда   очень добросовестно выполнял любое дело – этой чертой исполнилась вся его жизнь. Мать воспринималась Варфоломеем как ощущение – ее голос, теплые, нежные руки; отца, далекого и строгого, он уважал и в то же время боялся; но подлинное благоговение в нем вызывал его старший брат Стефан. Воспитывался Варфоломей на сказках, а позднее на преданиях старины, былинах, «житиях» и Евангелие. Сказки всегда учили быть добрыми, всегда с уважением относиться к старшим, что тогда было всеобщим законом. Сказки сказывала няня  по вечерам. Мать же читала жития святых и пересказывала Евангелие. Когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали его учиться грамоте. Тогда все смотрели на обучение грамоте как на дело священное. Грамота давала пути к чтению   Божественных   Писаний.   Вместе   с   ним   учились   его   братья:   старший   Стефан   и младший Петр. Они обучались успешно, а Варфоломей далеко отставал от них. Учителя наказывали, товарищи смеялись над ним. Он и сам прилагал все усилия, проводил целые ночи над книгою, а часто, уединившись, горько плакал, усердно и горячо молился Господу Богу. Но грамота все же не давалась ему. Однажды отец послал его в поле искать жеребят, поручение пришлось особенно по душе мальчику, который любил уединиться от людей. Здесь­то и случилось с ним нечто необычное.  Под   дубом   он   увидел   незнакомого старца – черноризца, который молился Богу. Поклонившись,   Варфоломей   отошел   в сторону,   чтобы   не   мешать,   и   стал   ждать окончания   молитвы.   Старец   окончил молитву, и ласково подозвал Варфоломея к себе. Мальчик поведал старцу свое горе, и попросил   его   помолиться   за   него   Богу. Старец   увидел   усердие   мальчика,   воздел руки   к   небу   и   стал   просить   для   него просвещения свыше.  Нестеров. Видение отроку Варфоломею Старец   заключил   свою   вдохновенную   молитву   словом   «аминь!»,   и   бережно   дал Варфоломею   малую   частицу   святой   просфоры,   благословляя   ею   Варфоломея.   Старец собирался уходить, но Варфоломей со слезами умолял войти в дом его родителей. Они с радостью встретили гостя и предложили ему радужное угощение. Но старец медлил, он велел Варфоломею читать псалмы. И неожиданно для себя и своих родителей, Варфоломей стал читать внятно и четко. А когда старец собирался уходить, родители проводили его до ворот. Но тут он стал невидимым, так что Кирилл и Мария невольно подумали: не Ангел ли это был? С этих пор, какую бы книгу не взял в руки Варфоломей – он читал ее без всякого затруднения. II. Обращение к Богу Вариант сообщения учащегося Рано   в   душе   Варфоломея   раскрылось   чувство   любви   к   молитве   и   готовности   к подвигам  для  угождения   Богу. Всей душой  полюбил   он церковное  Богослужение   и  не пропускал ни одной службы. Святой отрок принимал строгий пост: по средам и пятницам он ничего не ел, а в остальные дни питался только хлебом и водой. Устрой   души   Варфоломея   располагал   его   искать   уединение,   где   бы   он   мог оставаться наедине с Богом. Особенно любил он молиться по ночам, иногда вообще без сна.   Невольно   видевшие   такую   любовь   к   Богу   любовались   Варфоломеем.   А   отрок, взрослея,   все   более   укреплялся   в   своей   вере.   И   с   каждым   днем   росло   его   желание посвятить себя Богу, пока оно не превратилось в пламенную жажду души. Давно   пришла   пора   жениться   Варфоломею.   По   обычаям   того   времени   брачный возраст у юношей наступал после16, а у девушек после 14 лет. Стефан и Петр женились, а Варфоломей стремился посвятить себя Богу. Родители  дали свое согласие, но просили его прежде досмотреть за ними. Варфоломей с радостью исполнял свою обязанность, стараясь всячески угодить родителям, чтобы они молились за него и дали свое благословение. Но вскоре родители его постриглись в монахи, где и провели остаток своей жизни. Со  слезами почтил   Варфоломей   своих   родителей   панихидами.   Так   до   сорокового   дня   он   отмечал память о них. Доставшуюся  долю своего наследства  он отдал своему младшему  брату Петру, и в 23 года стал расставаться с житейскими заботами этого мира. По внешнему виду ему можно было дать больше 20, а по остроте разума более 100 лет. Стефан же немного лет пожил с женой, которая родила двух сыновей: Клемента и Ивана. Но после ее смерти оставил мир и стал монахом в монастыре Покрова Святой Богородицы   в   Хотькове.   Варфоломей   пришел   к   нему   и   просил   пойти   с   ним   искать пустынное место. И Стефан согласился. В поисках подходящего места для поселения братья исходили десятки верст по лесным дебрям. Наконец они нашли то, что искали: большой, поросший лесом холм, у подножия которого тек ручей. Но на самом холме, ни в окрестностях не было никакого жилья. Постепенно создался поселок, принявший вид киновии, где каждый отшельник жил в   своей   собственной   келье,   собираясь   вместе   только   к   богослужению.   Затем   киновия начала   принимать   вид   настоящего   общежительного   монастыря,   возрастая   и   числом насельников, и духовными силами. В   ее   святом   руководителе   чудесно сочетались   три   основные   способности человеческой   природы:   молитвенно­ созерцательное устремление в область духа, неустанный   труд   и   горячая   деятельная любовь не только к людям, но и ко всему живому. Чистые молитвенные возношения в горний мир снискали преподобному особое благоволение Матери Божией, которая его удостоила   чудесными   посещениями.     И братья   приступили   к   постройке   избушки. Рядом  с ней вскоре  выросла  часовня. Она предназначалась   для   чтения   псалмов   и молитв.   Она   вполне   годилась   для удовлетворения духовных нужд маковецких отшельников. Она служила им своего рода «молитвенной   кельей».   Часовня   своим обликом   хорошо   передает   самый   дух отшельничества.   Приземистая   бревенчатая клеть   без   окон,   с   маленькой   дверью   над высоким   порогом   покрыта   плоской четырехскатной   крышей.   Внутри   часовни царит полумрак. Все ее убранство состоит из большого рубленого креста прямо перед входом. Нестеров. Труды Преподобного Сергия Судьба Варфоломея постоянно переплеталась с судьбой его брата Стефана. Столь разные   по   характеру,   они   дополняли   друг   друга.   Оба   они   ощущали   в   себе   нечто апостольское. Но если Стефан верил в то, что спасение людей дело Церкви и Власти, то брат его привык все взвешивать на весах Евангелия. Стефан любил Варфоломея и доверял ему настолько, что позднее отдал ему на воспитание   своего   сына   Ивана,   который   пожелал   вступить   на   путь   монашества.   Но, несмотря на это, разница в их взглядах на мир многие годы спустя привела Стефана к острому   конфликту   с   братом   из   –   за   первенства   в   Троицком   монастыре.   Он   искал возможность учить, находясь среди людей. Отшельническое житие на Маковце было для Стефана ступенью на пути укрепления духа. После Маковца он пришел в Москву как отшельник, закаливший дух в борьбе с демонами пустыни. Уход Стефана с Маковца Варфоломей не воспринял как «предательство» или как малодушие.   Он   успокоил   себя,   вероятно,   простым   объяснением:   Стефан   последовал своему призванию, о котором знает только Господь Бог. На   Маковце   Варфоломей   познал   вкус   одиночества.   К   предстоящей   зиме   он основательно   подготовился.   Недалеко   от   кельи,   на   солнечной   стороне,   Варфоломей устроил небольшой огород, набрал в лесу и насушил пучки целебных трав, заготовил дрова. Единственными   друзьями   отшельника   были   звери   и  птицы.   Больше   года   к   нему приходил медведь, требовавший хлеба, который Варфоломей оставлял ему на пне. Когда же ему нечего было дать зверю, тот не уходил и долго стоял. Маковецкий отшельник встречался с людьми главным образом для того, чтобы, как всякий   христианин,   исповедаться   и   причаститься   «святых   тайн».   Обычно   эти   обряды приурочивались к Страстной неделе – последней неделе перед Пасхой. Оставшись один, Варфоломей обратился к игумену Митрофану и принял от него пострижение.  В монашестве ему было дано имя Сергий. Когда был совершен постриг, Сергий   причастился   Святых   Тайн,   а   после   Причащения   снизошла   на   него   и   вселилась благодать   и   дар   Святого   Духа.   Были   свидетели   того,   что,   когда   Сергий   причастился Святых Тайн, в церкви и вокруг нее   чувствовался запах благовонный. Все видевшие и ощутившие этот запах прославили Бога, который так прославляет своих угодников.   Сергий   был   первым и высшим   иноком, постриженным в той церкви и   в   той   пустыне. Постригшись   в   монахи,   он оставил   мир   и   отрекся   от него,   от   имущества   и   от остальных житейских благ. В  церкви   находился он семь дней, ничего не ел кроме просфоры, взятой из рук   игумена;   от   всего отстранившись,   пребывал он   только   в   посте   и молитве. Сергий остался один в   лесу,   пробыл   там   более года, подвергался чрезвычайным   лишениям   и опасности быть растерзанным зверьми.     Сергий Радонежский Чудотворец (cозданная заново композиция) Масло, сусальное золото, размер 1,5х2  м Людям стало известно, что  в лесу спасается труженик, и начали приходить к нему монахи один за другим и строили около него келии. Поначалу       новооснованный   монастырь   был   крайне   беден;   в   нем   было   всего двенадцать братий. Принимать нового брата можно было только тогда, когда выйдет кто­ нибудь из числа двенадцати. Несмотря на столь бедное положение, игумен строго запретил просить милостыню. Сам Сергий был трудолюбив: он пек хлеба, шил обувь, носил воду, рубил дрова, ни на минуту не предавался праздности и питался только хлебом и водой. Чрезвычайно крепкое и здоровое телосложение помогало ему переносить такой образ жизни. Вместе с тем он был строг и к остальным, требовал от братии такого же сурового образа жизни, какую вел сам. Однако через некоторое время положение монастыря улучшилось. Молва о святой жизни Сергия и его братии расходилась все более и более, и вот к ним пришел из Смоленска архимандрит Симон. Он принес с собой значительное имущество, которое пожертвовал в монастырь   Сергия.   За   ним   пришел   брат   Сергия   Стефан,   приведя   с   собой   своего двенадцатилетнего   сына   Ивана.   Он   отдал   его   под   начало   Сергия,   который   тотчас   его постриг,   назвав   Феодором.   С   тех   пор   Сергий   не   ограничивал   числа   братии   в   своем монастыре,   постригал   всякого   желающего,   предварительно   подвергнув     его   строгому испытанию. В монастырь стало приходить все более и более богомольцев. III. Сергий Радонежский и князь Дмитрий Донской Вариант сообщения учащегося Великий избранник Сергий жил в то тяжкое  время, когда татары заполонили почти все пределы Руси, когда междоусобия князей доходили до кровавых побоищ, когда эти усобицы,   бесправие,   татарское   насилие   и   грубость   грозили     русскому   народу   более полутораста лет томилась Русь под тяжелым татарским игом. Один из гордых ханов татарских Мамай поднялся на Русь со всеми полчищами. Готовясь   выступить в поход, Великий Князь Дмитрий Иоаннович счел первым долгом посетить обитель Троицы, чтобы там поклониться единому Богу и принять напутственное благословение от Преподобного игумена Сергия. Он пригласил с собой брата, всех бывших тогда в Москве православных князей и воевод русских, и после Успеньего дня выехал из Москвы. На другой день они прибыли в Троицкую обитель. Великий Князь Дмитрий воздал смиренное поклонение Господу и просил Сергия молиться за Русь. Святой старец просил отслушать Божественную литургию, а по окончании   пригласил его с другими князьями вкусить хлеба­соли монастырской. Князь Дмитрий, несмотря на известие о приближении Мамая,   согласился.   Сергий   по   окончании   трапезы   окропил   священной   водой   Великого князя и всех бывших с ним князей. Сергий давал наставления князю, который слушал его с сердечным   умилением.   Князь   просил   в   свои   полки   двух   братьев­иноков   –   Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которые раньше славились как доблестные воины, храбрые богатыри и люди очень опытные в военном деле. Сергий, не задумываясь, согласился. Есть предание, что в это время преподобный Сергий вручил Великому князю икону Господа Вседержителя, которая и поныне хранится в Московском Симоновом монастыре. Быстро   разнеслась   по   всей   Руси   весть   о   том,   что   Великий   князь   получил благословение от старца Радонежского на бой с Мамаем. Светлый луч надежды блеснул в сердцах людей. Во время грозной Куликовской битвы в обители святой игумен Сергий собрал всю свою братию и возносил молитвы Богу за успех великого дела. После победы князь был прозван за это Донским, и он снова прибыл в обитель Троицы, чтобы воздать благодарность Господу, лично поведать Сергию о победе и поблагодарить его за теплые молитвы и за помощь. Преподобный встретил его у святых ворот обители со святыми иконами и святой водой и, осенив его крестом, поздравил с победой. В этот раз князь наделил монастырь Сергиев   щедрыми   дарами,   учредил   для   преподобного   Сергия   и   его   братии   обильную трапезу, в которой сам принимал участие со своими спутниками, и с радостным духом возвратился в Москву. В 1380 году обитель стала еще больше близка сердцу Великого князя Дмитрия. Лишившись отца, он всею душой расположился к смиренному игумену Радонежскому. В нем он нашел мудрого советника и теплого молитвенника; не раз обращался к нему за помощью   в   государственных   делах.   При   отеческом   руководстве   Святителя   Алексея   и благодаря   деятельному   участию   игумена   Радонежского   постепенно   возрастала   власть Великого   князя   Московского,   а   под   его   знаменем   стала   постепенно   объединяться   и русская земля, обессиленная раздорами удельных князей. А. Д. Кившенко. «Посещение великим князем Дмитрием Сергия Радонежского перед выступлением в поход на татар. 1380 год». 1880. Икона   «Святого   преподобного   Сергий Радонежский   чудотворец»   на   фоне Троицкого   собора   и   Святой   Троицы   на маковке.  1995г. Автор: Анатолий Сысолов             В   государственную   историю   России   Сергий   Радонежский   вошел   как   человек, который   помог   объединиться   разрозненным   русским   князьям   и   предсказал   Дмитрию Донскому   победу   на   Куликовом   поле.   Благословив   князя   на   битву   с   Мамаем, Преподобный дал ему в сподвижники двух лучших своих иноков ­ Александра Пересвета и Андрея                   В ночном видении накануне татарского набега Преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет   непродолжительно   и   святая   обитель,   восстав   из   пепла,   процветет   и   еще   более возрастет.  Ослябю.   Митрополит Филарет писал об этом в «Житии Преподобного Сергия»: «По подобию того, как подобало пострадать Христу, и чрез крест и смерть войти в славу воскресения, так и всему, что Христом благословляется на долготу дней и славу, подобно испытать свой крест и свою смерть». Пророчество   преподобного   Сергия   исполнилось:   8   сентября   1380   года,   в   день праздника   Рождества   Богородицы,   русские   воины   одержали   полную   победу   над ордынскими полчищами, положив начало освобождению Русской земли. Свою кончину великий проповедник  предчувствовал за полгода и потому, призвав всю братию, передал ученику своему Никону звание игумена. Затем 25 сентября 1392г., зная, что умирает, собрал иноков, высказал им свои наставления и, причастившись святых Тайн, скончался. Он как бы радовался, что оставляет земной мир, который не привлекал его своею ложью, злобой и тщеславною суетностью. С тех пор прошло много сотен лет. Монастырь стал Троице­Сергиевской лаврой, где покоятся нетленными мощи великого праведника, внимает он миллионам приходящих к нему кающихся грешников, ищущих заступничества перед Всевышним, крепнет вера у них и желание к благочестию, посылаются блага просящим у Творца через него.  IV. Обретения мощей Сергия Радонежского Сергий   скончался   25   сентября   1392   года.   Через   30   лет   ­  5   июля   1422   г.   при преподобном игумене Никоне, были найдены нетленными его мощи и одежды, и в 1452 он был причислен к лику святых. Пройдя через огненное очищение, воскресла в долготу дней обитель Живоначальной Троицы, восстал и сам преподобный Сергий, чтобы уже навеки своими святыми мощами пребывать в ней. Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, Преподобный Сергий   явился одному благочестивому   мирянину   и   велел   известить   игумену   и   братии:  «Зачем   оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?»  И   вот   при   строительстве   собора,   когда   рыли   рвы   для   фундамента,   открыты   и изнесены были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды   на   нем   были   невредимы,   хотя   кругом   гроба   действительно   стояла   вода.   При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя   Звенигородского   Юрия   Димитриевича,   святые   мощи   были   изнесены   из   земли   и временно   поставлены   в   деревянной   Троицкой   церкви   (на   том   месте   находится   теперь церковь   Сошествия   Святого   Духа).   При   освящении   в   1426   году   каменного   Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.  Обретение мощей преподобного Сергия Все нити духовной жизни Русской Церкви сходятся к великому Радонежскому угоднику и чудотворцу,   по   всей   православной   Руси   благодатные   животворящие   токи распространяются от основанной им Троицкой обители. Духовным символом собирания Руси в единстве и любви, исторического подвига народа  «чтобы стал   храм   Живоначальной   Троицы,   воздвигнутый   Преподобным   Сергием, постоянным взиранием на Нее побеждался страх ненавистной розни мира сего». «Игуменом Русской земли» назвал народ основателя Дома Живоначальной Троицы. К Преподобному Сергию, как к неиссякаемому источнику молитвенного духа и благодати Господней, во все времена шли на поклонение ­ для назидания и молитвы, за помощью и исцелением ­ тысячи народа. И каждого из прибегающих с верой к его чудотворным мощам он   исцеляет   и   возрождает,   исполняет   силы   и   веры,   преображает   и   возводит   к   своей светоносной духовности. Но   не   только   духовные   дары   и   благодатные   исцеления   подаются   всем,   приходящим   с верою к мощам Преподобного, но ему дана также от Бога благодать защищать от врагов Русскую землю. Своими молитвами Преподобный был с воинством Димитрия Донского на Куликовом   поле;   он   благословил   на   ратный   подвиг   своих   пострижеников­иноков Александра   Пересвета   и   Андрея   Ослябю.   Он   указал   Иоанну   Грозному   место   для сооружения крепости Свияжска  и помогал в победе над Казанью. Во время польского нашествия   Преподобный   Сергий   явился   во   сне   нижегородскому   гражданину   Козьме Минину,   повелевая   собирать   казну   и   вооружать   войско   для   освобождения   Москвы   и Русского государства. И когда в 1612 г. ополчение Минина и Пожарского после молебна у Святой   Троицы   двинулось   к   Москве,   благодатный   ветер   развевал   православные   стяги, «яко от гроба самого Чудотворца Сергия». Подвиг обители в тяжелое для всего народа Смутное время описан келарем Авраамием (Палицыным) в «Сказании о событиях Смутного времени» и келарем Симоном Азарьиным   в   двух   агиографических   сочинениях:   «Книге   о   чудесах   Преподобного Сергия» и «Житии преподобного Дионисия Радонежского».  В  1650 г.  Симеоном Шаховским   был   составлен   акафист   Преподобному   Сергию,   как  «взбранному воеводе»  Русской   земли,   в   память   об   избавлении   Троицкой   обители   от   вражеского обстояния. Другой существующий акафист Преподобному был составлен в ХVIII веке, автором его считают митрополита Московского Платона. В   последующее   время   обитель   продолжала   быть   неоскудевающим   светочем   духовной жизни и  церковного просвещения.  Из  ее  братии  избирались  на чреду служения  многие прославленные иерархи Русской Церкви. В 1744 году обитель за заслуги перед Родиной и верой стала именоваться Лаврой. В 1742 г. в ее ограде учреждена духовная семинария, в 1814 году сюда была переведена Московская духовная академия. Вариант сообщения учащегося Дело №  46 ОСОБАЯ  КОМИССИЯ ПО  РАССЛЕДОВАНИЮ ЗЛОДЕЯНИЙ БОЛЬШЕВИКОВ, СОСТОЯЩАЯ ПРИ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМ ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ НА ЮГЕ РОССИИ СВЕДЕНИЯ по делу о  вскрытии  большевиками  мощей Св. Сергия  Преподобного  в Троицке­Сергиевской лавре, близ Москвы          В   No   82   издаваемой     в   Москве   газеты Российской   коммунистической   партии   «Правда» от   16   апреля 1919 года приведен  под заглавием «Святые   чучела»   протокол   вскрытия   мощей Сергия Радонежского 11 апреля 1919   года. … В присутствии   президиума   и   членов   местного губернского     исполкома…   была   разобрана   рака   с Похищение из Троице­Сергиевой Лавры мощей преподобного Сергия Радонежского мощами   Св.   Сергия   Радонежского   в   Троицко­ Сергиевской лавре близ Москвы.      В 20  час. 50 мин.  по  приказанию председателя Сергиевского  исполкома финна Ванханена один из иеромонахов (Иона)  и игумен  лавры  вынуждены были   приступить     к   кощунственному   акту вскрытия     мощей   одного   из     наиболее   чтимых святых  угодников  Православной  церкви. Те, которые  посвятили  свою  жизнь молитве Преподобному Сергию, должны  были  во  исполнение приказания  большевистского  комиссара  в течение около  двух  часов собственными руками разбирать покровы и мощи  Св. Сергия,  который более пятисот лет тому назад благословлял русский народ  на борьбу с тяжким татарским игом во имя спасения и объединения. А теперь  большевистская  власть покусилась  на покой святых  останков великого молитвенника  земли  русской,  к мощам которого  одно столетие     за   другим   стекались   со   всех   концов   православного     мира   миллионы   богомольцев   для поклонения и благоговейной молитвы… В 22  часа  30   мин. позорное    дело  было   закончено. Протокол,  скрепленный  более     50    подписями, кончается  указанием   на  то,  что  вскрытие  мощей сопровождалось киносъемкой. Беседа с учащимися Вопросы учащимся Возможные варианты ответов 1. Как вы думаете, почему  по требованию власти был совершён кощунственный акт с мощами Сергия Радонежского? преподобного     Замысел   власти   сводился   к   тому,   чтобы убедить   верующих   в   тленности   мощей Преподобного   Сергия. число верующих,   шедших   на   поклонение,   против ожидания   властей,   с   каждым   днем   только увеличивалось.   После   закрытия   Лавры доступ   братии   и   верующих   к   мощам прекратился.   Однако   2.   Как   вы   думаете,   почему   новая   власть боролась   такими   варварскими   средствами со   святынями   русской   православной церкви? Новой  власти  нужно  было  насадить  новую атеистическую   идеологию.   Так   как неверующим   легче   прививать   новые коммунистические идеалы Вариант сообщения учащегося Патриарх Московский и всея России Тихон   Святейший Патриарх Алексий I В 1919 году по решению Сергиево­посадского  исполкома Троице­Сергиева Лавра была закрыта как  действующий монастырь. Мощи Преподобного  Сергия находились в ведении Лавры, но по  требованию местной власти были обнажены от  покровов и прикрыты лишь стеклом.  Осенью   1919   года   возник   план   перевезти   мощи Преподобного Сергия в один из московских музеев. Активное противодействие этому оказали верующие Сергиева   Посада   и   Святейший   Патриарх   Тихон.   В конце   января   1920   года   опасения,   что   советская власть осуществит свой замысел и дело лишь в сроке исполнения,   стали   реальными.   Опасаясь   лишиться мощей   Преподобного   Сергия,   с   благословения Патриарха   Тихона   произошло   изъятие   главы.    О сокрытии главы  Преподобного Сергия в настоящее время известно по не самих участников ее изъятия, а ее последующих хранителей, записанным через 60 ­70 лет после изъятия главы и через 35­45 лет после ее возвращения.  После Великой Отечественной войны П. А. Голубцов переносит   главу   Преподобного   Сергия   из   храма Владимирской иконы Божией Матери на московскую квартиру Е. П. Васильчиковой (лето 1945 года ­ весна 1946 года).   Е. П. Васильчикова на машине отвозит главу Преподобного Сергия Святейшему Патриарху Алексию I. Возвращение главы Преподобного Сергия к его мощам произошло 20 апреля 1946 года после открытия Лавры. Пятое   июля   ­   святого  Сергия.   день   обретения   мощей И ныне Дом Живоначальной Троицы служит одним   из   главных   благодатных   центров Русской   Православной   Церкви.   Здесь изволением   Святого   Духа   совершаются деяния   Поместных   Соборов   Русской Церкви. В обители имеет местопребывание Святейший   Патриарх   Московский   и   всея Руси,   который   носит   на   себе   особенное благословение   Преподобного   Сергия, являясь,   по   установившемуся   правилу, «Свято­Троицкой   Сергиевой   Лавры священно архимандритом». Святейший Патриарх Алексий II Итоговая беседа с учащимися Вопросы  для учащихся Возможные варианты ответов 1.Какие   стороны   характера   Сергия Радонежского   произвели   на   вас   сильное впечатление? 2.Какие   изменения   в   церковной   жизни произошли   в   результате   деятельности Сергия? 3.   До   середины   XIV   века   Русская православная   церковь   видела   в   ордынцах «бич Божий», наказание русским людям за С   глубоким   смирением   Сергий     служил братии.   Преподобный   не   уставал   повторять им: «Я не выгоню вас, ибо Спаситель наш говорил: «Приходящего ко мне не изгоню вон»». Суровой   постнической   жизнью   он   жил; добродетели  его были такие: голод, жажда, бдение,   сухая   пища,   на   земле   сон,   чистота телесная и душевная, молчание уст, плотских желаний   тщательное   умерщвление,   труды телесные,   смирение   нелицемерное,   молитва беспрестанная,   рассудок   добрый,   любовь совершенная,   бедность   в   одежде,   память   о смерти, кротость с мягкостью, страх Божий постоянный.  «Все   посылавшиеся   ему   испытания   с радостью терпел, за все благодарил Бога, а   не   протестовал,   не   унывал   в трудностях». В результате деятельности Сергия появился уникальный   монастырь.  С   благословения митрополита Алексия Сергий ввел в своем устав, монастыре принятый   позднее   во   многих   русских монастырях. Этот  устав отменял принятое до   того   раздельное   жительство   монахов. Принятие общежитийного устава и его   при   поддержке распространение великокняжеской   власти,   русского митрополита и константинопольского патриарха на другие монастыри Северо­ Восточной Руси явилось важной церковной реформой,   предполагающей   отказ   от прежних,   и   келийных   монастырей, предписывающей ведение общего хозяйства, отказ   от   личного   имущества   и   права заниматься предпринимательством.  Сергий   благословил   князя   Дмитрия, молитвой вооружил его и сказал:  «Следует  общежитийный их грехи. Так ли относился к Орде Сергий? Что нового для церковного деятеля было в его поведении в отношении Орды?   4.   Какой   христианский   образ   являлся символом Сергия Радонежского?   Созвучен   ли   он   был политическим   устремлениям   русского общества XIV века? Почему? деятельности   тебе, господин, заботиться о порученном тебе   Богом   славном   христианском стаде.   Иди   против   безбожных,   и   если Бог   поможет   тебе,   ты   победишь   и невредимым в свое отечество с великой честью   вернешься».  Великий   же   князь ответил:  «Если мне Бог поможет, отче, поставлю монастырь в честь пречистой Богоматери».  И,   сказав   это   и   получив благословение, ушел из монастыря и быстро отправился в путь. «Без всякого сомнения, господин, смело вступай   в   бой   со   свирепостью   их, устрашаясь, нисколько   не   — обязательно поможет тебе Бог». Сергий   всегда   был   сторонником   братской любви   и   единения.   Символом   этого единения стала Святая Троица. В   условиях   военных   тягот   и   нашествий, гибели родных и близких   Сергий помогал людям.   Это   содействовало   сплочению общества,   пробуждению   у   представителей всех   сословий   чувства   общности, ответственности за судьбы Родины.   Рекомендуемая литература и учебные дидактические средства для подготовки урока 1. Епифаний Премудрый «Житие Преподобного Сергия» 1908г. www. KM. ru – Большая  энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008.   Моисеева   Г. 2. Д. Балашов «Похвала Сергию». Роман­газета № 4, М., 1993г 3. Н.И.Костомаров «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». М., 2001 4. Федотов «Святые Древней Руси» М. 1990г.  5. и исторической мысли России XVIII века – Л: Феникс, 2001 6. Ольшевская Л. А., Травников С. Н. Литература Древней Руси и XVIII века – М.: Новая школа, 1996 7.Интерактивное наглядное пособие. Исторические карты «История России с древнейших  времён до XVI века» ­ Дрофа, 2007.   Древнеруская   литература   в   художественном   сознании   Н.

Урок «Сергий Радонежский – собиратель русских душ»

Урок «Сергий Радонежский – собиратель русских душ»

Урок «Сергий Радонежский – собиратель русских душ»

Урок «Сергий Радонежский – собиратель русских душ»

Урок «Сергий Радонежский – собиратель русских душ»

Урок «Сергий Радонежский – собиратель русских душ»

Урок «Сергий Радонежский – собиратель русских душ»

Урок «Сергий Радонежский – собиратель русских душ»

Урок «Сергий Радонежский – собиратель русских душ»

Урок «Сергий Радонежский – собиратель русских душ»

Урок «Сергий Радонежский – собиратель русских душ»

Урок «Сергий Радонежский – собиратель русских душ»

Урок «Сергий Радонежский – собиратель русских душ»

Урок «Сергий Радонежский – собиратель русских душ»

Урок «Сергий Радонежский – собиратель русских душ»

Урок «Сергий Радонежский – собиратель русских душ»

Урок «Сергий Радонежский – собиратель русских душ»

Урок «Сергий Радонежский – собиратель русских душ»

Урок «Сергий Радонежский – собиратель русских душ»

Урок «Сергий Радонежский – собиратель русских душ»

Урок «Сергий Радонежский – собиратель русских душ»

Урок «Сергий Радонежский – собиратель русских душ»

Урок «Сергий Радонежский – собиратель русских душ»

Урок «Сергий Радонежский – собиратель русских душ»

Урок «Сергий Радонежский – собиратель русских душ»

Урок «Сергий Радонежский – собиратель русских душ»

Урок «Сергий Радонежский – собиратель русских душ»

Урок «Сергий Радонежский – собиратель русских душ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2017