Урок "Школа. Профессия - ученик. Учись учиться"
Оценка 4.8

Урок "Школа. Профессия - ученик. Учись учиться"

Оценка 4.8
Презентации учебные +1
doc
обществознание
6 кл
15.09.2018
Урок "Школа. Профессия - ученик. Учись учиться"
Публикация является частью публикации:
Планирование и конспект урока.doc
Урок «Профессия – ученик» Является первым занятием по главе  3 «Школа»  курса «Обществознания» за 6 класс по учебнику Боголюбова Л. Н. Содержание урока соответствует требованиям программы Цели  Предметные:   развитие   представления   о   школе,   значимости   образования   и социальной роли ученика, осмысление понятий: школа, ученик, образование. Личностные:  развитие,   активизация   познавательного   интереса   к   учебному материалу,   освоение   способов   решения   учебной   задачи,   анализирование, рефлексирование     своих   действий,  сравнение,  сопоставление   разных   точек зрения, проявление терпения и доброжелательности  друг к другу, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности (групповая работа). Метапредметные:  продуктивное   общение   и   взаимодействие   в   процессе совместной   деятельности,   принятие   позиции   другого,   ориентирование   в различных источниках информации, критическое оценивание и интерпретация информации Задачи: Обучающая:   Обеспечить   усвоение   обучающимися   понятий,   относящихся   к   школьному образованию; рассмотреть роль образования в жизни человека и общества;  Развивающая: Способствовать   развитию   критического   мышления   (практического, проблемного, рефлексивного)  Продолжить работу над развитием  коммуникативных  умений обучающихся (слушать и слышать, владение устной речью) Воспитывающая: Воспитывать     уважение   к   школе,   установления   значимости   получаемых знаний, формирование духовных ценностей.   Воспитывать     стремление реализовывать свои возможности и способности; способствовать формированию активной жизненной позиции. Тип урока:  По основной дидактической цели   ­ урок «открытия» нового знания Форма урока:  урок  целеполагания;  урок взаимного обучения с элементами интерактивной работы учащихся; с применением технологии развития критичекого мышления; индивидуальной и групповой формы технологии «Мозгового штурма»; Новые понятия:  образование, ступени образования, знания, умения, навыки, гуманитарные, естественно­научные  знания, «учись учиться»,  «профессия –  ученик». Формы организации познавательной деятельности:  индивидуальная, фронтальная, групповая Методы работы:  1)На стадии «Вызов»   ­ мотивационный (мотивация   учебной   деятельности посредством  интригующей ситуации  целеполагания), постановки и решения проблемных вопросов учащимися,  «Мозговой штурм», групповая работа.  2) На стадии «Осмысление» ­ вербальные приёмы интерактивного обучения – открытые вопросы (ориентированные на разные точки зрения),   нейтральная позиция учителя (что даёт возможность учащимся высказывать «правильные» и   «неправильные»   точки   зрения);   активное   слушания   (вербальное   и невербальное выражения поддержки и понимания); игры для мобилизации – «Волна», объяснительно – иллюстративный, «Мозговой штурм. 3) На стадии «Рефлексия»   ­   «интерактивный приём (или техника)   малой группы «Аквариум», «Синквейн». Оборудование:  мультимедийная   презентация,   учебник   Л.Н.   Боголюбова "Обществознание   6   класс",   портреты   Суворова   А.   В.,   А.   Эйнштейна, Демосфена, смайлики Раздаточный   материал:  тесты,   материал   для   составления   памятки, смайлики   –   рефлексия,   схема   синквейна,   план   написания   домашнего сочинения Структура урока по технологии развития критического  мышления: 1)   Стадия   вызова   (проспективная   рефлексия   ­   7   минут) вызов расслабленного   внимания,   определение   цели   обучения,   активный поиск информации. - 2)   Стадия   осмысления   (13   минут) погружение   в   комплексный   опыт   по реализации смысла обучения, систематизация новой информации, осознание новых идей. 3) Стадия размышления или рефлексии   (ретроспективная рефлексия ­ 10 минут) ­  активное рефлексивное оценивание, анализ обучающимися развития и эффективности собственных мыслительных операций План – конспект урока Деятельность учителя Этап урока Орг. момент. Приветствие учеников, проверка готовности к уроку. 1. Стадия «Вызов» (проспект ивная рефлекси я) А) Мотиваци я учебной деятельно сти посредств ом интригую щей ситуации Б) Постанов ка учебной задачи Учитель  заранее готовит сценку «Пётр I и учение»   со   старшеклассниками,     сценка проигрывается 2 – 3 минуты (приложение 1) Проектирует   логику   ведения   урока, деятельность   учащихся   по   освоению понятий:   школа,   образование,   ступени образования.     Организует   полиалог   на уроке.    Учитель   предлагает   определить   тему урока,   исходя   из   увиденной   сценки     и, особенно   из   последних   высказываний Петра I.  Тема урока: «Школа.  Профессия – ученик. Учись учиться» (слайд 1)   Прокомментировать   эпиграф  (слайд   2), определить   знакомые   и   незнакомые термины   в   заголовке   и   ответить     на проблемные вопросы ­ «Почему ученик – профессия?»   ­ «Так ли необходимо в  XXI  веке «уметь учиться»?» (слайд 3) Организация   активной   познавательной деятельности   в Учитель   предлагает   поработать   группах  (но   при   этом   не   забывать     о правилах работы в группах – слайд 4), если Деятельность ученика Дети здороваются, садятся (группы   уже сформированы) Ответы детей  ­ о знаниях  ­ об  учении  ­ о школе Участвуют   в полиалоге (групповом обсуждении), пытаются ответить проблемные вопросы,   но сталкиваются  с затруднениями   на Коммуникати вные   учебные действия: планируют учебное сотрудничество и   работают   в группах  Регулятивные Результат деятельност и Настрой   на работу   на уроке Любое интригующе е   начало вызывает заинтересов анность учащихся   к дальнейшем у   учебному процессу «Мозговой штурм» Анализиру ют полученную информаци ю, самостояте льно, определяют границы знания   и незнания   и вследствие этого формулиру ют   цели урока Метапред метные: продуктивн о   общаются в   процессе совместной деятельност и ­   цели учебные действия:    целеполагание (определяют тему, урока)   ­   планируют свои действия в соответствии   с поставленными целями урока  Группы зачитывают результат работы, выписываются на ранжируются по значимости   цели доске,   класс   знакомый   правила   вырабатываются самими   детьми,   пишутся   в   тетради   и используются на последующих уроках).  Самостоятельно определить  цели урока, опираясь   на   название   темы   и   используя рабочий   лист  (приложение   2),  где   есть несколько     подсказок:   1)   Заполнить       в таблице,   что   учащиеся     знают     по   теме урока, что не знают. 2) Переформулировать заголовок   в   виде   вопросов,   используя активные глаголы, это и будут цели урока.  Учитель уточняет понимание учащимися своих   действий   на   данном     этапе групповой работы 2. Стадия «Осмысл ение»   ­ осмыслен ие опыта,  системат изация новой информац ии,  осознание новых идей   Учитель уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.   Примерные цели    1)   Осмыслить   свои   представления   об образовании, о школе ­  что такое школа?   2) Понять, для чего мы учимся?  3) Определить,  чему учит школа?  4) Выявить этапы обучения   5) Узнать, что значит   учись учиться? 6)   Ответить   на   проблемный   вопрос   – Почему ученик – профессия? Запись вопросов  на доске  и ранжирование целей урока по смысловой значимости Далее   учитель   предлагает,   использую приём  «мозговой   штурм»,    ответить  на вопросы: 1) «Что такое школа для каждого из Вас?» 2) «Для чего мы учимся?» Проблемная ситуация: Актуализир уют имеющиеся знания   и представле ния о школе и об образовани и   Строят высказывания   в устной   форме, отвечают   на проблемные вопросы, решают проблемные ситуации, работают определением (записывают   в тетради), составляют схему. с   «Представьте   себе,   что   нет   на   планете Земля   школ   и   образования,   каким   будет современный мир?» «Один   из   великих   сказал   «Говорить   о необходимости   образования –  это ­   то   же самое,   что   доказывать   необходимость зрения» Работа   с   определением     «Образование» (слайд 5) – выделение смысловых частей и ключевых слов. Проблемный вопрос: «Почему   с  развитием   общества   возрастает потребность в образовании?  ­ «Чему учит школа?» Учитель предлагает учащимся составить схему «Ступени образования». Схема   записывается   учителем   на  доске, составляется   учениками,   дополняется учителем. «У   вас   позади   первая   ступень   школьного образования   ­   начальная   школа.   Этот период   длился   4   года,   где   вы   учились писать, читать, считать. Сегодня вы ученики основной   школы,   в   расписании   появились новые предметы, учителя. Окончив 9 класс, вы   получаете   аттестат   об   основном школьном   образовании.   И   если   раньше   ты мог уйти поступать в училище, техникум, и имел   право   не   идти   в   10   класс,   то   по недавно вышедшему закону, если вы никуда после   9   класса   не   поступите,   то   обязаны, будете вернуться в школу. Так как теперь обязательно Полное среднее образование. В нашей   стране   школьное   образование обязательное   и   бесплатное.   Получив аттестат   о   полном   среднем   образовании, вы   можете   выбрать   несколько   дорог: училище, колледж, Вуз, выйти замуж, пойти в   армию,   начать   работать,   начать   свою предпринимательскую деятельность, получая заочно образование» Вопросы   классу:   (в   ходе   составления доведённые   до схемы)  ­« Какую ступень вы уже прошли?»  ­ «На какой ступени находитесь?»  ­ «Какие ступени предстоит пройти?»  ­ «Какие новые предметы у вас появились в 5 и 6 классах?»  ­ «В школе вы приобретаете знания, умения и навыки. Как вы думаете, что это такое?» (слайд 6) Знания – информация о мире. Умение – применение этой информации на практике. Навыки   –   умения, автоматизма. «Вы   изучаете   разные   предметы   русский   и иностранный   язык,   литературу,   историю, обществознание   ­   эти   предметы   дают   вам знания   о   человеке,   культуре,   т.е.   вы получаете гуманитарные знания. Изучаете   математику,   ботанику   (раздел биологии),   скоро   будете   изучать   физику, химию  ­ эти предметы дают вам  знания о природе,   т.е.   вы   получаете естественно   ­ научные знания. ­ Скажите, только ли эти знания даёт вам школа? Верно,   школа   учит   вас   уважать   людей, честности,   доброте,   товариществу   и   ещё многому……» Физкультминутка – интерактивные игры на мобилизацию «Волна» или «Руки – ноги» Учитель предлагает выполнить задание: Задание   ­   загадка   из   раздела   «Определи историческую личность?»  (кто из слабых и неизвестных людей стал сильным и великим, благодаря   умению     учиться)   (рассказ   о Суворове,   Демосфене (приложение   3),    при   ответах   учащихся использовать презентацию – слайд 7)   ­   Ситуация   «Режим   дня   современного школьника» (антирежим)   Эйнштейне, Записывают   в тетради. Участвуют   в полиалоге Предметн ые: Происходит осмысление понятий: школа, ученик, образование , знания, умения, навыки   Личностны е: проявление познаватель ного интереса, активность в   освоении способов решения учебной задачи Метапред метные: Взаимодейс твуют в   процессе совместной 3. Рефлекси я (ретроспе ктивная)   ­   Учитель   предлагает   поработать   в группах и   разработать памятку «Учись   правил   памятку   учиться»   ­ самообучения,   и самовоспитания   самообразования,   используя   рассказ учителя   и   текст   рабочего   листа   №   2 (приложение 4)   ­   Учитель   уточняет   понимание учащимися   своих   действий   на   данном этапе групповой работы (зачитываются результаты   работы групп – ответы на проблемные вопросы «Что значит учись   учиться?»   и   «Так   ли   необходимо   в XXI веке уметь учиться?») «Оценку   вашему   школьному   труду   даст впоследствии   сама   жизнь,   а   сейчас   мы попытаемся   на   стадии   завершения   урока сделать вывод:  ­ Что же такое школа?   1)  Учитель   предлагает   учащимся составить синквейн со словами – «школа»   (схема   синквейна   – или   «ученик»   приложение   5)     (групповая   работа   – зачитываются результаты) 2)   Учитель   предлагает   оценить выполнение   поставленных   целей   и ответить   на   вопрос   «Почему   ученик   – профессия?» 3)   Учитель   предлагает   оценить результаты   своей   деятельности   и   свою работу на уроке:  ­ Сегодня я узнал  ­ Сегодня я задумался  ­ Сегодня я понял (слайд 8) 4) Рефлексия учителя: «Хотите узнать, что для меня было самым интересным на уроке?» 5) Рефлексия настроения (смайлики –  слайд  9) 6)   Если   останется   время,   то   провести тестирование по выявлению и закреплению полученных   знаний   (тест   составляется Работают группах   в   деятельност и, ориентирую тся в различных источниках информаци и (письменны х и устных), критически оценивают информаци ю.   Анализируют полученную информацию   и в качестве итогов   урока составляют синквейн и отвечают   на проблемный вопрос,  рефлексируют свои действия     Предметн ый Формирует ся осознанное представле о ние школе,   о значимости образовани я и социальной роли ученика.   Рефлексируют настроение Личностны е: рефлексия результатов своей работы, настроения дифференцированно) Учитель   выставляет   оценки   за   урок,   при этом   первоначально   ученики   сами   могут оценить свою работу на уроке. Домашнее   задание   –   творческая   работа   – сочинение   «Школьная   жизнь   моих родителей».   Учитель   раздаёт   план сочинения (приложение 6)  Работают индивидуально и оценивание своей работы Приложение 1 Сценка про Петра     I Пётр I  ­ Опять в казне денег не хватает на открытие цифирных школ для дворян? Недорослями, неучами хотите страну заполонить?      Знатное дворянство по годности считать надобно, а многие малой толики грамоты не разумеют!!!     Объявить всем царский указ: «Кто из казны украдёт столько, что на верёвку хватит, того на той верёвке и повесить!» ­ Заворовались!!! В государственную казну, как в собственный карман лезете!    И бога забыли! Молитесь! На колени!  (3 вельможи молятся на коленях) Пётр     I  ­ Усердно ли вы молитесь? Все  ­ Усердно, государь! Пётр     I  ­ Все ли грехи замаливаете? Все  ­ Все, государь! Пётр     I ­ И вор молится? Вор ­ И я государь! Пётр     I ­ А! Опять Алексашка Меньшиков! Убью, подлеца! Александр Меньшиков   ­   Помилуй,   Пётр   Алексеевич!   Тогда   всех   надо   убивать,   все   понемногу крадут! (убегают из класса в коридор) Сын дворянский (из троих присутствовавших), обращаясь к отцу:  ­ Батюшка родимый, осьмнадцатый мне уже. Не хочу учиться, как государь велит, а хочу жениться! И девицу боярскую себе уже присмотрел…. Входит Пётр     I ­ А! Ещё один неслух выискался! (хватает за ухо) Аль не слышал о моём указе:   «Негоже   молодым   отрокам   жену   брать   себе,   пока   грамоте   не разумеют!»  ­ И дурак сноснее в моих глазах и низкого роду, нежели из знатного. (обращаясь к классу)   ­ А обучение наукам разным есть самое великое дело! И школы – большое благо для государства! (обращаясь к дворянскому сыну)  ­ А тебе розга полагается! (уводит дворянского сына) (Отец дворянского сына, идёт за ними)  ­ Помилуйте, государь батюшка! Приложение 2 Рабочий лист № 1 Тема «Школа. Профессия – ученик. Учись учиться» 1) Заполните таблицу: Знаю Не знаю 2) Переформулируйте заголовок темы в виде вопросов, используя активные глаголы, это и будут цели урока Цели урока – что хочу достигнуть? - спроектировать - создать - разработать - изучить - узнать - понять - осмыслить - определить - разработать - выявить Цели урока: 1) 2) 3) 4) 5)  Приложение 3   ( рассказывая, не употребляете  имя, фамилию и отчество, учащиеся  сами должны догадаться, после ответов открываете слайд в  презентации) Как шел к цели А.В.Суворов. Будущий великий полководец Александр Васильевич Суворов рос неудачни­ ком ­ мал, тощ телом, слаб, некрасив. Мечтать о военной карьере ему было  трудно. Отец надеялся, что он пойдет по дипломатической линии. Учеником  он оказался отменным: французский, немецкий, итальянский, латынь освоил с  радостью. Он мечтал стать полководцем и решил себя посвятить этой цели.  Однако в ребячьих играх он терпел поражения. Тогда Суворов решил научить  себя переносить усталость и холод, закалять свое тело, тренировать  выносливость, волю и силу. Рано вставая, он обливался холодной водой,  скакал на коне в одной рубашке навстречу осеннему ветру и дождю. Был  настойчив в достижении цели, упорен, даже непреклонен. Серьезно занимался  математикой, картографией и военной историей. Старый приятель отца Саши  А.П. Ганнибал проэкзаменовал мальчика, дав его работе над собой высокую  оценку. Обращаясь отцу, он сказал: «Не препятствуй человеку заниматься  тем, к чему он назначен. Блаженной памяти Петр поцеловал бы его лоб за  настойчивость и труды!» Так шел к цели двенадцатилетний Саша Суворов,  прославивший в будущем русское воинство, русскую силу, доброе имя отца  своего Жизнь великого ученого А.Эйнштейна. Человечество знает большое число примеров, когда люди, занимаясь самооб­ разованием, делали большие научные открытия в различных областях знаний,  изменяли свою жизнь. В старших классах вы будете изучать теорию относительности А. Эйнштейна,  которая принесла ему мировую славу. Но интересна история этого человека,  которого знает весь мир. Сам Эйнштейн вспоминал: «Моим слабым местом была плохая память, осо­ бенно на слова и тексты». И действительно, преподаватель греческого языка  как­то сказал ему: «Из вас никогда ничего путного не выйдет». Но далее  Эйнштейн продолжает: «Только по физике и математике я шел благодаря  самостоятельным занятиям далеко впереди школьной программы». Из этого ясно, что ключ к пониманию его развития в словах «самостоятель­ ные занятия», которые были решающим образом связаны с его необычайной  любознательностью и способностью удивляться. Ребенком Эйнштейн читал популярные научные издания, по его собственным  словам, затаив дыхание. Жизнь Альберта Эйнштейна ­ один из ярких примеров, когда самостоятель­ ные занятия помогли человеку не только развиться, но и подарить миру свои  открытия. Демосфен. С детства чахлый и болезненный, с неясным выговором и коротким дыханием  юноша Демосфен поставил перед собой задачу стать оратором. Требования к  оратору того времени были суровыми: оратор должен был иметь  величественный вид громкий, но не крикливый голос, виртуозно владеть  мимикой и жестом. Демосфен обучался красноречию у "знаменитых риторов  того времени. Первое его выступление, однако, было осмеяно народом.  Демосфен начал работать над собой. Он устроил себе комнату в подземелье  для занятий: учился актерской игре; укреплял голос; неясный шепелявый  выговор одолевал тем, что, вкладывая в рот камешки, читал на память стихи;  запоминая речи, которые ему приходилось слышать, он затем восстанавливал  ход мыслей, выражал те же мысли иными речевыми оборотами. Труд  Демосфена увенчался успехом ­ он завоевал славу лучшего оратора. Приложение 4 Рабочий лист № 2         Ты   –   ученик.   Учёба   сегодня   –   твой   основной   труд.   Надо   проявлять   старание,   силу   воли,   настойчивость,   усидчивость   и терпение.   Твоя   оценка     ­   результат   твоего   труда.   Труд   ученика состоит из занятий в школе и подготовки уроков дома. А когда ты садишься   за   уроки?   Делаешь   ли   перерывы   во   время   выполнения домашних   заданий?   Готовишь   ли   рабочее   место?   Делаешь   ли задания на черновике или сразу в тетради?    Доказано,   что   самое   подходящее   время   для   выполнения домашних заданий с 16 до 17 часов. Вечером память ослабевает, внимание рассеивается, снижается работоспособность. И если это происходит изо дня в день, то в результате не только неудачи в учёбе, но и физическая усталость. Очень важно хорошо уметь писать, считать и читать. Очень важно  ­ уметь распределять своё время правильно, выполнять задания по предмету, самому себя проверять, ставить перед собой задачи   и решать их.         Труднее всего, но необходимо всегда и всему  учиться самому, используя самообучение.   Учителя   только помогают вам в этом. Развивать свои способности, умение управлять собой, исправлять недостатки   характера   и   вредные   привычки   легче   сейчас   путём самовоспитания.         Всё возможно, если есть желания, стремления и упорная работа над самим собой ежедневно. Приложение 5 Схема  синквейна (пятистишия) СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ      ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ    ГЛАГОЛ         ГЛАГОЛ ФРАЗА ИЗ ЧЕТЫРЁХ СЛОВ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ  (ВЫВОД) Приложение 6 Домашнее задание (раздаётся каждому) Сочинение «Школьная жизнь моих родителей» План:  1) В какие годы  и в какой школе учились? 2) Какие предметы изучали? 3) Рассказать о своих учителях 4) Чем запомнились школьные годы? (друзья, радости, неудачи, интересные случаи)

Урок "Школа. Профессия - ученик. Учись учиться"

Урок "Школа. Профессия - ученик. Учись учиться"

Урок "Школа. Профессия - ученик. Учись учиться"

Урок "Школа. Профессия - ученик. Учись учиться"

Урок "Школа. Профессия - ученик. Учись учиться"

Урок "Школа. Профессия - ученик. Учись учиться"

Урок "Школа. Профессия - ученик. Учись учиться"

Урок "Школа. Профессия - ученик. Учись учиться"

Урок "Школа. Профессия - ученик. Учись учиться"

Урок "Школа. Профессия - ученик. Учись учиться"

Урок "Школа. Профессия - ученик. Учись учиться"

Урок "Школа. Профессия - ученик. Учись учиться"

Урок "Школа. Профессия - ученик. Учись учиться"

Урок "Школа. Профессия - ученик. Учись учиться"

Урок "Школа. Профессия - ученик. Учись учиться"

Урок "Школа. Профессия - ученик. Учись учиться"

Урок "Школа. Профессия - ученик. Учись учиться"

Урок "Школа. Профессия - ученик. Учись учиться"

Урок "Школа. Профессия - ученик. Учись учиться"

Урок "Школа. Профессия - ученик. Учись учиться"

Урок "Школа. Профессия - ученик. Учись учиться"

Урок "Школа. Профессия - ученик. Учись учиться"

Урок "Школа. Профессия - ученик. Учись учиться"

Урок "Школа. Профессия - ученик. Учись учиться"

Урок "Школа. Профессия - ученик. Учись учиться"

Урок "Школа. Профессия - ученик. Учись учиться"

Урок "Школа. Профессия - ученик. Учись учиться"

Урок "Школа. Профессия - ученик. Учись учиться"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2018