Урок систематизации и обобщения знаний на тему "Россия в 17 веке"
Оценка 4.6

Урок систематизации и обобщения знаний на тему "Россия в 17 веке"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
история
7 кл
19.06.2017
Урок систематизации и обобщения знаний на тему "Россия в 17 веке"
Урок обобщения знаний на тему.docx
Урок систематизации и обобщения знаний на тему "Россия в 17 веке"    Учитель: Прусова С.И., МБОУ «Лицей № 2»  План урока. I. II. Оргмомент. Вступительное слово учителя. Закрепление и обобщение изученного материала. III. Итог урока.  Ход урока. Учитель:   Я думаю, что никто из присутствующих здесь не сомневается в необходимости изучения истории.  А тем более истории своей Родины. Советская писательница, поэтесса и переводчица Наталья  Петровна Кончаловская  писала       Оглянись на предков наших, На героев прошлых дней. Вспоминай их добрым словом – Слава им, борцам суровым! Слава нашей стороне! Слава русской старине! А преданья старины Забывать мы не должны.                                                                         Мы закончили с вами изучение темы «Россия в17 веке».  Как вы думаете, какая задача стоит  перед нами сегодня? ­ Ответы учащихся. Перед нами стоит важная задача: не просто систематизировать знания, а составить памятку­ алгоритм изучения исторической эпохи. Скажите, зачем мы это будем делать? ­ Ответы учащихся. Попробуем мы все это сделать в увлекательной игровой форме. Перед вами лежат листки с  макетом памятки. В ходе урока каждый из вас постарается создать свою памятку, ориентируясь  на те задания, которые мы будем выполнять. В конце урока мы проверим, что же у вас  получилось.  История в лицах. Кто они? Определите исторического деятеля, о котором идёт речь. 1. ­ Брат жены царя Федора Ивановича и фактический правитель государства при нем. ­ укреплял центральную власть, опираясь на дворянство; усиливал закрепощение крестьян. ­ русский царь с 17 февраля 1598. (Борис Годунов) 2.Самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия Ивановича. ­ Он— беглый дьякон Чудова монастыря (в Москве) Григорий Отрепьев        ­ Во время восстания горожан против поляков, прибывших на свадебные торжества …(его) и  М. Мнишек, самозванец был убит боярами­заговорщиками (Лжедмитрий 1) 3. В Смутное время поддержал Лжедмитрия I, затем вступил в заговор против него. ­ Став царем, подавил восстание И.И. Болотникова ­ В «крестоцеловальной» записи, данной боярам, … обязался ограничить свою власть. Его приход  к власти усилил борьбу среди боярства. (Василий Шуйский) 4.Русский царь (с 1645) из династии Романовых. ­ Занял трон после смерти отца Михаила Федоровича. ­ Прослыв «тишайшим» царем в «бунташный» век (Алексей Михайлович) 5.Провел церковные реформы, вызвавшие раскол. ­Вмешательство Никона во внутреннюю и внешнюю политику государства под тезисом  «священство выше царства» вызвало разрыв патриарха с царем. ­В 1658 оставил патриаршество. ­ Собор 1666­67 снял с него сан патриарха. Сослан на Север (патриарх Никон) 6.Донской казак,  предводитель Крестьянской войны 1667­1671 годов. ­ В 1662­63 донской атаман, воевал с крымскими татарами и турками. (Степан Разин) Ребята, о чем было это задание. Подумайте и запишите у себя в макете, как бы вы назвали пункт  под римской цифрой I.  II Основные события эпохи.  1.Внутренняя политика. А)Экономическая сфера и Б) социальная         Задание 2.История в датах. Установите соответствие между событиями и датами.Учащиеся  выполняют работу на листах.       «Соляной» бунт в Москве Создание первого ополчения Церковный раскол Избрание Михаила Романова царём 1613  1654  1611 1648    Ответ:  1613  Избрание Михаила Романова царём Церковный раскол Создание первого ополчения «Соляной» бунт в Москве 1654 1611  1648    Задание 3.В каждом ряду  даны  даты. Объясните логическую связь между этими датами. 1.  1597,  1637, 1641, 1649 ­  2. 1603, 1606­1607, 1667­1671 3. 1611, 1612 Ответ:  1. Введение  «урочных лет» и увеличение их сроков: 1597 – Указ Фёдора Ивановича «Об урочных летах» ­ установление 5­летнего сыска беглых  крестьян. 1637    – Указ Михаила Федоровича ­     срок сыска увеличен с 5 до 9 лет, 1641    ­ указ Михаила Фёдоровича      ­  срок сыска увеличен до 10 лет­ сбежавших крестьян и до   15 лет   украденных одним феодалом у другого 1649 – Соборное Уложение Алексея Михайловича – установление бессрочного сыска беглых  крестьян 2.Крестьянские восстания 16­17 веков 1603 – восстание под предводительством Хлопка 1606.1607– восстание под предводительством Ивана Болотникова 1667­1671      ­ восстание под предводительством Степана Разина 1. Годы созыва народных ополчений во время Смуты 1611 – Первое народное ополчение 1612 – Второе народное ополчение О чем были эти 2 задания? Озаглавить  пункт памятки под римской цифрой II. (О разных событиях). Обратите внимание, что события могут быть разные.  Мы с вами на обществознании говорили об  обществе и отмечали, что оно состоит из 4­х сфер. Подумайте, о каких 2­х сферах сейчас шла  речь? Озаглавьте памятку под буквами А и Б. Следующие 2 задания будут посвящены еще одной сфере.  В)  Политическая сфера Задание 4.Словарь эпохи.  Определите, о каком понятии идёт речь. 1. Совещательный орган при царе  (Боярская дума) 2. Система, при которой представители власти на местах не получали жалованья из казны, а  должны были содержаться местным населением (кормление) 3. Войско, собранное из добровольцев, непрофессиональных воинов (ополчение) 4. Особый порядок назначения на должность в Русском государстве, при котором  учитывались происхождение и заслуги предков (местничество) 5. Земля, выдаваемая при условии несения государственной службы. В отличие от вотчины   не передавалась по наследству (поместье) 6. Собрание представителей различных сословных групп и государственных институтов,  созывавшееся для решения наиболее важных государственных вопросов (Земский собор) Задание 5.Историческая путаница. (раздать детям на листочках) Найди ошибки. 1. В середине XVII века в России назрела необходимость проведения реформы Церкви.  Начало её осуществления связано с именем митрополита Макария. Основные  мероприятия реформы включали в себя исправление церковных книг  по древнерусским  текстам. Следствием этой реформы стал раскол в русском обществе, т.к. значительная  часть населения не приняла эти нововведения. Церковные деятели пытались повлиять на  старообрядцев. Особенно ярко призывал к поддержке новшеств Аввакум Петров.  Государственные власти не вмешивались в дела Церкви. Ответ: В середине XVII века в России назрела необходимость проведения реформы Церкви.  Начало её осуществления связано с именем митрополита  Никона. Основные мероприятия  реформы включали в себя исправление церковных книг  по греческим образцам, привезённым из  Венеции. Следствием этой реформы стал раскол в русском обществе, т.к. значительная часть  населения не приняла эти нововведения. Церковные деятели пытались повлиять на старообрядцев. Особенно ярко выступал против новшеств Аввакум Петров. Он стал идеологом старообрядцев,  за что был осуждён на ссылку, а в 1682г. сожжён на костре. Реформа проводилась  государством. Все нововведения контролировались властями, велась борьба с еретиками. О каких событиях шла речь? Озаглавьте пункт памятки под буквой В.  Г) Духовная сфера Задание 6. Определите художественные стили (архитектура и живопись) Задания на слайдах. Узорочье Нарышкинское барокко Парсуна Об изменениях в какой сфере мы говорили? Возвращаемся к памятке. Пункт под буквой Г. Все события, о которых мы говорили касались только политики внутри страны. Поэтому теперь  мы можем озаглавить пункт памятки под цифрой 1. О каких еще событиях мы не поговорили с вами? Озаглавить пункт 2 памятки. 2.Внешняя политика. Задание 7. Определите, какие исторические события запечатлены на картинах. Воссоединение Украины с Россией Крымские походы Освоение Сибири Проверка памятки. Памятка­алгоритм изучения исторической эпохи. I.Исторические личности II.Основные события эпохи: 1) внутренняя политика: а) экономическая сфера б) политическая сфера в) социальная сфера г) духовная сфера                   2)    внешняя политика Скажите, полезную работу мы сегодня с вами проделали? Чем она была полезна для вас? Эти памятки сохраните. Можно их вклеить в тетрадь. Каждый раз, готовясь к урокам повторения, можно и нужно пользоваться этой памяткой, так как она направит вас в нужное русло. Подскажет, на что надо обратить внимание в первую очередь. Отметки за урок. I. Блиц­опрос   Учащимся предлагается вспомнить события нашей страны в XVII веке. Вопросы: 1. К нему перешла власть в России после пресечения династии Рюриковичей. (Борис  Годунов) 2. Что такое смутное время? – эпоха социального, политического, экономического и  династического кризиса в стране.       Что такое смута? Смута ­ это мятеж, восстание,  возмущение, неповиновение 3. Чем сопровождалось смутное время? – народные восстания, появление самозванцев,  разорение страны, появление польско­литовских интервентов 4.      Под именем этого царевича действовали самозванцы в России в начале XVII века. (Дмитрий) 5. Каковы были последствия Смуты? 6. Какие задачи стояли перед страной после Смуты? 4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений 1) Организационный этап 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности  учащихся 3) Актуализация знаний 4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы) 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по  изученному материалу   4. Урок обобщения и систематизации знаний  На   уроках   обобщения   и   систематизации   знаний   выделяют   наиболее   общие   и существенные   понятия,   законы   и   закономерности,   основные   теории   и   ведущие   идеи, устанавливают причинно­следственные и другие связи и отношения между важнейшими явлениями, процессами, событиями, усваивают широкие категории понятий и их систем и наиболее общие закономерности.  Процесс   обобщения   и   систематизации   знаний   предполагает   такую последовательность   действий:   от   восприятия,   осмысления   и   обобщения   отдельных фактов к формированию понятии, их категорий и систем, от них ­ к усвоению более сложной   системы   знаний:   овладение   основными   теориями   и   ведущими   идеями изучаемого   предмета.   В   связи   с   этим,   в   уроке   обобщения   и   систематизации   знаний выделяют следующие структурные элементы:  1.      постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся;  2.      воспроизведение и коррекция опорных знаний  3.      повторение и анализ основных фактов, событий, явлений; их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий;  4.      обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и систематизации знаний;  5.       усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой 6.      подведение итогов урока.  VII.Кроссворд               Кузьма  Минин  и  Дмитрий  Пожарский.                                             5.                   7.   9. 1.   3. 4.   6.                   2.         О П О Л Ч Е Н И Е                                                                                                                           8     1.            В  каком  городе  стоит  памятник,  на  котором  есть  такая  надпись:  «Гражданину   Минину  и  князю  Пожарскому – благодарная  Россия,  в  лето  1818  года.»? 2.            Кто  хозяйничал  в  Москве  в  начале  17  века? 3.            Какой  город  заняли  шведы  в  начале  17  века? 4.            Место,  где  проходили  собрания  новгородцев. 5.            Что  должно  было  защищать  народное  ополчение? 6.            Что  стали  собирать  новгородцы  для  создания  народного  ополчения? 7.            Кто  занимался  хозяйством  ополчения  и  его  казной? 8.            Верховным  воеводой  пригласили  князя  . . . . 9.            Войска  Пожарского  штурмом  взяли  Китай­город,  а  затем  сдался  и  гарнизон  . . . .  (Ответы: 1. Москва,2. Поляки, 3. Новгород, 4. Площадь, 5. Отечество, 6. Деньги, 7. Минин, 8.  Пожарский, 9. Кремль)   I. Подведение итогов работы.  Назовите  главные события  и характерные черты 17 века. (Начало 17 в. – Смутное время – эпоха социально­политического, экономического и  династического кризиса. Сопровождалась народными восстаниями, правлением самозванцев,  разрушением государственной власти, польско­шведско­литовской интервенцией, разорением  страны, развёртыванием национально­освободительного движения против интервентов.  Воцарилась новая династия – Романовых. Восстанавливается государственность, происходит  упорядочение системы управления на местах – вводятся воеводства. Появляются новые явления в хозяйственной жизни: преобразование ремесла в мелкотоварное производство, появление  мануфактур, начало складывания всероссийского рынка. Происходит окончательное  закрепощение крестьян (Соборное уложение 1649). Страну лихорадят социальные потрясения:  городские восстания («соляной бунт» ­1648, «медный бунт» ­1662, восстания посадских людей в  Пскове и Новгороде ­ 1650, крестьянское восстание под предводительством С.Разина ­1667­1671,  раскол церкви ­1654. Россия продолжает борьбу за выход к Балтийскому морю, возвращает свои  земли, утраченные в Смутное время, происходит воссоединение Украины с Россией, осваивается  западная Сибирь) «Бунташный» век. От Руси традиционной к Руси Петровской.     Итак, мы проследили исторический путь России в 16,17 веках. К концу 17 века наметилось  отставание России от большинства западноевропейских стран. России требовались масштабные  реформы. Под занавес уходящего века на престол вступил Петр Алексеевич. С его именем  связана новая эпоха в истории нашего государства. Нелёгкие задачи стояли перед ним. Какие? Об  этом мы будем говорить на следующем уроке. Домашнее задание: Заполнить кроссворд.

Урок систематизации и обобщения знаний на тему "Россия в 17 веке"

Урок систематизации и обобщения знаний на тему "Россия в 17 веке"

Урок систематизации и обобщения знаний на тему "Россия в 17 веке"

Урок систематизации и обобщения знаний на тему "Россия в 17 веке"

Урок систематизации и обобщения знаний на тему "Россия в 17 веке"

Урок систематизации и обобщения знаний на тему "Россия в 17 веке"

Урок систематизации и обобщения знаний на тему "Россия в 17 веке"

Урок систематизации и обобщения знаний на тему "Россия в 17 веке"

Урок систематизации и обобщения знаний на тему "Россия в 17 веке"

Урок систематизации и обобщения знаний на тему "Россия в 17 веке"

Урок систематизации и обобщения знаний на тему "Россия в 17 веке"

Урок систематизации и обобщения знаний на тему "Россия в 17 веке"

Урок систематизации и обобщения знаний на тему "Россия в 17 веке"

Урок систематизации и обобщения знаний на тему "Россия в 17 веке"

Урок систематизации и обобщения знаний на тему "Россия в 17 веке"

Урок систематизации и обобщения знаний на тему "Россия в 17 веке"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2017