Урок словесности в 7 классе на тему"Детская совесть в человеке"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
24.02.2018
«Детская совесть в человеке» (по повести «Белый пароход») - урок литературы в 7 классе построен в форме групповой работы. Урок опубликован в Республиканском педагогическом издании "Русская литература в казахстанской школе". Цели: формирование умения пересказывать, анализировать текст, выделять в нём главное; развитие речи, умения высказывать своё мнение, обогащение словарного запаса, расширение кругозора новыми сведениями; нравственное, трудовое, эстетическое, экологическое воспитание (воспитание человечности, трудолюбия, любви к окружающей среде, бережного отношения к природе)развитие умения работать в группе, прислушиваться к мнению товарищей, умение уступать, если чье-то мнение оказалось достойнее внимания. Тип: урок - анализ художественного текста
Метод: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый (с опережающими заданиями).
Приём: работа класса в группах; обмен мнениями; связь с жизнью
00091b3b-db531aa1.docx
Урок русской словесности 7 класс.
Учитель русского языка и литературы
КГУ «Школы-гимназии №1 имени М.Горького»
г. Жетысай, Махтааральский р-н, Южно-Казахстанская область
Минапова Рамиля Рафаиловна
Тема: «Детская совесть в человеке» (по повести «Белый
пароход») Цели:
формирование умения пересказывать, анализировать текст, выделять в нём
главное;
развитие речи, умения высказывать своё мнение, обогащение словарного
запаса, расширение кругозора новыми сведениями;
экологическое воспитание
(воспитание человечности, трудолюбия, любви к окружающей среде,
бережного отношения к природе)
развитие умения работать в группе, прислушиваться к мнению товарищей,
умение уступать, если чье-то мнение оказалось достойнее внимания
эстетическое,
нравственное,
трудовое,
Тип: урок анализ художественного текста
Метод: объяснительно иллюстративный, репродуктивный, частичнопоисковый
(с опережающими заданиями).
Приём: работа класса в группах; обмен мнениями; связь с жизнью
Оборудование: интерактивная доска, выставка книг; стенд с биографическим и
творческим материалом
1. Организационный момент. Психологический настрой «Передай
свечу, не потушив пламени»
2. Вступительное слово учителя. (Беседа ведется на фоне
музыкального оформления и портрета на экране интерактивной
доски.)
-
Чингиза Торекуловича Айтматова отличает стремление
проникнуть в духовный мир человека. Читатель смотрит на мир
глазами его героев, причем ни пол, ни возраст значения не имеют.
Свежесть и непосредственность чувств, острота ситуаций,
богатство красок и,
глубокая реалистичность
произведений стяжали ему заслуженное призвание как советских,
так и зарубежных читателей.
главное, В программе 7 класса для изучения дана повесть «Белый
пароход» («После сказки»). Эта повесть в свое время вызвала
оживленную дискуссию на страницах «Литературной газеты» и в
других органах печати. Не оставляет она равнодушными и
нынешних читателей, потому что сострадание является вечной
ценностью человека во все времена. Однако чувство это
необходимо пробуждать, пока оно еще свежо, ранимо и находит
отклик в детской душе.
(К уроку учащиеся изучили творческую биографию киргизского
писателя и прочли повесть)
3. Работа по ассоциативной таблице, заполнение кластера в
рабочих тетрадях.
А)
Что такое «мир»?
Б) Проверка работы. Учащиеся зачитывают свое видение и
понимание понятия «Мир»
В) Заполнение кластера на доске общими усилиями.
Вселенная
Отсутствие войны
Родина
Взаимопонимание
Мечты о будущем
Природа Друзья
Человек
Семья
Таким образом, мы определились, что для человека самое важное
в жизни.
4. Творческая работа. Устное сочинение-рассуждение в группах.
Ребята готовятся к устному ответу: 1 группа – «Мир моего
детства»; 2 группа – «Мир моих увлечений»; 3 группа – «Моя семья
- моя маленькая родина»; 4 группа – «Беречь природу – значит
беречь родину». По истечении 10-15 минут прослушиваем работы
учащихся выборочно. Коротко обсуждаем полученное сочинение.
Выделяем удачные работы. Хвалим. Подводя итоги, делаем
выводы: Каким должен быть человек, чтобы вырасти достойной
личностью, любящим свою родину, подающим яркий пример
гражданственности и нравственности?
Именно задачу воспитать человека на примерах разных
человеческих судеб преследует современный писатель Чингиз
Айтматов.
5. Выступление учащихся с привлечением выставки книг, стенда с
фотодокументами в разные периоды жизни писателя, а также
интерактивной доски с иллюстрациями, фотографиями и др. по
биографии и творчеству. 1 ученик: - Народный писатель Киргизии Чингиз Торекулович
Айтматов родился в 1928 году в ауле Шекер Кировского района
Фрунзенской области. Окончив семилетнюю школу, в годы Великой
Отечественной войны работал секретарем сельсовета и налоговым
агентом райфинотдела. Позднее учился в Джамбульском
зооветеринарном техникуме и в Киргизском сельскохозяйственном
институте, который окончил в 1953 году. В течение 3 лет работал
зоотехником.
2 ученик: - В 1952 году в альманахе «Киргизстан» выходящем в
городе Фрунзе(ныне Бишкек) был опубликован первый рассказ Ч.
Айтматова «Газетчик Дзюйдо» о японском мальчике, продавце
газет, собиравшем подписи в защиту мира. Писатель рассказывает
о жизни советской Киргизии в рассказах «Сыпайчи», «Трудная
переправа», «Лицом к лицу», «Соперники», а также «Свидание с
сыном», «Солдатенок». В 1958 году Ч. Айтматов окончил Высшие
литературные курсы Союза писателей в Москве.
3 ученик: - Чингиз Торекулович написал повести: «Тополек мой в
красной косынке», «Верблюжий глаз», «Первый учитель»,
«Прощай, Гульсары!». За сборник «Повести гор и степей» удостоен
Ленинской премии в 1963 году, за повесть «Прощай, Гульсары!» -
Государственной премии в 1969 году. 4 ученик: - В 1970 году в журнале «Новый мир» №1 была
опубликована новая повесть «Белый пароход» («После сказки»), а
в газете «Правда» в литературных заметках писалось: «Хочется
думать, что «Белый пароход» плывет по новому руслу в творчестве
Ч. Айтматова». За повесть и сценарий фильма «Белый пароход»
происуждена Государственная премия 1977 года.
5 ученик: - Чингиз Торекулович пишет как на киргизском, так и на
русском языке; он же переводит с киргизского на русский.
Например, перевел рассказ Т. Абдумомунова «Сваты» и второй том
романа Т. Сыдыкбекова «Среди гор». Произведения самого
писателя переведены на многие языки народов СНГ и зарубежных
стран. Ч. Айтматов был видным общественным деятелем.
6. Краткий экскурс по услышанному:
- Назовите полное имя киргизского писателя.
- Где и когда родился Чингиз Айтматов?
- Сколько классов окончил писатель?
- Кем был в годы Великой Отечественной войны?
- Какую профессию получил?
- Что случилось раньше: окончание литературных курсов или
публикация произведений? - Как назывался первый рассказ писателя? О ком в нем
рассказывается?
- Какие рассказы запомнились из перечисленного списка?
- Какая общая тема объединяет эти рассказы?
- Где и когда Айтматов окончил Высшие литературные курсы?
- Назовите повести, которые прозвучали сегодня в сообщениях.
- Какие награды получил писатель за свое творчество?
- Докажите, что Айтматов считается билигвом. Билингв – человек,
свободно владеющий двумя языками.
- Какой факт говорит об известности писателя?
7. Работа по содержанию повести. Класс поделен на 4 группы.
Работают параллельно:
1 и 3 группы – «Старик Момун и мальчик», 2 и 4 группа –
«Легенда и действительность». Группы получают листы с
заданиями, готовятся к устному ответу. 7 задание – логическое.
1 группа: 1) От чьего лица ведется рассказ? 2) Как живет мальчик
на кордоне? 3) Перечислите друзей мальчика. 4) Почему среди них
нет людей? 5) Как воспринимает окружающий мир и людей
семилетний мальчик? 6) Дайте статистический и динамический
портрет мальчика. 7) Почему у героя нет имени? 3 группа: 1) Что означает прозвище старика? 2) Как он
оправдывает свое прозвище? 3) Каковы взаимоотношения старика
с членами семьи? 4) Как Момун относится к легенде о Рогатой
Матери-оленихе?
5) Почему рассказ деда оценивался так:
«рассказывать и видеть, как в кино»? 6) Как вы относитесь к
Момуну? 7) Виноват ли дед в гибели внука?
2 группа: 1) Какое время описано в легенде? 2) Расскажите
историю киргизского племени Бугу. 3) С какого момента
начинается «гиблое время маралов»? 4) Найдите слова,
передающие скорбь автора за гибель маралов. 5) Изменилось ли
что-нибудь с легендарных времен по отношению к маралам? 6)
Что было выдумкой, а что реальностью в легенде? 7) Какое место
в Казахстане описано в легенде?
4 группа: 1) Кто такой Оразкул? 2) Что означают слова; «Чтобы
скрыть свой позор, надо опозорить другого»? К кому они имеют
отношение? 3) Как автор оправдывает поведение Оразкула?
Почему он себя так ведет? 4) Как молчаливый дед смог дать отпор
зятю? Кого всегда винит дед? Так ли это на самом деле? 5) Как вы
расцениваете поступок Момуна – убийство марала? 6) Каких героев
в повести больше – положительных или отрицательных? 7) Как вы
относитесь к героям?
8. Подытоживание работы групп и задания для всего класса: - Почему повесть имеет двойное название?
- Сколько миров изображено в повести?
- Что символизирует финал повести? В какой из двух миров уходит
мальчик?
- Как бы ответили на вопросы мальчика: «Почему люди так живут?
Почему одни злые, другие – добрые? Почему есть счастливые и
несчастливые?»
- Какая житейская мудрость нашла отражение в повести? (Чужой
всегда чужой. Взрослые делают все наоборот. Люди не прощают
тому, кто не умеет постоять за себя.)
- Так в чем же мораль старинной легенды и истории об одном
мальчике?
9. Моральные и нравственные выводы.
- Нельзя не оценить талант писателя в художественном,
романтическом раскрытии душевного мира своих простых на
первый взгляд героев, их морального облика и нравственной
чистоты. Ранимое детское сердечко и трагическое восприятие
событий приводит его к гибели. Другого выхода автор и не видит.
Убийство марала стало лишь последней каплей в череде несчастий
мальчика: и сиротское детство при живых родителях, и
непонимание взрослых: не нашлось «хоть несколько человеческих слов этому мальчику с портфелем», и безобразные скандалы,
устраиваемые Оразкулом и теткой Бекей. Не нашлось никого, кто
бы мог подать мальчику руку помощи! Напрасными оказались
уроки старого деда, который по натуре оказался человеком
безвольным, поддавшимся злой силе, пьянице Оразкулу.
10. Составление формулы характера человека.
- Давайте составим формулу характера человека, умеющего
противостоять злой силе в любых жизненных ситуациях. Черты
характера мы будем брать у героев повести.
Старик Момун
трудолюбие
забота
отзывчивость
умение скрыть свою боль
доброта
Мальчик
чувство справедливости
наблюдательность
сила характера понимание сути
происходящего
- Если сложить черты характеров героев и уравновесить
соотношение возраста, то получилась бы нравственно сильная личность, к идеалу которой мы стремимся. Но духовное начало в
большей степени заложено в мальчике. Недаром финальные
строки повести обращены именно к нему:
«Ты отверг то, с чем не мирилась твоя детская душа. И в этом мое
утешение. Ты прожил, как молния, однажды сверкнувшая и
угасшая. А молнии высекаются небом. А небо вечное. И в этом мое
утешение»
11. Рефлексия урока.
- Можно ли финал повести считать оптимистическим?
- В чем состоит утешение автора?
- На кого автор возлагает свои надежды в будущем?
- Как звучала тема урока? Откуда взяты эти строки?
- «… Детская совесть в человеке, как зародыш в зерне, без
зародыша зерно не прорастет…» Объясните смысл этих слов.
- Почему так случается, что в некоторых людях этот «зародыш» не
прорастает?
- К чему нужно стремиться, чтобы «правда пребывала вовеки», а
добро побеждало зло?
После ответов групп и небольшой дискуссии подводим итоги
урока:
- Именно в детстве человек распознает хорошего человека от
плохого, достойные поступки от недостойных, отвергает то, с чем
не может мириться его душа. Поэтому именно сейчас очень важно
проявлять твердость духа, силу характера, чтобы прожить «как
молния, однажды сверкнувшая в небе». В этих словах звучит
надежда писателя, возлагаемая на вас – юных читателей.
12. Домашнее задание: выполнить творческое задание на
странице 224.
Урок словесности в 7 классе на тему"Детская совесть в человеке"
Урок словесности в 7 классе на тему"Детская совесть в человеке"
Урок словесности в 7 классе на тему"Детская совесть в человеке"
Урок словесности в 7 классе на тему"Детская совесть в человеке"
Урок словесности в 7 классе на тему"Детская совесть в человеке"
Урок словесности в 7 классе на тему"Детская совесть в человеке"
Урок словесности в 7 классе на тему"Детская совесть в человеке"
Урок словесности в 7 классе на тему"Детская совесть в человеке"
Урок словесности в 7 классе на тему"Детская совесть в человеке"
Урок словесности в 7 классе на тему"Детская совесть в человеке"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.