КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ: «ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОМУ
РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ «ЛИСА С ЛИСЯТАМИ»
Учитель: Флегонтова Л.А.
Цель урока. Обучить детей составлению описательного рассказа по картине от
имени изображенного объекта; развивать воображение, диалектическое мышление;
активизировать словарный запас учащихся; учить «вхождению» в изображенное на
картине и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.
Оборудование. Картина «Лиса с лисятами», костюм лисы, карточки со словами,
памятки по написанию сочинения.
I. Организационный момент.
Вот звенит для вас звонок.
Приглашает на урок.
Будем знанья получать,
Чтобы грамотно писать.
II. Сообщение темы урока.
Послушайте загадку. О ком она?
Посмотритека, какая:
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
ХОД УРОКА.
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
Кур крадет.
Какие подсказки помогли вам отгадать?
Сегодня на урок к нам пожаловала лиса. Наша задача как можно больше
узнать, рассказать и запомнить о ней для того, чтобы написать сочинение.
III. Работа по картине.
1. Определение состава картины
Давайте рассмотрим картину. Представьте, что в руках у вас подзорная
труба, в которой виден только один предмет. Посмотрите в трубу и назовите
предметы, которые вы видите.
Дети называют предметы, а учитель прикрепляет карточки на доске:
лиса нора лисята дерево трава мышь
Наводим порядок! Давай! Какие предметы вы могли бы связать между
собой? Объясните эти связи.
Лиса отдыхает под высоким деревом.
2. Характеристика объектов и действий
Лисица – хищный зверь с острой мордой и длинным пушистым хвостом. Переносное значение: о хитром, льстивом человеке
Однокоренные слова: лисица, лисичка, лисий.
Сочетаемость слов: большая, крупная, молодая, старая, хитрая, ловкая, умная,
голодная, живая, рыжая, черно – бурая.
3. Составление загадок о лисе
Попробуем составить загадку о лисе сами. Для этого мы будем использовать
слова как, но не.
4. Представление объектов
Представьте, что мы попали в лес. Что вы слышите? Походите по лесу,
притроньтесь ко всему, что встретилось на пути, и проведите рукой. Какие
запахи почувствовали? Какие вкусовые ощущения добавились?
5. Усиление образности характеристики (пополнение словарного запаса
учащихся) – подготовка к сочинению – описанию
Какими словами можно назвать это животное?
Лиса – лисичка – лисонька
Кумушка, хищница, плутовка
Учитель читает описание лисы:
«У кумушки – лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик
на отлете, шубка тепленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая,
золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек. Ходит лиса тихохонько, к
земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно;
смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.» (К. Ушинский)
Попробуйте сделать описание внешнего вида лисы.
Лиса
Морда вытянутая
Туловище покрыто шерстью рыжей, золотистой, шелковистой, густой
Лапки короткие, в черных «сапожках»
Хвост длинный, пушистый, большой
Глаза черные, хитрые
Ушки торчат на макушке
Как выглядит лисонька?
Лиса очень нарядная. Лиса – красавица.
IV. Расширение и углубление знаний учащихся
Подготовленный ученик читает стихотворение А. Оленич – Гнененко:
По следам спешит лисица –
Пусть кругом трещит мороз,
Где под снегом мышь таится,
Лисица
Ей расскажет чуткий нос.
Поглядит, в сугробах нет ли
Куропаток у токов, И распутает все петли
Хитрых зайцев – беляков.
А заслышав лай собачий
И людские голоса,
Обгоняя ветер, скачет
В поле рыжая лиса.
Наступила очередь выступить нашей славной кумушке Лисе Патрикеевне.
Не многих животных называют по имени – отчеству.
Появляется Лиса.
Здравствуй, Лисонька! Расскажи нам о своем имени – отчестве.
Отчество у тебя особенное – Патрикеевна. Откуда оно?
Лиса. Мама рассказывала, что 600 лет назад жил князь по имени Патрикей,
прославившийся своей хитростью и изворотливостью. С тех пор имя Патрикей
стало равнозначно слову «хитрец».
Так как лиса считалась очень хитрой, она получила это прозвище –
Патрикеевна. Но на самом деле лиса не столько хитрая, сколько
любопытная.
Лиса. Да, по молодости мы в капканы попадаем. Везде все успеть надо.
Лиса быстро бегает. Она умеет ползать, неслышно скользить по земле,
мчаться во весь дух и делать большие прыжки. Лазает она тоже
довольно хорошо.
Лиса. Иногда мы можем взбираться на нижние ветки деревьев. А еще не боимся
воды, так как умеем плавать. Живем мы в норах. Обычно устраиваем их под
камнями или под корнями больших деревьев. Иногда живем в одной норе с
барсуком. Между собой лисы живут недружно, поэтому не собираются в стаи.
Когда мы ловим мышей, люди думают, что мы танцуем: встаем на задние лапки и
ходим мелкими шажками. И представляете, даже есть такой танец фокстрот –
«лисий шаг». Вот мы какие – и прозвище у нас особенное, и даже танец в нашу
честь назвали.
Не верю, что лиса уничтожает много зайцев. Она не всегда их догоняет.
Лиса. Мы едим и птиц, и насекомых, и даже ягоды. А вы знаете, что мы едим чаще
всего?
Чтобы наесться, нам нужно в день мышей двадцать. Весной, в мае, рождаются
лисята. Через двенадцать дней они начинают видеть. Три месяца они не выходят из
норы, поэтому пищу им приносит мать.
Почему же они так долго сидят в норе?
Лиса. У нас очень много врагов. Ребята, вы догадываетесь, кто это?
Да, но это еще и хищные птицы, которые нападают на лисят, а беркут нападает
даже на взрослых лисиц.
А теперь решите кроссворд о лисе. 1. Какое отчество у Лисы?
2. Какой танец назвали в честь лисы?
3. Кто один из врагов лисы?
4. Зверь, с которым лиса может жить в одной норе.
А теперь в вертикальных рядах найдите имя еще одного врага лисы.
V. Физминутка
Лиса по лесу ходила,
Звонки песни выводила.
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела.
VI. Составление рассказа от имени лисы по предложенным вопросам.
Давайте попробуем составить свой рассказ об этом животном. Представьте,
что вы – лиса и рассказываете будто бы о себе самой. Чтобы легче это было
сделать я подготовила вам вопросы. Попробуем ответить на них.
Кто ты?
Расскажи о своей внешности.
Где ты живешь?
Чем питаешься?
Есть ли у тебя враги?
Что ты хотела бы сказать людям, если бы умела говорить?
VII. Работа по предупреждению ошибок.
Какие правила оформления предложения на письме вы знаете?
Вспомните три правила правописания гласных с шипящими. В каких словах
они встретятся.
Обратите внимание на выделенные буквы в написании слов на доске. Почему
я их отметила?
Давайте прочитаем эти слова.
А теперь назовите главное правило, которое поможет вам получить хорошую
оценку за работу.
VIII. Физминутка
IX. Письмо сочинения
X. Итог урока. Чтение учителем отдельных работ.
Урок сочинение-описание по картине: "Лиса с лисятами"
Урок сочинение-описание по картине: "Лиса с лисятами"
Урок сочинение-описание по картине: "Лиса с лисятами"
Урок сочинение-описание по картине: "Лиса с лисятами"
Урок сочинение-описание по картине: "Лиса с лисятами"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.