Урок "Сопоставление героев как прием характеристики" (по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг»). (6 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задачи урока: Предметные: • развивать навыки выразительного чтения прозаического текста, самостоятельная работа с текстом; • учить определять в произведении элементы сюжета и понимать их роль. Метапредметные: • совершенствовать речевые умения путем пересказа и подготовки сообщений; • развивать навыки групповой работы; • вырабатывать умение оценивать правильность выполнения задачи, поставленной учителем; • учить ориентироваться в тексте, определять идею рассказа. • совершенствовать технику чтения. • расширять словарный запас с помощью речевых средств выразительности (сравнение, эпитеты). • воспитывать любовь к природе, родному языку, русскому человеку. • помочь учащимся осознать значение природы в жизни русского человека, влияние фольклора на его мировоззрение. Личностные: • формировать моральные ценности; • развивать чувства эмоционального сопереживания; • воспитать положительное отношение к знаниям.Методическая разработка урока литературы в 6 классе
Иконка файла материала урок 7 ИКТ.docx
Тема урока: Сопоставление героев как прием характеристики (по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг»). 6 класс Тип урока: закрепление изученного материала. Название технологии: информационно –коммуникативные технологии обучения. Цель   урока:  формировать   умение   читать,   комментировать,   анализировать   и интерпретировать художественный текст. Задачи урока:  Предметные:   развивать навыки выразительного чтения прозаического текста, самостоятельная  работа с текстом;  учить определять в произведении элементы сюжета и понимать их роль. Метапредметные:   совершенствовать речевые умения путем пересказа и подготовки сообщений;  развивать навыки групповой работы;  вырабатывать умение оценивать правильность выполнения задачи, поставленной  учителем;  учить ориентироваться в тексте, определять идею рассказа.   совершенствовать технику чтения.  расширять   словарный   запас   с   помощью   речевых   средств   выразительности (сравнение, эпитеты).  воспитывать любовь к природе, родному языку, русскому человеку.  помочь учащимся осознать значение природы в жизни русского человека, влияние фольклора на его мировоззрение. Личностные:   формировать моральные ценности;   развивать чувства эмоционального сопереживания;   воспитать положительное отношение к знаниям. Оборудование: портрет И.С.Тургенева, иллюстрации к рассказу, издания  произведений И.С.Тургенева. Вид используемых  на уроке средств ИКТ Презентация. Образовательные интернет­ресурсы http://yandex.ru/yandsearch?text=www.school­ collection.edu.ru https://docs.google.com http://www.suvenirograd.ru https://www.divnogorsk­fdm.ru 1.Организационный момент. Организационная структура урока Подготовка к анализу  художественного текста.  Формулировка целей и задачВызов. Эпиграф: «Кто часто их видел, тот, верю я, любит  крестьянских детей»   Н.А.Некрасов Слайд № 1­2 2.Осмысление содержания. 1.Беседа на выявление  восприятия учениками  рассказа. Слайд №3 Словарная работа Слайд № 4 2.Работа в творческих группах  (класс разделен на 5 групп)  3.Анализ  портретов героев. Слайд №5 Слайд №6 3. Рефлексия Слайд № 7 4. Обобщение урока. Учитель формулирует вопросы  для беседы: ­Вспомните, какие приемы  помогают охарактеризовать  литературного героя? ­Какие приемы использует  Тургенев в «Бежином луге»?  ­ Ребята, как вы понимаете слова  «пейзаж», «интерьер», «портрет», «сопоставление» Учитель формулирует задания  творческим группам. ­Найдите в тексте  характеристики определённых  героев, выделите  их характерные черты . ­Какие черты героев  подчёркивает Тургенев? Почему так подробно он  описывает одежду, внешность? ­ Что вы можете сказать о  мальчиках, сопоставив их  внешность? Работа с таблицей  «Сравнительная характеристика  героев» ­ Какие былички рассказывают  герои? ­ Кто больше всего их  рассказывает? Как это характеризует  мальчиков? ­Тургеневские герои  рассказывают «страшные»  истории ночью на лугу, у костра.  Вы когда­нибудь оказывались в  подобной ситуации? Страшно  было? ­С кем из тургеневских героев вы  бы не боялись находиться рядом  в «страшной»  ситуации?  Почему? ­ Кто из героев вам понравился  больше всего, кто вам ближе? ­Как вы думаете, зачем Тургенев  сопоставляет мальчиков? Учащиеся воспроизводят приёмы  характеристики литературного  героя, выбирают приёмы  характеристики тургеневских  героев. Толкование смысла слов и их  правописания. Самостоятельный поиск портретов  героев, выделение черт характера. Выразительное чтение эпизода  «Первая ночь в тайге». Учащиеся комментируют выбранные  эпизоды. Работа по памятке «Подробный  пересказ эпизода» Учащиеся называют синонимы: Монологическая речь Пересказ Учащиеся рассказывают свои  «истории», делятся своими  переживаниями, высказывают  собственное мнение, аргументируют  его. Учащиеся анализируют, обобщают,  аргументируют, делают выводы.4.Итог урока 5.Домашнее задание Учащиеся формулируют свои  суждения: ­ Я понял и разобрался… ­ На уроке мне удалось… ­ Я хочу узнать… Учащиеся создают портрет героя Учитель объявляет отметки,  комментирует их, предлагает  обменяться мнениями. Учитель дифференцирует  задания: ­Написать сочинение  «Характеристика героя». ­Составить викторину «Угадай  героя». ­Нарисовать портрет героя.

Посмотрите также